ВХОД
Вернуться
kievlyanin
Алексей Греков Переизобретая школу
Зарегистрирован:
24 мая 2012

Последний раз был на сайте:
1 апреля 2016 в 16:51
Подписчики (59):
max157319
max157319
YanaGVO
YanaGVO
Dorka
Dorka
Киев
elvalery
elvalery
Киев
Ogetts
Ogetts
panas2005
panas2005
agroart2014
agroart2014
forexite
Сергей Александров
37 лет, www.FOREXITE.com - БЕЗОПАСНЫЙ ФОРЕКС
uainvestor
Сергей Ждан
58 лет, Днепропетровск
vechislavs
vechislavs
Alexandrkh
Александр Баро
Харьков
Teleport
Teleport
Луганск
все подписчики
Алексей Греков — Переизобретая школу  RSS блога
директор по стратегическому развитию в Частной школе «Афины»
20 февраля 2015, 00:10

Школа должна измениться — или умереть!

Я больше не хожу на педагогические тусовки — бесполезная трата времени. Когда я слышу фразу «реформа образования» — меня охватывает бешенство. Почему-то сразу вспоминаются «двое из ларца — одинаковы с лица», которые рубили тесто и месили дрова: вроде и действия правильные, и намерения добрые, но, приложенные не в том месте не к тем предметам, они не дают никакого полезного результата.

Год, прошедший после Майдана, в системе образования не изменил ничего. Педагогическое сообщество доказало свою неспособность организовываться, порождать новые смыслы и договариваться о целях. «Закон о высшем образовании», якобы прогрессивный, подтверждает этот тезис как нельзя лучше: два года согласований и выхолащивания сути произвели на свет текст не более революционный, чем инструкция к стиральному порошку. Теперь эту хирургическую процедуру применяют к рамочному «Закону об образовании». — Несколько месяцев всерьез обсуждалось, пять или шесть лет должна длиться начальная школа. Остановились на пяти, и все это было гордо названо структурной реформой.

Когда горизонт планирования для украинского бизнеса составляет год, а то и квартал, — это можно понять: он — заложник решений, принимаемых государством. Когда государственные чиновники принимают решения, наивно предполагая, что Будущее — это всего лишь Present Continuous или «длящееся настоящее», — это халатность, граничащая с преступлением. Но когда вся система образования живет в иллюзорном мире Past Continuous — это беда.

Past Perfect

Уважаемые родители! Если ваши дети идут в школу в этом году, окончат они ее в 2027. Задайте, пожалуйста, вопрос вашим учителям (а заодно — и разработчикам программ): почему они считают, что в 2027 году все эти знания и навыки, приобретаемые учениками, будут еще важны? (Я не утверждаю, что они неважны, но пусть педагоги ответят — почему). А когда они начнут отвечать, переспрашивайте: что-что? Навык социализации? За партой? Глядя друг другу в затылок? — Научиться читать и писать? Тем же способом, что и десять, и двадцать, и сто лет назад? В тех же прописях? По тем же текстам?

Но оставим в покое началку. Худо-бедно, она как-то справляется со своими задачами. Несмотря на перегруз программ и классов, большинство детей сохраняет интерес к учебе и жизни. Добивает же их основная школа. И потому я обращаюсь к вам, уважаемые родители пятиклассников — или, после «структурной реформы», шестиклассников! Ваши дети окончат школу в 2022 году. Знаете ли вы, каким будет мир через 7 лет? Что изменится? Какие навыки будут востребованы? Что уже станет неактуальным?

— Да что вы ерунду городите? — воскликнет нетерпеливый читатель. — Что такого может случиться за эти 7 лет? Я буквально вчера выходил в первый раз на Майдан с оранжевой ленточкой на груди, а вот уже десять лет прошло, и — положа руку на ту же грудь — ничего, по сути, не изменилось.

— Так ли это? Хорошо. Перенесемся даже не в 2004, а в 2007 и осмотримся в окружающем нас технологическом пейзаже.

В начале года выходит новая операционная система от Microsoft — Windows Vista (помните такую?) Еще не начались продажи первого iPhone (это случится в конце года), а значит — никаких тач-скринов у телефонов, только кнопки. iPad’ы — это вообще из другой жизни, их продажа начнется в 2010. — Да что там iPad’ы! Только-только начали появляться первые электронные книги! Естественно, нет никакого Android — он будет разработан в 2008. Facebook лишь в прошлом году открыл регистрацию для пользователей, не являющихся студентами Гарварда, и практически неизвестен за пределами США. Нет в помине ни Viber, ни WhatsApp, ни других сервисов, которые составляют наш сегодняшний инструментарий. В экономике и политике — всё еще в будущем: экономический кризис, война в Грузии, президент Медведев и второе премьерство Юлии Тимошенко (помните такую?)

Только представьте себе: дети, родившиеся в 2007, дети, для которых кнопочные мобильные телефоны — дикая архаика, учатся уже во 2-м классе! И вы по-прежнему считаете, что мир в 2022 будет таким же, как сейчас?

Present Perfect

Ответ отрицательный, и вот почему. Мы с вами живем на стыке двух кондратьевских циклов, — не буду пояснять, не поленитесь, загляните в Википедию. (Кстати, о Википедии: в 2007 году украинская версия насчитывала 50 000 статей, сейчас — более 500 000). Предыдущий цикл, ознаменовавшийся мировым энергетическим кризисом, к концу 1970-х породил иной тип экономики. На базе развившихся к этому времени кибернетики и электроники началась автоматизация производственных процессов, широкое внедрение промышленных роботов. В результате огромные массы неквалифицированных рабочих были вышвырнуты на улицу.

Их приняла в себя сфера обслуживания, которая с этого момента начала разрастаться и дифференцироваться. С этого момента появилось понятие «социально ответственный бизнес». С этого момента традиционные для индустриального общества гигантские иерархические организации стали уступать место маленьким «плоским» структурам.

Изменились сами производственные отношения. Если иерархии требуют «мужских» качеств — умения конкурировать, доминировать и подчиняться, то плоские организации требуют качеств, традиционно считающихся «женскими», — эмпатии, умения сотрудничать и договариваться. Эти поведенческие паттерны переняли даже занятые в сфере обслуживания мужчины.

И вот сейчас мы находимся в ситуации, когда заканчивается предыдущий цикл и начинается новый.

Present Continuous

Контуры этого Будущего, едва намеченные Элвином Тоффлером, начинают обретать различимые черты в предсказаниях Рэя Курцвейла и Митио Каку.

В ближайшие 5 лет произойдет роботизация сферы обслуживания. Больше никаких «Вільна каса!» и «Чем я могу вам помочь?» Роботы могут работать в режиме 24/7 без больничных, отпускных и декретных, без ошибок и хамства. Роботы-уборщики, роботы-помощники, роботы-официанты, роботы-няньки — они уже существуют, продаются и окупаются за год-полтора. А как только их массовый выпуск наладит Китай — не приобрести себе хотя бы робота-кухарку станет попросту неприличным.

Как и 40 лет назад, большую часть неквалифицированных работников вновь вышвырнут на улицу. Куда денутся эти люди? Какая существующая экономическая сфера способна принять их? Сельское хозяйство? Но число занятых в нем не превышает 5 %, и при этом оно постоянно снижается. Промышленность? Пока в ней занято около 20 % работающих, но и ее в ближайшее время ждут катаклизмы.

Китайская компания Winsun напечатала на шестиметровом 3D-принтере пятиэтажный дом площадью 1100 квадратных метров, причем сразу со всеми коммуникациями. Технология позволяет печатать до 10 зданий в сутки по цене 160 000 долларов за штуку. Ау, строители, сантехники и риелторы! Кому вы будете нужны с вашими кривыми стенами, протекающими трубами и жирными комиссионными? Скачанная выкройка плюс 3D-принтер способны нанести удар под дых не только промышленности, но и розничной торговле.

Что же может решить проблему «лишних людей», кроме, конечно, мировой войны? Ответ: Сеть. «Плоская» структура, обеспечивающая продуктивную коммуникацию участников, и отдаленным прообразом которой является нынешний интернет. Сейчас можно долго фантазировать, как именно будет строиться экономика Сети, но одно для меня несомненно: когда мы отгоняем детей от компьютеров, отнимаем у них планшеты и телефоны, заставляя учить логарифмы или строение кольчатых червей, — мы заранее обрекаем их на проигрыш. Нет, не роботам, а своим менее зашоренным сверстникам из Европы, Америки и Юго-Восточной Азии. Ведь мы отвлекаем наших детей от более важной задачи: выработки навыков сетевого взаимодействия, и подменяем ее иллюзорной задачей «овладения знаниями», бесполезными в цифровом роботизированном будущем.

Future Indefinite

Что можем сделать мы, родители, если Будущее таково, каким мы его описали? Как развить у детей необходимые мягкие навыки? И поможет ли нам пресловутая «реформа школы»?

Да — если школа станет плоской структурой. Нет — если она останется иерархическим монстром.

Учеба в формате «читай и повторяй» бессмысленна. Коммуникация — это не просто навык общения, это навык отбора — с кем тебе говорить и кого тебе слушать. Навык работы в команде ставится только работой в команде, — правда, как странно? — а команда предполагает наличие общей цели, и значит — выработки навыков целеполагания, самообладания, ответственности, способности сотрудничать и ограничивать свои амбиции. Сделать всё это в рамках традиционных уроков практически нереально. Такую возможность должна порождать иная обучающая среда.

Я не надеюсь, что государство законом предпишет всем школам стать «плоскими». Впрочем, в Сети государство — всего лишь один из узлов, не более важный и значимый, чем вы или я. Нам не нужно ничьего позволения, чтобы создать свою обучающую сетевую среду.

Поэтому: родители школьников — объединяйтесь! Нам нечего терять, кроме цепей коррупции и бюрократии. Мы можем создать Школу, устремленную в Будущее.

Потому что наши дети — это и есть то Будущее, которое непременно наступит. Потому что мы с вами — и есть та Школа, какой она обязана быть.

Оригинал статьи размещен на сайте Контракты.UA

Просмотров: 5071, сегодня — 1
Следить за новыми комментариями

Комментарии (57)

+
+36
Anko
Anko
20 февраля 2015, 08:38
#
Простой вопрос — кто нужнее нашему государству — послушные граждане или независимые, думающие сами? Вот и ответ — почему не будет никакой настоящей реформы системы образования.
+
+36
Алексей Греков
Алексей Греков
20 февраля 2015, 09:34
Киев
#
Согласен. Поэтому обращаюсь не к государству, а к родителям.
+
+6
Anko
Anko
20 февраля 2015, 13:54
#
Согласен. Только родителей может заботить судьба их детей!
+
0
regulator
regulator
21 февраля 2015, 17:50
Днепропетровск
#
Ув. Алексей! Вы удалили комментарий курильщика ewr34tgg, тогда и мой удалите :) А то мой коммент оказался «в никуда» :)
+
0
Алексей Греков
Алексей Греков
22 февраля 2015, 00:04
Киев
#
Уважаемый regulator! Я не знаю, кто удалил тот спам-комментарий (вероятно, модератор), но Ваш «подвисший» коммент удаляю исключительно по Вашей просьбе. :)
Я принципиально не удаляю никаких комментариев, дабы меня не обвинили в «нечестном» ведении дискуссии. :)
+
0
regulator
regulator
22 февраля 2015, 21:18
Днепропетровск
#
Премного благодарен :)
+
0
regulator
regulator
20 февраля 2015, 08:53
Днепропетровск
#
Школа, как начальная, так и средняя-это уже давно не образование, а бизнес. Частный бизнес. Игнорирующий не только моральные устои, но и конфликтующий с уголовным кодексом. Цель-получить необразованную и супер дешевую рабочую силу.
+
0
Алексей Греков
Алексей Греков
20 февраля 2015, 09:38
Киев
#
Ситуация вскоре изменится. С появлением недорогих обслуживающих роботов нужда в дешевой рабочей силе отпадет. Поэтому системе образования придется также измениться.
+
0
regulator
regulator
20 февраля 2015, 10:22
Днепропетровск
#
В нашей стране? Недорогие роботы? У нас есть два варианта развития — реалистичный и фантастический: реалистичный — прилетят инопланетяне и все сделают, а фантастический —правительство поможет (с). А куда девать выпускников времён незалежности и экспериментов?
+
0
Алексей Греков
Алексей Греков
20 февраля 2015, 12:28
Киев
#
Собственно, об этом я и пишу в статье. Переучиваться. Причем государство этим заниматься не будет.
+
0
alexd75
alexd75
21 февраля 2015, 12:28
#
Уточните пожалуйста, переучиваться на кого?
+
+1
Алексей Греков
Алексей Греков
21 февраля 2015, 13:14
Киев
#
Вот в том-то и проблема, что большей части будущих профессий еще не существует. Например, «наладчик 3D-принтеров», «дизайнер индивидуальных учебных программ» или «эксперт по контент-агрегингу». :)
Об этом также пишет основатель и президент Всемирного экономического форума в Давосе Клаус Шваб:
«Несмотря на трудности, которые повлечет за собой новый виток технологического прогресса, общее его влияние будет позитивным. При этом пришествия роботов Шваб предлагает не бояться, потому что автоматизация труда позволит большему количеству людей получить высокооплачиваемую работу (для этого, впрочем, им придется получить новые навыки, чтобы не остаться за бортом).»
slon.ru/economics/klaus_shvab_nas_zhdet_divnaya_novaya_era_adaptatsii-1217735.xhtml
+
0
proc
proc
20 февраля 2015, 10:23
#
Алексей, а как Вы полагаете, какие тренды вскоре могут проявиться в высшей школе нашей страны?
+
0
Kosack
Kosack
20 февраля 2015, 13:16
Петр I, Санкт-Петербург
#
Прежде чем реформировать систему образования, необходимо утилизировать всех учителей!
+
0
Алексей Греков
Алексей Греков
20 февраля 2015, 22:13
Киев
#
Не всех. Я бы оставил те 20%, которые дают 80% пристойного результата. :)
+
0
Kosack
Kosack
22 февраля 2015, 14:29
Петр I, Санкт-Петербург
#
Всех! Они отравились воздухом системі! Потому прокаженніе и тормоз прогресса! Гуманизм тут вреден! На свалку и баста!
+
0
Алексей Греков
Алексей Греков
22 февраля 2015, 19:41
Киев
#
Ну, ладно! Вам виднее. Всех — так всех! :)
+
+8
Jazzman
Jazzman
20 февраля 2015, 15:59
#
Реформировать только систему образования (как описано) не получится. Поэтому «Государство должно измениться — или умереть!». Но начинать надо всё равно. Родители (граждане) всей Украины объединяйтесь!
+
0
Алексей Греков
Алексей Греков
20 февраля 2015, 22:16
Киев
#
Как убежденный неоанархист — поддерживаю! :)
+
+11
mischko56
mischko56
20 февраля 2015, 21:01
#
Уважаемый господин Греков! Я год в Германии изучал систему частного образования. Преподавал в частной школе, где обучение ученика стоит 2000 евро в месяц. Хочу сказать, что Вы далеки от образования и мне очень жаль частную школу «Афины», если там такой директор по стратегическому планированию.
+
+53
Алексей Греков
Алексей Греков
20 февраля 2015, 22:11
Киев
#
Уважаемый господин mischko56! Я много лет изучал тонкости троллинга. Сражался на форумах с профи, каждый пост которых стоил 2000 рублей. Хочу сказать: Вы никудышний тролль, и мне очень жаль Ваших кураторов, вынужденных пользоваться услугами профана.
+
0
qpyublcw
qpyublcw
21 февраля 2015, 14:11
#
Уважаемый автор, всё же, какие конкретные действия вы предлагаете для спасения системы образования (помимо объёдинения родителей)?
Также очень удивлён, что умение логарифмировать вы записали в бесполезные навыки будущего. Товарищ Азимов писал о возможных последствиях в рассказе «Чувство силы» — не поленитесь ознакомиться.
+
0
Алексей Греков
Алексей Греков
21 февраля 2015, 14:44
Киев
#
Уважаемый qpyublcw! Мой рецепт приведен пятью постами ранее: minfin.com.ua/blogs/kievlyanin/62127/
Что же касается логарифмирования, я не считаю, что этот навык вовсе бесполезен. Но я утверждаю, что он бесполезен для БОЛЬШИНСТВА УЧЕНИКОВ обычной средней школы. ЗНО показывает, что многие не умеют даже управляться с дробями, а это куда более востребованный навык.
В то же время любой человек, ЕСЛИ ему понадобится разобраться с логарифмами, способен сделать это достаточно быстро. (Ну, я так полагаю. Лично мне, несмотря на исследовательскую и инженерную деятельность в Институте металлофизики, Институте проблем материаловедения и Институте общей и неорганической химии АН УССР, так и не пришлось с ними столкнуться).
+
+11
Qwerty1999
Qwerty1999
22 февраля 2015, 11:07
Qwerty, Ольгино
#
Могу продолжить эту последовательность…

У каждого ребенка есть минимум один мобильный, а может еще и гаджеты с планшетами и нетбуками, а дома нормальный ноутбук или игровой ПК, поэтому знание арифметических операций да и собственно таблицы умножения уже тоже не важны — всегда можно достать из кармана мобильник и нажав пару кнопок вызвать приложение калькулятор…
Предполагаю, что даже правописанию учить не обязательно, обычная компьютерная программа с модулем проверки орфографии полностью перекрывает необходимость заучивания времен, склонений и прочей ненужной ерунды…
А если в жизни что-то пойдет не так при таком варианте обучения — сходим в церковь, помолимся, поставим свечку — и вопрос будет решен положительно… :)
+
+7
Алексей Греков
Алексей Греков
22 февраля 2015, 12:46
Киев
#
Qwerty, грань между тем, что знать обязательно надо, и тем, без чего можно обойтись, очень тонкая и ПОДВИЖНАЯ. Поэтому вопрос не в том, от чего нужно отказаться, — так можно легко дойти до обозначенных Вами крайностей. Важно постоянно задавать себе вопрос: если мы это изучаем (или заставляем других изучать), где и как эти знания будут востребованы на следующих левелах ОБУЧЕНИЯ?
Если говорить о тех же логарифмах, они используются в школьном курсе химии для объяснения, что такое pH раствора, и то, в этом случае можно было бы обойтись термином «показатель степени». В школьном курсе физики акустики НЕТ, а потому даже не объясняется, что шкала громкости звука — логарифмическая!
В то же время треть выпускников школ не знают дробей, и практически никто не знает, что такое сложные проценты! (Что приводит их прямиком в кредитное рабство).
Таблицу умножения, конечно, отменять нельзя, а я бы еще и вернул в школы счеты: без них ребенку сложно понимать принцип счета в позиционной системе счисления.
+
+6
Qwerty1999
Qwerty1999
22 февраля 2015, 21:41
Qwerty, Ольгино
#
Не знание школьниками дробей и процентов, в том числе и сложных это вина исключительно учителей математики. Насколько я помню школу и с комбинаторикой и с мат логикой у нее есть большие проблемы. Я уверен, что в век информатики курс математики нельзя упрощать и сокращать.
В свою бытность при отсутствии калькуляторов и нежелании махать логарифмической линейкой успешно пользовались таблицами Брадиса и ничего не умерли от перенапряжения…
+
+3
Алексей Греков
Алексей Греков
23 февраля 2015, 00:02
Киев
#
Qwerty, в моей советской школе более-менее серьезная математика начиналась с 9-го класса, уже когда после 8-го отсеялись двоечники и троечники, — все, кто умер бы от перенапряжения. :)
Да и после 10-го в вузы поступила едва ли треть класса (меньше половины, это точно). При том, что школа находилась в киевском Академгородке.
+
+14
Qwerty1999
Qwerty1999
5 марта 2015, 23:56
Qwerty, Ольгино
#
Я учился в обычной совковой школе в прошлом веке — уровень поступления в ВУЗы был 10%.
Мои дети учились в физматлицее — уровень поступления в ВУЗы — 100%.
Считаю, что курс алгебры, геометрии сокращать нельзя, а возможно надо расширять математической логикой, комбинаторикой и конечно информатикой, а вот заучивание назубок стихов Пушкина, Лермонтова и Шевченко мне лично кажется излишним…
+
+8
SavaPetrov
SavaPetrov
22 февраля 2015, 01:11
#
Из всего блога самым правильным было: «Учеба в формате «читай и повторяй» бессмысленна. Коммуникация — это не просто навык общения, это навык отбора — с кем тебе говорить и кого тебе слушать. Навык работы в команде ставится только работой в команде, — правда, как странно? — а команда предполагает наличие общей цели, и значит — выработки навыков целеполагания, самообладания, ответственности, способности сотрудничать и ограничивать свои амбиции. Сделать всё это в рамках традиционных уроков практически нереально. Такую возможность должна порождать иная обучающая среда.»
Умение работать в команде для достижения общих целей — слабое место в украинском обществе. У нас ярко выраженый индивидуализм. Я учился в европе и нам очень часто ставились груповые задачи и проэкты в процесе обучения.
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
22 февраля 2015, 10:58
Qwerty, Ольгино
#
Алексей, а можно услышать Ваши комментарии о перспективах онлайн-образования, например в старших классах на примере первой украинской образовательной платформы онлайн-курсов Prometheus.
+
0
Алексей Греков
Алексей Греков
22 февраля 2015, 12:27
Киев
#
Лично мне кажется, что подход ребят из компании EdEra лучше учитывает специфику обучения старшеклассников. Кроме того, учиться ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО дистанционно способно только небольшое число учеников. Мы отрабатываем сейчас работу с детьми в формате «перевернутого класса» (flipped classroom) и т.н. blended learning. Без хорошего учебного материала, подходящего для самостоятельной работы учащихся, реализовать это практически невозможно. Я уже писал об этом здесь: ru.tsn.ua/analitika/uchebniki-kotorye-ne-uchat-402319.html (кстати, надо бы сюда перепостить :).
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
22 февраля 2015, 21:30
Qwerty, Ольгино
#
Зачем исключительно дистанционно, наоборот, как вариант дополнительные предметы, факультативы.
Например, школе не выгодно держать учителя психологии (нет нагрузки), но краткий курс детям необходимо дать — почему бы дистанционно, на территории школы и в рамках школьной программы это не преподавать…
+
0
Алексей Греков
Алексей Греков
22 февраля 2015, 23:54
Киев
#
Qwerty, Вы как раз описываете blended learning, или смешанное обучение, которое я упоминал в предыдущем комментарии. Хороший обзор его с видеороликами есть здесь: zillion.net/ru/blog/375/blended-learning-pieriekhod-k-smieshannomu-obuchieniiu-za-5-shaghov
+
+5
Юрий  Шередеко
Юрий Шередеко
22 февраля 2015, 13:49
Rиев
#
Спасибо за поднятую тему. Жаль мало кто понимает, что сейчас образование должно превратиться из консервативного, сдерживающего прогресс фактора в локомотив развития. Сэр Кен Робинсон давно призывает сделать не реформу, а революцию в обучении, причём на вполне успешном для нас западе. У нас стратегической целью образовательных реформ (http://www.mon.gov.ua/img/zstored/files/HE%20Reforms%20Strategy%2011_11_2014.pdf) принято устремляться носом под хвост западному опыту. Будущий результат уже очевиден.
Возможно в Вашей деятельности окажутся полезными некоторые из идей в: virtkafedra.ucoz.ua/el_gurnal/pages/vyp2/filosofia/sheredko.pdf и virtkafedra.ucoz.ua/el_gurnal/pages/vyp7/konf1/Cheredko.pdf.
+
0
Алексей Греков
Алексей Греков
22 февраля 2015, 19:43
Киев
#
Спасибо, Юрий! Постараюсь вникнуть.
+
0
timir
timir
23 февраля 2015, 09:04
Александр, Киев
#
Статья блестящая! Мои 1000% «ЗА».Алексей если Вы разрабатываете новый подход к обучению, а тем более внедряете его, дайте пожалуйста ссылку на Ваш ресурс.
+
0
Алексей Греков
Алексей Греков
23 февраля 2015, 11:12
Киев
#
Спасибо, Александр!
Можно зайти на сайт Школы «Афины» www.athens.kiev.ua/ (однако там мы срочно проводим реорганизацию материала, потому что среди 2500 публикаций стало невозможно найти нужную :).
И еще много примеров, как может быть устроено новое образование, есть в нашей ФБ-группе https://www.facebook.com/groups/school.athens/
+
0
dakko
dakko
23 февраля 2015, 16:16
#
Автор алярмість та у чомусь демагог. Звісно, проблема освіти існує. І проблема у знищенні природничих наук у програмі, надмірній увазі до особистості школяра — ах бідненький, не можна стільки працювати. Автор так захоплюється 3D-принтерами та успіхами китайців, що забуває — Китай, як і інші швидкозростаючі країни Азії, шкільну та університетську освіту посилюють, а не урізноманітнюють. Вчять більше інженерів, медиків, фізиків, біологів, а не адвокатів, економістів та менеджерів. Приклад прогресу як відмінності «кнопочних» та «сенсорних» телефонів викликає лише подив — хіба у цьому був прогрес за останні роки? Сенсорний він чи кнопковий, але це телефон. І Фейсбук лише рядовий інструмент. А для когось забавка. А винайдення та вдосконалення нових носіїв енергії, матеріалів, досягнення цитології, генетики тощо — оце прогрес! І навчити прогресу, передбачити що і як буде робити дитина через 10-15 років ніяк неможливо. А можливо навчити мислити, опановувати кардинально нову інформацію.
+
+1
Алексей Греков
Алексей Греков
23 февраля 2015, 17:58
Киев
#
Тогда, уважаемый Дакко, вот Вам еще один демагог. Лев Любимов, заместитель научного руководителя НИУ Высшая школа экономики, доктор экономических наук:
«На Западе давно поняли, что устный пересказ учебника — источник опасности. Так научить ничему невозможно. Наука развивается не эволюционным путем, как раньше, а взрывным. Основной корпус профессиональных конкретных знаний устаревает за 4-5 лет. И потому север Европы, Канада, Австралия, Сингапур, Южная Корея перешли к тому, что надо учить не столько и не только знаниям, сколько способам обращения со знаниями, их применения, поиска, отбора, извлечения и наделения собственными смыслами. Китай уже провел эту реформу — заменил дидактическую парадигму на деятельностную и стал мировым школьным лидером. А мы отстаем уже лет на 50.»
(Статья «Не нужно всем выдавать аттестаты. Почему в России пора менять подход к обучению в школах»)
Ему бы Вы тоже своего ребенка не доверили бы? :)
+
0
duke34
duke34
1 марта 2015, 00:50
Киев
#
Долго искать не нужно, что бы увидеть как поднялась наука в Китае. А вспомню школу с ее протонами и нейтронами на уроках физики. А сейчас что? Бозоны Хигса, нейтрино и т.д. уверен, что ничего этого в наших школьных учебниках и в помине нету и вряд ли этому учат.

п.с. Спасибо за интересную статью.
+
0
dakko
dakko
23 февраля 2015, 16:18
#
І тут потрібен не фейсбук з соціальними мережами, а звичайні, традиційні, базові природничі дисципліни. Математика, хімія, фізика, література та мова — альфа та омега нормальної освіти. А от як вчити, хто вчитиме — тут проблема. ІМХО такому поверховому вчителю як автор я б дитину не довірив.
+
+5
vicmarin37
vicmarin37
23 февраля 2015, 17:07
#
Здається що ви перебільшуєте вагу наук для нормальної освіти.
Головним критерієм освіти повинно бути
підняття рівня людяності серед громадян або «индекса человечности» — і це основна проблема всіх спільнот на протязі віків.
+
+5
Qwerty1999
Qwerty1999
25 февраля 2015, 15:34
Qwerty, Ольгино
#
Тогда надо школу заменить на церковь.
+
0
vicmarin37
vicmarin37
26 февраля 2015, 13:58
#
Именно школа — как практическая тренировка и дрессировка условных
рефлексов
+
0
duke34
duke34
1 марта 2015, 00:51
Киев
#
Мы тогда обезьянами тут все станем точно =)
+
0
Алексей Греков
Алексей Греков
23 февраля 2015, 18:16
Киев
#
А что, я где-то говорил, что естественнонаучные дисциплины не нужны? Вы действительно полагаете, что здесь уместен подход — ЛИБО академические навыки, ЛИБО социальные? :)
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
25 февраля 2015, 15:35
Qwerty, Ольгино
#
Есть предчувствие что школа и не умрет и не измениться (кардинально).
+
+16
Алексей Греков
Алексей Греков
25 февраля 2015, 18:08
Киев
#
Извозчики и не умерли, и не изменились, а стали чем-то вроде аттракциона. Это и есть третий путь, которым может пойти школа. :)
+
0
madamfoxx
madamfoxx
5 марта 2015, 23:39
#
Да, реформа нужна. Но после такой, как вы предлагаете, все дети будут мечтать примерно о такой картине будущего: я сижу за компом, планшетом, «суперпуперпланшем» выполняю определенные функции, мне платят бабки и я их трачу как хочу. И тут возникают вопросы: Где семья в вашем супер будущем? Где сильные здоровые дети? Чем вы будете питаться дорогие программисты? (последний вопрос риторический, так как человек занимающийся болтологией — тобишь изобретением велосипеда, не сможет внятно ответить мне — человеку занимающимся сельским хозяйством.) Роботы будут убирать, готовить, продавать товар и т.д. Чем же тогда будут заниматься миллионы безработных? А будут они грабить и убивать, и этому их научит другая школа, школа выживания.
Согласна лишь с одним, что учителям пора подымать задницу и разрабатывать новые методы педагогической деятельности. Количество детей в классе в 30 человек — это не работа на результат, неумение пользоваться новыми технологиями — это не пример для подражания
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
5 марта 2015, 23:41
Qwerty, Ольгино
#
Неужели прямо с начальных классов детей надо готовить исключительно к профессии дворника и продавщицы лоточного товара и никакого полета фантазии и творчества…
+
0
Алексей Греков
Алексей Греков
6 марта 2015, 08:23
Киев
#
Уважаемая madamfoxx, странно судить о взглядах автора по одной его статье. :)
Тем более, что в ней я отвечаю только на вопрос, ПОЧЕМУ школа должна измениться. Ответ на вопрос КАК я даю в других статьях, опубликованных, в частности, и в этом блоге.
Например, просмотрите пятый пост с конца, провокационно озаглавленный «О невозможности образовательной реформы в Украине»: minfin.com.ua/blogs/kievlyanin/62127/
Вы убедитесь, что я вовсе не отстаиваю позицию, приписываемую мне Вами, и не хочу, чтобы дети были глупыми и больными. :)
+
0
Владимир Болбут
Владимир Болбут
30 мая 2015, 09:09
Луганск
#
Достаточно измениться самому. Можно много говорить, без результата. Иногда идти в обратную сторону полезнее ибо дорога другая, более интересная и занятная.
+
+5
madamfoxx
madamfoxx
5 марта 2015, 23:41
#
Хотя мой муж вас почти во всем поддерживает :-)
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
5 марта 2015, 23:43
Qwerty, Ольгино
#
Это мужская солидарность. :)
+
0
Владимир Болбут
Владимир Болбут
30 мая 2015, 09:19
Луганск
#
Школа может остаться жить такой как есть. А реформы и все прочее полезно проводить в сознании собственном, полезно учиться у тех кого учим, Слабый ученик часто оказывается лучшим со временем. Этому столько подтверждений. Деньги зло и к несчастью оно приходит к тому, кто борется с этим злом, совершенствуясь в методах избавления от них.
+
0
agroart2014
agroart2014
2 июня 2015, 12:07
#
Алексей я мама выпускника садика.ещё помню ужас школы.дайте совет как не погубить ребёнка в общеобразовательной школе.
+
0
agroart2014
agroart2014
2 июня 2015, 12:13
#
Я видела на вашем сайте школа онлайн.расскажите как это возможно

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд