IgorZabuta
Игорь Забута Налоги
Зарегистрирован:
14 декабря 2010

Последний раз был на сайте:
26 декабря 2016 в 16:57
Просмотров профиля:
Сегодня: 0
Всего: 29997
Подписчики (149):
ballistic
ballistic
21 год
perpetun
perpetun
anna77
Анна Молдавская
43 года, Кривой Рог
elvalery
elvalery
Киев
azaza
Кандидат в президенти лісу
lexkiev
lexkiev
vista1
vista1
vershkove
vershkove
Oksana77777
Oksana77777
42 года
Romaha
Romaha
46 лет
vadon861
vadon861
Харьков
romava
romava
все подписчики

Игорь Забута - блог

Пол:
мужской
Город:
Киев
Место работы:
юрист, аудитор, налоговый консультант
E-mail:
ibzabuta@gmail.com
Консультирую по вопросам юридического оформления и налогообложения веб-проектов; налогообложения иностранных доходов; налогообложения и хозяйственной деятельности юридических лиц и предпринимателей; ВЭД.
Блог
Комментарии
Валютный форум
Отзывы
Горячая линия

Законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс относительно упрощенной системы налогообложения (№ 8521)

26 мая 2011, 1:55   + 59 голосов 11 комментариев

Внимание! Комментарий ниже относится к первой редакции законопроекта. 20.10.2011 парламент принял вторую редакцию.

 

На рассмотрение в Парламент подан правительственный проект закона о внесении изменений в Налоговый кодекс. Изменения касаются упрощенной системы налогообложения физических и юридических лиц.

Полное название: Проект Закона Украины № 8521 от 16.05.2011 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины» (об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства).

Есть основания считать, что проект примут. Во-первых, проект правительственный (Азаровский). Во- вторых, «урегулировать» упрощенную систему обещали еще до 01.01.2011. Поэтому предлагаем подробный (в первом приближении) анализ законопроекта.

 

1. Общая характеристика законопроекта

1) Физические лица (ФЛ) – плательщики единого налога (ЕН) разделены на три категории с различными ограничениями по видам деятельности, предельному объему дохода и ставками ЕН (с привязкой к минимальной зарплате — МЗ) и количеству наемных работников, различными отчетными периодами.

Снижены ставки ЕН и изменены условия пребывания на упрощенной системе для юридических лиц (ЮЛ).

Изменены требования к отчетности как ФЛ так и ЮЛ.

Исчез фиксированный налог.

Исключен целый ряд видов деятельности, «недопустимых» на упрощенной системе.

2) (+) Право зарегистрироваться плательщиками НДС «возвращено» физическим лицам, отнесенным к 3-й категории плательщиков ЕН (см. ниже), а также юридическим лицам (ЮЛ). (!)Это право становится обязанностью при работе с контрагентами – плательщиками НДС.

3) (+) Исключен запрет п.п. 139.1.12 относительно отнесения стоимости товаров, услуг и работ, полученных от ФЛ – плательщиков ЕН, на валовые.

 

4) Отменена норма об увеличении ЕН на 50% на каждого наемного работника.

5). (!) Введено понятие «несистематической продажи товаров» и «краткосрочного свидетельства» с соответствующими правилами налогообложения и отчетности.

6). В НК «возвращается» (в новой редакции) Глава 1 раздела XVI, а Указ Президента «Об упрощенной системе…» и Декрет КМУ «О подоходном налоге…» утрачивают силу.

Далее – по порядку.

2. Обновленная упрощенная система

Физические лица – субъекты упрощенной системы: три категории

Проектом предусмотрено три категории физических лиц – субъектов упрощенной системы:

 

 

1-я кат.

2-я кат.

3-я кат.

Объем

до 150 МЗ

до 1000 МЗ

до 2000 МЗ

Кол-во наемных работников

нет

менее 10

менее 10

Виды деятельности

ремесленная деятельность, бытовые услуги населению (см. перечень), розничная продажа с торговых мест на рынках

производство, продажа товаров, предоставление услуг, ресторанное хозяйство

 

Исключения

 

посредн. услуги, связанные с недвижимостью и страхованием

 

Особые условия

 

товары должны продаваться а услуги предоставляться только налогоплательщикам, применяющим упрощенную систему, или населению

 

Ставка налога

от 1 до 10% МЗ в месяц

от 2 до 20% МЗ в месяц

3% +НДС или 5% выручки

Срок уплаты налога

аванс до 20 числа

аванс до 20 числа

до 20 числа следующего за отчетным месяца

Отчетность

Книга учета доходов по итогам рабочего дня

Книга учета доходов по итогам рабочего дня

Книга учета доходов по итогам рабочего дня (+ НДС)

Отчетный период

год

квартал

квартал

НДС

нет

нет

да

 

Первая группа  (п. 291.1.1) – предприниматели, объем доходов которых в течение года до перехода на упрощенную систему не превышал 150 размеров МЗ. Виды деятельности: ремесленная деятельность, бытовые услуги населению (см. перечень в ст. 291), розничная продажа с торговых мест на рынках. Непременным условием отнесения к первой группе является отсутствие наемных работников. Ставка налога — от 1 до 10% МЗ в месяц, большая ставка при нескольких видах деятельности. Отчетный период – год. Срок уплаты налога – ежемесячный аванс за следующий месяц до 20 числа. Отчетность — книга учета доходов по итогам рабочего дня (только учет доходов) плюс декларация субъекта малого предпринимательства (годовая).

Вторая группа (п. 291.1.2) — предприниматели, объем доходов которых в течение года до перехода на упрощенную систему не превышал 1000 МЗ. Виды деятельности: любые, но товары должны продаваться а услуги предоставляться только налогоплательщикам, применяющим упрощенную систему, или населению. Исключения: посреднические услуги, связанные с недвижимостью и страхованием. Количество наемных работников – не более 10 одновременно. Ставка налога — от 2 до 20% МЗ в месяц, большая ставка при нескольких видах деятельности. Отчетный период – квартал. Срок уплаты налога – аванс за следующий месяц до 20 числа. Отчетность — книга учета доходов по итогам рабочего дня (только учет доходов) плюс декларация субъекта малого предпринимательства (поквартально).

Третья группа (п. 291.1.3) предусматривает ограничения только по объему – до 2000 МЗ и по количеству наемных работников – не более 10 человек одновременно. Ставка налога: 3% +НДС или 5% налогооблагаемой базы. Для производителей, которые реализуют продукцию исключительно собственного производства, установленные ставки уменьшены в половину. Отчетный период – квартал. Срок уплаты налога — до 20 числа следующего за отчетным месяца. Отчетность — книга учета доходов по итогам рабочего дня (только учет доходов) плюс декларация субъекта малого предпринимательства (поквартально). Плюс отчетность по НДС в случае регистрации плательщиком НДС.

(+) Все физические лица – плательщики ЕН освобождаются от применения РРО.

(!)Сразу обратим внимание на формулировку «объем доходов которых в течение года до перехода на упрощенную систему»… и возможность ее фискальной интерпретации ГНАУ. Если читать буквально, предполагается, что предприниматель должен до перехода на упрощенную находиться в течение не менее года на общей системе налогообложения.

(Прим) (+) Временное освобождение от налога

Физические лица 1-й и 2-й категорий (при условии отсутствия у последних наемных работников) освобождаются от уплаты налога на время отпуска (1 месяц в году) и на время документально подтвержденного больничного длительностью месяц и более. Сумма налога, уплаченная за такой период (авансом), включается в счет будущих платежей. Правда не понятно, когда же настанет период отнесения этих «будущих платежей», ведь налог платится авансом за следующий месяц.

Такое понятие, как фиксированный налог из законодательства исчезает.

Юридические лица – субъекты упрощенной системы

Для ЮЛ предусмотрены только ограничения по объему – до 5000 размеров мин. зарплаты и по количеству наемных работников (среднесписочному) – до 50 человек. Ставка налога: 3% +НДС или 5% налогооблагаемой базы. Для производителей, которые реализуют продукцию исключительно собственного производства, установленные ставки уменьшены в половину. Отчетный период – квартал. Срок уплаты налога — до 20 числа следующего за отчетным месяца. Отчетность – бух-учет (как у плательщиков налога на прибыль по нулевой ставке).

(Прим.) (!) Продукция исключительно собственного производства

Обращаем внимание, что определение «продукции исключительно собственного производства» в законодательстве отсутствует (не урегулирован учет покупных изделий и комплектующих). Кроме того, следует учесть, что положение о снижении ставок не распространяется на услуги и работы, а также не касается ФЛ 1-й и 2-й категорий.

(Прим.) Расчет количества наемных работников

Пунктом 291.4 предусмотрено, что при расчете общего количества лиц, находящихся в трудовых отношениях с ФЛ, не учитываются наемные работники, находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком. При расчете среднесписочного количества наемных работников (для ЮЛ) данные категории персонала не учитываются (см. п. 3.2.2. Инструкции по статистике количества работников, утвержденной Приказом Госкомстата от 28.09.2005 N 286).

(Прим.) (!) «Право» уплаты налога за весь налоговый период

Проектом предусмотрено «право» ФЛ 1-й и 2-й категорий уплатить налог авансом за весь налоговый период (соответственно год и квартал). Не исключаем возможностей злоупотребления налоговыми органами этим «правом», как обязательным условием выдачи свидетельства плательщика ЕН.

Исключенные виды деятельности

Перечень видов деятельности, на которые упрощенная система не распространяется приведен в п. 291.2 и содержит, среди прочих, деятельность в сфере:

  • финансового посредничества;
  • управления предприятиями;
  • аудита (запрет только для физических лиц).

Прочие ограничения применения упрощенной системы

Обособленные подразделения ЮЛ, не являющегося плательщиком ЕН, а также товарищества, 25 и более процентов уставного капитала которых принадлежит ЮЛ — «не плательщикам ЕН», не могут быть субъектами упрощенной системы.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения плательщика ЕН является доход (п. 292.1), определение которого в Кодексе отсутствует.

Уточнено понятие «дохода от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг» (п. 292.2) — это вся сумма средств, полученная за отчетный период «за осуществление операций по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг)».

— — Исключения

В пункте 292.3. приведен перечень поступлений, которые не учитываются для определения объекта налогообложения. В частности подпунктами д) и е) урегулированы вопросы получения оплат за товары (работы, услуги), реализованные в период пребывания на общей системе.

Следует обратить внимание, что финансовая помощь не включается в объект налогообложения только при условии ее возврата в течение 12 месяцев.

— — Особые положения

Уточнен метод определения дохода при продаже основных средств.  Доход определяется как разница:

— для ЮЛ – между ценой продажи и остаточной балансовой стоимостью;

— для ФЛ – между ценой продажи и ценой покупки.

(!) В сумму дохода включается кредиторская задолженность, срок исковой давности по которой истек, а также  стоимость безвозмездно полученных товаров, работ, услуг.

Частично урегулирован вопрос определения объекта налогообложения при осуществлении посреднических договоров. Так, в случае оказания услуг по договорам поручения, транспортного экспедирования, агентским договорам, доходом является сумма вознаграждения поверенного (агента). (!) Обращаем внимание, что договора комиссии в данный перечень не вошли.

Освобождение от уплаты налогов и сборов

Плательщики ЕН освобождены от уплаты налога на прибыль предприятий, НДС (кроме физических лиц 3-й категории и юридических лиц, которые уплачивают единый налог по ставке 3%), земельного налога, сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности, а также сбора на развитие виноградарства, садоводства, хмелеводства.

НДС

Плательщики ЕН – ФЛ 3-й категории и ЮЛ могут зарегистрироваться плательщиками НДС и уплачивать единый налог в размере 3% от выручки. Соответствующие изменения внесены и в п. 14.1.139, которыми еще более искажено определение «лица».

(!) Регистрация плательщиками НДС для выше упомянутых лиц является обязательной в случае предоставления услуг и выполнения работ для контрагентов – плательщиков НДС (без уточнения относительно объемов поставок, их удельного веса в общем объеме, периода поставок). Не ясно, можно и необходимо ли аннулировать регистрацию в случае прекращения поставок плательщикам НДС.

Переход на упрощенную систему

Перейти на упрощенную систему можно, как и сейчас, не более одного раза в течение года путем подачи заявления не позднее чем за 15 дней до начала следующего отчетного периода.  Свидетельство плательщика ЕН выдается бессрочно. Соответственно переход на общую систему теперь не автоматический: он совершается в том же порядке, что и переход на упрощенную.

Дополнение или исключение видов хозяйственной деятельности, переход на иную ставку, отказ от упрощенной системы в случае прекращения деятельности возможны с начала нового месяца (заявление не позднее чем за 10 дней).

Копия свидетельства на рабочем месте наемного работника

(!) Копия свидетельства должна находиться на рабочем месте наемного работника.

Аннулирование свидетельства

Свидетельство аннулируется в случае отказа от упрощенной системы, прекращения предпринимательской деятельности ФЛ, ликвидации (а также реорганизации!) ЮЛ, возникновения задолженности по уплате ЕН в течение двух кварталов, осуществления «исключенного» вида деятельности.

Свидетельство также аннулируется в случае превышения количества наемных работников и предельного объема дохода, но не для всех плательщиков:

 

 

ФЛ 1 кат.

ФЛ 2 кат.

ФЛ 3 кат.

ЮЛ

Превышение объема

 

 

Аннулирование

Аннулирование

Превышение кол-ва наемных работников

Аннулирование

 

 

 

Следует ли из этого, что превышение численности наемных работников для ФЛ 2-й и 3-й категорий и ЮЛ, а также превышение объема для ФЛ 1-й и 2-й категорий не влекут за собой аннулирование свидетельства, не понятно.

Последствия нарушений «режима» упрощенной системы

В приведенных ниже случаях плательщики ЕН должны облагать доход НДФЛ или облагать доход по двойной ставке ЕН:

 

 

ФЛ 1 кат.

ФЛ 2 кат.

ФЛ 3 кат.

ЮЛ

Иной способ расчетов чем наличный / безналичный

15%

15%

двойная ставка ЕН

двойная ставка ЕН

Осуществление исключенного вида деятельности

15%

15%

двойная ставка ЕН

двойная ставка ЕН

Осуществление вида деятельности, не указанного в свидетельстве

15%

15%

 

 

Превышение объема

15%

15%

двойная ставка ЕН

двойная ставка ЕН

 

Переходные вопросы

Предполагается, что Закон вступит в силу с 1 июля. ФЛ и ЮЛ, не удовлетворяющие требованиям «обновленной» упрощенной системы, утратят право на ней находиться и будут платить НДФЛ по ставке 50% от базовой (т.е. 7,5%). Но не все, а удовлетворяющие всем ниже перечисленным условиям:

Нарушение одного из приведенных выше условий после 1 июля лишает лицо права на снижение ставки НДФЛ.

«Старые» свидетельства плательщика ЕН (и патенты об уплате фиксированного налога на 2011 год) действуют в течение трех месяцев с дня вступления в силу этого Закона, т.е. до октября 2011. До получения нового свидетельства ЕН уплачивается по «старым» ставкам.

Не понятна судьба предпринимателей, занимающихся «ремесленной деятельностью». Пункт 291.1.1 в части их отнесения в 1-й категории плательщиков ЕН вступит в силу вместе с Законом Украины «О ремесленной деятельности».

Прочее

Неуплаченные взносы в ПФ

Предполагается списать задолженность по взносам физических лиц – плательщиков единого налога в Пенсионный фонд, а также не применять к ним штрафы, пеню и административные взыскания.

ЕСВ

Пенсионеры и инвалиды – субъекты упрощенной системы, получающие пенсию или социальную помощь, освобождаются от уплаты ЕСВ «за себя».

Отчетность контрагентов плательщиков ЕН

Плательщики налога на прибыль вместе с декларацией предоставляют органам ГНС перечень доходов и расходов в разрезе контрагентов, уплачивающих ЕН, объем операций с которыми в отчетном периоде превысил 50 тыс. грн.

НПА, утрачивающие силу

Наконец-то утрачивает силу древний Декрет КМУ «О подоходном налоге с граждан», т.е. общая система для физических лиц – предпринимателей будет урегулирована только НК.

Действие Указа Президента «Об упрощенной системе налогообложения» приостанавливается.

3. Несистематическая продажа товаров и краткосрочное свидетельство

Несистематической является деятельность по продаже, которая длится не более 15 календарных дней в месяц и не более 4 раз в течение календарного года. Под сроком очевидно подразумевается срок, на который выдается краткосрочное свидетельство, а под количеством раз – количество полученных в течение года свидетельств.

Несистематическая продажа должна осуществляться самостоятельно, без привлечения наемных работников.

Предметом продажи могут быть произведенная или переработанная продукция, вещи (прим.: весьма широкое юридическое понятие!), товары (прим.: не менее широкое экономическое понятие) на сумму не более 25 МЗ (единовременно).

Предметы искусства, коллекционирования и антиквариата не могут быть предметами несистематической продажи.

Не декларируется и не облагается налогом продажа сельхозпродукции, выращенной (в случае первичной переработки — произведенной) собственником на бесплатно предоставленном участке.

Ставка налога – 1% от МЗ на начало года (доходы от несистематической продажи не включаются в состав общего налогооблагаемого дохода по итогам года.). Краткосрочное свидетельство выдается на основании заявления (которое подается не менее чем за 5 дней до планируемой продажи на срок 15 дней) и квитанции об уплате налога (который не возвращается ни при каких условиях).

Ответственность за нарушение норм НК, регулирующих несистематическую продажу, предусмотрена дополненной статьей 160-2 КоАП  - до 10 НМДГ, повторно – от 10 до 20 НМДГ.

Игорь Забута, юрист, аудитор, управляющий партнер «Юридической и бухгалтерской компании «4Business»

 

Штрафы по НКУ: быть ли 1 грн. и как штрафовать за 2010

25 февраля 2011, 13:44   + 14 голосов 4 комментария

Пункт 7 подраздела 10 Переходных положений Налогового кодекса о штрафах в размере 1 грн. за нарушения налогового законодательства за период с 01.01 по 30.06.2011 явился предметом неожиданно противоречивых интерпретаций ГНАУ.

Для удобства читателей привожу пункт 7 в оригинале:

«Штрафні санкції за порушення податкового законодавства за період з 1 січня по 30 червня 2011 року застосовуються у розмірі не більше 1 гривні за кожне порушення.»

Не думаю, что суждения автора каким-либо образом могут повлиять на правоприменение, поэтому перехожу к письмам. 

1) ГНАУ в письме от 31.12.2010 г. N 29429/7/10-1017/5190 пришла к выводу, что  «за период» означает промежуток времени, с которым связаны  возникновение,  изменение и прекращение правоотношений, поэтому финансовая санкция в размере не более 1 грн. применяется исключительно за совершенное в период с 01.01 по 30.06 2011 любое нарушение налогового законодательства.

2) Но прошло не многим больше месяца и ГНАУ в письме от 03.02.2011 г. N 2963/7/10-1017/302 отказалась от своего мнения (отозвав вышеупомянутое письмо) и ограничила сферу применения обсуждаемого пункта исключительно нарушениями налогового законодательства, связанными с исчислением налоговых обязательств:

«Штрафная санкция, предусмотренная пунктом 7 подраздела 10 раздела XX Кодекса, применяется за нарушение налогового законодательства исключительно при исчислении налоговых обязательств за период с 01.01.2011 г. до 30.06.2011 г.»

И указала, что за несвоевременное представление налоговой декларации и нарушения предельных сроков уплаты налоговых обязательств штрафы должны применяться в размерах, установленных  ст. 120 и 126 НК соответственно уже с 01.01.2011*.

Едва ли верно полагать, что сроки предоставления деклараций и уплаты налоговых обязательств не входят в сферу регулирования налогового законодательства..., но данное письмо является на данный момент последний и актуальным разъяснением ГНАУ в ответ на «многочисленные запросы органов ГНС», т.е. руководством к действию.

***

Кроме того, не простым видится применение в 2011 году санкций за нарушения, совершенные в периодах до вступления в силу Кодекса: следует ли применять санкции закона 2181, пусть утратившего силу, но действовавшего на момент нарушения, или же санкции НКУ, как действующие на момент вынесения решения?

1) Минюст в  письме от 11.01.2011 г. N 18222-0-26-10-20, сославшись на ст. 58 Конституции и решение КСУ от 09.02.1999 N 1-рп/99 пришел к выводу, что к событию или факту должен применяться нормативно-правовой акт, во время действия которого событие наступило или факт имел место. Кроме того, в письме упомянуто исключение из принципа недопустимости применения обратной силы закона во времени, а именно случаев, когда закон отменяет или смягчает ответственность. 

Из достаточно туманного письма можно прийти к выводу, что к нарушениям, имевшим место до вступления в силу НКУ, но решения по которым вынесены после 01.01.2011, следует применять санкции, предусмотренные утратившим силу Законом 2181, при условии, что НКУ не предусмотрены более мягкие санкции. Однако, как указано в письме, официальная интерпретация законов и вопросы их соответствия Конституции находятся в компетенции исключительно КСУ...

2) Однако ГНАУ в письме от 14.02.2011 г. N 4091/7/23-4017/131 мыслит проще и четче:

«в случае установления нарушений, совершенных в периоды до 01.01.2011..., налоговые уведомления-решения по которым приняты после 01.01.2011, применяются штрафные санкции, предусмотренные гл.11 раздела II Кодекса».

На этом ГНАУ не останавливается, и настаивает на применении положений гл. 11 о более жестких санкциях за повторыне нарушения на протяжении 1095 дней.

Справедливости ради следует отметить: в конце письма ГНАУ указала на недопустимость применения санкций за деяния, которые на момент их совершения не считались нарушениями.

Текст цитируцемых писем ГНАУ и Минюста см. по ссылке.

* Ни Минюст, ни ГНАУ в своих письмах вообще не вспоминают о положении п. 5 подраздела 10 Переходных положений, согласно которого штрафные санкции за нарушение нормативных актов КМУ, ГНАУ и положений Налогового кодекса, начинают применяться по результатам налогового периода, следующего за налоговым периодом, в  котором эти акты вступили в силу.

Игорь Забута, старший партнер "Юридической и бухгалтерской компании «4Business»

 

Особо умный плательщик единого налога платит дважды

22 февраля 2011, 11:28   + 17 голосов 6 комментариев

Подпунктом 3) пункта 1 подраздела 8 раздела Х Налогового кодекса предусмотрено, что единый налог (как с юридических, так и с физических лиц) уплачивается в сумме, которая подлежит перечислению в бюджет, т.е. 43% от ставки единого налога. Остальные 57% ставки уплачиваются в ПФУ как ЕСВ. И многие «читающие» налогоплательщики именно так и поступили: заплатили 43% ставки на счета с кодом 16050100 (юр-лица) и 16050200 (физ-лица).

Однако в письме №4019/7/15-0117 от 14.02.2011 ГНАУ указала, что налогоплательщики, заплатившые единый налог в размере 43% от ставки на счета по бюджетной классификации 16050100 и 16050200 до 07.02.2010 обязаны… «доплатить единый налог до уровня 43%».

Дело в том, что специальные счета (по кодам бюджетной классификации 18050300 и 18050400) были открыты Госказначейством только 07.02.2010, а со старых счетов (16050100 и 16050200) распределение единого налога осуществлялось в старом порядке. Т.е. в местные бюджеты попало только 43% от 43% процентов… и этого оказалось мало.

О соответствующей переплате в ПФУ в письме не упоминается.

Текст письма и комментарий.

Игорь Забута,

старший партнер "Юридической и бухгалтерсокй компании «4Business»

P.S. О переплате в ПФУ см. совместное письмо ПФУ от 14.02.2011 г. № 2634/03-20 и ГНАУ от 14.02.2011 г. № 3986/7/19-0117/165… Обещают зачесть в счет оплаты пенсионных взносов.

 

ВАСУ о сроках обжалования налогового уведомления-решения в суд

22 февраля 2011, 11:04   + 5 голосов 3 комментария

ВАСУ опубликовал информационное письмо №203/11/13-11 от 10.02.2011, в котором указал на коллизию пунктов 56.18 и 56.19 Налогового кодекса.

Пунктом 56.18 предусмотрено право обжалования налогоплательщиком налогового уведомления-решения (НУРа) в судебном порядке в любой момент до истечения срока давности, который, как указывает ВАСУ, определен ст. 102 Кодекса и составляет 1095 дней.

В то же время, пунктом 56.19 предусмотрен месячный срок для обращения в суд после завершения процедуры административного обжалования.

При этом, в письме указано, что специальные сроки, предусмотренные Налоговым кодексом, для указанных правоотношений имеют преимущество как перед общими, так и перед специальными сроками, предусмотренными Кодексом административного судопроизводства (см. ч. 3-5 ст. 99 КАСУ).

Таким образом, коллизия норм пунктов 56.18 и 56.19 Налогового кодекса должна решаться с учетом норм пункта 56.21 НК (конфликт интересов). Поэтому срок обращения в административный суд для обжалованиея НУРов (и любых других решений контролирующего органа о начислении денежных обязательств) составляет 1095 дней:

с даты получения налогоплательщиком НУРа или другого решения о начислении денежных обязательств;

или, при административном обжаловании, — с даты получения налогоплательщиком решения контролирующего органа по рассмотрению административной жалобы.

Однако, указанный срок применяется исключительно к правоотношениям, возникшим после вступления в силу Налогового кодекса (с 01.01.2011).

Текст письма и комментарий

Игорь Забута,

старший партнер «Юридической и бухгалтерской компании „4Business“

 

Физ-лица на едином налоге и НДС

21 января 2011, 16:22   + 37 голосов 6 комментариев

Вопрос о том, оставят ли физ-лицам — единщикам возможность быть плательщиками НДС, обсуждался долго. Налоговый кодекс не содержит прямого ответа на этот вопрос. Есть только п. 14.1.139, который, вопреки сложившейся юридической терминологии (ГК), лишает физ-лиц — упрощенцев статуса «лица» (для целей раздела V Кодекса), а также хаотичный набор статей V-го раздела, в котором физ-лица всё же упоминаются, как «лица», но через исключение (см. п 181.1).

Однозначного положения об отсутствии права у физ-лица — субъекта упрощенной системы налогообложения нет ни в Приказе 978 (новое Положение о регистрации плательщиков НДС), ни в  Приказе ГНАУ № 969 (новая форма и порядок заполнения налоговой накладной).

Однако, видимо настало время, и в письме от 12.01.2011 г. N 674/7/16-1417 ГНАУ пришлось прямо и откровенно сказать, что физические лица — субъекты упрощенной системы налогообложения не могут быть плательщиками НДС и их свидетельства подлежат аннулированию.

Отсутствие права быть плательщиком НДС (читай — отсутствие права у покупателей единщика на формирование кредита по НДС) в сочетании с п. 139.1.12 НК, лишающим плательщиков налога на прибыль права включать в состав «валовых расходов» затраты, связанные с приобретением товаров, услуг и работ у единщиков (и даже амортизировать ОС, приобретенные у единщиков), чуть менее чем совсем не соответствуют принципу нейтральности (п.4.1.8 НК), заявленному, как один из принципов системы налогообложения в НК, и по неизвестным причинам не отмененному Закону “О государственной поддержке малого предпринимательства“.

В результате физ-лица — плательщики единого налога смогут работать только с физическими лицами «не СПД» и другими субъектами упрощенной системы (включая и юр-лиц). Возможность работы с физ-лицами — СПД на общей системе налогообложения пока открыта, но учитывая склонность ГНАУ к использованию аналогии закона и права, является сомнительной.

Видимо к этому и стремились.

Игорь Забута, старший партнер «Юридической и бухгалтерской компании „4Бизнес“

 

Дискриминация единщиков начнется уже в первом квартале 2011 года

17 декабря 2010, 13:14   + 29 голосов 8 комментариев

Многие вздохнули с облегчением, когда «дочитали», что Раздел III Кодекса (Налог на прибыль) вступает в силу только со второго квартала. И сделали вывод, что дискриминационный п. 139.1.12 о запрете включения в состав валовых расходов товаров и услуг, приобретенных у плательщиков единого налога – физических лиц, начинает действовать только после дня дурака. Поэтому в течение первого квартала работать с единщиками можно «по-старому».

Но даже бегло ознакомившись с третьим разделом Кодекса, приходишь к выводу, что это не совсем так.

Дело в том, что отнесение затрат на валовые расходы будет осуществляться по методу начисления. И сумма валовых расходов (в части расходов операционной деятельности) будет соответствовать себестоимости реализованной продукции и товаров. А последняя, как известно, отражается в момент реализации.

Это означает, что плательщики налога на прибыль, которые реализуют во втором квартале товары, приобретенные у единщиков в первом, будут вынуждены исключить из состава валовых расходов суммы, начисленные в связи с приобретением этих товаров.

Точно так же производственные компании, которые приобрели материалы и комплектующие у плательщиков единого налога — физических лиц в первом квартале, изготовили продукцию, но реализовали ее во втором квартале, будут вынуждены исключить из ее себестоимости расходы, связанные с упомянутыми физ-лицами. 

Следует также учесть, что в себестоимость реализованной продукции и товаров включаются не только прямые, но и общепроизводственные затраты, т.е. услуги, непосредственно связанные с производством.

Поэтому следующим юридическим лицам уже в первом квартале следует отнестись к работе с «упрощенцами» с осторожностью:

— тем, у кого производственный цикл более квартала;

— тем, кто закупает крупные партии товаров, материалов и комплектующих (и реализует их или использует в производстве в течение нескольких последующих налоговых периодов);

— всем юридическим лицам — плательщикам налога на прибыль —  в марте.

Кто может спать спокойно в первом квартале:

— юр-лица с коротким производственным циклом;

— юр-лица, которые приобретают у единщиков услуги, относимые на расходы периода (административные, сбыт и прочие).

Следует также обратить внимание, для расчета налога на прибыль принципиальным будет не дата оплаты, а дата начисления расходов (даты накладных и актов выполненных работ).

На более «бухгалтерском» языке тема раскрыта на портале TaxCode.com.ua в статье "Запрет отнесения на валовые расходы товаров (услуг) от единщиков сработает уже в первом квартале"

Игорь Забута, старший партнер Юридической и бухгалтерской компании «4Бизнес»

 

Закон "О коррупции" прямо запрещает предпринимателям заниматься предпринимательской деятельностью и работать по найму(?)

15 декабря 2010, 14:11   + 24 голоса 4 комментария

Читаю ЗУ «О принципах противодействия и предупреждения коррупции» №1506-VI (который в очередной раз грозит вступить в силу с 1 января 2011 года) и сомневаюсь в адекватности (не в своей, а законодателя):
 
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 2 Закона  субъектами ответственности за коррупционные правонарушения являются:
 
«3) особи, які постійно або тимчасово обіймають посади, пов'язані з виконанням організаційно-розпорядчих чи адміністративно-господарських обов'язків, або особи, спеціально уповноважені на виконання таких обов'язків в юридичних особах, а також фізичні особи — підприємці».
 
Т.е. руководители (всех уровней, не только директора, но и завхозы) предприятий и организаций (любых) и СПД-ФЛ. Конечно предпринимателю нужно очень постараться, чтобы совершить коррупционное деяние, но мы в него верим… и читаем далее:
 
Статьей 4 вводятся ограничения, направленные на предупреждение коррупции, и запрещается вышеупомянутым лицам (директорам, завхозам и предпринимателям):
 
2) займатися іншою оплачуваною або підприємницькою діяльністю (крім викладацької, наукової...) безпосередньо або через інших осіб, якщо інше не передбачено законом;
 
3) входити, у тому числі через інших осіб, до складу органу управління чи наглядової ради підприємства або організації, що має на меті одержання прибутку ..., якщо інше не передбачено законом;
 
Таким образом, если верить своим глазам:
 
1) предпринимателям запрещено заниматься предпринимательской деятельностью (как лично, так и через других лиц);
2) предпринимателям запрещено работать по найму и заниматься вообще какой-либо оплачиваемой деятельностью;
3) предпринимателям запрещено входить в состав органа управления предприятием (т.е. быть, например, директором);
4) всё сказанное выше относится к руководителям любого уровня (директору действительно прямо запрещено им — директором — быть);
5) руководители любого уровня не могут быть предпринимателями или работать совместительству;
6) все сказанное выше правда, если иное не предусмотрено законом.
 
Каким законом прямо предусмотрено (или будет предусмотрено) иное, мне не известно. Есть смутная надежда, что иное всё еще предусмотрено некими НПА общего характера (вроде Конституции, ГК и прочих), устанавливающими право на труд, свободу предпринимательской деятельности и т.д… Т.е., если признать, что иное таки предусмотрено законом, то оно предусмотрено во всех случаях. Зачем же такие перлы юридической техники? Или законодатель на самом деле имел в виду то, что написал?
 
Игорь Забута,
старший партнер «Юридической и бухгалтерской компании „4Бизнес“

 

НК: документы, не предоставленные во время проверки, считать несуществующими

14 декабря 2010, 18:27   + 20 голосов 34 комментария

Налоговый кодекс в его окончательной редакции содержит довольно жесткие и чреватые злоупотреблениями нормы относительно (не)предоставления документов во время налоговой проверки (см. пункты 44.6 и 44.7):

1) В случае непредоставления документов проверяющим до окончания проверки, такие документы считаются несуществующими на дату составления налоговой отчетности.

Вывод: предоставлять их в суде уже не имеет смысла, разве что для возможного учета в последующих периодах.

2) В то же время, Кодексом предусмотрены компенсирующие нормы:

  • в случае отказа проверяющих учесть предоставленные документы (независимо от причин), налогоплательщик имеет право предоставить такие документы непосредственно в ГНИ;

  • документы, отмеченные а акте проверки, как отсутствующие, могут быть предоставлены налогоплательщиком в ГНИ в течение трех дней с даты получения акта проверки;

В связи с этим возникает несколько вопросов. Что делать, если проверяющие не отказываются явно принять документы, а просто их не учитывают при расчете налоговых обязательств? Ведь налогоплательщик не узнает об этом до получения акта. Да и после получения акта не просто будет выверить, какие же именно документы не были учтены. Точно также, проверяющие имеют возможность не учесть документы, но и не отразить этого в акте.

3) Предоставление документов менее чем за три дня до окончания проверки (как проверяющим, так и в случае направления их в ГНИ) наказуемо: оно влечет за собой продление проверки. Причем, Кодексом не определено, какой день является окончанием проверки: дата, проставленная в направлении или фактический день (у учетом продления по другим причинам).

Замечу также, что под документами, подтверждающими данные налоговой отчетности, Кодексом подразумеваются «первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности, прочие документы, связанные с расчетом и уплатой налогов, ведение которых предусмотрено законодательством». И запрещается формирование показателей налоговой отчетности, не подтвержденных указанными документами (см. п. 44.1 Кодекса).
 
Это означает, что проверяющие будут иметь законное право исключить из состава валовых расходов или кредита по НДС энную сумму, по причине отсутствия некоего «прочего» документа, предусмотренного законодательством (не обязательно налоговым или относящимся к бухгалтерскому учету, а любым подзаконным актом плодовитых на инструкции министерств и управлений).
 
P.S. Кстати, о несуществовании документов, непредоставленных на момент проверки,  выражал свое мнение еще раньше ВАСУ в «Справке о результатах изучения и обощения практики применения административными судами отдельных норм ЗУ “О НДС» от 15.04.2010
 
Игорь Забута,
старший партнер «Юридической и бухгалтерской компании „4Бизнес“

 
Страницы: 12345