IgorZabuta
Игорь Забута Налоги
Зарегистрирован:
14 декабря 2010

Последний раз был на сайте:
26 декабря 2016 в 16:57
Просмотров профиля:
Сегодня: 0
Всего: 29997
Подписчики (149):
ballistic
ballistic
21 год
perpetun
perpetun
anna77
Анна Молдавская
43 года, Кривой Рог
elvalery
elvalery
Киев
azaza
Кандидат в президенти лісу
lexkiev
lexkiev
vista1
vista1
vershkove
vershkove
Oksana77777
Oksana77777
42 года
Romaha
Romaha
46 лет
vadon861
vadon861
Харьков
romava
romava
все подписчики

Игорь Забута - блог

Пол:
мужской
Город:
Киев
Место работы:
юрист, аудитор, налоговый консультант
E-mail:
ibzabuta@gmail.com
Консультирую по вопросам юридического оформления и налогообложения веб-проектов; налогообложения иностранных доходов; налогообложения и хозяйственной деятельности юридических лиц и предпринимателей; ВЭД.
Блог
Комментарии
Валютный форум
Отзывы
Горячая линия

Госбюджет 2012: размер льгот и социальных выплат определяет Кабмин

28 декабря 2011, 13:36   + 45 голосов Написать комментарий

Сегодня, 28 декабря, Президент подписал Закон “О государственном бюджете Украины на 2012 год”.

Пунктом 3 Заключительных положений предусмотрено, что размер и порядок выплаты льгот определенным категориям населения, а также ряда других социальных и прочих выплат, определяется Кабмином исходя из наличия ресурсов Госбюджета и в Пенсионном фонде.

Речь идет о выплатах, предусмотренных:

ст. 20, 21, 22, 23, 30, 31, 37, 39, 48, 50, 51, 52, 54 Закона ”Про статус і соціальний захист громадян, які постраждали внаслідок Чорнобильської катастрофи”;

ст. 5, 6 Закона “Про соціальний захист дітей війни”;

ст. 14, 22, 37, 43 Закона “Про пенсійне забезпечення осіб, звільнених з військової служби, та деяких інших осіб”;

ст. 22 Закона ”Про міліцію”;

ст. 49 Закона “Про прокуратуру”;

ст. 77 Основ законодавства України про охорону здоров’я;

ст. 12, 13, 14, 15, 16 Закона “Про статус ветеранів війни, гарантії їх соціального захисту”;

ст. 9 Закона ”Про основні засади соціального захисту ветеранів праці та інших громадян похилого віку в Україні”;

ст. 22 Закона “Про пожежну безпеку”;

ст. 20 Закона “Про захист рослин”;

ст. 43 Гірничого закону України;

ст. 61, 62, 63, 64 Закона “Про жертви нацистських переслідувань”;

ст. 3 Закона “Про заходи, спрямовані на забезпечення сталого функціонування підприємств паливно-енергетичного комплексу”.

Примечательно, что 27.12.2011 Конституционный суд опубликовал решение, которым аналогичная (хотя не столь расширенная норма), предусмотренная Законом о Госбюджете на 2011 год, признана конституционной. В обоснование такого решения КСУ приводит принцип сбалансированности бюджета и нормы международного права.

Таким образом, Кабмину (органу исполнительной власти) в силу Закона и с благословения КСУ дозволено на свое усмотрение определять размер выплат, предусмотренных законами Украины, фактически устанавливается приоритет Закона о Госбджете над другими законами, проигнорирована норма статьи 22 Конституции.

 

Единый налог 2012 и ЕСВ: придется платить больше

27 декабря 2011, 10:33   + 108 голосов 20 комментариев

С 01.01.2012 вступает силу Закон Украины №4014-VI от 04.11.2011 «О внесении изменений в Налоговый кодекс… относительно упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности». В связи с этим, многие предприниматели-плательщики единого налога задают вопрос: коснутся ли принятые изменения уплаты Единого социального взноса (ЕСВ).

К сожалению, никаких позитивных изменений не предвидится. ЕСВ не является налогом или сбором, поэтому изменения, внесенные в Налоговый кодекс, никак, на первый взгляд, не отразятся на порядке его начисления и уплаты. Плательщики единого налога — физические лица в 2012 году всё также обязаны платить ЕСВ “за себя” в размере не менее минимального взноса за каждый месяц, вне зависимости от того, получен ли в этом месяце доход. Минимальный взнос ЕСВ составляет 34,7% от минимальной зарплаты. В 1 кв. 2012 года минимальный взнос составит 1073*34,7% = 372,33 грн. Кроме того, ЕСВ в размере от 36,76 до 49,70% (в зависимости от класса профессионального риска) должен уплачиваться на сумму зарплаты наемных работников и на каждого члена семьи, который участвует в предпринимательской деятельности (в размере не менее минимального взноса).

Негативные изменения заключаются в том, что в 2012 году единый налог и ЕСВ, вместе взятые, дадут несколько большую суму, чем в 2011 году. И не только за счет увеличения минимальной зарплаты. Дело в том, что в 2011 году согласно Указа Президента “Об упрощенной системе…” 57% ставки единого налога отводились на ЕСВ, т.е. “уменьшали” минимальный взнос. С 01.01.12 ставка единого налога будет “чистой” и не будет иметь к ЕСВ никакого отношения.

Для сравнения, при максимальной ставке единого налога (ЕН) для второй группы:

В 2011 году:

ЕН = 200 грн. (из них 200*57% = 114,00 грн. – это ЕСВ);

ЕСВ к уплате = 941*34,7% = 326,53 – 114,00 (уже уплачено в составе ЕН) = 212,53 грн.;

Всего ЕН + ЕСВ в 2011 году = 200,00+212,53 = 412,53 грн.

В 2012 году:

ЕН = 1073,00 грн. * 20% = 214,60 грн. (при этом ЕСВ в ставке ЕН нет);

ЕСВ к уплате = 1073,00*34,7%= 372,33 грн.;

Всего ЕН + ЕСВ в 2012 году = 214,60+372,33= 586,93 грн.

Таким образом, при максимальной (для второй группы) ставке единого налога предприниматель в 2012-ом году (в 1 кв.) будет платить на 174,40 грн. больше, чем в 2011-ом.

Прим.: Изменения относительно уплаты ЕСВ плательщиками ЕН были внесены несколько ранее – 06.08.2011 — Законом Украины № 3609-VI от 07.07.2011, согласно которого от уплаты ЕСВ были освобождены инвалиды и пенсионеры по возрасту, которые получают пенсию или социальную помощь.

 

Разъяснение Минюста о практическом применении Закона «О защите персональных данных»

22 декабря 2011, 22:53   + 85 голосов 46 комментариев

С существенным опозданием Минюст опубликовал письмо-разъяснение от 21.12 2011 под названием “Некоторые вопросы практического применения Закона Украины “О защите персональных данных”.

К сожалению письмо почти ничего не проясняет, кроме позиции Минюста по ряду вопросов.

Так, например, Минюст настаивает на том, что “информация о наемных работниках является базой персональных данных, поскольку, личные дела, трудовые книжки, копии паспортов, документов об образовании хранятся и обрабатываются работодателем”. При этом, Минюст игнорирует норму закона о том, что непременным атрибутом базы является форма хранения персональных данных: электронная или картотека.

Под картотекой Минюст подразумевает “структурированный массив персональных данных, доступный по определенным критериям, независимо от того, является ли такой массив централизованным, децентрализованным или разделенным на функциональные или географические принципы.” Но не уточняет, откуда взято такое определение (которое в Законе “О защите ПД” отсутствует). Толковый словарь Даля, например, определяет картотеку иначе — это «собрание карточек, систематизированных в каком-нибудь отношении.»

Радует, но и вводит в некоторое замешательство позиция Минюста относительно предпринимателей и их обязанности регистрировать базы персональных данных. По мнению Минюста “физические лица-предприниматели и самозанятые лица самостоятельно определяют обладают ли они базами персональных данных в смысле Закона”. Не понятно, является ли мнение предпринимателя окончательным и не будет ли предприниматель нести ответственность за то, что «неправильно» определил, “обладает ли он базами персональных данных в смысле Закона”.

В то же время, нельзя не согласиться с мнением Минюста относительно того, являются ли базой данных договора предпринимателей с физ-лицами: “в случае, если физические лица – предприниматели заключают договора о выполнении работ или оказании услуг с физическими лицами, такие договоры также не являются базой персональных данных и не подлежат государственной регистрации”.

Ознакомится с текстом разъяснения Минюста можно по ссылке.

 

База персональных данных: кому нужно регистрировать. Штрафы

9 декабря 2011, 14:32   + 49 голосов 174 комментария

Цель этой статьи — ответить на вопрос, действительно ли необходимо каждому предприятию, организации и предпринимателю подавать заявление в Государственную службу по вопросам защиты персональных данных заявление о регистрации баз персональных данных (БПД, бази персональних даних).

С 01.01.12 вступает в силу Закон Украины “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления ответственности за нарушение законодательства о защите персональных данных” от 02.06.2011 № 3454-VI. Законом предусмотрена административная ответственность (штрафы) за нарушения законодательства о защите персональных данных.


Виды нарушений и штрафы:

  1. Неуведомление (несвоевременное уведомление) субъекта персональных данных о его правах в связи с включением его персональных данных в базу, цель сбора данных и лиц, которым эти данные передаются — штраф до 300 НМДГ для граждан и от 300 до 400 — для должностных лиц и СПД;
     
  2. Неуведомление (несвоевременное уведомление) специально уполномоченного органа по вопросам защиты ПД об изменении ведомостей, которые подаются для гос-регистрации базы персональных данных — штраф от 100 до 200 НМДГ для граждан и от 200 до 400 НМДГ — для должностных лиц и СПД;
     
  3. Уклонение от регистрации базы персональных данных — штраф от 300 до 500 НМДГ для граждан и от 500 до 1000 НМДГ — для должностных лиц и СПД;
     
  4. Несоблюдение установленного законодательством порядка защиты ПД в базе, которое повлекло к незаконному доступу к ПД — от 300 до 1000 НМДГ;
     
  5. Невыполнение законных требований должностных лиц специально уполномоченного органа по вопросам защиты ПД — штраф от 100 до 200 НМДГ.

Соответствующие изменения внесены в ст. 188-39 и 188-40 КУоАП.

Для тех, на кого перечень штрафов произвел впечатление — в предыдущем сообщении приведена краткая инструкция по регистрации баз персональных данных.

По мнению автора, принимая взвешенное решение о том, следует ли вам подавать заявление о регистрации базы персональных данных, следует:

  1. Ответить на вопрос: являются ли имеющиеся в Вашем распоряжении персональные данные “іменованою сукупністю упорядкованих персональних даних в електронній формі та/або у формі картотек персональних даних“; 

    Мнение автора: личные карточки работников еще не образуют картотеку. Название конечно созвучно, но понятия не тождественны.
     
  2. В случае, если ответ отрицательный: взвесить, хотите ли вы доказывать, а главное — способны ли вы доказать свою точку зрения в суде;
     
  3. В случае, если ответ положительный: дополнительно учесть, что по мнению Госслужбы Украины по вопросам защиты персональных данных, каждое предприятие (предприниматель) или организация обязаны зарегистрировать как минимум две базы – базу работников и базу клиентов;
     
  4. Если вы изменили свою точку зрения: учесть, что регистрация базы персональных данных — это первый шаг для попадания в поле зрения еще одного проверяющего органа и первый шаг в для повышения риска быть привлеченным к ответственности по всем остальным пунктам ст. 188-39 и 188-40 КУоАП;

    Примечание автора: если вы уже зарегистрировали БПД, у вас не остается шансов доказать, что персональные данные, находящиеся в вашем распоряжении, не образуют базу. Соответственно, у вас появляются обязанности уведомлять субъекта персональных данных (работника, клиента) о его правах, уведомлять госслужбу по вопросам защиты ПД об изменениях в регистрационных данных базы, обеспечивать защиту базы и выполнять законные требования должностных лиц госслужбы. И за невыполнение этих обязанностей предусмотрены санкции.
     
  5. Если вы еще раз изменили свою точку зрения: задуматься над тем, с какой целью написан закон, обязывающий (на первый взгляд) всех работодателей (имеющих более одного работника и компьютер) сообщать новому контролирующему органу совершенно очевидную и общеизвестную информацию.

См. также официальный комментарий государственной службы по вопросам защиты персональных данных: "Условия привлечения к ответственности за нарушения в сфере защиты персональных данных".

21 декабря 2011 вышло Разъяснение Минюста о практическом применении Закона «О защите персональных данных».

 

Регистрация баз персональных данных в Украине

8 декабря 2011, 13:14   + 48 голосов 97 комментариев

Вопрос регистрации баз персональных данных актуален сегодня для всех юридических лиц и физических лиц — СПД. Поэтому коротко и только о том, что необходимо сделать в первую очередь.


1. Какие базы необходимо регистрировать

По мнению Госслужбы Украины по вопросам защиты персональных данных (которая является контролирующим органом в данной сфере в соответствии с Законом “О защите персональных данных” от 01.06.2010 № 2297-VI), каждое предприятие (предприниматель) или организация обязаны зарегистрировать как минимум две базы персональных данных:

1) базу персональных данных работников;

Относительно прочей кадровой документации и отчетности: по мнению Госслужбы различные типы отчетов и форм, которые создаются на основании баз персональных данных и периодически подаются госорганам, не рассматриваются как отдельные базы персональных данных.

2) базу персональных данных клиентов.

Отметим, что персональными данными являются данные только относительно физических лиц (включая СПД), поэтому клиенты – юридические лица в указанную базу не входят.

Относительно необходимости получения согласия работников (клиентов) на обработку их персональных данных. В соответствии с Законом согласие субъекта персональных данных повторно не предоставляется, если владелец базы продолжает обработку данных в соответствии с правоотношениями на основании свободного волеизъявления физического лица, которые возникли до вступления в силу Закона (т.е. до 01.01.2011). Таким образом, получать согласие у работников и клиентов, правоотношения с которыми возникли до 01.01.2011 нет необходимости. Что касается лиц, правоотношения с которыми возникли  после указанной даты, по мнению Госслужбы получение их согласия является обязательным.

Относительно регистрации других баз персональных данных (БПД) необходимо учесть следующее. Согласно Закона владелец БПД (юр-лицо, физ-лицо – предприниматель) самостоятельно принимает решение о том, является ли та или иная совокупность персональных данных, которая находится в его владении, базой персональных данных. При этом следует исходить из определений персональных данных и базы персональных данных, приведенных в Законе:

персональні дані — відомості чи сукупність відомостей про фізичну особу, яка ідентифікована або може бути конкретно ідентифікована”;

база персональних даних — іменована сукупність упорядкованих персональних даних в електронній формі та/або у формі картотек персональних даних”.

Отметим, что согласно определению, база данных может существовать не только в электронной форме, но и в форме картотеки.


2. Как производится регистрация баз персональных данных в Украине

Предусмотрено три способа, которыми производится регистрация баз персональных данных:

  1. Отправка заявления в бумажной форме (образец заполнения — для юр. и для физ. лиц) по адресу Госслужбы: 02660 м. Київ, вул. Марини Раскової, 15;
  2. Отправка заявления по электронной почте register@zpd.gov.ua;
  3. Заполнение заявления на сайте Госсреестра баз персональных данных — rbpd.informjust.ua. (см. инструкцию).

При подаче заявления по электронной почте или через сайт Госсреестра необходимо соблюсти требования законодательства об электронной цифровой подписи. 

Для тех, кто считает необходимым разобраться в вопросе защиты персональных данных глубже: см. FAQ на сайте Госслужбы Украины по вопросам защиты персональных данных (для юр. и для физ-лиц).

Телефон горячей линии Госслужбы Украины по вопросам защиты персональных данных: +38 044 517-89-66.


Продолжение от 9.12.2011: Обязательно ли всем работодателям регистрировать базы персональных данных. Штрафы.

21.12.2011 вышло Разъяснение Минюста о практическом применении Закона «О защите персональных данных».

 

Новая упрощенная система 2012: комментарий к Закону №4014-VI

30 ноября 2011, 11:41   + 79 голосов 123 комментария

01.01.2012 вступает в силу Закон Украины №4014-VI  от 04.11.2011 «Про внесення змін до Податкового кодексу України та деяких інших законодавчих актів України  щодо спрощеної системи оподаткування, обліку та звітності». В предыдущих комментариях был представлен предварительный анализ исходного Законопроекта №8521 от 16.05.2011, но в окончательную редакцию Закона были внесены некоторые изменения.

Представляем вниманию читателя предварительный анализ Закона 4014-VI  от 04.11.2011.


Главное

1. Группы

Плательщики единого налога разделены на 4 группы с различными ставками налога и соответствующими ограничениями по объемам дохода, количеству наемных работников, видам деятельности, категориям покупателей и праву предоставлять услуги и реализовывать товары юр-лицам на общей системе.

2. Отмена запрета на включение в расходы по налогу на прибыль

Исключен дискриминационный пункт 139.1.12 НКУ, которым запрещалось отнесение плательщиками налога на прибыль стоимости товаров, работ и услуг, полученных от плательщиков единого налога, на расходы. Одновременно плательщиков налога на прибыль обязали подавать вместе с декларацией «перечень доходов и расходов в разрезе контрагентов – плательщиков единого налога».

Однако следует учитывать, что работать с юридическими лицами на общей системе могут не все группы предпринимателей – плательщиков единого налога (см. ниже).

3. НДС

физ-лицам – плательщикам единого налога 3-й группы (см. ниже) – возвращена возможность зарегистрироваться плательщиком НДС, но только при соответствии критериям обязательной регистрации (п. 181.1. НКУ).

Причем, исходя из действующей редакции пункта 181.1 и будущей редакции пункта 293.8 НКУ регистрация плательщиком НДС в случае превышения объема поставок, предусмотренного п. 181.1, является правом, но не обязанностьюфизических и юридических лиц — плательщиков единого налога. Подробнее о плательщиках единого налога и НДС читайте здесь.

Плательщикам единого налога — физическим лицам 3-й группы и юридическим лицам 4-й группы, которые превысили объем поставок, предусмотренных пунктом 181.1 НКУ, возвращен статус «лиц» («осіб») в терминологии Раздела V НКУ.

Плательщикам единого налога предоставлено право выбрать квартальный отчетный период по НДС.

Согласно внесенным изменениям печать в налоговой накладной проставляется такими плательщиками при ее наличии. Однако указанная норма вступит в силу лишь после принятия закона относительно установления принципа осуществления хозяйственной деятельности субъектами частного права без применения печатей.

4. Ставки и налоговая база

В общем Ставки увеличены. Лишь 1-я группа (торговля на рынке и оказание бытовых услуг населению) будет платить меньше (возможно) — Ставки для нее утверждены на уровне от 1 до 10% от минимальной зарплаты. Для 2-й группы максимальная ставка — 20% от минимальной зарплаты (т.е. в следующем году — более 200 грн.). Для 3-й и 4-й групп Ставки повышены: 5% без НДС  и 3% с НДС. В этом году «смелые» налогоплательщики платят 4,3% с НДС (10% минус ЕСВ). 

А вот понятие «дохода» беспредельно расширено. Если в Указе Президента речь шла о «выручке от реализации», то теперь «доход» определяется как… «любые доходы» (с некоторыми, отнюдь не новыми, исключениями).


Какие налоги будут платить субъекты упрощенной системы

Единый налог заменяет собой:

  • налог на прибыль,
  • НДФЛ (в части хоз-деятельности);
  • НДС (кроме импорта и кроме упрощенцев 3-4 группы – плательщиков НДС);
  • земельный налог (в части хоз-деятельности);
  • сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности;
  • сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства.

Соответственно, упрощенцам по результатам предпринимательской деятельности и с учетом ограничений на применение упрощенной системы придется платить:

  • акцизный налог (при розничной торговле ГСМ в ёмкостях до 20 л и розничной продаже пива и столовых вин физ-лицами – эти виды деятельности разрешены плательщикам единого налога);
  • сбор за 1-ю регистрацию ТС;
  • экологический налог;
  • плату за пользование радиочастотным ресурсом;
  • плату за спец-использование воды;
  • сбор за спец-использование лесных ресурсов;
  • пошлину;
  • налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка;
  • сбор за места для парковки авто.

Кроме того, как и раньше, придется платить ЕСВ. Но предприниматели могут успокоить себя тем, что ЕСВ не входит в перечень налогов и сборов.


Ограничения по видам деятельности

Плательщикам единого налога запрещены следующие виды деятельности:

  • организация и проведение азартных игр;
  • обмен ин-валюты;
  • любые виды деятельности с подакцизными товарами (кроме розничной продажи ГСМ в ёмкостях до 20 л и розничной продажи пива с столовых вин физ-лицами);
  • любые виды деятельности с драг-металлами и драг-камнями;
  • добыча и реализация полезных ископаемых;
  • финансовое посредничество (кроме некоторых видов деятельности в сфере страхования – см. п.п. 6) п.п. 291.5.1);
  • деятельность в сфере управления предприятиями;
  • почта, связь;
  • продажа предметов искусства, антиквариата, организация торгов предметами коллекционирования, искусства, антиквариата;
  • организация гастрольных мероприятий;

Некоторые виды деятельности запрещены только физ-лицам (но разрешены юр-лицам):

  • сдача в аренду земельных участков общей площадью свыше 0,2 га;
  • сдача в аренду жилых помещений общей площадью свыше 100 кв. м,
  • сдача в аренду нежилых помещений общей площадью свыше 300 кв. м.;
  • тех-испытания и исследования  (гр. 74.3 КВЕД ДК 009:2005);
  • аудит.

Кроме того, не могут применять упрощенную систему следующие СПД:

  • любые фин-учреждения;
  • регистраторы ЦБ;
  • СПД, в уставном капитале которых совокупность долей юр-лиц – плательщиков налогов на общей системе – превышает 25%;
  • территориально-обособленные подразделения юр-лица — плательщика налогов на общей системе;
  • нерезиденты;
  • СПД, имеющие налоговый долг.

Денежная форма расчета остается единственно дозволенной для всех групп плательщиков единого налога.


Группы

Плательщики единого налога, физ- и юр-лица, разделены на 4 группы, для каждой из которых установлены свои ограничения и Ставки налога.

К 1-3-й группам отнесены только физ-лица:

1. Первая группа:

объем доходов:  до 150 тыс. грн.;

виды деятельности:

  • розничная продажа товаров с торговых мест на рынках,
  • бытовые услуги населению;

наемные работники:  нет;

ставка:  1-10% от минимальной зарплаты на начало года.

Перечень бытовых услуг населению приведен в п. 291.6 НКУ.

2. Вторая группа:

объем доходов:  до 1 млн. грн.;

виды деятельности:

  • услуги (только населению и плательщикам единого налога),
  • производство и / или продажа товаров (по всей видимости, любым субъектам хозяйствования, включая юридических лиц на общей системе),
  • ресторанное хозяйство;

наемные работники:  до 10 лиц единовременно;

ставка:  2-20% от минимальной зарплаты на начало года.

Обратите внимание: плательщики единого налога, отнесенные ко 2-й группе, могут оказывать услуги только населению или другим субъектам упрощенной системы. Исходя из структуры п.п. 2) п.п. 291.4 для производства и продажи товаров это ограничение не применяется.

физ-лица, осуществляющие посреднические услуги, связанные с недвижимым имуществом (гр. 70.31 КВЕД ДК 009:2005), отнесены к 3-й группе.

3. Третья группа:

объем доходов:  до 3 млн. грн.;

вид деятельности:  любые, кроме запрещенных для упрощенной системы;

наемные работники:  до 20 лиц единовременно;

Ставки:  3% от дохода для плательщиков НДС или 5% от дохода для неплательщиков НДС

4. Четвертая группа – для юр-лиц:

объем доходов : до 5 млн. грн.;

виды деятельности : любые, кроме «запрещенных»;

наемные работники : до 50 (среднеучетное количество);

Ставки:  3% от дохода для плательщиков НДС или 5% от дохода для неплательщиков НДС

физ-лица, отнесенные к 3-й группе и юр-лица, отнесенные к 4-й группе, имеют право зарегистрироваться плательщиками НДС при  соответствии требованиям к обязательной регистрации (п. 181.1 НКУ). Норма Законопроекта 8521,обязывающая таких лиц зарегистрироваться плательщиками НДС в случае осуществления поставок плательщикам НДС на сумму свыше 300 тыс. грн., из редакции закона исчезла (см. п.п. 293.8 4) г) НКУ).

Налоговый период:

Для 1 группы – год, для 2-4 – квартал.

При переходе с общей системы на упрощенную налоговый период начинается со следующего за в ы дачей свидетельства квартала.

Для вновь зарегистрированных предпринимателей, которые до конца месяца, в котором была проведена гос-регистрация, подали заявление на применение ставок для 1-2 групп, первый налоговый период начинается со следующего за выдачей свидетельства месяца.

Для вновь зарегистрированных предпринимателей и юр-лиц, которые до конца месяца, в котором была проведена гос-регистрация, подали заявление на применение ставок для 3-4 групп, первый налоговый период начинается с 1-го числа месяца, в котором проведена гос-регистрация.

Последствия превышения объемов

  1. Сумма превышения облагается по повышенной ставке (для 1-3 групп – 15%, для 4 группы – двойная ставка);
  2. Плательщик налога 1-2 группы переходят со следующего квартала в соответствующую достигнутому объему группу (заявление – до 20 числа месяца, следующего за кварталом, в котором имело место превышение), а при отсутствии такого заявления —  на общую систему.
  3. Плательщики налога 3-4 группы переходят на общую систему.

Ставки

Ставки налога «по умолчанию»

для 1 гр.: 1-10% от минимальной зарплаты на начало года;

для 2 гр.: 2-20% от минимальной зарплаты на начало года;

для 3 и 4 гр.: 3% от дохода для плательщиков НДС, 5% от дохода для неплательщиков НДС.

Ставки налога – особые случаи

Для 1-й и 2-й групп:

  • при осуществлении нескольких видов деятельности применяется наибольшая из ставок;
  • при осуществлении хоз-деятельности на территории более одного совета применяется максимальная ставка.

Увеличения ставок на 50% при использовании наемного труда (в т.ч. членов семьи) не предусмотрено.

Ставки в случае нарушений

К сумме превышения предельного объема дохода (для 1-3 групп), к доходам, не указанным в свидетельстве (для 1-2 групп), к доходам от «запрещенных» на едином налоге видов деятельности и к доходам с неденежной формой расчета (для 1-3 групп) применяется ставка

  • 15% для 1-3 групп;
  • двойной размер Ставки  — для 4-й группы.

Обратите внимание: 15% — это не НДФЛ, а ставка единого налога.

О ставке 3% + НДС

Право (но не обязанность) применять ставку 3% с НДС предоставлена уже зарегистрированным плательщикам НДС, а также СПД, превысившим объем поставок, указанный в п. 181.1 НКУ (300 тыс. грн.). Добровольная регистрация плательщиком НДС по ст. 182 НКУ для упрощенцев не доступна, т.к. упрощенец, не достигший объема поставок 300 тыс. грн., не является в понимании НКУ «лицом».


Доход

Несмотря на то, что еще на начальных курсах юр-фака студентов учат не определять понятие через самое себя, законодатель под «доходом» плательщика единого налога – физ-лица подразумевает именно «доход, полученный на протяжении налогового периода в денежной (наличной, безналичной) форме». С доходом юр-лица еще хуже: доходом является «любой доход, включая доходы представительств, филиалов, отделений такого юр-лица».

По мнению автора, это значительный менее четкое определение, чем «выручка от реализации» из Указа Президента 727.

В доходы физ- и юр-лиц включается также стоимость бесплатно полученных товаров и услуг, а  также сумма кредиторской задолженности, срок исковой давности по которой истек.

Некоторые особенности:

  1. Предусмотрено, что в по договорам поручения, транспортного экспедирования или по агентским договорам доход является сумма вознаграждения поверенного (агента). О доходе комиссионера не сказано ничего, а вопрос, является ли договор комиссии агентским, при фискальном подходе не имеет однозначного ответа.
  2. Доход от продажи ОС юр-лицами определяется как и прежде как разница между ценой продажи и балансовой стоимостью.
  3. Кредиты доходом не являются. А вот возвратная финансовая помощь, не возвращенная в течение 12 месяцев, включается в состав доходов.
  4. Не являются доходом денежные поступления за поСтавки, осуществленные в период пребывания на общей системе (в т.ч. суммы НДС), а также авансы, возвращаемые покупателям.
  5. Не являются доходом взносы в уставной фонд (в т.ч. неденежные).
  6. Дивиденды, полученные  юр- и физ-лицами, облагаются по правилам разделов ІІІ и IV НКУ соответственно.
  7. В доход физ-лица не включаются пассивные доходы (проценты, дивиденды, роялти, страховые выплаты).
  8. В доход физ-лица не включаются доходы от продажи движимого и недвижимого имущества, право собственности на которое принадлежит физ-лицу и используется в хозяйственной деятельности.

Подробнее см. ст. 292 НКУ.


Уплата единого налога

Предприниматели, отнесенные к 1-2 группам, уплачивают налог ежемесячно в форме авансовых взносов до 20 числа текущего месяца (включительно). При этом, для них предусмотрено право уплатить налог авансом за весь налоговый период (для 1-й группы – год, для 2-й – квартал). По мнению автора, такое правоможет легко стать условием дальнейшего применения или перехода на упрощенную систему.

Начисление авансовых взносов осуществляется налоговым органом с учетом заявления налогоплательщика о ежегодном отпуске и заявлений о сроке временной утраты трудоспособности.

На ежегодный отпуск сроком в 1 месяц имеют право (т.е. освобождаются от уплаты налога) предприниматели 1-2 групп, которые не используют наемный труд. Также налог не уплачивается в случае предоставления копии больничного на срок свыше 30 дней (тоже при отсутствии наемных работников).

В случае, если новые Ставки единого налога на следующий год не обнародованы до 15 июля текущего года, в следующем году должны использоваться «старые» Ставки (см. п. 295.1 и п.п. 12.3.4 НКУ). Эта норма вступает в силу с даты опубликования данного Закона.

СПД, отнесенные к 3-4 группам, уплачивают налог в течение 10 дней после предоставления квартальной декларации (на подготовку которой Кодексом отпущено 40 дней).


Учет и отчетность

Для плательщиков налога 1-й и 2-й групп, а также для предпринимателей 3-й группы, не зарегистрированных плательщиками НДС, предусмотрено ведение Книги доходов (но не расходовпо результатам рабочего дня.

Для предпринимателей 3-й группы – плательщиков НДС – предусмотрен учет доходов и расходов в порядке, утвержденном Минфином.

Для 4-ой группы предусмотрен упрощенный учет по методике, утвержденной Минфином.

Относительно подтверждения учетных данных первичными документами в разделе, посвященном специальному режиму налогообложения, не сказано ничего. Также не следует забывать о требованиях  п.177.10 НКУ об обязанности физ-лица — предпринимателя иметь подтверждающие документы относительно происхождения товара. Данный пункт применим к предпринимателям на общей системе, однако ничто не мешает налоговым органам распространить его действие и на упрощенцев.

Плательщики единого налога 1-ой группы подают годовую, а 2-й и 3-й групп – квартальную декларации. В случае превышения предусмотренных объемов предприниматели 1 группы подают квартальную декларацию.


Переход на упрощенную систему

Условием применения упрощенной системы в следующем году является непревышение объемов дохода, установленных для определенной группы. Плательщики единого налога 1 и 2-й групп, которые воспользовались правом уплаты налога по «повышенной» ставке в связи с превышением объемов, сохраняют право пребывания на упрощенной системе в следующем году только при условии, если ими не был превышен объем, предусмотренный для предпринимателей 3-й группы.

Как и сегодня, для того, чтобы перейти на упрощенную систему, необходимо подать заявление за 15 дней до окончания квартала.

Перейти на упрощенную систему можно не более одного раза за календарный год при условии соответствия всем требованиям, предъявляемым к пунктом 291.4 к соответствующей группе плательщиков единого налога (к заявлению прилагается расчет дохода за предыдущий год по форме, утвержденной Минфином).

Заявление об отказе от упрощенной системы подается не позже 10 дней до начала следующего квартала (года).

Потеря права на применение упрощенной системы и сроки перехода на общую описаны в п. 298.2.3 НКУ.

Заявление о применении упрощенной системы в 2012 году подается не позднее 25 января 2012 года.

Свидетельство

Свидетельство плательщика единого налога выдается бессрочно, в течение 10 дней с даты подачи заявления, при условии соответствия налогоплательщика требованиям ст. 291. НКУ.

Свидетельства, выданные в 2011году, действительны до получения новых свидетельств, но не позднее 1 июня 2012 года.

Прочее

Декрет КМУ «О подоходном налоге с граждан» утрачивает силу и прекращает действие Указа Президента «Об упрощенной системе...».

Игорь Забута, управляющий партнер Юридической компании «4Business»

 

Ограничен доступ к судебным решениям

11 ноября 2011, 15:05   + 57 голосов 5 комментариев

В связи с последними новациями в законотворчестве правовая система Украины приобретает некоторые характеристики прецедентной.

Так Законом “О судоустройстве и статусе судей” № 2453-VI от 07.07.2010 в процессуальные кодексы был внесен ряд изменений, которые фактически привнесли в законодательство Украины элементы прецедентного права.

Основанием для пересмотра решений высших специализированных судов является неодинаковое применение судом кассационной инстанции одних и тех же норм материального права, что повлекло принятие разных по содержанию судебных решений в подобных правоотношениях (ст. 355 ГПК, 355 ХПК и 237 КАСУ). Данные нормы корреспондируют с положениями п. 1 ч. 2 ст. 38 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей».

Таким образом, решения высших специализированных судов фактически являются… обязательными при принятии решений теми же судами. Что, по сути, ограничивают возможности этих судов в принятии законных решений, если до этого принимались незаконные.

Более того, процессуальными кодексами предусмотрена обязательность решений ВСУ для всех судов Украины, а также для всех субъектов властных полномочий, которые применяют в своей деятельности нормативно-правовой акт, содержащий указанную в решении норму (ГПК — ст. 360-7, ХПК  — ст. 111-28 и КАСУ — ст. 244-2).

Таким образом, решения ВСУ являются обязательными:

— для всех судов;

— для всех субъектов властных полномочий (т.е. обязательность их применения выходит за пределы судебной системы).

Кроме того, Проектом закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно рассмотрения дел Верховным Судом Украины» от № 9151 от 15.09.2011 предусмотрено внесение изменений в процессуальные кодексы, суть которых сводится к тому, что суды, при выборе нормы права, подлежащей применению, обязаны учитывать выводы, изложенные в решениях ВСУ по результатам пересмотра дел (ст. 324 КПК, 82 ХПК, 214 ГПК и ст. 161 КАСУ).

Данные изменения являются уточняющими по отношению к действующим нормам статей 360-7 ГПК, 111-28 ХПК  и 244-2 КАСУ. Новшеством, хотя и не маловажным, является дополнение соответствующей нормой статьи 324 КПК.

И, в то же время, указанным проектом закона ограничивается доступ к судебным решениям судов общей юрисдикции. В часть 3 ст. 3 Закона Украины «О доступе к судебным решениям» вносятся изменения, согласно которых

«Перечень судебных решений судов общей юрисдикции, которые подлежат включению в Реестр (судебных решений), утверждается Советом судей Украины по согласованию с Государственной судебной администрацией».

При этом Законопроектом № 9151 даже не предусмотрены критерии, по которым два названных выше органа будут «отбирать» судебные решения для включения Единый реестр.

Каким образом это ограничение «обеспечивает открытость деятельности судов общей юрисдикции, предсказуемость судебных решений и одинаковое применение законодательства»? (преамбула Закона «О доступе к судебным решениям»)

И как данное ограничение сочетается с общей тенденцией привнесения в судебную систему Украины элементов прецедентной, при которой крайне важным является возможность ознакомления со всем массивом судебных решений?

В заключении Главного научно-экспертного управления от 06.10.2011 прямо указано на противоречие такого ограничения другим нормам Закона «О доступе к судебным решениям». А в замечаниях Главного юридического управления от 19.10.2011 высказано мнение, что данное ограничение не учитывает требований ст. 129 Конституции и ст. 11 Закона «О судоустройстве и статусе судей», а также статей процессуальных кодексов, которым утверждается гласность и открытость судебного процесса.

Тем не менее, 20.10.2011 Законопроект № 9151  был подписан Президентом без каких-либо изменений и вступит в силу на следующий день после официального опубликования.

От себя хочу поздравить всех юристов (и  других пользователей) Единого реестра судебных решений: теперь законом предусмотрены органы, которые за вас будут решать, с какими судебными решениями вам стоит и дозволено ознакомиться.  

Игорь Забута, управляющий партнер Юридической компании «4Business».

 

Новая упрощенка дубль 2: комментарий к законопроекту 8521

22 октября 2011, 17:46   + 92 голоса 51 комментарий

Внимание: текст Закона №4014-VI несколько отличатся от текста законопроекта. Комментарий к Закону №4014-VI «Про внесення змін до Податкового кодексу України  та деяких інших законодавчих актів України  щодо спрощеної системи оподаткування,  обліку та звітності» см. здесь.

Парламент во втором чтении принял Законопроект №8521 о внесении в Налоговый кодекс изменений относительно упрощенной системы налогообложения. В случае подписания Президентом соответствующий закон вступит в силу с 01.01.2012.

Представляем вниманию читателя предварительный и неполный анализ второй редакции Законопроекта.

Главное

1. Включение в расходы по налогу на прибыль

Исключен дискриминационный пункт 139.1.12 НКУ, которым запрещалось отнесение плательщиками налога на прибыль стоимости товаров, работ и услуг, полученных от плательщиков единого налога, на расходы. Одновременно плательщиков налога на прибыль обязали подавать вместе с декларацией «перечень доходов и расходов в разрезе контрагентов – плательщиков единого налога».

Однако следует учитывать, что работать с юридическими лицами могут не все группы предпринимателей и не по любым видам деятельности (см. ниже).

2. НДС

Физ-лицам – плательщикам единого налога 3-й группы (см. ниже) – возвращена возможность зарегистрироваться плательщиком НДС, но только при соответствии критериям обязательной регистрации (п. 181.1. НКУ). Лишь тогда раздел V НКУ «увидит» их ка «лиц». Согласно внесенным изменениям печать в налоговой накладной проставляется такими плательщиками только при ее наличии. Однако указанная норма вступит в силу лишь после принятия закона относительно установления принципа осуществления хоз-деятельности субъектами частного права без применения печатей.

3. Ставки и налоговая база

В общем ставки увеличены. Лишь 1-я группа (торговля на рынке и оказание бытовых услуг населению) будет платить меньше (возможно) — ставки для нее утверждены на уровне от 1 до 10% от минимальной зарплаты. Для 2-й группы максимальная ставка — 20% от минимальной зарплаты (т.е. в следующем году — более 200 грн.). Для 3-й и 4-й групп ставки повышены: 5% без НДС (3% с НДС). Сейчас, как известно, смелые налогоплательщики платят 4,3% с НДС (10% минус ЕСВ). 

А вот понятие дохода беспредельно расширено. Если в Указе Президента речь шла о «выручке от реализации», то теперь «доход» определяется как… «любые доходы» (с некоторыми, отнюдь не новыми, исключениями).

Какие налоги придется платить упрощенцам

Единый налог заменяет собой:

  • налог на прибыль,
  • НДФЛ (в части хоз-деятельности);
  • НДС (кроме импорта и кроме упрощенцев 3-4 группы – плательщиков НДС);
  • земельный налог (в части хоз-деятельности);
  • сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности;
  • сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства.

Соответственно, упрощенцам по результатам предпринимательской деятельности и с учетом ограничений на применение упрощенной системы придется платить:

  • акцизный налог (кроме розничной продажи ТСМ в ёмкостях до 20 л и розничной продажи пива и столовых вин физ-лицами);
  • сбор за 1-ую регистрацию ТС;
  • экологический налог;
  • плату за пользование радиочастотным ресурсом;
  • плату за спец-использование воды;
  • сбор за спец-использование лесных ресурсов;
  • пошлину;
  • налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка;
  • сбор за места для парковки авто.

Кроме того, как и раньше, придется платить ЕСВ. Но предприниматели могут успокоить себя тем, что ЕСВ не входит в перечень налогов и сборов.

Ограничения

Плательщикам единого налога запрещены следующие виды деятельности:

  • организация и проведение азартных игр;
  • обмен ин-валюты;
  • любые виды деятельности с подакцизными товарами (кроме розничной продажи ТСМ в ёмкостях до 20 л и розничной продажи пива с столовых вин физ-лицами);
  • любые виды деятельности с драг-металлами и драг-камнями;
  • добыча и реализация полезных ископаемых;
  • финансовое посредничество (кроме некоторых видов деятельности в сфере страхования – см. п.п. 6) п.п. 291.5.1);
  • деятельность в сфере управления предприятиями;
  • почта, связь;
  • продажа предметов искусства, антиквариата; организация торгов предметами коллекционирования, искусства, антиквариата;
  • организация гастрольных мероприятий;

Некоторые виды деятельности запрещены только физ-лицам (но разрешены юр-лицам):

  • сдача в аренду земельных участков свыше 0,2 га;
  • сдача в аренду жилых помещений свыше 100 кв. м, нежилых помещений свыше 300 кв. м.;
  • тех-испытания и исследования  (гр. 74.3 КВЕД ДК 009:2005);
  • аудит.

Кроме того, не могут применять упрощенную систему следующие СПД:

  •  любые фин-учреждения;
  • регистраторы ЦБ;
  • СПД, в уставном капитале которых совокупность долей юр-лиц – плательщиков налогов на общей системе – превышает 25%;
  • территориально-обособленные подразделения юр-лица — плательщика налогов на общей системе;
  • нерезиденты;
  • СПД, имеющие налоговый долг.

Денежная форма расчета остается единственно дозволенной для всех групп плательщиков единого налога.

Группы

Плательщики единого налога, физ- и юр-лица, разделены на 4 группы, для каждой из которых установлены свои ограничения и ставки налога.

К 1-3-й группам отнесены только физ-лица:

1. Первая группа:

объем доходов: до 150 тыс. грн.;

виды деятельности:

  • розничная продажа товаров с торговых мест на рынках,
  • бытовые услуги населению;

наемные работники: нет;

ставка: 1-10% от минимальной зарплаты на начало года.

Перечень бытовых услуг населению обширен (40 пунктов), странен и приведен в п. 291.6 НКУ.

2. Вторая группа:

объем доходов: до 1 млн. грн.;

виды деятельности:

  • услуги (только населению или плательщикам единого налога),
  • производство и / или продажа товаров,
  • ресторанное хозяйство;

наемные работники: до 10 лиц единовременно;

ставка: 2-20% от минимальной зарплаты на начало года.

Обратите внимание: плательщики единого налога, отнесенные ко 2-й группе, могут оказывать услуги только населению или другим упрощенцам. Исходя из структуры п.п. 2) п.п. 291.4 для производства и продажи товаров это ограничение не применяется.

Физ-лица, осуществляющие посреднические услуги, связанные с недвижимым имуществом (гр. 70.31 КВЕД ДК 009:2005), отнесены к 3-й группе.

3. Третья группа:

объем доходов: до 3 млн. грн.;

вид деятельности: любые, кроме запрещенных для упрощенной системы;

наемные работники: до 10 лиц единовременно;

ставки: 3% от дохода для плательщиков НДС или 5% от дохода для неплательщиков НДС

4. Четвертая группа – для юр-лиц:

объем доходов: до 5 млн. грн.;

виды деятельности: любые, кроме «запрещенных»;

наемные работники: до 50 (среднеучетное кол-во);

ставки: 3% от дохода для плательщиков НДС или 5% от дохода для неплательщиков НДС

Физ-лица, отнесенные к 3-1 группе и юр-лица, отнесенные к 4-й группе, могут зарегистрироваться плательщиками НДС при  соответствии требованиям к обязательной регистрации. Следует учитывать, что они обязаны зарегистрироваться плательщиками НДС в случае осуществления поставок плательщикам НДС на сумму свыше 300 тыс. грн. (см. п. 181.1 и п.п. 293.8 4) г) НКУ) и перейти на ставку 3% с НДС.

Налоговый период: для 1 группы – год, для 2-4 – квартал.

Последствия превышения объемов

  1. Сумма превышения облагается по повышенной ставке (для 1-3 групп – 15%, для 4 группы – двойная ставка);
  2. Плательщик налога 1-2 группы переходят со следующего квартала в соответствующую достигнутому объему группу (заявление – до 20 числа месяца, следующего за кварталом, в котором имело место превышение), а при отсутствии такого заявления —  на общую систему.
  3. Плательщики налога 3-4 группы переходят на общую систему.

Ставки

Ставки налога «по умолчанию»

для 1 гр.: 1-10% от минимальной зарплаты на начало года;

для 2 гр.: 2-20% от минимальной зарплаты на начало года;

для 3 и 4 гр.: 3% от дохода для плательщиков НДС, 5% от дохода для неплательщиков НДС.

Ставки налога – особые случаи

Для 1-й и 2-й групп:

  • при осуществлении нескольких видов деятельности применяется наибольшая из ставок;
  • при осуществлении хоз-деятельности на территории более одного совета применяется максимальная ставка.

Увеличения ставок на 50% при использовании наемного труда не предусмотрено.

Ставки в случае нарушений

К сумме превышения предельного объема дохода, к доходам, не указанным в свидетельстве (для 1-2 групп), к доходам от «запрещенных» видов деятельности и к доходам с неденежной формой расчета (для всех групп) применяется ставка

  • 15% для 1-3 групп;
  • двойной размер ставки  — для 4-й группы.

Обратите внимание: 15% — это не НДФЛ, а ставка единого налога.

О ставке 3% + НДС

Возможность применять ставку 3% с НДС предоставлена уже зарегистрированным плательщикам НДС, а также СПД, превысившим объем поставок, указанный в п. 181.1 НКУ (300 тыс. грн.). Добровольная регистрация плательщиком НДС по ст. 182 НКУ для упрощенцев не доступна, т.к. упрощенец, не достигший объема поставок 300 тыс. грн., не является в понимании НКУ «лицом» (см. п.п. 4) п. 293.8  НКУ и  п. 1) ст. 1 раздела I Законопроекта 8521).

Доход

Несмотря на то, что еще на начальных курсах юр-фака студентов учат не определять понятие через самое себя, законодатель под «доходом» плательщика единого налога – физ-лица подразумевает именно «доход, полученный на протяжении налогового периода в денежной (наличной, безналичной) форме». С доходом юр-лица еще хуже: доходом является «любой доход, включая доходы представительств, филиалов, отделений такого юр-лица».

По мнению автора, это значительный менее четкое определение, чем «выручка от реализации» из Указа Президента 727.

В доходы физ- и юр-лиц включается также стоимость бесплатно полученных товаров и услуг, а  также сумма кредиторской задолженности, срок исковой давности по которой истек.

Некоторые особенности:

  1. Предусмотрено, что в по договорам поручения, транспортного экспедирования или по агентским договорам доход является сумма вознаграждения поверенного (агента). О доходе комиссионера не сказано ничего, а вопрос, является ли договор комиссии агентским, при фискальном подходе не имеет однозначного ответа.
  2. Доход от продажи ОС определяется как и прежде как разница между ценой продажи и балансовой стоимостью.
  3. Кредиты доходом не являются. А вот возвратная фин-помощь, не возвращенная в течение 12 месяцев, включается в состав доходов.
  4. Не являются доходом денежные поступления за поставки, осуществленные в период пребывания на общей системе (в т.ч. суммы НДС), а также авансы, возвращаемые покупателям.
  5. Не являются доходом взносы в уставной фонд (в т.ч. неденежные).
  6. Дивиденды юр- и физ-лиц облагаются по правилам разделов ІІІ и IV НКУ соответственно.

Подробнее см. ст. 292 НКУ.

Уплата единого налога

Предприниматели, отнесенные к 1-2 группам, уплачивают налог ежемесячно в форме авансовых взносов до 20 числа текущего месяца (включительно). При этом, для них предусмотрено право уплатить налог авансом за весь налоговый период (для 1-й группы – год, для 2-й – квартал). По мнению автора, такое право может легко стать условием дальнейшего применения или перехода на упрощенную систему.

Начисление авансовых взносов осуществляется налоговым органом с учетом заявления налогоплательщика о ежегодном отпуске и заявлений о сроке временной утраты трудоспособности

На ежегодный отпуск сроком в 1 месяц имеют право (т.е. освобождаются от уплаты налога) предприниматели 1-2 групп, которые не используют наемный труд. Также налог не уплачивается в случае предоставления копии больничного на срок свыше 30 дней (тоже при отсутствии наемных работников).

В случае, если новые ставки единого налога на следующий год не обнародованы до 15 июля текущего года, в следующем году должны использоваться «старые» ставки (см. п. 295.1 и п.п. 12.3.4 НКУ). Эта норма вступает в силу с даты опубликования данного Закона.

СПД, отнесенные к 3-4 группам, уплачивают налог в течение 10 дней после предоставления квартальной декларации (40 дней).

Учет

Для плательщиков налога 1-й и 2-й групп, а также для предпринимателей 3-й группы, не зарегистрированных плательщиками НДС, предусмотрено ведение Книги доходов (но не расходов) по результатам рабочего дня.

Для предпринимателей 3-й группы – плательщиков НДС – предусмотрен учет доходов и расходов в порядке, утвержденном Минфином.

Для 4-ой группы предусмотрен упрощенный учет по методике, утвержденной Минфином.

Относительно подтверждения учетных данных первичными документами в разделе, посвященном специальному режиму налогообложения, не сказано ничего. Посмотрим, каковы будут требования в отчетности, определенные Минфином. Также не следует забывать о требованиях  п.177.10 НКУ об обязанности физ-лица — предпринимателя иметь подтверждающие документы относительно происхождения товара. Данный пункт применим к предпринимателям на общей системе, однако ничто не мешает налоговым органам распространить его действие и на упрощенцев.

Требования к декларациям изложены в ст. 296 НКУ – для их изучения еще достаточно времени.

Переход на упрощенную систему

Как и сегодня, для того, чтобы перейти на общую систему или продолжить работать на общей системе, необходимо подать заявление за 15 дней до окончания квартала.

Перейти на упрощенную систему можно не более одного раза за календарный год при условии соответствия всем требованиям, предъявляемым к пунктом 291.4 к соответствующей группе плательщиков единого налога по объему, количеству наемных работников и, как ни странно — по видам деятельности — в течение предыдущего календарного года.

Потеря права на применение упрощенной системы и сроки перехода на общую описаны в п. 298.2.3 НКУ.

Игорь Забута, управляющий партнер Юридической и бухгалтерской компании «4Business»

 

Упрощенная система и Закон № 3609-VI («О внесении изменений в Налоговый кодекс»)

18 августа 2011, 16:15   + 49 голосов 9 комментариев

06.08.2011 вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно совершенствования отдельных норм Налогового кодекса Украины» от 07.07.2011 № 3609-VI.

Законом внесены изменения практически во все разделы Налогового кодекса (см. краткий обзор экспертов Deloitte), причем изменения вступают в силу в различное время: с 06.08, с 01.08 и даже с «задним числом» — с 01.03.2011 (см. анализ заключительных положений).

Закон содержит также ряд новых норм, регулирующих упрощенную систему налогообложения.

1. Запрет фактических проверок

До введения в действие положений об упрощенной системе налогообложения запрещено проведение фактических проверок физических лиц – плательщиков единого налога, а также юридических лиц – субъектов упрощенной системы налогообложения, при условии, что последние не являются плательщиками НДС.

2. Мораторий на осуществление мероприятий государственного надзора

В отношении физических лиц – плательщиков единого налога, а также юридических лиц – субъектов упрощенной системы налогообложения  - не плательщиков НДС устанавливается мораторий на осуществление мероприятий государственного надзора в сфере хозяйственной деятельности (за исключением тех лиц, деятельность которых отнесена к высокой степени риска).

Мораторий не распространяется на:

  • внеплановые проверки СЭС,
  • проверки по жалобам потребителей,
  • плановые и внеплановые проверки ПФ субъектов хозяйствования, деятельность которых отнесена к средней степени риска.

3. НДС и авансы, полученные в период нахождения на упрощенной системе

Для лиц, которые перешли на общую систему с упрощенной и зарегистрировались плательщиками НДС, операции по поставке товаров (услуг), которые были оплачены авансом в период нахождения на упрощенной системе (и обложены единым налогом), не облагаются НДС.

4. Возврат авансов и единый налог

В случае возврата авансов субъектами упрощенной системы корректируется и сумма единого налога, и сумма выручки от реализации.

5. Регистрация плательщиками НДС

Уточнен порядок регистрации юридических лиц плательщиками НДС при переходе с упрощенной системы налогообложения на общую. Регистрация осуществляется при условии, что такие лица соответствуют требованиям пунктов 181.1 или 182.1 Кодекса (условиям обязательной или добровольной регистрации). При переходе на общую систему с начала календарного года, заявление о регистрации плательщиком НДС должно быть подано не позднее 10 января. В случае, если переход на общую систему осуществляется на протяжении года, регистрационное заявление подается одновременно с заявлением об отказе от применения упрощенной системы.

6. ЕСВ не уплачивается пенсионерами и инвалидами

Внесены изменения в Закон Украины “О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование”. Лица, избравшие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от уплаты за себя единого взноса, если они являются пенсионерами по возрасту или инвалидами и получают согласно закону пенсию или социальную помощь. Такие лица могут быть плательщиками ЕСВ исключительно в добровольном порядке.

7. Взносы в ПФ

Государство «прощает» упрощенцам неуплату взносов в ПФ: финансовые санкции и административные взыскания за неуплату взносов в ПФ физическими лицами – субъектами упрощенной системы не применяются, начисленные суммы финансовых санкций подлежат списанию. Но не сами взносы.

Указанные нормы вступают в силу со дня, следующего за днем опубликования Закона («Голос Украины» N 144 от 05.08.2011), т.е. с 06.08.2011.

 

Об НДС, стабильности и самоуважении (Законопроект 8321)

2 июня 2011, 15:30   + 31 голос 14 комментариев

Законопроектом от 31.03.2011 г. N 8321 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины....», инициированном КМУ и принятом во втором чтении ВР, крайне лаконично – одним предложением -   «Подпункт 196.1.14 пункта 196.1 статьи 196 исключить»  - целый ряд услуг (и именно, приведенных в п. 186.3) исключен из перечня освобожденных от НДС.

Таким образом объектом налогообложения НДС вновь становятся:

1. Услуги «консультационного характера»:

— собственно «консультационные»;

— юридические (в т.ч. числе адвокатские);

— бухгалтерские и аудиторские;

— инжиниринговые и инженерные;

— актуарные «и другие подобные услуги консультационного характера».

2. Услуги в сфере информатизации:

— разработка, поставка и тестирование ПО,

— обработка данных,

— предоставление консультаций, информации «и другие услуги» в сфере информатизации.

 

К сожалению, экономика услуг «консультационного характера» и услуг в сфере информатизации такова, что кредиту по НДС практические неоткуда взяться: основной статьей расходов является зарплата. Поэтому возвращение этих услуг в ряды «НДС-ных» приведет либо к их удорожанию почти на 20% (т.е. будет переложено на плечи потребителей), либо поставщики таких услуг будут платить НДС «из собственного кармана».

Вопреки принципу стабильности, провозглашенному п. 4.1.9. НКУ («изменения в любые элементы налогов и сборов не могут вноситься позднее чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. Налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут изменяться в течение бюджетного года»), Закон вступает в силу с первого числа месяца, следующего за опубликованием.

Интересно, что в Пояснительной записке к законопроекту никакой мотивировки (кроме «запобігання необгрунтованим втратам») возвращения НДС для выше упомянутых операций нет. Более того, этот вопрос не затрагивается ни в Заключении Главного научно-экспертного управления, ни в Заключении профильного Комитета ВР. И если в обоих Заключениях вскользь упомянуто нарушение принципа стабильности, то о недопустимости внесения изменений в НКУ подобным законом не сказано ничего.

Юристам, бухгалтерам и прочим поставщикам «НДС-реанимированных услуг» следует привыкать к изменению ценовой политики и вообще, — изменению правил игры при работающем двигателе. Как минимум два раза в год. Ведь год еще не закончился, и вполне возможен откат назад, например, «з метою необгрунтованого відшкодування ПДВ по нетоварних операціях».

Игорь Забута, управляющий партнер ООО «Юридической и бухгалтерской компании «4Business»

 
Страницы: 12345