Кредитные карты
Комментирует Ярослав Сковрон, директор департамента по развитию банковских продуктов банка «Ренессанс Кредит»:
Нестабильная ситуация в политике и экономике однозначно повлияла на каждого в 2014 году. Причем включая обе стороны – как клиентов банков, так и сами банки. Клиенты банков стали относится к банковскому сектору с меньшим доверием, принимая решение о снятии депозитов. Это повлекло за собой один и наиболее значимых оттоков средств с депозитов физлиц в банковской системе за последние несколько лет. Для банков это стало настоящим «краш тестом», проверкой на финансовую устойчивость.
В свою очередь, банки сместили фокус с краткосрочного кредитования, в котором рынок развивался последние несколько лет, на привлечение депозитов с рынка.
Одним из ключевых факторов, который повлиял на решение банков ограничить краткосрочное кредитование, стало ухудшение способности населения выплачивать кредиты из-за негативных экономических и политических условий.
Таким образом, поддержка депозитного портфеля и контроль качества кредитного портфеля – это два главных фокуса для активности банков в уходящем году. Годом кредитования 2014 год называть не приходится.
В последние месяцы 2014 года мы наблюдаем позитивные тенденции на рынке, и в следующем году можем ожидать некоторые улучшения. В 2015 году банки буду возобновлять свою активность в краткосрочном кредитовании, но, однозначно, обращая особое внимание на риски — выбирая клиентов с лучшим профилем и кредитной историей, а также предлагая несколько меньшие суммы, чем до кризиса.
Однозначно, это не удовлетворит в полной мере существующий спрос на продукты этого сегмента. Но клиенты со стабильным источником дохода и хорошей кредитной историей, которые вовремя выплачивали предыдущие кредиты или текущие, могут рассчитывать на предложения банков в части привлекательных кредитных лимитов.
Рост стоимости фондирования для банков, в свою очередь, может повлечь за собой соответствующее увеличение стоимости кредитных продуктов и для клиентов.
Позитивная тенденция 2014, которая продолжится и в следующем году, это изменение в поведении клиентов кредитных карт.
В предыдущие годы клиенты в большинстве рассматривали кредитную карту как замену кеш-кредиту, снимая сразу весь кредитный лимит наличными в банкомате.
В 2014 году мы наблюдаем, что пользователи начинают воспринимать и более активно использовать кредитную карту уже как удобный инструмент расчета за покупки на постоянной основе.
Увеличилось количество покупателей, которые уже полноценно используют функционал кредиток для экономии и комфортной альтернативы кэшу. Например, это интерес расплачиваться картой за покупки в льготный период без процентов или оформлять отдельные транзакции для оплаты равными частями по сниженной ставке на 2-3 года, как в рассрочку.
Все это для развития продукта – огромный шаг вперед по сравнению с той моделью поведения, когда клиент снимал все средства кредитного лимита наличными.
Комментирует Сергей Францишко, вице-президент по развитию бизнеса представительства MasterCard Europe в Украине:
В 2014 году продолжали расти общее количество и объём безналичных платежей, появлялись новые платёжные сервисы для картодержателей и набирало популярность использование карт для оплаты покупок в интернете.
Я думаю, что эти тенденции сохранятся на украинском платежном рынке и в 2015 году. Кроме того, мы видим, что мир сейчас движется в онлайн, и люди совершают в интернете всё больше покупок и используют для этого планшеты и мобильные телефоны. Поэтому будут развиваться различные каналы приёма безналичных платежей в электронной коммерции.
Автокредитование
Комментирует Александр Кушлык, директор департамента автокредитования ПАО «Кредобанк»:
В области автокредитования (да и не только в автокредитовании) в Украине 2014 год стал годом серьезных потрясений. Часть лидеров рынка либо значительно сократила свое присутствие на нём, либо вообще прекратила кредитования покупки автомобилей физлицами.
Для сравнения, если в начале уходящего года в этом сегменте банковских услуг было представлено (и соответственно реально кредитовало) около 20 банковских учреждений, то по состоянию на декабрь 2014 года таких осталось не более 5.
Причины такого сокращения количества игроков рынка являются прямым следствием тяжелой социально-политической, и, как следствие, тяжелой экономической ситуации.
Кроме того для этого года были характерны определенные нетипичные всплески покупательской активности, связанные в первую очередь с активизацией отложенного спроса, который в свою очередь стимулировался, как правило, периодами обесценивания национальной валюты.
В то время, как в «спокойные годы» на динамику продаж влияние оказывала в основном сезонность или определенные действия связаные с изменениями принципов налогообложения и таможенного оформления новых авто.
С другой стороны такие, не совсем оптимистические результаты, создадут предпосылки для качественного изменения принципов функционирования этого рынка, будем надеятся, в ближайшем будущем.
Прогнозы в сегменте автокредитования – достаточно сдержанные. На следующий год практически нет предпосылок даже для достижения объемов продаж новых автомобилей в текущем году (и как следствие – объемов выдаваемых кредитов, в количественном выражении).
И это несмотря на то, что 2014 год с точки зрения показателей был, мягко говоря, не самым лучшим за последние 7 лет. Сдержанный, но относительно оптимистический прогноз количества продаваемых автомобилей на 2015 год – до 80 000 штук.
На рынке автокредитования это может соответствовать 1000 – 1800 кредитов ежемесячно (в зависимости от активности банков в этом сегменте).
Комментирует Йозеф Граф, глава правления Porsche Finance Group:
Говоря о рынке автофинансирования, можно отметить, что 2014 год был очень сложным и непредвиденным как для Porsche Finance Group, так и для всего автофинансового сектора.
Porsche Finance Group в полной мере ощутила влияние текущей непростой ситуации в стране – на данный момент мы наблюдаем падение нашего нового бизнеса на 70%, как и критическое давление на наш текущий портфель. Кроме того, доля клиентов, которые вовремя не выполняют кредитные обязательства перед PFG, сейчас составляет около 10%. Ранее этот показатель находился на уровне 1% и был лучшим среди всех компаний, которые принадлежат австрийскому «Порше Банку».
Мы уделяем большое внимание нашему текущему портфелю и ищем способы решений, как помочь нашим текущим клиентам пережить кризис.
Что касается тенденций прошедшего года, то можно выделить устойчивость лизингового сегмента в рамках доли финансирования, а именно стабильность работы с корпоративными клиентами, то есть с юридическими лицами.
Компании все равно продолжают брать автомобили в лизинг так как корпоративный автопарк требует постоянного обновления, реинвестирование не может быть отложено, как это может себе позволить частный сектор. Если говорить в процентном соотношении, то Porsche Finance Group финансирует в лизинг 60% юридических лиц и 40% физических.
В 2015 году мы в первую очередь ожидаем стабилизации ситуации в стране, как политической, так и экономической. Как только стабильность наступит в этих сферах, можно ожидать положительную динамику и на рынке автофинансирования.
Но, несмотря на кризис, стратегическая идея автопроизводителей, которая движет финансовыми операциями, остается неизменной – это поддержание (сохранение) результатов продаж и рыночных показателей собственных брендов на максимально возможном высоком уровне.
Эта идея превосходно работает на всех рынках, где присутствует наш бизнес, она также работает и в Украине. Хотя текущий кризис заставил изменить тактику, но он не имеет влияния в долгосрочной перспективе на нашу стратегию.
Кредитование МСБ
Константин Лежнин, заместитель председателя правления по вопросам розничного бизнеса УкрСиббанка BNP Paribas Group
Кризис и регуляторные ограничения, безусловно, наложили свой отпечаток, но ситуация может достаточно быстро стабилизироваться в случае роста экономики и притока валюты от экспортёров. Но пока не начались реформы, тяжело говорить о том, когда этот кризис подойдёт к концу.
В контексте кредитования МСБ 2014 год запомнился тенденцией «бегства к качеству» (flight to quality). В текущих условиях одним из важнейших факторов есть стабильность и надежность финансового партнера, репутация и аполитичность банка. Для клиента чрезвычайно важно, не взирая на политическую конъюнктуру, всегда иметь доступный источник ресурсов, осуществлять бесперебойные расчеты как с отечественными, так и иностранными контрагентами, в любой момент иметь возможность воспользоваться средствами на счетах. Мы всё это смогли обеспечить всем нашим клиентом, в результате – с начала года остатки на счетах выросли на 40%, а число новых клиентов удвоилось по сравнению с прошлым годом. Имея за спиной таких акционеров как BNP Paribas (84,99%) и ЕБРР (15%) УкрСиббанк может гарантировать своим клиентам качественный сервис и абсолютную стабильность.
Мы продолжим активно развивать работу со средним и малым бизнесом как будущим драйвером экономики Украины. Я абсолютно убеждён, что спустя несколько лет рост экономики страны начнется именно с таких компаний, и глубокое понимание банком всех особенностей и нюансов бизнеса МСБ позволит сделать успешнее и сам бизнес, и сыграет на руку нам. В США и Европе, например, данный сектор формирует более 50% ВВП, и составляет более 70% от объёма предприятий. В Украине же при доле СМБ в 98% в пуле предприятий Украины, доля СМБ в ВВП составляет менее 10%. В то же время, средний и малый бизнес является фундаментом для формирования рынка труда, т.к. более 30% населения страны занято в данной сфере.
Если говорить об УкрСиббанке, то малый и средний бизнес остаётся приоритетным для нас ещё с 2005 года, учитывая, что 45% всех доходов розничного бизнеса сейчас приходится именно на МСБ.
Учитывая, что уже сегодня немалую долю ликвидности для банка обеспечивает именно малый и средний бизнес, мы планируем в 2015-м ещё больше нарастить свою долю на этом рынке: на 30% в столице и на 25% в рамках страны. Со столицей у нас и вовсе связаны немалые ожидания в плане роста, это, пожалуй, наиболее перспективный рынок в данный момент.
Опыт BNP Paribas Group подчеркивает важность работы со средним и малым бизнесом, ведь это, по сути, катализатор изменений в стране. Кстати, для наших клиентов опыт Группы – это ещё и возможности развития их бизнеса, потому что современная концепция работы с предпринимателями подразумевает выход за рамки привычной роли банкира и превращение в бизнес-консультанта и советчика по развитию. Мы прекрасно понимаем, что сейчас не время зарабатывать на клиенте – мы стремимся зарабатывать вместе с клиентом, и готовы приложить для этого все наши знания и умения (в т.ч. и полуторасталетний опыт BNP Paribas) для роста бизнеса клиента.
Подготовили Ольга Левкович, Кристина Болотова