21 сентября 2021, 7:40 Читати українською

Бюджет-2022: как будут жить пенсионеры, чиновники и получатели госпомощи

Сегодня депутаты будут рассматривать проект госбюджета-2022. Он имеет все шансы быть утвержденным в первом чтении. Впрочем, как показывает практика, между этим событием и окончательным голосованием документ может быть перекроен не один раз. Но уже сейчас можно разглядеть, кто будет в фаворитах и получит щедрое финансирование в следующем году. На какие отрасли и направления сделала ставку власть в этот раз, разбирался «Минфин».

У правительства будет несколько «железных» поводов основательно перекроить проект бюджета ко второму чтению. Во-первых, нынешняя его редакция версталась на устаревших макропоказателях. К примеру, акутальная цена на газ в четыре раза выше, чем в исходных макро расчетах.

Кроме того, разработчики бюджета не учли текущие инфляционные тренды. «В частности, в основе бюджета-2022 заложен прогноз ВВП на уровне 5,37 трлн грн. В то же время прогноз НБУ за июль говорит, что валовый продукт в следующем году будет, как минимум, на 100 млрд грн больше — 5,49 трлн грн», — отмечает в комментарии к документу проект CASE Украина «Ціна держави». А это значит, что поступления от основных налогов сейчас сильно занижены.

Во-вторых, в проекте главной финансовой сметы страны на будущий год не учтены 30 млрд, которые позволит аккумулировать так называемый «антиахметовский» закон. Финальную версию этого законопроекта таже планируется рассмотреть на текущей сессионной неделе. После удачного голосования Минфин готов будет разбросать дополнительный ресурс по расходным статьям. Главные бенефициары:

  • железнодорожная инфраструктура (плюс 6,1 млрд грн),
  • аэропорты (5,1 млрд грн)
  • большое строительство и медицина (4 млрд грн)
  • спортивные объекты (4 млрд грн).

И, конечно, в финальном варианте бюджета-2022 появятся традиционные депутатские «хотелки» (в большинстве своем — расходы на региональные инфраструктурные проекты). Такой ход позволяет правительству собрать нужные голоса за бюджет, а народным избранникам — укрепить свои позиции на «подшефных» округах.

Как хотят наполнять казну

В следующем году правительство планирует собрать в бюджет 1267,4 млрд грн, что на 160 млрд или 14,4%больше планов на текущий год. Структура бюджетных доходов осталась практически неизменной. А для поступлений от основных налогов уже традиционно предусмотрен значительный рост. Так, сборы налога на доходы физлиц должны в будущем году вырасти на 24%, чему будет способствовать дальнейший рост зарплатной минималки.

Источник: KSE

Поступления от НДС планируется нарастить почти на 15%, а налога на прибыль — почти на 23%. Такую динамику в Минфине поясняют ожидаемым восстановлением экономики — разработчики проекта бюджета исходили из роста ВВП в следующем году на 3,8%. Однако реальным драйвером роста бюджетных доходов станет инфляция, которую подстегнут дорожающие товары и коммуналка.

За примерами долго ходить не нужно. Согласно июльскому прогнозу министерства экономики, рост ВВП в этом году составит 4,1%, по подсчетам НБУ — только 3,8%. И хотя бюджет-2021 верстался исходя из прогнозного роста ВВП на 4,7%, план по доходам бюджета стабильно перевыполняется.

По данным Госказначейства, по итогам 8 месяцев в общий фонд собрано 104,1% от бюджетной росписи на этот период. Причем, план перевыполнен за счет налоговых поступлений. Секрет успеха прост — раскручивание ифляции, которая по итогам января-августа достигла 10,2% в годовом измерении .

А вот что действительно неожиданно, так это отсутствие традиционных для Украины источников доходов. «В бюджете на следующий год вообще не планируется получать средства от программ помощи ЕС, иностранных государств, международных организаций и доноров», — уточнила Дарина Марчак, руководитель Центра анализа общественных финансов и публичного управления KSE.

Например, в этом году по этой статье запланированы доходы в размере около 2 млрд грн. Деньги относительно небольшие, но «имиджевые».

Впрочем, нарисованная Минфином общая картина бюджета выглядит довольно оптимистично: доходы растут быстрее расходов, бюджетный дефицит сокращается — с 5,5% ВВП в этом году сразу до 3,5% ВВП в следующем.

Главные риски

За скобками официальных комментариев, как всегда, остаются основные риски. Например, в следующем году правительство ожидает получить от НБУ часть его чистой прибыли в размере 24,4 млрд грн. Аналогичная сумма заложена и в бюджете этого года. Но, по прогнозам самого Нацбанка, он сможет перечислить почти вполовину меньше — 13,6 млрд грн.

«При составлении бюджета на текущий год НБУ предупреждал, что сможет перечислить в бюджет 24,4 млрд грн, но в документ тогда заложили 33 млрд грн. В результате весной этого года Нацбанк перечислил спрогнозированную им сумму, а бюджет недополучил 8,6 млрд грн. Аналогичная ситуация может повториться и в следующем году», — предупреждает Дарина Марчак.

А вот расходы наоборот, могут оказаться гораздо выше запланированных. Потенциально опасная для выполнения бюджета ситуация связана с прожиточным минимумом. Согласно планам Минфина, в следующем году этот показатель (для трудоспособных лиц) до конца года должен вырасти до 2684 грн.

Но разработчики документа не учли, что депутаты приняли решение реформировать этот показатель. Соответствующий законопроект уже принят в первом чтении и может быть проголосован окончательно до конца года. В этом случае прожиточный минимум в 2022 году должен составить не менее 41% от минимальной зарплаты или примерно 5815 грн. А такие новые вводные потребуют серьезного пересмотра расходов.

Как будут расти соцстандарты в 2022 г

Источник: KSE

Наконец, потенциальная опасность кроется в предложенном варианте финансирования дефицита. Несмотря на его сокращение расходы на обслуживание госдолга в следующем году вырастут еще на 14% — такова плата за большие кассовые разрывы 2020−2021 гг.

Но проблема даже не в этом. По информации CASE Украина, 571 млрд грн или почти 80% всего объема заимствований планируется сделать на внутреннем рынке. Так Минфин снижает курсовые риски. Но, например, за 8 месяцев этого года правительство смогло привлечь на внутреннем рынке только 242 млрд грн. Соответственно, чтобы выполнить план по привлечениям, власти снова придется увеличивать доходность ОВГЗ и, как результат, — долговую нагрузку на бюджет.

Как планируют поделить

Тотальное сокращение расходов на органы власти — еще одна бюджетная сенсация. Так, финансирование Офиса президента в следующем году планируется уменьшить почти на 15%, содержание депутатов должно обойтись налогоплательщикам почти на 8% дешевле. А вот расходы на правительство вырастут почти на 7%.

Впрочем, таким раскладам сейчас вряд ли стоит предавать большое значение. Ведь ко второму чтению все еще может сильно измениться.

Зато значительное увеличение расходов на силовиков и судей уже стало привычным:

  • Офис Генпрокурора — плюс 2 млрд (+почти 18%)
  • СБУ — плюс 1 млрд (+7%)
  • Государственная судебная администрация — плюс 2,1 млрд (+7%).

В целом расходы казны запланированы на уровне 1441 млрд грн или плюс 100 млрд (+7,4%) к изначальным планам на этот год. Более половины из этих дополнительных 100 млрд приходится на четыре министерства — МОЗ, Минобороны, Минсоцполитики и Минобразования.

Но означает ли это, что эти направления получат достаточно средств?

Соцобеспечение. В будущем году расходы на социалку вырастут до 320,1 млрд грн (плюс 7 млрд). Львиная доля трат — трансферты Пенсионному фонду — 200,6 млрд грн.

Среди приоритетов названы:

  • индексация пенсий с 1 марта;
  • доплаты военным пенсионерам;
  • перерасчет пенсий ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС;
  • расширение программы возрастных доплат к пенсиям, которая в следующем году будет распространена на пенсионеров в возрасте 70−75 лет;
  • установление минимальной пенсионной выплаты для людей в возрасте от 70 лет при полном стаже на уровне 3 тыс грн.

А вот социальная защита работающей части населения продумана не так хорошо. Например, бюджет-2022 не решает проблемы дефицита фондов соцстраха. За семь месяцев этого года непокрытые потребности в средствах на больничные, декретные, страховые выплаты и медико-социальные услуги составил 2,3 млрд грн. А это значит, что и в следующем году такие выплаты будут проводиться с большими задержками.

Зато у чиновников есть все шансы улучшить свое материальное положение. В будущем году: из бюджетного законопроекта исключена норма о замораживании оплаты для всех категорий работников госорганов.

Также в 2022 г вырастут (на 3,2 млрд грн) расходы на субсидии по оплате коммуналки. Впрочем, учитывая сумасшедший рост тарифов, и этих денег может не хватить на всех претендентов.

В будущем году появится новая бюджетная программа, которая позволит малообеспеченным гражданам начать собственный бизнес. Но средств на нее выделено так мало (94,9 млн грн), что программа рискует превратиться в коррупционную кормушку.

Охрана здоровья. Расходы на медицину в будущем году должны вырасти на 14,4% — с 169,3 млрд грн предусмотренных на этот год, до 193,67 млрд грн.

Часть этих средств пойдет на повышение зарплат медикам: правительство планирует повысить среднюю зарплату врачам до 22,5 тыс грн (+ 56%), среднему медперсоналу — до 14,5 тыс грн (+ 34%).

Но денег в больницах по-прежнему будет не хватать. Например, Кабмин ликвидировал программу финансирования мероприятий по борьбе с ковид. В этом году на нее предусмотрено 4,4 млрд грн. Также прикрыты программы развития экстренной медицинской помощи (минус 3,2 млрд грн) и создания материальной базы в Национальном институте рака (минус 1,5 млрд грн).

Образование. Расходы на эту сферу планируется увеличить на 11,7% — со 154,07 млрд грн до 172,09 млрд грн. Повысить зарплаты пообещали и учителям. На это, по расчетам Минфина, должно пойти 8,4 млрд грн. Правда, детали такого повышения пока не озвучены.

Улучшение материального положения пообещали и студентам. Минимальная стипендия в вузе увеличится до 2 тыс грн (плюс 700 грн), повышенная — до 2550 грн (плюс 890 грн). Учащиеся ПТУ в следующем году будут получать минимум 1250 грн (плюс 750 грн).

Из менее приятного — в бюджете-2022 не предусмотрено дополнительных расходов на обеспечение дистанционного образования, хотя в этом году на эти цели предусмотрено 1 млрд грн. Зато нашлись 1,5 млрд грн на финансирование программы обеспечения пожарной безопасности в учреждениях образования, а также 100 млн — на создание «президентского университета», который Владимир Зеленский анонсировал весной этого года.

Также для популяризации главы государства увеличен бюджет президентского фонда по поддержке образования — с 200 до 500 млн грн. Из этого фонда будут выплачивать призовые победителям международных олимпиад и стипендии студентам, набравшим самые высокие баллы на ВНО.

Дороги. В будущем году продолжится активное дорожное строительство. На это будет потрачено более 68 млрд грн или 4,7% всех расходов бюджета.

Комментарии - 2

+
+55
bonv
bonv
21 сентября 2021, 10:15
#
Бюджет-2022: на фінансування партій хочуть виділити рекордні гроші.
https://www.epravda.com.ua/news/2021/09/17/677941/
+
0
abc11111
abc11111
25 сентября 2021, 17:53
#
«В этом случае прожиточный минимум в 2022 году должен составить не менее 41% от минимальной зарплаты или примерно 5815 грн.»

Не знал, что в Украине в следующем году запланирована минимальная зарплата в размере 14183грн, от которой 41% будет 5815грн. Вроде как намечалось 6500, от которой 41% был бы 2665
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться