11 марта 2020, 7:40 Читати українською

Коронавирус добрался до автопрома: что будет с поставками машин в Украину

Коронавирус может сильно подкосить мировую автомобильную промышленность. Результатом кризиса станут миллионы недопроданных машин и финансовые потери производителей. 

Коронавирус, как купить новое авто

Мировой авторынок лихорадит. В Китае на волне коронавируса закрылось несколько заводов по производству автомобилей и комплектующих. В частности, остановились заводы Tesla, Hyundai, Ford, Toyota, Honda, предприятия Nissan по производству запчастей и др. Так как Поднебесная за последние годы стала одним из центров мировой автомобильной промышленности, пострадали заводы и в других странах — им попросту не из чего собирать авто.

И, хотя эпидемия коронавируса в Китае пошла на спад, работа местных автозаводов полностью не восстановлена. Плюс — начало лихорадить европейское производство, в частности, итальянские заводы.

Мировым автомобильным концернам приходится корректировать планы по производству машин, как минимум, на первый квартал этого года. «Уже сейчас понятно, что мировой автопром сильно пострадает от коронавируса. Это будут миллионы недопроданных машин и серьезный финансовый ущерб», — говорит руководитель Autoconsulting Олег Омельницкий.

Читайте такжеКоронавирус может повлиять на экономику сильнее, чем финансовый кризис 2008/2009 годов — Moody's

С одной стороны, это чревато дефицитом новых авто, по крайней мере, самых ходовых моделей. С другой — падает не только производство, но и спрос на новые машины. В том же Китае на волне эпидемии продажи авто сократились в 9-12 раз в зависимости от региона.

«Минфин» разбирался, что будет с авторынком и по каким ценам украинцы смогут купить новые машины.

Автопром на карантине

По мировому автопрому китайский коронавирус ударил еще в январе этого года. По мере распространения эпидемии, о приостановке производства заявляли все новые и новые заводы. Тогда же автоконцерны начали корректировать годовые планы производства,

Так, в Tesla объявили, что в первом квартале этого года в продажу поступит меньше Model 3.

В Nissan допустили приостановку работы завода в Санкт-Петербурге, если в Китае в ближайшее время не возобновится выпуск комплектующих.

В Южной Корее временно приостановили работу завода Hyundai. Причина та же — срыв поставок комплектующих из Китая. На предприятии не хватает материалов для жгутов электропроводки, которые производятся в Поднебесной. Если учесть, что в Южной Корее сосредоточено 40% мирового производства Hyundai, снижение поставок этих авто практически не вызывает сомнения. Так, в феврале было объявлено о приостановке сборки кроссоверов Palisade. Также компания снизила планы по производству остальных моделей на первый и второй квартал этого года.

Но это может оказаться только началом. Стремительное распространение коронавируса по миру грозит дестабилизировать работу автозаводов и в других регионах.

Снижаются также продажи новых авто. В том же Китае из-за коронавируса спрос обвалился в 9-12 раз. Стало меньше желающих обновить машины также в Европе. После проникновения вируса в Италию, прогнозируют спад продаж и в этой стране.

А в свете прогнозов о начале нового экономического кризиса эта тенденция будет только нарастать.

Читайте также: Наличность — ключ к спокойствию. 8 советов бизнесу в период кризиса

Тем более, что и без коронавируса продажи авто уже шли на спад. В прошлом году в Китае впервые за последние годы объем реализации новых авто упал на 6%.

В Европе в прошлом году авторынок сработал в плюс. Было продано 19,7 млн авто, что почти на 200 тысяч больше, чем в 2018 году. Но уже в январе этого года салоны реализовали на 7,4% авто меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В некоторых странах падение превысило 10%. К примеру, во Франции рынок ушел в минус на 13,4%.

Volkswagen зафиксировала сокращение продаж на 0,4%, PSA (Peugeot, Citroen) — на 12,9%, Renault — на 16,3%, Daimler — на 10,4%, Ford — на 22,7%.

Снижение продаж пояснялось негативными ожиданиями потребителей из-за прогнозов по новому экономическому кризису. Если к этому добавится еще и коронавирус, охвативший Европу, сокращение может оказаться более сильным.

Что будет с поставками

Пока непонятно: уравновесит ли падающий спрос снижение производства новых автомобилей.

От этого будет зависеть, грозит ли рынку дефицит авто и какие будут цены.

Возможны несколько вариантов развития событий на мировом рынке: 

Сценарий №1: Дефицит авто и возможный рост цен на них. 

Скорее всего, предложение будет падать быстрее, чем спрос. А в этом случае может возникнуть дефицит автомобилей.

Сценарий №2: Перенасыщение рынка из-за снижения спроса, и, возможно, даже скидки на машины. 

Если спрос станет и дальше сокращаться, то вполне возможен переизбыток предложения. Чтобы стимулировать покупателей, автоконцерны могут пойти на локальное снижение цен, по крайней мере, на самых важных для себя рынках.

Тем более, что уже несколько месяцев к ряду падают цены на металл. Только обвал котировок на нефть спровоцировал снижение цен на металл на 2-3%, а всего за последние полгода они просели более чем на 5-7%.

Это автоматически снижает себестоимость производства авто, то есть вполне позволяет автоконцернам поэкспериментировать с ценами. Есть шанс, что в этом году не будет традиционной «автомобильной инфляции», когда из-за внедрения новых технологий машины дорожают на 3-5% в год.

Но в такой вариант развития событий эксперты не очень верят.

Сценарий №3: Равновесие на рынке. Оно может установиться, если и спрос, и производство упадут синхронно. Но такая идиллия под большим вопросом. 

От того, какой именно сценарий реализуется на практике, будут зависеть и перспективы Украины.

Впрочем, не исключено, что какого-то одного сценария на рынке не будет. Возможен дефицит одних моделей, наиболее ходовых, и переизбыток других. Скорее всего, покупатели и дальше будут активно приобретать недорогие электрокары, популярность которых во всем мире растет. Параллельно станет падать спрос на авто с дизельными моторами, от которых люди уже и так массово отказывались.

Поэтому ждать, что автосалоны вдруг опустеют, конечно же, не стоит. Но вполне возможно, время поставок определенных моделей увеличится, и придется записываться в очередь.

Чего ждать украинским водителям

Наш авторынок, по мировым меркам, является мелким. Многие концерны поставляют нам авто по остаточному принципу. Поэтому в случае мирового дефицита той или иной модели, нас, скорее всего, попросят подождать.

Уже были периоды, когда авто к нам поставляли по остаточному принципу. Скажем, на волне бума на дизельные авто в Европе, в нашу страну их завозили с перебоями — автоконцерны удовлетворяли спрос, в первую очередь, стратегических для себя рынков. А украинцам приходилось ждать своей очереди по несколько недель.

«Наш рынок для мирового автопрома — не приоритетный. Не исключено, что поставки будут переориентироваться на более стратегические рынки», — считает Омельницкий.

Спрос на новые авто Украине растет. По итогам прошлого года, было продано на 8% больше, чем в 2018 году (свыше 88 тысяч штук). «Можно рассчитывать, что в этом году наш рынок наконец-то перешагнет отметку в 100 тысяч новых авто», — говорит руководитель PR-службы компании «Nissan Украина» Владимир Иванов.

По данным Autoconsulting, рост рынка наблюдается с начала года. Так, в феврале продажи новых авто выросли на 21%, до порядка 7 тысяч штук. За два месяца 2020 года реализация новых машин увеличилась на 26%.

Но непонятно насколько большим будет предложение в автосалонах. Там уверяют, что контролируют ситуацию, и никакого шока для рынка не предвидится.

Владимир Иванов говорит, что дефицита не будет. «Мы завезли большие партии самых ходовых моделей — X-Trail, Juke, QASHQAI. Поэтому проблем для покупателей не ожидается», — говорит он. Иванов не прогнозирует также ценовых изменений. «Все будет зависеть только от курса доллара, мировых корректировок цен нет», — отметил он.

В стабильности поставок «Минфин» заверили также в корпорации «АИС». «По нашим партнерам — все идет по ранее согласованным с поставщиками планам, изменений в отпускных ценах также нет», — рассказал директор по маркетингу компании Сергей Боровик.

«На данный момент мы работаем в обычном режиме, и ни о каких изменениях мне неизвестно», — сказала PR-менеджер «Renault Украина» Анна Сиберкина.

Впрочем, по словам Олега Омельницкого, ситуация все же не такая оптимистическая, как уверяют продавцы.

К примеру, в Украине уже не принимают заказы на некоторые модели Maserati. «То, что есть на складах, можно купить. Но вот какие-то эксклюзивные комплектации, которые требуют обращения на итальянское производство, — под вопросом. Сроки не подтверждаются», — говорит он. По словам эксперта, не исключены также перебои с поставками автомобилей Hyundai. Да и ходовые модели других брендов могут оказаться в листе ожидания. «Больших складов у украинских дилеров нет — в среднем, они рассчитаны на месяц продаж. Есть еще логистичеcкие центры в Восточной Европе (Польше, Румынии, Венгрии), откуда тоже возможны поставки. Они рассчитаны на два месяца. Как будет потом — неясно.

Читайте такжеНалоговики назвали люксовые авто, владельцы которых должны платить налог в 2020 году (список)

Также непонятны перспективы поставок новинок, уже анонсированных производителями. Так, презентацию долгожданной новой модели Toyota на базе Yaris, которая должна была состояться в начале марта на Женевском автосалоне, отложили на неопределенный срок. Как заявили производители, «на несколько недель или несколько месяцев».

В отечественных автосалонах уже есть новые Audi A6. Ожидаются новые Audi A6 Allroad.

Должны появиться также новые Skoda Skala, New Renault Trafic, New Renault Master, New Renault Koleos, Volvo XC 40 T5 TE, Mercedes -Benz GLA, Mercedes -Benz GLB, Kia XCeed и другие.

Но как их будут поставлять, и не придется ли украинским водителям записываться в очередь, — вопрос.

В то же время, по словам Олега Омельницкого, вряд ли продавцы даже на фоне дефицита рискнут поднять цены. «На рынке очень высокая конкуренция, поэтому любое колебание цены может заставить потребителей переориентироваться на другие бренды. В Украине на цену больше повлияет девальвация гривны, которая уже началась», — подытожил эксперт. 

Константин Сопрыкин 

Комментарии - 16

+
0
Віталій .
Віталій .
11 марта 2020, 8:42
#
Плюс.

Не на додаток, а саме «плюс».

Автора тексту покусав Васадзе?
+
+136
VladimirVG
VladimirVG
11 марта 2020, 10:20
#
"Впрочем, по словам Олега Омельницкого, ситуация все же не такая оптимистическая, как уверяют продавцы.
К примеру, в Украине уже не принимают заказы на некоторые модели Maserati..." (с) Спасибо, посмеялся.
У кого-то индекс Биг мака, а у нас будет индекс Maserati))
+
+22
AleksandrBank
AleksandrBank
11 марта 2020, 11:05
#
Ребята, у нас 80+% импорт б/у Авто - завезут с ЕС и США, проблемы нет, не рисуйте ее.
+
0
vitaliy17
vitaliy17
11 марта 2020, 15:44
#
Это из того ЕС где страны уходят на карантин ?
+
+93
BobKickass
BobKickass
11 марта 2020, 16:45
#
Это сидит такой украинец в карантине в кризисный год и думает, что бы мне такое сделать?.. Наверно пойду новый автомобиль куплю!
+
+64
igor
igor
11 марта 2020, 22:35
#
И обязательно нужно побыстрее купить мазератти, а то заказы перестанут принимать.
+
0
Андрей Николаевич
Андрей Николаевич
11 марта 2020, 19:12
#
Главное, что бы вовремя товар в аптеки и магазины завозили...на авто и старом поездить можно. Тут бы - здоровье с жизнью сберечь в нашей та стране.
+
0
zevs1
zevs1
11 марта 2020, 19:54
#
О каких автомобилях идёт речь, из какого крыла или диска  сварите  супчик  для продления зрелищ.
+
+30
Apollo17
Apollo17
11 марта 2020, 21:07
#
Куплю Рендж за 5000 дол.
:)
Надо же как то спасать миллионы не проданных машин и сокращать убытки производителей
+
0
Alexeykiev
Alexeykiev
12 марта 2020, 17:55
#
Не старше двух лет! ))
+
0
manhatta
manhatta
11 марта 2020, 21:40
#
Статья в стиле прогноза курса валют - то ли вверх, то ли вниз.. думайте сами решайте сами.. короче хз.. поживем увидим
+
0
paulball
paulball
12 марта 2020, 2:02
#
Спрос падает - машины дешевеют, точка
+
+22
preyvanamor
preyvanamor
12 марта 2020, 5:54
#
Епідемія ВІЛ — 35000000 мертвих і немає ніяких ліків! ринкам — по боку! «епідемія» грипу — 4500 мертвих і ПОЛОВИНА вилікувалась!!! Весь світ обвалюється!!! Хіба що нам щось не договорюють…
+
0
BobKickass
BobKickass
12 марта 2020, 10:48
#
От СПИДа умирали 20 лет назад, от ВІЛ даже тогда не умирали. Сейчас же с ВІЛ доживают до старости, при условии приема препаратов.
+
+15
111Serg
111Serg
14 марта 2020, 15:42
#
СКОРЕЕ!!! Мазератти кончаются! Налетай откупай!
+
0
igor
igor
16 марта 2020, 1:44
#
Завтра пойду в МФО, спрошу, дадут ли они мне кредит на мазератти, под 700% годовых, а то ж могу не успеть.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
Реклама