18 марта 2019, 13:02 Читати українською

Дедлайн близко: успеет ли Украина выполнить условия МВФ

В Минфине уверяют, что Украина до конца марта выполнит большинство условий, необходимых для получения очередного транша МВФ в мае этого года. Однако есть 3 преграды, которые могут задержать поступление средств.

У Мінфіні запевняють, що Україна до кінця березня виконає більшість умов, необхідних для отримання чергового траншу МВФ у травні цього року.
Фото: Зеркало недели

Редакция «ЭП» рассмотрела ключевые вызовы, способные помешать получению очередного транша МВФ. «Минфин» публикует сокращенную версию статьи.

Новая программа помощи от МВФ stand-by была подписана в конце декабря и рассчитана на 14 месяцев, в течение которых Украина может получить 3,9 млрд. долл.

Первый пересмотр программы запланирован на середину мая: его успешность зависит от того, выполнит ли Украины условия с дедлайном «до конца марта». После этого станет ясно: может Украина рассчитывать на следующий транш в размере $1,3 млрд или нет.

График просмотров программы stand-by и размер запланированных траншей

  • 18 декабря 2018 года — утверждение программы stand-by, транш $1,4 млрд.
  • 15 мая 2019 года — первый пересмотр, сумма транша $ 1,3 млрд.
  • 15 ноября 2019 года — второй просмотр, сумма транша $ 1,3 млрд.

На данный момент Украина выполнила два из четырех необходимых условий, и еще одно — лишь частично.

Препятствия на пути программы stand-by

1. Сбой антикоррупционной реформы

Последние 5 лет борьба с коррупцией — мейнстрим каждой программы сотрудничества с кредитором. Среди условий текущей программы — запуск Высшего антикоррупционного суда (ВАС) и назначение до конца апреля минимум 35 судей. Процесс отбора продолжается: по официальным данным, Высшая квалификационная комиссия уже выбрала 27 кандидатов на должности судей ВАСУ.

Впрочем, все может изменить решение Конституционного суда, который 26 февраля в закрытом режиме признал неконституционной статью 368-2 Уголовного кодекса о незаконном обогащении. Международное сообщество восприняла это как торможение антикоррупционной реформы.

В НАБУ объяснили, что отмена ответственности открывает чиновникам возможности для злоупотреблений и предоставляет индульгенцию на совершение ими уголовных коррупционных правонарушений. В БПП отмечают, что норма о привлечении к ответственности за незаконное обогащение в первую очередь была нацелена против режима Януковича, но она не работала. Доказательство — не был наказан ни один человек. После решения КС в парламенте появился ряд законопроектов о восстановлении уголовной ответственности за это преступление.

В свою очередь, международные партнеры видят пробел в борьбе Украины с коррупцией и угрозу для дееспособности антикоррупционных институтов (НАБУ, САП) расследовать преступления. Поэтому единственный вариант выйти из положения, — это принять согласованные с международными партнерами редакции статьи, которая бы обеспечила расследования преступлений за незаконное обогащение.

2. Вечный сплит

Законопроект о перераспределении функций по надзору за небанковским финансовым сектором — пока самое сложное условие.

Президент внес соответствующий законопроект на рассмотрение парламента. За последние 3,5 года его ставили на повестку дня 15 раз. В июле 2016 был принят за основу.

По словам председателя Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Тимура Хромаева, законопроекты о сплите (№2413а) и по защите инвесторов от злоупотреблений на рынках капитала (№6303) — это не только угроза не получить миллиард долларов. Это четыре года обещаний провести реформу, это потраченные миллионы долларов других доноров и свидетельство того, насколько Украина способна выполнять взятые на себя обязательства.

Как утверждают в БПП, камень преткновения в том, кто и как будет руководить страховым рынком. Сплит предусматривает, что Нацбанк получит функции по регулированию страхового рынка, тогда как сейчас их выполняет подведомственная президенту Нацкомфинуслуг. Страховой рынок же опасается «большой чистки» вроде ситуации с выводом с рынка банков в 2015-2016 годах.

Отдельная тема политических переговоров — кто в структуре НБУ будет контролировать страховой рынок. Речь о том, как в Нацбанке будет функционировать вертикаль «заместитель председателя НБУ — департамент по надзору за небанковским финсектором».

Учитывая разные группы влияния и политические интересы, консенсуса в парламенте нет, как и голосов за этот законопроект.

3. Невыполнение важных пунктов, которые не являются условиями получения транша

В парламенте завис ряд важных законопроектов, в том числе тех, которые касаются предотвращения и противодействия отмыванию доходов (№9417) и доступа НАПК к реестрам (№7276).

Маяк/Условие

Срок выполнения

Состояние

Создать на базе ДФС два отдельных юридических лица: Налоговую и Таможенную службы

До конца апреля 2019 года

Выполнено. Решение о разъединении ДФС правительство приняло в декабре 2018 года, в марте 2019 — утвердил положение о службах

Одобрение Верховной Радой закона о распределении полномочий по надзору за финансовыми посредниками, закон «сплит» №2413a

До конца марта 2019 года

Не выполнено

Публикация первого отчета о прогрессе в восстановлении активов и в судебных процессах в отношении четырех государственных банков

До конца апреля 2019 года

Выполнено

Назначение минимум 35 антикоррупционных судей с безупречной репутацией и соответствующими профессиональными навыками в ВАСУ

Конец апреля 2019 года

Выполнено частично. ВККС выбрала 39 победителей среди кандидатов в Высший антикоррупционный суд: 27 из них будут работать судьями ВАСУ, 12 — судьями апелляционной палаты. Судей должен назначить президент. Ожидается, что Порошенко назначит их до первого тура президентских выборов — до 31 марта 2019

Другие условия, выполнение которых запланировано на март-апрель 2019 года

НБУ завершит оценку жизнеспособности бизнес-моделей 56 самых маленьких банков

Конец марта 2019 года

Выполнено. По данным НБУ, в четырех из 56 банков было обнаружено потребность в капитале на начало 2018 года. Два из них к моменту завершения диагностики были достаточно капитализированными. Еще два банка — «Глобус» и Мистобанк — нуждались в докапитализации, однако в конце 2018 года выполнили необходимые меры

Назначение руководителей Государственной таможенной и государственной налоговой служб

Конец апреля 2019 года

В процессе. Как сообщили ЭП в Минфине, в течение семи дней после опубликования решения об утверждении положений о ДТС и ДФС Кабмин должен издать распоряжение об объявлении конкурсов на должности руководителей. Постановление о положении относительно обеих служб принято 6 марта, однако документы не опубликованы

ФГВ опубликует список заемщиков, руководителей и бывших акционеров ликвидируемых банков, которые должны вернуть свои долги, связанные с банкротством учреждений

С конца марта 2019 года

В процессе. Как сообщили ЭП в пресс-службе ФГВ, список будет составляться с соблюдением норм закона «О доступе к судебным решениям» и будет содержать информацию, объявленную при принятии судом решений. В список будут включены лица, которые не погасили сумму долга, определенную судебными решениями к взысканию с них, а права требования по таким долгам не отчуждены в процессе ликвидации банка

Запуск пилотного проекта по монетизации субсидий

Март 2019 года

Выполнено. Монетизация субсидий стартовала 1 января. Правда, правительство отошло от первоначального плана и решило частично выплачивать их в наличной форме. Эффективность этого решения МВФ оценит, когда станет понятно, как украинцы потратят эти средства: на оплату коммуслуг или на другие цели

Совет финансовой стабильности примет решение о возобновлении платежеспособности ФГВ до конца декабря 2019

До конца марта 2019 года

Не выполнено. Как сообщили в пресс-службе ФГВ, рабочая группа из представителей ФГВ, НБУ и Минфина (создана по решению Совета по финансовой стабильности) обработала план мероприятий по восстановлению платежеспособности ФГВ и разработала план реструктуризации задолженности фонда. Предполагается, что план будет рассмотрен на заседании Совета по финансовой стабильности в марте.

Принять поправки в закон о ФГВ по усилению его эффективности как санационного органа

До конца марта 2019 года

Не выполнено. Комитет Верховной Рады по вопросам финансовой политики и банковской деятельности 16 января 2018 рекомендовал принять законопроект №6273 за основу

Назначение независимых членов наблюдательных советов в Ощадбанке и Укрэксимбанке согласно новому закону

До конца марта 2019 года

В процессе. Своих представителей в наблюдательные советы госбанков назначил парламент

Чего ожидать в мае

По согласованному с МВФ графику, пересмотр программы запланирован на май. К этому времени должен быть решен вопрос об уголовной ответственности за незаконное обогащение.

В БПП озвучивают такие перспективы: учитывая темп работы парламента (сейчас депутаты сосредоточены на рассмотрении законопроекта о языке. — ЭП), вопрос ответственности за незаконное обогащение может быть проголосован «где-то под второй тур или после выборов».

Законопроект о сплите депутаты могут рассмотреть ранее, однако шансы на то, что в период между двумя турами за него найдется достаточное количество голосов, минимальны.

По словам собеседников ЭП, знакомых с позицией МВФ, кредитор не одобрит выделение транша, пока не будут выполнены все прописанные обязательства. Если же повторится ситуация 2018 года и получение транша затянется, Украину ждет ряд других проблем: как выйти на внешние рынки заимствований и получить финансирование других кредиторов. Без поддержки МВФ на эти средства рассчитывать не стоит.

Комментарии - 3

+
+18
Денис Денис
Денис Денис
18 марта 2019, 20:48
#
«Где тебе, ещё реформ не хватает?»

https://www.youtube.com/watch?v=cbtSsC_xygs
+
0
42651981
42651981
19 марта 2019, 10:16
#
> По словам главы Нацкомфинуслуг Тимура Хромаева
Тимур Хромаев не глава Нацкомфинуслуг, глава Нацкомфинуслуг Пашко Игорь
+
0
Светлана Волкова
Светлана Волкова
19 марта 2019, 10:28
#
Спасибо, исправили
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
Реклама