- 15 мая 2013, 20:02
Реально ли за счет девальвации гривны приучить покупать украинские товары?
Очень любят зарубежные эксперты, а вместе с ними и наши украинские эксперты, советовать нам (повторяю слово в слово их совет) провести девальвацию гривны, при этом, как положительный фактор, они указывают на возможный рост потребления украинских товаров. С точки зрения экономической теории, это правильно. Считается, что если гривна девальвирует, то цены на импортные товары вырастут, а украинские товары останутся на том же уровне, и в результате, украинцы больше будут покупать украинские более дешевые товары, чем дорогие импортные. Смешно? Мне тоже смешно слушать такие советы от уважаемых зарубежных и наших экспертов, которые призывают девальвировать гривну и даже по своей лени не смотрят на структуру нашего розничного рынка. Если они внимательно посмотрели бы на эту структуру, то не давали бы таких бессмысленных советов.
У нас действительно в розничном товарообороте около 41,1% это импортные товары (данные Госкомстата за 2012 год по результатам работы торговой сети, за исключением базарной торговли). В 2011 году было 38,1%. Растет доля импортных товаров в розничной торговле, и это факт. Но, вот что, самое интересное. В 2005 году, когда курс доллара был 5,05 грн, доля импортных товаров в розничном товарообороте была всего 29,5%. И это без девальвации. Идем дальше; в 2006 году показатель доли импортных товаров в розничных продажах – 32,7%, в 2007 году – 35,5% и, наконец, в 2008 году – 36,9%. В 2009 году доля импортных товаров в розничном товарообороте при девальвации уменьшилась, стала всего 32,6%. То есть вернулась к уровню 2006 года, когда никакой девальвации не было. Об уровне 2005 года никто уже и не вспоминал.
Почему в Украине нельзя за счет девальвации уменьшить потребление импортных товаров? Чтобы сделать вывод, достаточно, посмотреть на структуру импортных товаров, которые продуются в розничной сети Украины.
Доля импортных товаров в продовольственных товарах составляет всего 13,7%. Это в основном рыбопродукты и консервы из рыбы, кофе, фрукты и ягоды. Вот фрукты и ягоды, действительно можно частично заменить за украинские, но для этого нужно время и инвестиции в украинские сады. И обязательно в овощехранилища, потому, что вырастить фрукты, это одно, а вот сохранить, это сложнее. Поэтому, на рынке продовольствия можно сражаться за импортозамещение, но только в сегменте фруктов, ибо начать выращивать кофе в Украине можно, но не нужно.
Доля импортных непродовольственных товаров в структуре розничной торговле составляет 58,1%. Это действительно указывает на то, что многие промышленные товары, которые покупают украинцы, импортного производства. Но можно ли за счет девальвации гривны до 12 грн, или до 20 грн, стимулировать украинцев покупать украинские товары? Невозможно. Потому, что даже при курсе 20 грн не появятся украинские смартфоны или айфоны, нереально заменить полностью импортную бытовую технику, потому что большинство этой техники производится только за границей. И курс доллара тут не поможет. Нельзя полностью отказаться от импортных автомобилей. В любом случае, у нас только Ланосы и Богданы имеют локализацию больше 50%, все остальные автомобили, которые собираются в Украине, собираются из импортных комплектующих.
С техникой понятно, курс доллара может только поднять на нее цены, но стимулировать спрос на украинскую технику, которой нет – не может.
Может быть, легкая промышленность выиграет от девальвации гривны? Наивные. У нас большая часть сырья для легкой промышленности поставляется из-за рубежа, прежде всего из Китая, Турции и отдельных стран ЕС. При этом поставляют не только ткани, кожу, но и фурнитуру. Более-менее Украина обеспечена шерстяной и льняной нитью, но для производства ткани нужна синтетическая нить. Поэтому девальвация в 2008-2009 годах не только не стимулировала развитие украинской легкой промышленности, а наоборот создала новые проблемы, которые привели к краху отдельных предприятий легкой промышленности, так как материалы оказались очень дорогими, ибо они были только импортные и по новому курсу доллара. Поэтому у нас больше 98%, это китайская обувь, 90% одежды – Китай, Бангладеш, Вьетнам. Почему продукция легкой промышленности из этих стран дешевле, чем в Украине? Все очень просто. Стоимость рабочей силы. Для легкой промышленности главное, это стоимость рабочей силы. В том же Китае или Бангладеш можно без проблем нанять швею за 1 доллар в день, у нас нереально нанять работников даже в провинции на зарплату в 30 долларов за месяц. Поэтому конкурировать с Китаем наша легкая промышленность не может, и это факт. А снизить заработную плату в Украине до уровня Китая тоже невозможно, и не нужно.
У нас ювелирные изделия и книга больше чем на 80% — украинская продукция. Около 70% стройматериалов украинского производства. Около 50% своего производства в Украине лекарств и мебели. Вот посуды только 30% украинской, а остальное импорт. Парфюмерия на 80%, это импорт.
Поэтому, советовать девальвировать гривну можно, но не нужно. И, если советуете, то посмотрите на структуру розничной торговли Украины, тогда не будет таких бессмысленных советов.
|
97
|
- 09:27 НБУ вводит в обращение памятную монету «Чернобыль. Возрождение. Аист черный» (фото)
- 08:02 Официальный курс: НБУ снизил гривну на 20 копеек
- 25.04.2024
- 18:39 В НБУ говорят, что курсовые колебания не несут никакой угрозы
- 18:17 Блокнот с надписью «Buy Bitcoin» продали на аукционе за $1 млн
- 17:54 Активы «дочек» росбанков уже проданы на 5 млрд гривен — Минэкономики
- 17:41 Курс валют на вечер 25 апреля: доллар и евро на межбанке ушли вниз
- 17:15 Украина рассчитывает получить $38 миллиардов помощи в 2024 году
- 16:16 Парламент легализовал труд домашних работников
- 15:18 Банки повысили наличный курс доллара
- 14:47 Регулятор готовит ряд шагов по валютной либерализации в ближайшие недели
Комментарии - 190
впрочем Александр тоже обещал что таки упадет но не больше сколько там.
Не нужно пытаться произвести украинский айфон, смартфон или ноутбук — это утопия, и примеры на эту тему приводить — просто не уважать читателей.
Но легкая промышленность во всем мире соперничает с Китаем, это не только украинская проблема. А так — ну и к чему мы пришли — стройматериалы, ювелирка, мебель — это не стратегические отрасли, они не способны обеспечить стране глобальные конкурентные преимущества на мировом рынке. Грустно, что культивируется невозможность и ненужность менять существующую ситуацию.
100% манипуляция, соглашусь с Allescaput2030
Или может логика, заберем землю у олигархов и начнем платить нашим швеям, как в Китае 1 доллара за день и тогда сможет конкурировать с Китаем.
Извините, но у Вас доводы, как говорят в народе старые сварливые тещи «не знаю, хто це зробив, але невістка виновата».
Молочники (Ваш любимый крупный бизнес) фактически уничтожили производство сырого молока, длительное время сговорившись с трейдерами, скупая его за бесценок. Где мы на мировом рынке продуктов питания? Мы пытаемся надурить весь мир экспортируя спрэды, сгущенку и сыр из пальмового масла в Россию
Свободный рынок — утопия.
Даже с протекционизмом пошлинами — трубы Пинчука идут на ура. А металл Турция берет до сих пор вместо своего. По подсолнечному маслу — 1е место в мире. По программированию — 3-5-е. И так далее
Валентина, я рад что не вы у руля.
кстати Пинчук трубами не гордится, он на них дико зарабатывает. как и люди на с/х продукции и миллионе всего. да даже на яблочном соке если бы вы знали какие доходы :)
пешите докторскую — такие тексты нужны стране.
Нет здесь ну никакой экономики, и Вы, Александр, это прекрасно понимаете...:)
От чого в Китаї точно немає, так це таких відсотків за кредитами, як у нас. Ось кредити там значно дешевше наших, на відміну від зарплати.
Не в курсі і девальвації справа. Для любого виробництва потрібна ідея і капітал. Ідея може бути сама проста, наприклад, клонувати пральну машину або телевізор. А ось капітал у нас є тільки у певних людей. В основному у олігархів. Але весь досвід нашого олігархату свідчить про те, що створювати нові виробництва вони не хочуть і не будуть. Єдина мета, викачувати весь можливий прибуток, з того що є, а там трава не рости…
Чи у нас всі багаті — олігархи? Чи в нас багаті тільки олігархи?
. Там зарплати вже вищі, чим в Україні.
Ця Ваша фраза сенсу не має. Треба порівнювати конкретні міста та конкретні спеціальності. Я знаю наприклад, що в Москві для деяких спеціальностей зарплати вищі ніж у Києві, а для деяких нижчі…
Навіть порівняння середніх зарплат нічого не показує… Мінімальна зарплата в Китаї в 2012 році була 130 доларів в місяць (можна знайти в інтернеті). Але швеї це особлива спеціальніть… там або робота по змінам, або по сезонам… Але те що іхні товари дешевші наших, то якісь причини також є… Я знаю що в Закарпатті народна творчість витісняється китайськими дешевими аналогами, які не ручної роботи і набагато гірші…
Бывал, видал, шведы работают за идею- прославить шведский народ, и туристов завлечь и что бы друзей в следующий раз, с собой привезли. А что, наши? Живем одним сезоном. В этом году хорошо, а там будет видно…
Кто сечет, хоть немного в маркетинге и экономике-те поймут…
ИМХО совершенно нет ничего страшного в таком огромном количестве импорта, просто нужно зарабатывать, чтобы этот импорт можно было покупать бесконечно долго. Совершенно неконструктивно пытаться производить всё здесь. Есть много сфер, где можно трудоустроить население без производства (строительство, транспорт, торговля, сфера обслуживания, медицина, образование).
а сейчас?
ну или два инвалида
стой, стой, стой… мой мозг этого не преживет
У нас есть возможность наращивать свой экспорт за счет продуктов питания. При чем потенциал громадный. Нужно действительно крупные с/х корпорации и крупные продовольственные товары. Люди хотят в кушать и мы должны этим воспользоваться. В результате, может мы не будет производить смартфоны. И не надо, Зато мы сможет реально влиять на стоимость хлеба в Канаде или Голландии. Вот сила…
А уже за счет эти денег покупать импортные вещи, как это делают другие страны
Россия фактически живет за счет нефти и газа. Все ее потуги по НИИ это пустая трата денег. Не нужно повторят чужие ошибки.
НА счет ученных я уже писали и не раз. Это миф «что в СССР была наука». Никакой науки не было. Если бы она была, то она и осталась бы…
— А вот ракета «Даль», — сказал мой папка, ткнув пальцем в серебристую уродливую байду, стоящую во дворе музея артиллерии Санкт-Петербурга. — Ее разрабатывал авиаконструктор Лавочкин. Сама ракета ходила неплохо, но им никак не удавалось сделать аппаратуру наведения, чтобы она еще и попадала. Мы, «алмазовцы» очень радовались их неудачам, на фоне которых выигрывало наше изделие. После одного более-менее удачного пуска «Дали», лавочкинцы на полигоне устроили грандиозную пьянку, после которой Лавочкин и помер прямо там, на 35-й площадке Сары-Шагана. Но эту неудачную ракету, тем не менее, успешно катали на парадах, как символ советской мощи.
… Любила наша партия очки втирать — что в космосе, что в военном деле...(с)
Заради цього ви готові заморити голодом пару мільйонів пенсіонерів, пенсії яких не буде вистачати на подорожчавші імпортні ліки, газ та інше?
Но я категорически не согласен с Александром касательно «почему с Китая дешевле». Средння зарплата Китая выше чем в Украине в принципе. Да есть перекосы в зависимости от того где и кем работает сотрудник, но даже самый низкооплачиваемые работники в Китае получаю 0,9-1$/ЧАС, а не в день (http://ru.admissions.cn/Commonsense/2012-10/view296613.html тупо загуглил). Это приблизительно 1300 грн/месяц. За 1300 грн в месяц очень легко найти работников для легкой промышлености в Украине в сельской местности. Кроме того, для Китайского товара есть еще транспортные затраты. Даже при «сером импорте», доставка в Украину морем обходится от 20% от стоимости товаров в Китае (а при официальном импорте от 40%). Проблемы отечественной легкой промышлености стоит искать в налогах, в коррупции, в правилах ведения бизнеса (имеется ввиду разрешительная документация), в ставках по кредитах…
пробовали? рекомендую попробовать.
В сельской местности люди легко идут на низкую зарплату тольк оесли ничего делать не нужно и много времени остается — типа сторожем сутки через три. Потому, что остается время на хозяйство.
Если мне не верите поговорите со специалистами, которые возят обувь из Китая. Они Вам расскажут почему там были и будет дешевле…
В Китае дешевле потому, что китайцы безотказные люди! Например, вы просите чтобы стоимость «продукта» была на 20% дешевле, они соглашаются. Просите еще -10% — соглашаются. Только наш человек думает, что речь идет о том же товаре, а китаец подбирает вам «продукт», качеством на желаемую вами цену.
-Спасибо
-Что «спасибо»? Чай неси! :)
Носки житомирской фабрики есть двух типов… те которые делаются на самой фабрике… и надомная работа, когда женщина берет материал и приспособление и дома шьет… Те что дома там экономия материала… вот нужно покупать те что на фабрике, причем такие где четко указан номер… Если написано 27-31 то он на самом деле 27… у меня размер 29, но я покупаю такие где написано 31…
Я нашел живого эстонца!