ВХОД
Вернуться
okhrimenko
Александр Охрименко Александр Охрименко
Зарегистрирован:
16 февраля 2010

Последний раз был на сайте:
28 сентября 2016 в 10:17
Просмотров профиля:
Сегодня: 8
Всего: 407130

Александр Охрименко - блог

RSS блога
Пол:
мужской
Город:
Киев
Место работы:
экономист
E-mail:
sols@meta.ua
Блог
Комментарии
Валютный форум
Отзывы
Горячая линия

Как МВФ оценил реформы Гонтаревой в банковской системе Украины

26 сентября 2016, 17:05   + 33 голоса 1 комментарий

В новом Меморандуме МВФ дана оценка реформ в украинской банковской системе и хорошо проанализирована ситуация за период с июня 2014, когда главой НБУ стала Валерия Гонтареве, и до наших дней. Оценка получилась действительно интересная и поучительная. Тем более что, в отличие от публичных заявлений спикеров МВФ, в Меморандуме МВФ больше цифр и фактов, которые хорошо показывают, как изменилась банковская система Украины после реформ, которые проводил НБУ во главе с Валерией Гонтаревой совместно с советниками с МВФ.

В середине 2014 года в Украине было 174 банка, теперь их только 110. Массовое закрытие банков было одной из главных черт реформ Гонтаревой. Как результат, в Украине произошел процесс монополизации банковского рынка. Согласно данным МВФ, если в июне 2014 года двадцать самых больших банков Украины контролировали 79% банковского рынка, то в июне 2016 года они уже контролировали 91%. Фактически банковская система Украины превратилась из рыночной в монопольную модель, где небольшая группа банков фактически контролирует весь банковский сектор и может диктовать монопольные правила. Украинцы уже обратили внимание, что ставки по депозитам, особенно в валюте, стали очень низкими, и даже не способны перекрывать инфляцию в стране. То же самое можно сказать и о ставках по депозитам в гривне. Большое количество крупных банков установили заведомо заниженные ставки по депозитам для физлиц, и явно настроены их и дальше снижать. Это и есть эффект монополии, когда у населения нет выбора, и люди вынуждены отдавать деньги в банк под низкий процент. В результате депозиты теряют свою привлекательность как объект накопления денег. Очень сложно в условиях Украины, когда инфляция больше 20-25% в год, размещать депозиты по ставке 5% годовых и надеяться на чудо. Но, в условиях монопольного рынка эта тенденция и дальше будет сохраняться. Ставки по депозитам будут все ниже, так как нет эффекта рынка и можно устанавливать заведомо заниженные ставки по депозитам, зато банковские тарифы будут расти и расти. Тенденция роста банковских тарифов стала проявляться недавно, но уже заметно, что банки, имея монопольное положение стали все чаще и чаще навязывать украинцам высокие тарифы, понимая, что альтернативы нет, и украинцы согласятся. Монополия, это всегда плохо, как бы не старались объяснить, что это стимулирует стабильность рынка. В действительности стабильность банковской системы от этого не повышается, а повышаются только монопольные тарифы.

На сайте МВФ представлен показатель «банковские кредиты к ВВП». За июнь 2014 года этот показатель был 7,5%, а вот за июнь 2016 года минус 17,1%. К сожалению, после «реформ Гонтаревой» банковская система не кредитует экономику. Для роста экономики очень важно, чтобы кредитование росло, и росло ускоренными темпами. Даже показатель за июнь 2014 года явно занижен. Предоставляя кредиты бизнесу, банки тем самым стимулируют рост экономики Украины. С учетом специфики экономики Украины для расширения производства бизнес чаще всего использует именно банковские кредиты. Это позволяет бизнесу открывать новые производственные участки и создавать новые рабочие места, что, соответственно, уменьшает долю безработицы и, что самое главное, стимулирует рост реальной заработной платы в Украине. Если мы хотим, чтобы украинцы не уезжали за границу в поисках работы и лучшей жизни, а связывали свое будущее с Украиной, нужно как раз развивать и активизировать кредитование экономики Украины, тогда действительно зарплата будет конкурентоспособной и привлекательной и в нашей стране. Но, как видите, НБУ не справляется со своей задачей. Он фактически своими реформами уничтожил кредитование в Украине. И теперь стоит задача возродить кредитование. Без кредитования рост экономики Украины невозможен, и любые кредиты МВФ, и разговоры о реформах не помогут. Тут один фактор: есть кредитование, или его нет. И если нет, то – что дальше?

А дальше другой показатель с сайта МВФ: «доля проблемных кредитов в общем портфеле кредитов в Украине». На июнь 2014 года этот показатель был 14,6%, а на июнь 2016 года 30,4%, это с учетом финансовой помощи НБУ, а без учета финансовой помощи НБУ на июнь 2016 года доля проблемных кредитов около 49% от общего количества выданных кредитов. Сложно понять логику реформ НБУ, когда Гонтарева постоянно заявляла, что главная цель закрытия банков, это очистка рынка от проблемных активов проблемных банков. Тогда непонятно, как после такой «очистки» количество проблемных кредитов выросло? Должно было быть все наоборот. По логике очистка банковской системы от проблемных банков должна была привести к уменьшению проблемных кредитов и создать условия для нормального кредитования в Украине. Но, как раз после «очистки банковской системы» кредитование в Украине и остановилось. Сейчас действительно многие банки, даже те, что входят в двадцатку наибольших банков Украины, не знают, что делать с проблемными кредитами. Они частично их списали, но списать все нельзя, ибо общая сумма проблемных кредитов превышает весь размер капитала всей банковской системы Украины. Частично банки пытаются реструктуризировать кредиты путем переоформления их на новый срок и на новых условиях. Это не всегда возможно, но хотя бы так улучшает показатели банковского баланса. Отдельные банки уже готовы продать свои проблемные кредиты под любые дисконты, но не всегда это возможно, даже если дисконт 90%. Получилось, что банковский сектор зашел в тупик с банковскими кредитами и проблемными активами.

МВФ по традиции рекомендует больше делать стресс-тестов и проводить политику добровольной реструктуризации кредитов. Опять поднимают вопрос о том, что нужно увеличивать капитал банков. Но право же, сложно ожидать чтобы инвесторы хотели инвестировать деньги в банки, когда за июнь 2016 года рентабельность инвестиций в банковский сектор была минус 20%. Эти реформы уже больше двух лет проводят, но эффект не наблюдается. Нельзя же возродить кредитование в Украине только за счет стресс-тестов и роста капитала без денег.

Если уж действительно НБУ хочет реально возродить кредитование в Украине, то, как минимум, нужно временно блокировать сумму проблемных кредитов. Если их нельзя погасить, то хотя бы стоило бы уже не рассматривать их как источник дохода. Как вариант, их можно было бы оформить в специальные долговые ценные бумаги, как это делали в США в 40-50 годы. Или оформить через специальные векселя, а можно просто заблокировать, и отложить их погашение на длительный срок. И уже, что называется, с чистого листа, начать восстановление кредитования. Только так можно реально возродить кредитование в Украине. Все эти стресс-тесты, «очистки» и «зачистки» явно провалились, и нет смысла продолжать в том же духе. Действительно, для возрождения нормального кредитования в Украине нужны будут годы и годы, но нужно начинать сейчас, так как без кредитов экономика Украины долго не протянет.

 
 
 
 

Какой положительный эффект получила Украина от снижения ЕСВ?

8 сентября 2016, 13:47   + 53 голоса 1 комментарий

Общий итог, который можно подвести по этой реформе – действительно снижение ЕСВ стимулировало рост официальной средней заработной платы. Хотя эффект получился слабеньким, если учесть резкое снижение ставки ЕСВ

С целью «выбеливания заработной платы» в прошлом году существенно снизили ставку единого социального взноса (ЕСВ). Начиная с 1 января 2016 года, ставка ЕСВ составляет 22% (раньше она была около 36%), хотя при этом подняли граничный размер начисления ЕСВ с 17 минимальных окладов до 25 минимальных окладов и убрали начисление ЕСВ (3%) с заработной платы работника. Все это по замыслу реформаторов должно было стимулировать рост легальной заработной платы и уменьшение «теневой экономики». Прошло полгода, и уже можно подвести первые итоги этой реформы.

Согласно официальным данным Госстата Украины, за январь-июнь 2016 года средняя официальная заработная плата в Украине составила 4838 грн, что на 25% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Хотя фонд оплаты труда за первое полугодие 2016 года вырос только на 21% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это связано с тем, что количество официально работающих в Украине в первом полугодии 2016 года оказалось на 2% меньше. Безработица не спешит.

В целом, рост средней официальной заработной платы на 25% можно считать успехом по «выбеливанию» заработной платы. Для сравнения: за первое полугодие 2015 года, когда еще действовали старые нормы ЕСВ, средняя заработная плата выросла на 14% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Можно считать, что снижение ЕСВ действительно стимулировало рост «белой» заработной платы.

НБУ сделал опрос бизнесменов об эффективности снижения ЕСВ. Согласно опросу бизнеса, около 57% бизнесменов повысили заработную плату в связи со снижением ЕСВ. Другие же не спешили этого делать. Больше всего средняя официальная заработная плата за первое полугодие 2016 года выросла в среднем бизнесе, в таких сферах, как сельское хозяйство и строительство. В тот же момент в промышленности рост средней заработной платы не был таким заметным или вообще отсутствовал. Стоит отметить, что даже после роста заработной платы в сельском хозяйстве ее уровень все равно остается ниже, чем в среднем по стране. Так что можно сказать, что рост прежде всего затронул самые низкооплачиваемые сферы. Исключение – это сфера ИТ-услуг, где средняя заработная плата за первое полугодие 2016 года выросла на 35% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но, надо сказать, в последние годы заработная плата в сфере ИТ-услуг действительно растет ускоренными темпами, и тут, скорее всего, ЕСВ только частично помог.

Общий итог, который можно подвести по этой реформе – действительно снижение ЕСВ стимулировало рост официальной средней заработной платы. Хотя эффект получился слабеньким, если учесть резкое снижение ставки ЕСВ. Ведь тогда, когда снижали ЕСВ, многие эксперты и политики заявляли, что снижение ЕСВ будет стимулировать бизнес к массовому переходу на «белую» заработную плату. Но «массовый переход» явно не состоялся. Очень настораживает факт уменьшения количества официально работающих. А еще и рост долгов по заработной плате. Согласно данным Госстата, с 1 января 2016 года долги по заработной плате в Украине выросли на 4,6% по сравнению с состоянием на 1 июля текущего года.

Было запланировано, что снижение ЕСВ приведет к снижению доходов Пенсионного фонда, так как, прежде всего, ЕСВ идет на выплату пенсий. Согласно данным Пенсионного фонда Украины, за первое полугодие его доходы составили 54 млрд грн, что на 26 млрд грн меньше, чем в прошлом году. Получается, чтобы компенсировать потери Пенсионного фонда, нужно, чтобы средняя заработная плата выросла как минимум на 85% по сравнению с 2015 годом. До этого уровня еще расти и расти. Это получается, что в Украине средняя заработная плата должна быть как минимум 8000 грн. Есть цель, куда стремиться. А пока будем делать эмиссию гривны, чтобы перекрывать дефицит Пенсионного фонда. Согласно госбюджету на 2016 год, запланировано дотировать Пенсионный фонд на 125 млрд грн, иначе он просто не сможет выплатить всем пенсии и пособия.

Но главная цель этой реформы — вообще прекратить дотировать Пенсионный фонд за счет денег госбюджета, чтобы бизнес платил высокую заработную плату и, тем самым, покрывал все потребности Пенсионного фонда только за счет ЕСВ. Исходя из текущих результатов работы Пенсионного фонда Украины, это можно сделать, если средняя заработная плата в Украине будет не меньше 12500 грн (или 550 долларов США). При условии неповышения размера пенсий и увеличения количества пенсионеров. Если же расходы Пенсионного фонда и дальше будут расти такими темпами, а количество официально работающих будет постоянно уменьшаться, то тут еще долго придется ждать чуда. Сложно сделать чудо в Украине в условиях, когда бизнес в растерянности, когда никто не знает, что будет завтра, а разговоры о реформах уже достали всех. Если бы это были настоящие реформы, все бы давно заметили положительный эффект.

 
 
 
 

Если у Вас нет кредитной карточки, это выглядит подозрительно

28 августа 2016, 10:43   + 67 голосов 3 комментария

В последнее время украинские банки начали активно предлагать украинцам кредитные карточки или лимиты на кредиты по платежным карточкам. Это не случайно. На текущий момент банки соприкоснулись с большой проблемой. После массового закрытия банков по инициативе главы НБУ Валерии Гонтаревой, сработал принцип «домино». Многие юрлица, которые обслуживались в банках, закрытых по решению Гонтаревой, потеряли деньги, в результате они не cмогли рассчитаться с партнерами или погасить кредиты. В результате объемы проблемных кредитов выросли до критического уровня в 30% от общего количества выданных банками кредитов. При этом банки просто не знают, что делать с залогами и проблемными кредитами, прежде всего, юрлиц. Как результат, многие банки взяли паузу и фактически не кредитуют юрлиц. Но банкам нужно на чем-то зарабатывать, и поэтому они более охотно начали кредитовать физлиц, чтобы за счет развития розничного кредитования возродить кредитование в Украине.

Тем более что банки увидели успешный опыт развития розничного кредитования финансовых компаний и ломбардов, и считают, что именно кредитование физлиц сейчас является более приоритетным направлением. Как результат, и рост активности со стороны банков по отношению к населению с целью сагитировать больше и больше брать кредитов.

НБУ в этой ситуации тоже решил помочь банкам и постоянно ужесточает правила операций с наличными, и, самое главное, требует от банков более пристально отслеживать происхождение денег, которые физлица используют при безналичных расчетах. В этой ситуации банки фактически за счет кредитных платежных карт позволяют клиентам уйти от необходимости доказывать и объяснять происхождение денег. Ибо если внесение денег на счет физлица или платеж по нему подпадает под финмониторинг, то платеж за любой товар или услугу с кредитной карточки никогда не контролируется финмониторингом. К слову, в ЕС именно таким способом, через кредитование, тоже уходят от требования объяснять происхождение денег. Кредит – это не доход, а скорее долг, поэтому и нет необходимости объяснять происхождение денег. Вот как просто. Украинцев тоже приучают хитрить по-европейски и обходить жесткие требования легализации доходов.

Хотя, есть одна очень большая проблема – это ставки по карточным кредитам. Даже там где реклама банка обещает очень низкий процент или вообще без процентов, в реальности ставки по карточным кредитам ниже 36% не бывают. Есть и такие банки, которые выдают карточные кредиты по ставкам больше 120% годовых. Высокие ставки по кредитам отпугивают физлиц, но и банки можно понять.

Быстрые кредиты на платежную карточку всегда сопряжены с большим риском. Поэтому банки просто закладывают в проценты по карточным кредитам риск невозврата кредита. В результате ставки по карточным кредитам получаются очень высокими. Замкнутый круг. Хотя некоторые банки и пытаются этот замкнутый круг разорвать, чтобы хотя бы частично снизить ставки по карточным кредитам и сделать их более доступными. Один из крупных украинских банков сейчас внедрил систему стимулирования заемщика. Это когда владельцы кредитных карточек, которые регулярно берут кредиты и регулярно их погашают, имеют льготу снижения ставки по кредиту. Чем более надежный заемщик, тем большую льготу он может получить. Но в конечном итоге самая льготная ставка по кредитам будет 1,5% в месяц. Не мало, но все же.

Есть возможность получить низкую ставку по карточному кредиту, если клиент имеет в банке депозит. Это называется «кредит под залог депозита», и в этом случае действительно ставка низкая, не более 1-2% от разности процентов по кредиту и депозиту. Такого рода карточный кредит может быть интересным для физлиц, которые разместили депозит под хороший процент на длительное время, но им нужно время от времени пользоваться небольшим кредитом. Это будет выгодно.

Банки пытаются даже в условиях кризиса найти выход. Это тяжело, не просто. Они сейчас больше экспериментируют и ищут пути, как кредитовать население, чтобы риск был на разумном уровне, и убытков было меньше. Слишком сильно развалили банковскую систему «реформы Гонтаревой», и теперь приходится делать все, чтобы возродить банковскую систему. А это быстро не получится.

 
 
Страницы: 123456
×
Title
окно закроется через 20 секунд