Минфин

среда, 30 июля 2014, 20:10

Тизер Программа «Летний коктейль – три по 20».
Вклад с пополнением, 20% годовых в гривне
okhrimenko
Александр Охрименко Александр Охрименко
Зарегистрирован:
16 февраля 2010

Последний раз был на сайте:
30 июля 2014 в 20:00
Просмотров профиля:
Сегодня: 172
Всего: 131462

Александр Охрименко - блог

RSS блога
Пол:
мужской
Город:
Киев
Место работы:
экономист
Cайт:
http://www.facebook.com/Ukranalitcenter
E-mail:
sols@meta.ua
Блог
Комментарии
Валютный форум

За что предлагают голосовать в ВР 31 июля

30 июля 2014, 19:45   + 10 голосов 3 комментария

Предложенные на голосования законопроекты правительства № 4308а и 4309а никаких радикальных улучшений не имеют, скорее наоборот, еще больше усиливают фискальное давление на бизнес и расширяют полномочия Кабинета министров.

Эти законопроекты содержать ряд изменений в законы, которые начинаются словами «в случаи введения военного положения», которые, просто таки дают диктаторские полномочия Кабинету министров. В случаи военного положение КМ получает возможность бесконтрольно использовать деньги госбюджета и принимать все решения самостоятельно без Верховной Рады.

И все же, что предлагает правительство Яценюка сделать из госбюджетом и экономикой Украины. И требует проголосовать за его законопроекты.

— ввести дополнительный военный налог 1,5% на заработную плату и прочие доходы физлиц. Налог считается временный до 1 января 2015 года. Для любознательных. Подушенный налог во времена Петра Первого был введен, как временный налог, только для того, чтобы сформировать новую армию, так как предыдущая была разбита возле Нарвы. После этого, подушенный налог с небольшими перерывами существовал в царской России все время.

— повысить рентные платежи на природные ресурсы. В этот раз не только на нефть и газ, но и на руду. Это подарок для олигархов. Но прежде всего, тут хитрость в другом. Планируется почти на 100 млрд.грн увеличить уставной фонд НАК Нафтогаз за счет ОВГЗ. Потому, НБУ сможет выкупать ОВГЗ за счет эмиссии гривны и тем самым можно будет сформировать доход для госбюджета. Через эмиссию проще.

— повысить акцизы алкогольные напитки, сигареты без фильтра и дизельное топливо. Должно производство снизиться алкогольных напитков и табачных. Хочется, верить, что и потребление тоже снизиться.

— отменить льготное налогообложение для институтов совместного инвестирования. Это «цель всей жизни» нашего министра финансов уничтожить рынок ИСИ. Он и так у нас слабый, а эти изменения его просто уничтожать. Во всех странах ЕС, операции с ИСИ не облагаются налогом. В этом суть бизнеса ИСИ. А он хочет обложить их налогом и наивный думает, что это принесет доход в казну.

— до 1 января 2015 года продлить мораторий на возмещение НДС агроэкспортерам. Считается, что урожай у нас в этом году хороший будет, поэтому можно немного аграриев и ограбить. В ЕС наоборот стимулируют аграрный бизнес, у нас решили его прессовать. Логично.

— убрать льготы для «зеленой энергетики». Дохода большого это не даст, но зато можно будет наказать, всех тех олигархов, которые строили солнечные и ветровые электростанции, чтобы не повадно было в будущем занимать разными там инновациями.

— дать право КМ самостоятельно принимать решение выплачивать или не выплачивать специальные пенсии (пенсии афганцев, пенсии чернобыльцев, пенсии детей войты и т.д.)

— разрешить осуществлять государственные закупки для военных нужд без соблюдения процедур тендеров. Это старая идея Азарова. Он очень любил таким способом экономить деньги госбюджета. И хотя Азарова нет, но его методы живее всех живых.

— дать право руководителям государственных учреждений без предупреждения переводить сотрудников на сокращённую рабочую недели или отправлять в отпуск без содержания. Возвращаемся к временам начала 90-х годов. Тогда тоже людей отправляли в отпуск за свой счет в виде исключение, в начале. А потому, это так понравилось руководителям, что стали отправлять на годы. В результате, многие люди числились в НИИ или главке, а работали на базаре.

— предоставить право, проводить государственные закупки для армии без соблюдения законодательства о тендерах. Это закон о госзакупках, у нас и так вызывает много вопросов и нареканий, но теперь можно будет без особых проблем, а главное тихо и незаметно тратить государственные деньги на военные нужды. Сами понимаете, самые большие состояния наживались, как раз в военное время.

В госбюджет должно дополнительно поступить денег

— за счет налога на депозиты физлиц 3,3 млрд. грн

— за счет НДС (отжим бизнеса) 0,4 млрд. грн

— за счет рентных платежей за природные ресурсы (считай эмиссия гривны, описано выше, как это они будут делать) 9 млрд. грн.

— за счет денег ЕС, которые он обещал дать, но еще не дал 4 млрд.грн

— за счет экологического налога 2 млрд. грн

За счет дополнительных доходов госбюджета, будет увеличен резервный фонд КМ на 16,9 млрд. грн

При этом. Формально это называет секвестр госбюджета, но на практике расходы не только не уменьшаются, а наоборот растут на 4,8 млрд. грн. Странный секвестр.

Это никак не поможет экономике Украины. Это просто еще одна попытка «заработать» на бардаке и хаосе, который Они сами и сделали. Как говорится «В мутной воде, всегда проще ловить рыбку»...

 

За что предлагают голосовать в ВР 31 июля

30 июля 2014, 19:45   + 10 голосов Написать комментарий

Предложенные на голосования законопроекты правительства № 4308а и 4309а никаких радикальных улучшений не имеют, скорее наоборот, еще больше усиливают фискальное давление на бизнес и расширяют полномочия Кабинета министров.

Эти законопроекты содержать ряд изменений в законы, которые начинаются словами «в случаи введения военного положения», которые, просто таки дают диктаторские полномочия Кабинету министров. В случаи военного положение КМ получает возможность бесконтрольно использовать деньги госбюджета и принимать все решения самостоятельно без Верховной Рады.

И все же, что предлагает правительство Яценюка сделать из госбюджетом и экономикой Украины. И требует проголосовать за его законопроекты.

— ввести дополнительный военный налог 1,5% на заработную плату и прочие доходы физлиц. Налог считается временный до 1 января 2015 года. Для любознательных. Подушенный налог во времена Петра Первого был введен, как временный налог, только для того, чтобы сформировать новую армию, так как предыдущая была разбита возле Нарвы. После этого, подушенный налог с небольшими перерывами существовал в царской России все время.

— повысить рентные платежи на природные ресурсы. В этот раз не только на нефть и газ, но и на руду. Это подарок для олигархов. Но прежде всего, тут хитрость в другом. Планируется почти на 100 млрд.грн увеличить уставной фонд НАК Нафтогаз за счет ОВГЗ. Потому, НБУ сможет выкупать ОВГЗ за счет эмиссии гривны и тем самым можно будет сформировать доход для госбюджета. Через эмиссию проще.

— повысить акцизы алкогольные напитки, сигареты без фильтра и дизельное топливо. Должно производство снизиться алкогольных напитков и табачных. Хочется, верить, что и потребление тоже снизиться.

— отменить льготное налогообложение для институтов совместного инвестирования. Это «цель всей жизни» нашего министра финансов уничтожить рынок ИСИ. Он и так у нас слабый, а эти изменения его просто уничтожать. Во всех странах ЕС, операции с ИСИ не облагаются налогом. В этом суть бизнеса ИСИ. А он хочет обложить их налогом и наивный думает, что это принесет доход в казну.

— до 1 января 2015 года продлить мораторий на возмещение НДС агроэкспортерам. Считается, что урожай у нас в этом году хороший будет, поэтому можно немного аграриев и ограбить. В ЕС наоборот стимулируют аграрный бизнес, у нас решили его прессовать. Логично.

— убрать льготы для «зеленой энергетики». Дохода большого это не даст, но зато можно будет наказать, всех тех олигархов, которые строили солнечные и ветровые электростанции, чтобы не повадно было в будущем занимать разными там инновациями.

— дать право КМ самостоятельно принимать решение выплачивать или не выплачивать специальные пенсии (пенсии афганцев, пенсии чернобыльцев, пенсии детей войты и т.д.)

— разрешить осуществлять государственные закупки для военных нужд без соблюдения процедур тендеров. Это старая идея Азарова. Он очень любил таким способом экономить деньги госбюджета. И хотя Азарова нет, но его методы живее всех живых.

— дать право руководителям государственных учреждений без предупреждения переводить сотрудников на сокращённую рабочую недели или отправлять в отпуск без содержания. Возвращаемся к временам начала 90-х годов. Тогда тоже людей отправляли в отпуск за свой счет в виде исключение, в начале. А потому, это так понравилось руководителям, что стали отправлять на годы. В результате, многие люди числились в НИИ или главке, а работали на базаре.

— предоставить право, проводить государственные закупки для армии без соблюдения законодательства о тендерах. Это закон о госзакупках, у нас и так вызывает много вопросов и нареканий, но теперь можно будет без особых проблем, а главное тихо и незаметно тратить государственные деньги на военные нужды. Сами понимаете, самые большие состояния наживались, как раз в военное время.

В госбюджет должно дополнительно поступить денег

— за счет налога на депозиты физлиц 3,3 млрд. грн

— за счет НДС (отжим бизнеса) 0,4 млрд. грн

— за счет рентных платежей за природные ресурсы (считай эмиссия гривны, описано выше, как это они будут делать) 9 млрд. грн.

— за счет денег ЕС, которые он обещал дать, но еще не дал 4 млрд.грн

— за счет экологического налога 2 млрд. грн

За счет дополнительных доходов госбюджета, будет увеличен резервный фонд КМ на 16,9 млрд. грн

При этом. Формально это называет секвестр госбюджета, но на практике расходы не только не уменьшаются, а наоборот растут на 4,8 млрд. грн. Странный секвестр.

Это никак не поможет экономике Украины. Это просто еще одна попытка «заработать» на бардаке и хаосе, который Они сами и сделали. Как говорится «В мутной воде, всегда проще ловить рибку»...

 

Может ли мода на Украину в мире обеспечить приток инвестиций?

30 июля 2014, 07:25   + 42 голоса 18 комментариев

Сейчас многие СМИ любят писать о моде на Украину в мире. При этом приводят примеры, как жители далеких стран начинают носить наши вышиванки, рассказывают, как радушно американцы или шведы встречают наши фольклорные коллективы. Вспоминают даже об украинском стиле, который начал проникать даже в самые консервативные европейские дизайнерские студии. Что есть, то есть. Действительно Майдан, а потом события в Крыму и на Востоке Украины, сделали Украину очень известной в мире. Очень часто ведущие мировые СМИ показывают сюжеты из Украины. И поэтому, не удивительно, что теперь Украину знают многие, и многие ее поддерживают. И нет ничего удивительного, что эта поддержка выражается в копировании элементов нашей культуры и традиций. В мире мода на Украину, и стоит этой модой воспользоваться. И, как результат, уже можно услышать от разных политологов и экспертов, что благодаря моде на Украину, наша страна может рассчитывать на приток зарубежных инвестиций. А почему бы и нет? Если Украину так любят в мире, почему бы зарубежным инвесторам не начать вкладывать деньги в нашу страну. Инвестиции нам очень нужны и были бы очень полезны для развития экономики Украины на перспективу.

Так уже сложилось, что больше всего о моде на Украину в мире, и о возможном притоке зарубежных инвестиций на волне этой моды, говорят и пишут люди, которые во времена перестройки были совсем детьми, чаще всего малыми детьми, и плохо помнят те времена. А надо сказать, что в конце 80-х мода на СССР и перестройку была в мире куда больше, чем сейчас мода на Украину. Сейчас, даже сложно поверить, что тогда Михаил Горбачев был мировым кумиром. Он действительно был любимым человеком мирового сообщества. Любовь к советской атрибутике тогда была такой, что была похожа на всеобщее помешательство. Многие европейские и американские модницы носили советские звездочки и комсомольские значки. А сколько было модных вещей с советской атрибутикой и не сосчитать. О СССР в США и Европе тогда говорили с полным восторгом, который сейчас не передать. Но вот, в чем проблема: чем больше европейцы, американцы или азиаты восхищались СССР, тем меньше и меньше вкладывали деньги в СССР. Во многом СССР и рухнул потому, что просто уже не мог жить в долг, а больше в долг уже никто давать не хотел.

Как это ни печально признать, но иностранные инвесторы, настоящие инвесторы с деньгами, а не испанские или американские безработные, которые раньше кричали «Горби», а теперь кричат «Украине», очень прагматичные люди и просто так денег не дают.

Беда наших политиков и многих экспертов, которые мечтают о больших зарубежных инвестициях, в том, что они не дружат с логикой. Они просто путают постулаты формальной логики и поэтому у них получаются такие смешные умозаключения. «В Украину иностранные инвесторы будут вкладывать деньги потому, что Украине нужны деньги», это ошибочное логическое суждение. Инвесторов не интересуют проблемы Украины. И то обстоятельство, что Украине действительно нужны инвестиции, их вообще не интересует.

Какой смысл зарубежным инвесторам вкладывать деньги в экономику Украины? Смысл будет, если будет доход. Но, как раз с доходом у нас проблемы. Любой американский или европейский инвестор с удовольствием инвестирует деньги в Китай или Индию, или даже в Россию. Потому, что там большой рынок. Потому что там растут доходы населения, а значит и растет рынок потребления. Это может принести доход. Инвесторы, когда выбирают, куда вкладывать деньги в ту или иную страну ужасно космпополитичны. Они могут сравнивать Украину и Уругвай. И если их расчеты покажут, что они в Уругвае заработают больше, чем в Украине – они инвестируют в Уругвай, даже несмотря на то, что у него на компьютере будет стоять заставка «Путин х**ло!». Деньги и модные развлечения, это разные вещи.

В страну могут вкладывать деньги ради больших сырьевых ресурсов. Но Украина их не имеет. Скорее наоборот, ей самой нужно сырье. Сланцевый газ, это конечно интересно, но это будущее, и еще раз будущее. Вот если Украина действительно станет мировым лидером по разведанным запасам сланцевого газа, тогда и инвесторы придут без оглядки на моду. Там уже будет прибыль.

Инвесторы с удовольствием вкладывают деньги в бизнес, капитализация которого растет, и который имеет перспективы к росту в ближайшее время. Именно поэтому в 2005-2008 годах нерезиденты вкладывали в строительство и банковский сектор в Украине. Но сейчас банковский сектор, а тем более строительный сектор, не может привлечь солидные зарубежные инвестиции.

Скупать же старые металлургические или химические предприятия, чтобы потом вкладывать десятки миллиардов в их реконструкцию, выглядит безумием в глазах зарубежных инвесторов. Куда проще с нуля построить тот же металлургический завод в Турции или Индии, чем иметь дело с украинскими металлургическими заводами.

Инвестиции, а тем более зарубежные инвестиции, дело непростое. И тут одной моды мало. Нужна именно такая приманка, чтобы она стимулировала приток инвестиций из-за рубежа. Это может быть продажа с/х земель нерезидентам, прежде всего транснациональным корпорациям. Это могут быть совместные предприятия по производству и поставкам продукции в крупные страны типа Россия или Китай. Это может быть использование Украины, как транзитного коридора для поставок товаров из Европы в Азию и наоборот. Но для этого не нужна мода на Украину, а нужна нормально работающая экономика Украины. Именно такая экономика Украины может приманить зарубежного инвестора лучше любой вышиванки.

Для любознательных. Согласно данным платежного баланса Украины за период с марта по июнь 2014 года, когда «мода на Украину в мире была большой» приток зарубежных инвестиций составил всего 230 млн. долл, это в десять раз меньше, чем год назад, когда моды на Украину не было. Так, что факты и еще раз факты, вот чего не хватает нашим политикам.

 

За первое полугодие 2014 года наша промышленность упала, только без паники…

28 июля 2014, 21:44   + 52 голоса 15 комментариев

По итогам первого полугодия 2014 года индекс промышленного производства снизился на 4,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это еще не критичное падение, скорее это просто обычная стагнация, когда бизнес работает по инерции, но работает. Плохо только то, что от месяца к месяцу темпы падения промышленного производства ускоряются. В мае 2014 года падение промышленного производства было 2,1% по сравнению с маем 2013 года. А вот в июне 2014 года падение промышленного производства было 5% по сравнению с июнем прошлого года. Даже по отношению к маю 2014 года, в июне 2014 года промышленное производство снизилось на 1,5%.

Но, не стоит делать поспешных выводов и говорить, что все рухнуло. Ситуация непростая, но, как говорится, поправимая. Впереди еще осень, и можно наверстатьупущенное. Если и нельзя обеспечить рост, то хотя бы можно будет замедлить темп падения промышленного производства.

Производство металла в Украине за первое полугодие 2014 года снизилось. Это логично, так как многие металлургические предприятия находятся в Восточной Украине. А в условиях боевых действий нереально поддерживать работу предприятий в нормальном режиме. Кроме того, и этого не стоит забывать, что одним из главных покупателей украинского металла была Россия. А сейчас продавать металл России нереально, если не сказать даже провокационно. Поэтому, нужно понимать, что обеспечить рост производства металла в этом году сложно, но вот недопустить падения и хотя бы сработать в ноль по итогам года вполне возможно. За первое полугодие 2014 года производство чугуна, в натуральных единицах измерения упало всего 0,5% по сравнению с прошлым годом. Хотя за июнь 2014 года это падение было около 10%. Вот это нужно ликвидировать быстрейшими темпами. Тем более что наш чугун хорошо покупает Италия и даже США. Нужно максимально переориентироватьпроизводство чугуна на страны ЕС и США. Это обеспечит Украине приток валюты и доходы металлургическим компаниям. Производство стали за первое полугодие упало на 12,2% и продолжает падать. Тут сложно что-то предпринять. Главными покупателями стали являются страны СНГ и Турция. ЕС у нас сталь не покупает. Тоже самое и с прокатом черных металлов – главные покупатели этой продукции это Турция, Египет, арабские страны. Может поэтому падение производства проката за первое полугодие 11,7%. Поэтому чугун, и еще раз чугун – вот наша цель.

Самое большое падение по итогам первого полугодия 2014 года было зафиксировано в машиностроении. Производство автобусов в натуральном измерении упало на 47,9%, грузовых автомобилей на 23,6%. А производство вагонов на 77,1%. Индекс продукции машиностроения упал на 18% по итогам первого полугодия 2014 года. Тоже самое в химической промышленности за исключением фармацевтики. Падение 14,3%. Производство лекарств в этом году выросло больше чем в 3% по сравнению с прошлым годом. Но производство строительных материалов упало больше, чем на 10%. Индекс производства продукции легкой промышленности за первое полугодие упал только на 5,2%. Все выглядит очень сбалансированно. Сейчас и не до строительства, и не до обновок. Тем более что в Украине более 90% продукции легкой промышленности – продукция импортная.

Индекс производства продуктов питания за первое полугодие 2014 года вырос на 1,4% по сравнению с прошлым годом. Вот, кто может обеспечить рост промышленного производства и экономики в целом. Люди всегда нуждаются в продуктах питания. И этот бизнес вечен, даже во времена военной нестабильности. А еще можно часть продуктов питания продать на экспорт. Выгода налицо. Больше всего у нас увеличилось производство мяса птицы и яиц. Это действительно во многом заслуга наших «куриныхолигархов», которые в условиях экономического хаоса умудряются обеспечить рост производства. Производство подсолнечного масла в натуральном измерении за период январь-июнь 2014 года выросло на 42% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Производство сливочного масла увеличилось на 34%. А вот производство твердых сыров упало на 18,5%. Это во многом связано с отказом России покупать украинский твердый сыр. И еще на 23% упало производство шоколада и кондитерских конфет. Опять же из-за нежелания России покупать нашу продукцию. Поэтому и приходится нашим производителям продуктов питания или производить продукцию для внутреннего рынка или искать новые рынки сбыта, но уже другой продукции, которую можно продать в страны Азии.

Есть все предпосылки считать, что украинская промышленность еще может спасти ситуацию. Нужно только как можно быстрее восстановить стабильность на всей территории Украины и дать возможность нашим металлургам и пищевикам наладить выпуск продукции. И тогда можно будет компенсировать падение по другим отраслям промышленности. Поэтому, еще актуальным является прогноз, что падение промышленного производства по итогам 2014 года может быть на уровне 7%. Очень не хочется, чтобы это падение было на уровне 27%, такой риск существует, если военные действия на Востоке Украины затянутся. Это будет полный провал.

 

За первое полугодие 2014 года наша промышленность упала, только без паники…

28 июля 2014, 21:44   + 36 голосов 1 комментарий

По итогам первого полугодия 2014 года индекс промышленного производства снизился на 4,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это еще не критичное падение, скорее это просто обычная стагнация, когда бизнес работает по инерции, но работает. Плохо только то, что от месяца к месяцу темпы падения промышленного производства ускоряются. В мае 2014 года падение промышленного производства было 2,1% по сравнению с маем 2013 года. А вот в июне 2014 года падение промышленного производства было 5% по сравнению с июнем прошлого года. Даже по отношению к маю 2014 года, в июне 2014 года промышленное производство снизилось на 1,5%.

Но, не стоит делать поспешных выводов и говорить, что все рухнуло. Ситуация непростая, но, как говорится, поправимая. Впереди еще осень, и можно наверстатьупущенное. Если и нельзя обеспечить рост, то хотя бы можно будет замедлить темп падения промышленного производства.

Производство металла в Украине за первое полугодие 2014 года снизилось. Это логично, так как многие металлургические предприятия находятся в Восточной Украине. А в условиях боевых действий нереально поддерживать работу предприятий в нормальном режиме. Кроме того, и этого не стоит забывать, что одним из главных покупателей украинского металла была Россия. А сейчас продавать металл России нереально, если не сказать даже провокационно. Поэтому, нужно понимать, что обеспечить рост производства металла в этом году сложно, но вот недопустить падения и хотя бы сработать в ноль по итогам года вполне возможно. За первое полугодие 2014 года производство чугуна, в натуральных единицах измерения упало всего 0,5% по сравнению с прошлым годом. Хотя за июнь 2014 года это падение было около 10%. Вот это нужно ликвидировать быстрейшими темпами. Тем более что наш чугун хорошо покупает Италия и даже США. Нужно максимально переориентироватьпроизводство чугуна на страны ЕС и США. Это обеспечит Украине приток валюты и доходы металлургическим компаниям. Производство стали за первое полугодие упало на 12,2% и продолжает падать. Тут сложно что-то предпринять. Главными покупателями стали являются страны СНГ и Турция. ЕС у нас сталь не покупает. Тоже самое и с прокатом черных металлов – главные покупатели этой продукции это Турция, Египет, арабские страны. Может поэтому падение производства проката за первое полугодие 11,7%. Поэтому чугун, и еще раз чугун – вот наша цель.

Самое большое падение по итогам первого полугодия 2014 года было зафиксировано в машиностроении. Производство автобусов в натуральном измерении упало на 47,9%, грузовых автомобилей на 23,6%. А производство вагонов на 77,1%. Индекс продукции машиностроения упал на 18% по итогам первого полугодия 2014 года. Тоже самое в химической промышленности за исключением фармацевтики. Падение 14,3%. Производство лекарств в этом году выросло больше чем в 3% по сравнению с прошлым годом. Но производство строительных материалов упало больше, чем на 10%. Индекс производства продукции легкой промышленности за первое полугодие упал только на 5,2%. Все выглядит очень сбалансированно. Сейчас и не до строительства, и не до обновок. Тем более что в Украине более 90% продукции легкой промышленности – продукция импортная.

Индекс производства продуктов питания за первое полугодие 2014 года вырос на 1,4% по сравнению с прошлым годом. Вот, кто может обеспечить рост промышленного производства и экономики в целом. Люди всегда нуждаются в продуктах питания. И этот бизнес вечен, даже во времена военной нестабильности. А еще можно часть продуктов питания продать на экспорт. Выгода налицо. Больше всего у нас увеличилось производство мяса птицы и яиц. Это действительно во многом заслуга наших «куриныхолигархов», которые в условиях экономического хаоса умудряются обеспечить рост производства. Производство подсолнечного масла в натуральном измерении за период январь-июнь 2014 года выросло на 42% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Производство сливочного масла увеличилось на 34%. А вот производство твердых сыров упало на 18,5%. Это во многом связано с отказом России покупать украинский твердый сыр. И еще на 23% упало производство шоколада и кондитерских конфет. Опять же из-за нежелания России покупать нашу продукцию. Поэтому и приходится нашим производителям продуктов питания или производить продукцию для внутреннего рынка или искать новые рынки сбыта, но уже другой продукции, которую можно продать в страны Азии.

Есть все предпосылки считать, что украинская промышленность еще может спасти ситуацию. Нужно только как можно быстрее восстановить стабильность на всей территории Украины и дать возможность нашим металлургам и пищевикам наладить выпуск продукции. И тогда можно будет компенсировать падение по другим отраслям промышленности. Поэтому, еще актуальным является прогноз, что падение промышленного производства по итогам 2014 года может быть на уровне 7%. Очень не хочется, чтобы это падение было на уровне 27%, такой риск существует, если военные действия на Востоке Украины затянутся. Это будет полный провал.

 

Нам очередной раз предлагают реформировать налоговую систему

24 июля 2014, 20:40   + 64 голоса 21 комментарий

Это уже традиция. После смены власти новая власть ругает налоговую систему предыдущей и заявляет о предстоящей большой реформе. При этом обещаются «рай для бизнеса и горы денег в бюджете». Проходит время, и действительно, что-то меняют в налоговой системе. Ничто не стоит на месте. Чаще всего меняют, правда, не то и не так. В конечном результате определенные реформы и улучшения имеют место, то ничего радикального не происходит, и мы опять наблюдаем смену власти и новые обещания «райских кущей».

Мне очень понравилось выступление одного из спикеров на «Международной конференции Украины: стратегия реформ». Интересные были высказаны мысли о том, какие проблемы существует сейчас в нашей налоговой системе, и самое главное, что нужно делать, чтобы эти проблемы решать. Поэтому хотелось бы и от себя сказать пару слов по теме. Тем более что сейчас модно вести дискуссии о Концепции налоговой реформы, которую так активно лоббирует фискальная служба Украины совместно с Минфином и Минэкономики.


Перше. Податкові органи часто є не просто учасниками податкових схем, а їх організаторами. Якщо не замінити цих людей, то вони будуть саботувати будь-які зміни в цій сфери, які будуть спрямовані на усунення злочинних схем.

Очень многие реформаторы предлагают поменять сотрудников налоговой или теперь уже фискальной службы. Но на практике это не возможно. Для того чтобы из рядового служащего получился хороший начальник отдела и департамента фискальной системы, нужны годы и годы бюрократического труда. В любой бюрократической систем с самых низовых должностей идет отсев и отбор самых-самых, чтобы до верха могли дойти только те, кто умеет «работать локтями и берет в меру». Если просто так заменить начальника отдела фискальной службы на бывшего студента или человека без опыта работы в фискальной службе, то он будет не знать толком, как воровать, и самое печальное, не будет знать, как управлять этой бюрократической машиной. В результате украдет он мало, но больше украдут за его спиной, и работу своего отдела или департамента завалит. Поэтому, наше умное руководство заместителями руководителя Государственной фискальной службы поставило очень опытных работников налоговой системы, которые всегда «помогут» Игорю Билоусу в трудную минуту.

Друге. Податкове законодавство України є таким, що дозволяє податківцям зловживаючи своїм службовим становищем суб'єктивно трактувати його норми, визначаючи що має право бізнес відносити на витрати, а що ні. Потрібна кардинальна зміна, коли витрати не будуть об'єктом контролю податкової, тільки тоді бізнес позбавиться цього тотального контролю що пригнічує його розвиток. Саме тому в концепції Мінекономіки, яка побудована на основі пропозицій групи Реанімаційного пакету реформ пропонується оподатковувати розподілений прибуток, тобто дивіденди.

В Украине система налогообложения отличается от европейской системы. У нас существует старинный метод сбора налогов, который во времена Киевской Руси назывался «полюдье». Фактически любой бизнесмен знает, что если придет проверяющий из налоговой, то он обязательно начислит штраф и доплату в госбюджет, даже если не будет нарушений. И тут сам сотрудник налоговой не виноват. Потому, что у него «план по сбору налогов», и он вынужден этот «план» выполнять. Поэтому умные бизнесмены заведомо не платят налоги, чтобы потом «договориться». Так получается дешевле. Ибо платить по закону и еще дополнительно «по плану» – разорительно. Понятно, что для этого налоговые работники должны иметь возможность самостоятельно трактовать налоговое законодательство. И не стоит даже думать, что предлагаемая реформа это может изменить. И зачем менять то, что хорошо работает. Существующая система налогообложения в Украине построена на принципах «полюдья», удовлетворяет и бизнес, и власть, любую, которая приходит на смену другой власти. Бизнес имеет возможность не платить налоги, или точнее делать вид, что он платит, а власть всегда может с помощью «плановых показателей по сбору налогов» заполучить нужную сумму в бюджет. Все это поменять нереально, так как в этом случае нужно полностью поменять всех наших бизнесменов и вообще развалить экономику до основания, и нет гарантии, что можно будет построить лучше.

Третє. Значні штрафні санкції часто нараховуються і сплачуються за формальними ознаками, а не за здійснені порушення, що пов'язані з ухилянням від сплати податків. В основному це відбувається при перевірці ПДВ. В концепції запропонована система автоматичного нарахування, контролю і сплати, що повністю усуває негативний вплив податкової на бізнес. При цьому пропонується система 7/17, яка буде стимулювати розвиток економіки, а через унеможливлення податкових схем призведе до збільшення доходів до бюджету.

НДС это один из самых многочисленных налогов для страны и поэтому он имеет больше всего злоупотреблений, а не потому, что бизнесмены хотят уклоняться от его уплаты. Идея снизить НДС до 7% и 17% сама по себе хорошая, хотя введение НДС-счетов фактически нивелирует саму суть снижения налогов. Введение НДС-счетов фактически превращает НДС с налога на добавочную стоимость в налог с продаж, так как эти счета фактически забирают деньги из бизнеса, хотя и ликвидируют проблему возмещения НДС. Но только для фискальных органов, а не для бизнеса. НДС-счета автоматически наносят удар по экспортерам. Они фактически лишаются возможности получать возмещение НДС. А если сделать две системы НДС-счетов, с возмещением и без возмещения НДС, то тут простор для злоупотреблений будет просто безграничный. В некоторых странах был опыт внедрения НДС-счетов и везде завершился полным провалом. Достаточно посмотреть на экономику Болгарии, где применялись НДС-счета. Для того чтобы действительно помочь бизнесу, нужно действительно сделать весь НДС 7%, и всем обеспечить автоматическое возмещение НДС. Тогда бизнес сам не будет пользоваться «серыми схемами», так как плата за них получится больше, чем сама ставка НДС.

Четверте. Для мікробізнеса податкове навантаження є таким, що призводить до того, що підприємці змушені працювати нелегально. Зменшення цього навантаження сприятиме розвитку легального приватного підприємництва.

Насчет чрезмерной налоговой нагрузки на малый и средний бизнес в Украине это выдумка и миф. В странах ЕС не существует упрощенной системы налогообложения, и там малый, и средний бизнес платит налоги наравне с крупным бизнесом. Хотя и там есть льготы по суммам годового оборота бизнеса, когда можно не быть плательщиком НДС, и есть торговые патенты. Но такие льготы, которые имеет наш малый и средний бизнес – мечта для бизнеса стран ЕС. Благодаря этим льготам большая часть нашего малого и среднего бизнеса действительно обслуживает «серые схемы». Но это не потому, что налоги высокие, а только потому, что есть льготы, которые позволяют заработать быстрые и легкие деньги на «транзите». Если ликвидировать упрощенную систему налогообложения, то не будет этого «серого транзита». Но опять-таки, существование упрощенной системы налогообложения, это неофициальное соглашение между бизнесом и властью. Бизнес за счет этой системы платит значительно меньше налогов, а власть время от времени «отжимает» бизнес во время плановых и внеплановых проверок. Если убрать эту неофициальную договоренность, то рухнет все. К слову, у нас доля бизнеса и количество работающих в малом и среднем бизнесе соответствует показателям таких стран, как Германия. Поэтому разговоры, что у нас не развит малый и средний бизнес является обычным мифом, который разваливается, если посмотреть официальные данные Госслужбы статистики по количеству работников работающих в малых и средних предприятиях и объемах выпускаемой ими продукции.

П'яте. Навантаження на заробітну плату є одним з найбільших в Європі, що призводить до того, що заробітні плати в Україні виплачуються в значній мірі нелегально і бюджет не доотримує суттєву суму від того, що міг би отримувати. Необхідно зменшити це навантаження через зменшення соціального податку, що сприятиме виведенню зарплат з тіні.

Все спорно. Согласно данным Мирового банка, у нас один из самых низких показателей налога на доходы физлиц. В Украине этот налог 15-17%, в Германии 45%, в Швейцарии 65%, в Швеции 60%. Другое дело, что там нет ЕСВ, и поэтому налоги платит только физлицо. У нас получается два налога: ЕСВ платит бизнес и еще физлицо со своей заработной платы. Но, если эти суммы объединить, то наш налог не существенно отличается от Германии. Действительно, было бы хорошо снизить ставку ЕСВ. Хотя, скорее всего, это не получится сделать. У нас очень много пенсионеров, и поэтому очень сильная нагрузка на пенсионный фонд. Если снизить ставку ЕСВ то потребуется на начальном этапе повышать другие налоги или, скорее всего, вводить минимальный размер ЕСВ по различным категориям работников. Идея выведения заработной платы из «тени» очень хорошая и нужная. Но для ее реализации мало только снизить ЕСВ. Нужно менять всю система трудовых отношений. Если бизнес будет платить заработную плату по белому, то нужно будет, чтобы государство полноценно всем безработным платило пособие. А это на практике будет означать, что официальных безработных в Украине будет не 1%, как сейчас, а 8-9%. На выплату их пособий нужны будут миллиарды и миллиарды каждый месяц. Так что можно и без конвертов, но тогда нужен и от государства ответный ход.

Реформы интересная вещь. Но мировая история уже многократно показала, что лучшая реформа для бизнеса, которая действительно имеет положительный эффект и для бизнеса, и для власти, это вечное правило «Старину не рушить». Стабильность в налоговом законодательстве – вот самая лучшая реформа. Поэтому, если бы президенту или премьеру хватило бы ума принять закон, запрещающий любые изменения в налоговом законодательстве в течение 10 лет, вот это бы действительно была настоящая экономическая реформа, которая положительно повлияла бы на экономику Украины и на жизнь простых украинцев.

 

Как коррупция влияет на привлечение зарубежных инвестиций

23 июля 2014, 14:02   + 54 голоса 12 комментариев

Очень часто приходится слышать, что если Украина победит коррупцию, то зарубежные инвестиции завалят наша страну. То, что коррупция влияет на приток инвестиций вообще, это действительно факт. Но считать, что зарубежные инвесторы очень бояться коррупции или не знают, что это такое – абсурд.

В каждой стране мира существует коррупция. Она может быть на уровне государства, когда существует масса государственных запретов для зарубежных инвесторов и их можно обойти, только с помощью межгосударственных «подарков». И на уровне госчиновников, когда за счет «представительских расходов» можно решать любые проблемы и ускорять любые бюрократические процессы. В любом случае, коррупция всегда мешает бизнесу, но это только один из многих факторов, который влияет на бизнесмена при осуществлении выбора инвестировать или не инвестировать деньги в ту или иную страну. Ибо проблему с коррупцией решить проще всего, куда более сложно решать другие проблемы, которые просто «подарком» не решишь.

Мировой банк любезно предоставил информацию о « Foreign direct investment, net inflows» — нетто-зарубежных инвестициях по разным странам мира. Если сравнить среднегодовой приток зарубежных инвестиций за период с 2000 по 2013 год, то первое место по праву принадлежит Китаю. Около 180 млрд. долл. ежегодно зарубежные инвесторы вкладывали, и будут вкладывать в экономику Китая. Можно даже сказать, что существует ажиотаж на мировом рынке среди инвесторов желающих вкладывать деньги в Китай. И это при том, что согласно информации международной организации Transparency International, которая оценивает уровень коррупции в странах, по итогам 2013 года Китай занял 80 место по уровню коррупции, рядом с Сенегалом, Тунисом и Болгарией. Оказывается, в Китае есть коррупция, но это явно не отпугивает инвесторов.

Согласно рейтингу Transparency International первое место по уровню стран, где практически нет коррупции, занимает Дания. Но по информации Мирового банка по уровню притока зарубежного капитала она фактические не уступает Колумбии и Таиланду, которые по уровню коррупции в рейтинге Transparency International занимают 94 и 102 место соответственно.

Хотя, есть страны в мире, которые могут похвастаться и большими успехами в борьбе с коррупцией и притоком зарубежного капитала. Так, например, Сингапур занимает в рейтинге Transparency International 5 место среди стран с самым низким уровнем коррупции и входит в десятку стран с самым большим притоком зарубежных инвестиций. Но при этом было бы ошибкой утверждать, что Сингапур славиться только низкой коррупцией. Главная приманка Сингапура неофициальная офшорная зона, которая позволяет осуществлять различные операции на международном товарном и финансовом рынке, при этом уплачивая налоги значительно ниже, чем в ЕС или США. Для бизнеса очень выгодно проводить сделки через Сингапур. Это дает возможность на легальной основе меньше платить налогов, хотя при этом никто их не обвинит в игре с офшорами.

То же самое можно сказать и о Гонконге. Благодаря специфике его системы налогообложения, многие международные компании проводят свои товарные и финансовые сделки через Гонконг. Как результат, по уровню среднегодового притока зарубежных инвестиций за период с 2000-2013 года Гонконг занял 3 место с результатом 60 млрд. долл. ежегодно. В тот же момент согласно рейтингу Transparency International Гонконг занял 15 место среди мало коррумпированных стран.

А что же Украина? А Украина согласно рейтингу Transparency International занимает 144 место в мире по уровню коррупции, а согласно данным Мирового банка за период с 2000-2013 года по уровню инвестиций занимает 46 место, рядом с Румынией и Вьетнамом. При этом Украина по уровню притока зарубежных инвестиции существенно уступает Казахстану, Турции, а тем более России. Зато обгоняет Сербию, Болгарию, Хорватию, которые согласно Transparency International являются менее коррумпированными, чем Украина.

Для привлечения зарубежных инвесторов Украине действительно стоит улучшить условия ведения бизнеса, чтобы коррупция не была таким заметным явлением. Но было бы ошибкой считать, что снижение уровня коррупционности Украины может увеличить приток инвесторов. Ибо для инвесторов главное доход, а для этого нужны интересные объекты и громадный рынок. Что бы там не говорили американские или европейские политики, но инвесторы из тех же стран будут, прежде всего, стремится вкладывать деньги в громадные рынки, такие как Китай, Бразилия, Индия и даже Россия. И им все равно, что там говорят о коррупции. Главное, что там действительно можно получить доход, очень большой доход. А коррупция, это только одна из преград на пути к миллиардам прибыли, которую настоящие инвесторы умеют преодолевать без проблем.

 

Кто выиграет, а кто проиграт от секвестра госбюджета

22 июля 2014, 16:39   + 51 голос 7 комментариев

Как и можно было ожидать, Кабинет министров Украины внес в Верховную раду закон о секвестре госбюджета на 2014 года. К сожалению, это не последний секвестр госбюджета. Еще в декабре текущего года, будет секвестр бюджета, но уже задним числом. Так как в этом году, как и предыдущие года госбюджет выполнен не будет и нужно будет, задним числом внести коррективы, чтобы можно было отчитаться, что все выполнили. Вообще не понятно, зачем Верховная рада принимает этот госбюджет, если потом, постоянно его переписывает. Но, это так к слову..

Требования провести секвестр госбюджета, это приказ МВФ. Одна из причин, отказа МВФ выдать Украине второй транш кредита в июле, является проблема с госбюджетом. Дефицит госбюджета оказался больше, чем хочет МВФ. И, если Украине не исправить, это безобразие, то МВФ кредит не даст и сентябре. Он может…

Но, кроме МВФ, в правительстве, есть проблема с финансированием АТО. К сожалению, АТО затягивается и нужно все больше и больше денег. Поэтому, Кабмин главной темой секвестра госбюджета сделал увеличение на 16,9 млрд. грн резервного фонда, который КМ самолично и бесконтрольно использует на финансирование АТО. Кроме, того Камбин решил на 186 млн.грн увеличить расходы с госбюджета на Министерство иностранных дел, на 325 млн.грн расходы на Государственное космическое агентство и на 262 млн. грн расходы на Национальное агентство по вопросам подготовки и проведения в Украине финальной части чемпионата Евро-2012 (это заслуга «попередников» нужно погашать долги, которые брали под Евро-2012).

Но это расходы, а, чтобы их сбалансировать, Камбине предложил урезать целую группу расходов.

На 693 млн. грн предлагают сократить расходы на Министерство доходов и сборов, на 237 млн. грн расходы на Министерство финансов и фактически по всем другим государственным ведомствам. Расходы на аппарат Президента предлагается сократить на 103 млн. грн. Для этого предлагается внести изменение в законодательство о работе госслужащих, чтобы руководители государственных учреждений имели право самостоятельно переводить своих сотрудников на сокращенный рабочий день и отправлять в отпуск без содержания. Возвращаются 90-х годы, тогда тоже часто отправляли работников в отпуск без содержания. Были даже случаи, что такие отпуска продолжались несколько лет. Метод старый, но проверенный.

На 1 млрд.грн уменьшают сумму компенсацию шахтерам за добычу угля. На652 млн. грн уменьшают расходы на образование, прежде всего за счет уменьшения заработной платы преподавателей школ и ВУЗов. На 2,2млрд. грн уменьшают расходы Министерство экологии и природных ресурсов. Из этой суммы 1 млрд.грн это компенсация затрат по утилизации транспортных средств. Опят же память о «попередниках», которые в прошлом году ввели этот сбор и теперь этими деньгами можно воспользоваться. Благо теперь уже ничего утилизировать не нужно, оказывается

И традиционно, на 2,3 млрд. грн уменьшают сумму компенсации с госбюджета в Пенсионный фонд. А для того, чтобы всем хватило денег Пенсионного фонда, вносят изменение в пенсионное законодательство в отношении пенсий ликвидаторов, афганцев, детей войны и других категорий пенсионеров не по возрасту, а по статусу. Теперь, как во времена Азарова, Кабмин получит право не выплачивать пенсии афганцам и инвалидам, если он посчитает, что в казне нет денег.

И так, после всех сокращений, общие расходы госбюджета вырасту на6 млрд. грн. Сократили…

 

Чем обернулся для экономики Украины гибкий курс гривны

21 июля 2014, 08:21   + 53 голоса 29 комментариев

Теория гибкого курса довольно популярна среди экономистов, и теоретиков, и практиков, но больше среди теоретиков. Суть ее на первый взгляд очень простая. Курс национальной валюты по отношению к валютам других стран, прежде всего, зависит от экспорта и импорта. В свою очередь, этот экспорт и импорт влияет на экономику страны. Вот поэтому, экономисты-теоретики и высказали мнение, что курс национальной валюты зависит от объема валюты, которая поступает в страну и которая уходит из страны. А из этого вывода получилась очень красивая экономическая модель. Если национальная валюта девальвирует, то соответственно экспортёры имеют возможность покупать товары в стране за национальную валюту и очень выгодно продавать за рубежом. Как результат, это должно стимулировать рост экспорта. В свою очередь, высокий курс национальной валюты делает очень дорогими импортные товары, и соответственно отечественные покупатели начинают больше покупать отечественные товары, так как их цены не растут, в отличие от импортных товаров. В результате отечественное производство ускоренно развивается, так как растет спрос на его продукцию. Все просто идеально. Если рассматривать эту теорию, кажется, что девальвация национальной валюты это просто чудо, которое может решить все экономические проблемы страны. Но это все теория. В мире нигде не существует идеальной модели экономики для гибкого курса национальной валюты. Вот и в Украине гибкий курс гривны вместо ожидаемого успеха принес вполне ожидаемый провал, и теперь непонятно, как из этого катаклизма найти дорогу назад к нормальной экономике.

Теоретики гибкого курса берут во внимание, что курс валюты формируют только экспортеры и импортеры. Именно от того, как функционирует внешняя торговля страны, страна может хвастаться профицитом или дефицитом внешней торговли. Но проблема Украины заключается, в том, что в отличие от развитых стран ЕС, где этот гибкий курс используется, в Украине очень много наличной валюты. В ЕС иностранной наличной валюты очень мало и она используется только туристами. В Украине все обстоит совершенно иначе: наличная валюта в виде долларов и евро является одним из важных элементов экономики Украины. Так как наличная валюта в Украине свободно продается и покупаетсябесконтрольно, то соответственно, она очень популярна, и у населения, и «теневой экономики». И поэтому, как только происходит девальвация гривны, спрос на наличную валюту резко растет, вместо того, чтобы рос экспорт. Вот и на данный момент за шесть месяцев 2014 года, экспорт из Украины упал почти на 9% по сравнению с прошлым годом, а спрос на наличную валюту вырос в 6,2 раза. Вместо того чтобы стимулировать экспорт, гибкий курс (или точнее девальвация гривны)спровоцировал скупку валюты населением и «теневой экономикой».По официальной информации НБУ согласно расчетам международной инвестиционной позиции на территории Украины в обращении находится 93 млрд. наличной валюты в долларовом эквиваленте. Это получается около 4 тыс. долл. на каждого работающего украинца. Хотя конкретные суммы наличной валюты распределены неравномерно, и есть украинцы, которые имеют миллионы наличной валюты, а другие имеют только сто долларов. Но тут главное сама суть проблемы. В Украине гибкий курс только провоцирует скупку валюты и девальвацию, при этом экспорт ничего не выигрывает, а экономика Украины тем более.

Формально считается, что рост цен на импортные товары должны стимулировать и спрос на отечественные товары. Но в действительности все получается наоборот. За пять месяцев 2014 года розничный товарооборот упал почти на 5%. Инфляция выросла больше чем на 4,6%. А розничные продажи выросли всего на 2%, в то время как год назад они выросли на 11%. Население и бизнес вместо того, чтобы покупать отечественные товары, вообще стало меньше покупать товаров. Во-первых, украинская промышленность не может производить большое количество эквивалентов импортных товаров, и поэтому импортозамещение не получилось. Во-вторых, девальвация гривны существенно снизила реальные доходы населения, поэтому украинцы стали больше экономить, чем покупать.

Никто не отрицает, что для эффективного функционирования экономики страны, нельзя использовать гибкий курс. Но он должен быть действительно гибким и стимулировать рост экономики, а не усиливать ее агонию. Для этого очень важно сначала убрать из обращения наличную валюту, апосле этого уже можно внедрять и гибкий курс гривны. А в условиях чрезмерной долларизации экономики Украины любой гибкий курс, или точнее базарный валютный рынок, который сейчас наблюдается в Украине, только вредит экономике и создает проблемы для экономики и украинцев. В идеальном варианте, если НБУ будет проводить правильную валютную политику, то украинцы могут так же массово продавать валюту, как ее скупали в последнее время. Вот тогда за счет обмена валюты на гривну, можно и золотовалютные резервы страны увеличить и долги нерезидентам отдать, и самое главное, сделать экономику Украины для украинцев, а не для зарубежных кредиторов.

Каждый украинец, которые скупает доллары США, спонсирует экономику США и почему-то требует от экономики Украины, чтобы она его обеспечила хорошей заработной платой и дешевыми товарами. Так не получается. Если финансируешь чужую экономику, то свою уничтожаешь. Аксиома теории рынка.

 

МВФ фактически отказала Украине в выдачи второго транша кредита

19 июля 2014, 13:31   + 73 голоса 87 комментариев

МВФ решил не выдавать второй транш кредита, в размере около 1,5 млрд. долл. Решение МВФ о выдачи второго транша должны было быть принято еще до 10 июля, но миссия МВФ вынуждена была продолжить свою работу. И даже после завершения работы в Украине миссия МВФ не решилась озвучить свое решение, не посоветовавшись с руководством в Вашингтоне. Но и после этого руководство МВФ приняло странное решение. Типа второй транш кредита выдать, но деньги в Украине не давать до сентября, когда уже нужно будет выдавать третий транш. Это фактически означает отказ выдать Украине второй трашн кредита со стороны МВФ. Не секрет, что МВФ это фактически международная финансовая структура под полным контролем США. Даже ЕС ограничен во влиянии на МВФ. Все решения МВФ по поводу давать или не давать деньги фактически принимает руководство США.

Еще когда в мае 2014 года Украина получила первый транш от МВФ в размере 3,2 млрд. долл. и наши и зарубежные эксперты говорили, что деньги фактически дали авансом в надежде, что рекомендации будут выполнены. Но Арсений Яценюк решил вспомнить практику своей политической коллеги Юлии Тимошенко, которая тоже очень много обещала, когда брала деньги у МВФ и мало что делала. А этого МВФ очень не любит. И их можно понять.

Экономическая логика кредитов от МВФ, это, прежде всего, помощь государственным финансам страны, которые получают эти деньги. Но предоставляя деньги, МВФ хочет, чтобы власти страны реально выполняли их указания, а не пытались найти «легкие обходные пути». В самом тексте договора между Украиной и МВФ записано, что МВФ хочет, чтобы Украина реально уменьшила дефицит государственного бюджета, чтобы снять риски дефолта. Выдавать деньги стране, которая сама идет к дефолту не будет даже МВФ. Ибо его цель обеспечить исправление диспропорций и дисбалансов в государственных финансах, чтобы потом за счет нормальной работы экономики и госбюджета Украина смогла без проблем вернуть кредиты. Не стоит забывать, что МВФ выдает новые кредиты, но при этом требует от Украины неукоснительно погашать старые кредиты. Зачем кредитовать страну, которая не рассчитывается по старым долгам.

На первый взгляд может показаться, что правительство Арсения Яценюка выполнило все требования МВФ. По результатам пяти месяцев 2014 года дефицит сводного госбюджета составил 7,9 млрд. грн, в то время как за аналогичный период прошлого года дефицит госбюджета было около 22 млрд. грн. Но такой дефицит госбюджета был достигнут только за счет того, что НБУ наперед заплатил налог со своего дохода в размере 22 млрд. грн, которые он был обязан заплатить по итогам текущего года. МВФ в своем договоре запрещал такого рода операции, так как он считает, что это неэкономические методы. Если же не учитывать эту сумму, то дефицит госбюджета принимает катастрофическое положение и не выдерживает никакой критики.

МВФ требует от правительства Украины реальных действий, направленных на реформирование экономики и создание благоприятных условий для развития бизнеса. Только за счет возрождения нормальной работы экономики можно реально наполнить госбюджет. А как раз с реформами у правительства Арсения Яценюка и не получается. Сложно назвать реформой введение нового налога на доходы по депозитам. Этот налог только усугубил ситуацию в банковском секторе. Не совсем понятно, почему правительство Аресения Яценюка затеяло тяжбу с Газпромом по старым газовым долгам. При предоставлении первого транша кредита МВФ дал добро использовать 2,2 млрд. долл. для расчета за газ с Россией. Но правительство решило не платить за газ, а теперь уже непонятно, где эти деньги делись. По итогам мая 2014 года золотовалютные резервы были на уровне 17,9 млрд. долл., а по итогам июня они стали только около 17 млрд. долл. И при этом долги по газу не погашали. Непонятно, почему ничего не сделано для искоренения коррупции при госзакупках. МВФ поставил задачу нашему правительству реструктуризировать старые долги по НДС за счет выпуска ОВГЗ-НДС на сумму 16,7 млрд. грн и после этого не увеличивать долги по возмещению НДС. Но вместо этого возмещение НДС уже по июню 2014 года уменьшилось на 40% по сравнению с прошлым годом и долги по возмещению НДС начали опять накапливаться. Почему-то еще никак не запустят в работу трансфертное ценообразование, чтобы контролировать доходы экспортеров. Ибо в Украине получилось парадоксальное явление. Согласно таможенным декларациям по итогам июня 2014 года Украине получила профицит по внешней торговле более 2 млрд. долл. Но эту валюту явно не спешат продавать на валютном рынке Украины. Поэтому вполне резонно возникает вопрос: когда же, наконец, правительство займется украинскими экспортерами, которые должны не только продавать товары, но и возвращать валюту в Украину.

То обстоятельство, что МВФ все же решил предоставить Украине второй транш, во многом спасает Украину от дефолта. Если бы МВФ отказал Украине в кредите, последствия могли бы быть катастрофическими. На данный момент только МВФ является главным источником поступления валюты для золотовалютных резервов. Все надежды на то, что можно за счет скупки валюты на украинском валютном рынке пополнить золотовалютные резервы эфемерны. По итогам отчета S & P Capital по итогам 2 квартала 2014 года риск дефолта украинских еврооблигаций оценили на уровне 42%. Хуже показатели только у Венесуэлы или Аргентины. Даже оценка вероятности дефолта в Ираке ниже, чем в Украине. Это все настораживает. И заставляет задуматься о том, что будет дальше.

Согласно договору с МВФ третий транш Украина должна получить 25 сентября 2014 года. И если до этого времени правительство Арсения Яценюка не проведет настоящие реформы, то второго и третьего транша не будет. Скорее всего, МВФ больше не поверит обещаниям правительства Украины. Поэтому, тут два пути: или начинать реально реформировать экономику, или уступать место другому правительству, которое умеет это делать. Иначе Украине реально грозит дефолт уже в конце года, если МВФ откажет в очередном транше, но при этом Украине придется погашать старые кредиты МВФ, и думать, где искать валюту чтобы купить газ на зиму. Время работает против нас.

 
Страницы: 123456