- 26 июля 2012, 13:54
Можно ли уничтожить «оптимизаторов» в Украине?
То обстоятельство, что украинский бизнес активно пользуется услугами «оптимизаторов», уже ни для кого не секрет. По данным ГНА в Украине ежегодно через «оптимизаторов» проходит около 350 млрд. грн. Очень красивая цифра. С «оптимизаторами» борются давно, но вряд ли эту борьбу можно назвать успешной. И причина неудачи более чем очевидна – это наша система налогообложения. Было бы глупостью думать, что бизнесмены просто таки горят желанием сотрудничать с «оптимизаторами» и иметь потом проблемы в «полный рост». Куда проще было бы заплатить налоги и не рисковать понапрасну. Но вот беда, если заплатить все налоги, то можно дальше уже и не работать, потому как «останешься без штанов». Тут простой экономический парадокс. Если заплатить налоги «по белому», то получается, что затраты будут значительно выше, чем у конкурентов и соответственно бизнес просто разорится. Вот в этом и заключается вся любовь народа к «оптимизаторам».
Если уже заговорили об «оптимизаторах», то стоит вспомнить наш НДС. Во многом именно этот налог и дает «пищу» для функционирования «оптимизаторов». Слишком он у нас получился странным и непонятным. Это признает даже ГНА:
«ПДВ в його теперішньому вигляді є причиною низки системних проблем, як в економіці України в цілому, так і в системі адміністрування податків окремо.»
Что уже говорить о бизнесе?
Мало кто помнит, что в этом году исполнилось 20 лет, как в Украине существует НДС. Где-то до 1996 года, если я не ошибаюсь, был кассовый метод начисления НДС, потом поменяли на учет по первому событию. Сколько раз меняли само законодательство по НДС, наверное, не помнит никто. А сколько было разговоров о том, что вот сейчас погасят долг возврата НДС и потом уже все будет хорошо. Что только не делали и не выдумывали. Но результат плачевный. Получается, что если возмещать весь НДС, как положено, то будет минус для госбюджета, а не плюс. А как иначе, если все хотят получить и никто не хочет отдавать.
Идея ГНА поменять систему НДС действительно очень радикальная и, если она реализуется, она может так же радикально изменить практику нашего бизнеса. Нельзя сказать что «оптимизаторы» полностью исчезнут, но большой кусок работы у них отпадет. Сейчас ГНА считает, что услуги «оптимизаторов» обходятся рынку в 8,3%. Поэтому и возникла идея сделать НДС на уровне 7%. Как говорится, «перебить цифру». Ставку 7% предполагают установить по большинству товаров, которыми торгуют на внутреннем рынке. Исключение составят только услуги, по ним предлагают сделать ставку НДС 12%. Так же 12% будет НДС для импортных товаров и товаров природных монополий и энергетического сектора. Практика двух ставок НДС очень распространена во многих странах мира. Причем действительно, как правило, НДС на услуги всегда выше, чем на товары отечественных производителей. Считается, что это должно стимулировать товарный рынок, а не рынок услуг.
Но просто так уменьшить НДС ГНА не может. Нужны, как говорят «компенсаторы». ГНА предлагает таким компенсатором сделать налог с оборота на уровне 2,5%, а потом уменьшить до 2%. Во времена СССР не было НДС, но был налог с оборота, и не по всем товарам. В конце существования СССР был налог с оборота 5%. Очень сильно его ругали, как и принято ругать налоги. Сейчас практику этого метода налогообложения хотят вернуть. Собирать этот вид налога удобнее, чем НДС. Нет ни возмещения, ни сложных расчетов. Продал товар, отнял 2,5%, заплатил. Вполне логично с учетом нашей специфики администрирования налогов. А то у нас количество сотрудников ГНА, которые занимаются администрированием НДС, просто переходит уже все разумные пределы. Для того чтобы собирать налог с оборота, столько сотрудников ГНА не нужно. Можно сделать все проще и более эффективно. И самое главное – налог с оборота оптимизировать фактически невозможно. Если конечно не заниматься «беспределом».
ГНА предложила еще один «компенсатор» — ликвидировать все льготы НДС для с/х производителей, лекарственных препаратов и других льготных групп товаров, а заодно и ликвидировать льготы спец.режимов. Уж если и платить, то платить всем. Это выглядит довольно-таки дерзко. Интересно, как к этой новости отнеслись сами владельцы бизнесов, которые сейчас этими льготами пользуются. А эти владельцы есть очень-очень уважаемые люди. Это получается, что эти уважаемые люди будут теперь как все. Если ГНА удастся реализовать свои идеи на практике, то впервые в истории Украины реально что-то изменится, а не просто произойдет очередная имитация реформ. Может поэтому в докладе ГНА записали среди главных рисков: «Опір великого бізнесу (олігархів) та галузевого лоббі» и «Опір соціальної групи людей, яка отримує нетрудові доходи у фіскальній сфері.»
|
93
|
- 11:45 Stripe будет принимать платежи в крипте, SEC отложила решение по опционам на спотовые биткоин-ETF: что нового на рынке
- 10:33 Курс валют на 26 апреля: доллар в банках подешевел, евро — подорожал
- 09:27 НБУ вводит в обращение памятную монету «Чернобыль. Возрождение. Аист черный» (фото)
- 08:02 Официальный курс: НБУ снизил гривну на 20 копеек
- 25.04.2024
- 18:39 В НБУ говорят, что курсовые колебания не несут никакой угрозы
- 18:17 Блокнот с надписью «Buy Bitcoin» продали на аукционе за $1 млн
- 17:54 Активы «дочек» росбанков уже проданы на 5 млрд гривен — Минэкономики
- 17:41 Курс валют на вечер 25 апреля: доллар и евро на межбанке ушли вниз
- 17:15 Украина рассчитывает получить $38 миллиардов помощи в 2024 году
- 16:16 Парламент легализовал труд домашних работников
Комментарии - 30
Сейчас тебе от оборота рисуют доначисления, если хочешь меньше, плати конкретную сумму, будет меньше.
Но это «меньше» сейчас в 20-50 раз больше, чем было раньше.
Как было раньше, смотри коммент brigadirius'a выше:)
1) Причина «реформ» вызвана не борьбой с упырями-оптимизаторами, а как признают сами налоговики «резерви справляння податку на прибуток і ПДВ в Україні на сьогоднішній день відсутні… Єдиний спосіб збільшення надходжень до бюджету – це збільшення легальної оподатковуваної бази (не розширення наявної, вона вже максимально «розширена», а саме збільшення)». [тут и далее цитаты из текста программы ГНИ]. Думаю комментарии излишни.
2) Снижение ставки НДС до 12% на импортные товары имхо приведет к тотальному импортозамещению и банкротству отечественных производителей. О последствиях для торгового баланса страны даже не заикаюсь.
3) Налог с оборота описан как «додаткове обкладення продажів за ставкою 2,5-2,0%» (кстати при экспорте тоже). Зная умение ГНИ трактовать термины исключительно с выгодой для себя, уверен что база налогообложения в этом случае будет расширена донемогу.
4) В качестве компенсаторов предусмотрены также сбор при покупке валюты в размере 3%, увеличение минзарплаты до 2000 грн, пугающее «змінити тарифну сітку в частині коефіцієнтів міжкваліфікаційних розрядів і зробити її обов'язковою не тільки для бюджетної сфери, але і для всіх інших платників податків», лимит в 10% сотрудников работающих не на полную ставку, «скасування основної податкової пільги, як таку, що не має соціального спрямування». Сразу предвижу новый фронт работы в виде проверок условий труда и ФОТ для контролирующих органов.
5) Как Вам такое: «зменшення ставки ЄСВ з 32,6% — 49,7% до 15% – з роботодавця, 3,6% – з працівника,
розподіл ставки ЄСВ між роботодавцем (50%) і працівником (50%) ((15% + 3,6%) / 2)»? Это покращення сотрудники тоже должны принять с восторгом?
6) Шедевр «в суспільстві утворилася соціальна група людей у сфері розподілу суспільного продукту, а не його створення, необґрунтовано отримуюча частину національного доходу у власність у розмірах неадекватних витраченій праці: організатори ПО, персонал бухгалтерів, юристів, адвокати, основна зайнятість яких пов'язана з ПО, корумповані співробітники судів, органів реєстрації, податкової служби.
Значний інтелектуальний, організаційний і фінансовий потенціал даної соціальної групи в суспільстві міг би бути задіяний в сфері створення національного продукту». И после этого Вам еще хочется с ними общаться?!
Клименко посягает на интеллектуальную элиту нации? Правильно. Не хрен у пенсионеров деньги тырить и уходить от налогов. Другое дело, что уплату налогов надо сделать приятной и добровольной — это сложнее, чем саму планку налога снизить да льготы отменить. Но шаги — смелые и правильные. Поддерживаю!
Занавес.
В этом году местные раённые казначейства открывали счета по уплате НДФО. Там по каждому типу льготников полагался отдельный счёт. Как вам такая формулировка: «Рахунок для сплати податку на фонд оплати праці шахтарів добуваючих корисні копалини на території Печерського району м.Києва»
«По-сути: такая же херь присутствует и в киеве, мало того, начальников местных налоговых так обложили данью, что те сами уже втихаря открыают конверты, т.к. надо ж заправлять свои яхты, авто и блядей кормить. Отаке покращання, зато пидары во всю кричали и голосовали за вфя, а теперь сосут и стонут втихаря, чтоб не выгнали нах.»
(ОРД,«Офіційний звіт про роботу конвертаційної мережі ДПС України в Харківській області», вдумайтесь!!!)
Приятно, что и мой скорбный:) труд не пропал даром, есть «светлые умы» и среди мытарей:)
Есть только одно «но».
Если делаете «налог с оборота», то остальные налоги — налог на прибыль, НДС, зарплатные налоги — есть двойное налогообложение по отношению к «налогу с оборота».
Почему внутри дохода, с которого уже уплачен «налог с оборота» должен сидеть еще такой налог, как налог на прибыль?
Если уплачен «налог с оборота», то как квалифицировать НДС — налог с потребителя? Это типа платит бизнес (налог с оборота), а это типа — потребитель (НДС)?
Только заметьте, оба налога платит бизнес — значит, оба они с одного и того же оборота, с одной и той же базы налогообложения.
Так же и с зарплатными налогами — разберитесь, господа.
Если бизнес уплачивает налоги с зарплаты, то тогда это такое же двойное налогообложение, как и с налогом на прибыль и НДС.
Но напомню, подоходный налог вроде бы уплачивает работник, но его никто не спрашивает — уплатил ли ты налог. Ему это не интересно, за него его тоже заплатил бизнес.
Что ж мы видим в итоге?
Налоговая хочет вывести большие деньги из большой тени.
Похвально, нет возражений.
Только надо посмотреть на возможный будущий результат от таких, безусловно, радикальных, реформ.
Все значительно проще нужно делать, тогда и эффект будет окончательный и бесповоротный — без конвертов, поборов и взяток, но с честным бюджетом.
Налог с оборота — один налог с бизнеса.
Без налогов на прибыль, добавленную стоимость и зарплатных налогов.
Бизнес выплачивает зарплату работнику.
Работник с полученной зарплаты уплачивает подоходный налог.
Все честно — бизнес платит налог и каждый работник оплачивает взнос в свою будущую пенсию.
Вот тогда и будет сформирован класс налогоплательщиков, которые будут выбирать власть не ту, которая новее старой, а ту, которая грамотно распорядится его же уплаченными налогами — дорогу, например, не залатает, как обычно, а построит качественную, на 50 лет вперед.
А так получилось как всегда — хотели как лучше, а получился «ослобык» — осел упирается, а бык напирает.
Вопрос — как и куда движется такой «ослобык»???
Появились хоть какие-то потуги со стороны власти:)
Я думаю, новая донецкая власть закончила передел собственности.
Теперь как-то надо с этой собственности (предприятий) как-то зарабатывать.
А налоги то душат, вдруг заметили новые донецкие хозяева!?!
А Вы им про перспективу мощного среднего класса:(
Не пугайте ребят, охоту что-то менять отобьете напрочь:)
Если есть деньги, то вложить можно в России, даже в Белоруссию, например.
Будем подождать…
увы — оправдалось (-вается)
Смотрю дальше… мурашки по коже… идет управляемый хаос…
почему управляемый? — узда ещё та… почему хаос? Последнюю рубашку снимать сложнее — будут вспышки… и не одна.
угу… (
2)10-15% — общий налог на зарплату, назовем подоходный (причем платится зарплата работнику без вычета налога)
3)Увеличить или снять ограничения на операции с наличными.
4)На импортные товары 20% НДС (кроме лекарств и стратег. сырья) при переработке и экспорте — возврат 20%НДС.
5)Пересмотреть сборы в сторону увеличения (в зависимости от рынка)за использование природных ресурсов.
И заживем!
MobiDevices
Теперь уменьшаем НДС — будет 0,5-1% с оборота. И добавляем новый налог с оборота 2,5%.
В итоге налоговая нагрузка с 1-1,5% вырастает до 3-3,5%. Это еще без учета остальных налогов.
Вот такое ПОКРАЩЕННЯ.