ВХОД
Вернуться
kievlyanin
Алексей Греков Переизобретая школу
Зарегистрирован:
24 мая 2012

Последний раз был на сайте:
1 апреля 2016 в 16:51
Подписчики (59):
max157319
max157319
YanaGVO
YanaGVO
Dorka
Dorka
Киев
elvalery
elvalery
Киев
Ogetts
Ogetts
panas2005
panas2005
agroart2014
agroart2014
forexite
Сергей Александров
37 лет, www.FOREXITE.com - БЕЗОПАСНЫЙ ФОРЕКС
uainvestor
Сергей Ждан
58 лет, Днепропетровск
vechislavs
vechislavs
Alexandrkh
Александр Баро
Харьков
Teleport
Teleport
Луганск
все подписчики
Алексей Греков — Переизобретая школу  RSS блога
директор по стратегическому развитию в Частной школе «Афины»
24 апреля 2015, 12:43

Агенты Будущего

Вот уже 20 лет Оксана — моя жена, союзница и сотрудница, а по совместительству — директор школы, — задает родителям первоклассников один и тот же вопрос:

Каким Вы хотите видеть Вашего ребенка через 11 лет?

Именно так — не кем, а каким?

И неизменно в течение 20 лет родители надолго задумываются, а потом неуверенно начинают перечислять: «Здоровым. Добрым. Успешным. Свободным. Счастливым»… И никто не говорит: «Способным решить систему квадратных уравнений» или «Сдавшим ЗНО на высший балл». Оно и понятно. К чему знание любого набора фактов и умение правильно заполнять листочки тестов, если при этом ребенок будет несчастным, озлобленным и больным?

20 лет назад мы создали школу для своих собственных детей. Мы ничего не знали о том, как функционируют школы, потому что никак не были связаны с системой образования. У нас не было стартового капитала, потому что нашу скудную аспирантскую зарплату постоянно сжирала инфляция начала 90-х. У нас не было управленческих навыков, потому что в советском вузе из нас готовили специалистов-технарей, а не организаторов социалистического производства.

Однако все эти препятствия только нас раззадорили. Мы научились считать каждую копейку, каждый карандаш и каждый квадратный метр. Мы научились читать законы и анализировать учебные программы. Мы, похоже, даже сумели стать неплохими образовательными менеджерами, раз школа живет и развивается. Но все вышло так потому, что у нас росла дочь, а вместе с ней вырастали ее друзья-соученики, и нам было стыдно сдаться, уйти, впасть в депрессию, как бы ни было тяжело.

Рядом с детьми время течет по-другому. Наверное, дети генерируют вокруг себя какую-то другую реальность, в которой нет места унынию, в которой брызжет искрами веселье и особая творческая энергия. Рядом с детьми веришь: все еще впереди и Будущее будет прекрасным! А потому мы считали совершенно естественным идти в обучении «от детей», а не от отвлеченных педагогических теорий (у нас их и не было), и сотворять такую школу, в которой самому бы захотелось учиться, если бы появилась возможность вернуться туда, в свое детство.

В начале 90-х модным было говорить о разностороннем развитии детей. Очень скоро мы поняли, что лозунги лозунгами, но о каких сторонах мы говорим и как их можно развивать? Вот тогда Оксана и стала задавать родителям вынесенный в заголовок вопрос, а после того, как мы разложили ответы по полочкам, у нас получилась модель, которую мы назвали —

Как стать звездой

На этот несерьезный вопрос есть столь же иронический ответ: надо встать, широко расставив ноги, раскинуть в стороны руки, запрокинуть голову и замереть в звездообразной позе.

Нам показалось забавным представить все качества человека, которые ему нужны, чтобы считаться разносторонне развитой личностью, в виде маленького человечка-звезды, с ножками, ручками, головой и туловищем, — так, как показано на рисунке.

Поскольку маленький человечек должен крепко стоять на своих ногах, ему с раннего детства нужно научиться управлять собой на физиологическом и эмоциональном уровне. Сейчас не в чести спартанское воспитание, но, право, наше желание поберечь ребенка и «подстелить ему соломки» зачастую куда вреднее для его души и тела, чем жестокие испытания, которым подвергали своих детей суровые лаконские воины.

Впрочем, и сегодня есть средства научить ребенка пользоваться своим телом и своими эмоциями, как подручным инструментом, не прибегая к архаическим методам вроде публичного бичевания у алтаря Артемиды. Пешие походы с рюкзаком, жизнь в палаточном лагере, занятия любительским спортом, утренняя гимнастика, рыбалка, участие в театральном кружке и обучение игре на любом из музыкальных инструментов, — вот далеко не полный перечень занятий, позволяющий воспитать у ребенка требуемые качества: упорство, неприхотливость в быту, способность управлять своими эмоциями, знание и понимание своего тела и умение настраиваться на достижение результата.

Почему это важно? — Здоровье, физическое и эмоциональное, это фундамент, на котором выстраиваются такие трудноопределимые понятия, как успех или счастье. Конечно, сейчас мало кого можно назвать стопроцентно здоровым, но тем более — в этом случае очень важно понять, что за наследство нам досталось и как нам жить со своими достоинствами и недостатками, чтоб, по словам Стива Джобса, в конце концов —

Сделать вмятину на Вселенной

Итак, «ножки» — это то, с чего следует начинать, не забывая при этом о «ручках», которыми наш человечек ощупывает и перестраивает окружающий мир. Это две весьма сходные составляющие — технологическая и социальная.

Развивая первую, мы учим детей не только владеть инструментами — ножницами, молотком или кистью художника, — но и понимать смысл причинно-следственной связи: есть этапы работы, которые нужно пройти в определенной последовательности, и пропуск любого из них не позволит достичь желаемого результата.

Развитие второй, социальной составляющей позволяет ребенку научиться взаимодействовать с другими людьми, которые, в отличие от неодушевленных объектов, имеют свои цели, желания и потребности. Это обучение — не то же самое, что модное нынче воспитание лидерских качеств. Это, скорее, опыт двусторонней коммуникации и сотрудничества, умение понять, что каждый человек ценен именно своей непохожестью на тебя.

Наконец, интеллектуальная составляющая, — хотя и находится вверху, образуя голову нашего человечка, в действительности она не более важна, чем предыдущие четыре. Еще раз хочу подчеркнуть: мы говорим не о том, чтобы набить детский ум ватой так называемых «знаний», а о том, чтобы научить ребенка использовать свой разум как инструмент, с помощью которого он способен не только понять, но и приспособить под себя окружающий мир. А это значит, он должен научиться оценивать сильные и слабые стороны разных идей и подходов, должен научиться ставить себя на место оппонента и находить резоны в его аргументации, должен научиться находить компромиссные решения там, где это уместно, и корректно отстаивать свою точку зрения, когда компромисс невозможен.

Говоря «должен научиться», я понимаю это не как долг ученика перед учителями, родителями или государством, но как процесс постепенного осознания ребенком своей ответственности перед собою будущим, как непременный этап на пути к осмысленному целеполаганию.

Но этих пяти составляющих недостаточно. Наш человечек не станет совершенен, если он окажется лишен шестой — нравственной составляющей, расположенной

Там, где у нас находится сердце

Когда мы задали вопрос Игорю Алексеевичу Трухину, нашему другу и консультанту, много лет занимающемуся проблемами становления личности: — Как воспитать нравственного человека? — он только замахал руками и сказал: «Коллеги, это затея глупая и пустая. Принуждением нравственность воспитать нельзя. Ни уроки морали, ни мораль на уроках, ни чтение самых замечательных книг бесполезны. Но вы можете создать условия, которые позволят некоторым детям становиться нравственнее. А для этого достаточно, чтобы в основе вашей образовательной системы лежали два главных принципа: честность и милосердие. Честность и милосердие — своего рода ДНК нравственности, но, естественно, они не должны проповедоваться на словах, а обязаны проявляться в делах, причем успех или неуспех вашей модели будет определяться тем, насколько честны и милосердны будут взрослые».

Спасибо, Игорь Алексеевич: Вы указали нам путь, которым хочется следовать. И мы следуем — это совсем не сложно, и даже «легко и приятно», как говорил Иешуа у Булгакова. Старшие дети проводят конкурсы и занятия для младших, младшие — собирают корм для бездомных собак, школа в целом — шефствует над «Школой-Жизнью», где учатся дети с диагнозом аутизм. Милосердие — это не милостыня, а состояние души, когда тебе приятнее отдавать, чем получать, причем отдавать, ничего не желая и ничего не прося взамен. Это, действительно, совсем не сложно, надо только попробовать — раз и еще раз, — а потом не замечаешь, как входишь во вкус.

И, конечно же, честность. Тут привыкнуть сложней. И говорить, и прощать, когда кто-нибудь признается не то, что в ошибке, но в тяжелом проступке. Но правда — мощный очиститель всех внутренних отношений в любом коллективе. Человек, признавшийся в собственной глупости, небезнадежен. И когда ученики и учителя начинают понимать, что признаваемые ошибки не наказываются, у них словно гора спадает с плеч. Дети не боятся сказать: «Мне сегодня не очень понравилось наше занятие. Вы увлеклись лекцией, и мы чуть не заснули», а учитель, смеясь, отвечает: «Хорошо, в следующий раз останавливайте меня, когда я чересчур увлекусь».

Нам очень хочется, чтобы именно такая ненаказующая модель отношений сложилась между государством и гражданами, между исполнителями и руководителями, между представителями разных партий и разных народов.

Но для того, чтобы все изменилось, не обязательно выходить на улицы и площади. Тихая и бескровная революция совершается каждый день — по мере того, как мы удаляем непрошенных посредников между нами и нашими детьми, между нами и нашей страной, между нами — и нашим Будущим.

Просмотров: 3838, сегодня — 0
Следить за новыми комментариями

Комментарии (6)

+
0
vicmarin37
vicmarin37
24 апреля 2015, 19:06
#
Ну вот так и до Буддизма недалеко

Добродетели:
1. милосердие
2. милостыня
3. нравственная чистота
4. правдивость
5. отсутствие вражды
6. вежливость
7. почитание Священного Писания
8. умеренность
9. сострадание
10. вера в Истину

Грехи:
1. убийство
2. воровство
3. прелюбодеяние
4. ложь
5. клевета
6. злословие
7. насмешка
8. злоба
9. зависть
10. ересь
+
0
Алексей Греков
Алексей Греков
24 апреля 2015, 20:38
Киев
#
По сути, все религии говорят об одном и том же, только мало кто это соблюдает. :)
+
+5
vicmarin37
vicmarin37
24 апреля 2015, 21:34
#
Принципиальная разница есть —
Моисей порядок,
Христос любовь и прощение,
Мухаммед даяние и воздаяние,
Будда бесстрастие и добродетели.
А общее — в милостыни.
+
0
ostrabjola
ostrabjola
15 сентября 2015, 12:23
Roman
#
«По сути, все религии говорят об одном и том же...»

И поэтому, сами по себе, не являются истинными. Мало того, почти все открытые религиозные системы, порождают конфликт внутри адепта, противопоставляя «требования палеокортекса»- «приобретениям неокортекса». В тоже время, такие «материалистские направления», как даосизм- уже не могут приняты обществом, в котором, предустановки и стереотипы создают препятствия на пути, к истине.
+
0
Nekrasov
Nekrasov
27 апреля 2015, 09:58
#
И в человеколюбии…
+
+4
Владимир Болбут
Владимир Болбут
28 мая 2015, 13:35
Луганск
#
А вы читали Карен Прайор «Не рычите на собаку». Эту книгу легко найти в Интернете, занятный и простой подход к воспитанию кого либо. Применим на мой взгляд и для экономик, и для государств, и для областей, районов, предприятий, рынков и т д и т п.
Все превращается медленно, но уверенно в занятную коллективную игру в которой выигрывают все, прямо, косвенно, на долго.

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд