Минфин - Курсы валют Украины

Установить
oliynyk

Дмитрий Олейник

0 подписчиков0 подписок

Был на сайте 17 октября 2024 в 04:37

Управляющий партнер инвестиционного холдинга ProCapital Group

О себе

Кандидат экономических наук; КНУ им. Шевченко: юрист; МИМ-Киев: степень МВА. Автор публикаций и научных статей по актуальным вопросам развития экономики и финансирования деятельности компаний и банков.

На Минфине с 21 февраля 2012

Заблокировать

oliynyk - блог

Записи

26

10 июля 2013, 12:21

Инвестклимат в Украине: вечная мерзлота или глобальное потепление?

В последнее время в Украине про изменения в инвестиционном климате говорят едва ли не чаще, чем о прогнозах Гидрометцентра. Однако и тут извечная проблема прогнозов погоды — одни вещают нам про глобальное потепление, а другие с таким же рвением предрекают Украине «вечную мерзлоту». На прошедшем в начале июня IPO Summit Warsaw 2013 экс-президент Польши Лех Валенса в своем выступлении перед европейскими инвесторами уделил Украине особое внимание, заметив, что учитывая приближающийся продовольственный кризис, Европе нужно буквально простелить для Украины красную дорожку в ЕС. Правда, по его мнению, кроме агроресурсов, Европу в Украине больше особо ничего не привлекает. Но многие страны на этом и строили свою экономику – делая ставку на свои преимущества. Не хочется быть «капитаном очевидность», но если наша страна – одна из четырех в мире, которые могут быстро и при минимальных инвестициях нарастить свой агропотенциал (наряду с Россией, Казахстаном, Аргентиной), глупо не воспользоваться таким преимуществом . По прогнозам Кабмина Украина может накормить около 600 млн. людей — вполне привлекательная цифра, особенно в преддверии продовольственного кризиса. Если создать условия, как это в свое время сделали Китай, Индия, Индонезия, Бразилия, Мексика, начавшие последовательную либерализацию внешней торговли и экономики, в том числе закрепили за иностранцами право приобретать контрольные пакеты акций в секторах, которые ранее были закрытыми, то, по крайней мере, за количество инвестиций в одной отрасли отечественной экономики уже можно не беспокоиться. Второе преимущество – географическое расположение. Тут яркий пример — Мексика. Изначально ПИИ в эту страну шли из-за возможности производить там с меньшими издержками товары и услуги, которые потом легко могли быть проданы на американском рынке. Но, создав дополнительные конкурентные преимущества для инвестиций в приоритетные секторы (легкое машиностроение, потребительские товары, химия и фармацевтика и т.д.), власти расширили «географию» ПИИ из регионов, граничащих с США, до всей страны. При этом одним из важных факторов стало упрощение экспортных требований и равные конкурентные условия по сравнению с местными производителями. Один из основных стимулов инвестирования в Украину – низкая стоимость и высокое качество рабочей силы. Не в последнюю очередь благодаря этому развивается украинская IT индустрия: все больше иностранных компаний – с именем и значительным капиталом – заходят на наш рынок, несмотря на все риски. Такой ситуацией в свое время воспользовался Китай. В результате проводимой правительством политики по стимулированию притока ПИИ за последнее десятилетие в Китай поступило около 25% от общего объема инвестиций, направляемых в развивающиеся страны. Правда, сейчас страна демонстрирует обратный эффект — по итогам 2012 года приток прямых иностранных инвестиций в страну составил $111,72 млрд, что на 3,7% меньше, чем за год до этого, что напрямую связывают с ростом стоимости рабочей силы. Интеллектуальный уровень и качество украинских трудовых ресурсов – общепризнанный в мире фактор. Для меня показательным, правда для Украины – двояким, моментом является то, что инвесторы, которые вкладывают деньги в нашу страну, обычно не афишируют это. Причина проста — высокое качество при минимальных вложениях (именно таким бизнес-проектом выступает наша страна) – большая редкость. Но конкуренция, как известно, быстро исправляет такую ситуацию. Почему я назвал этот момент двояким? Потому что главная проблема в том, что даже увеличение успешных, но «тихих» сделок в итоге никак не влияет на формирование позитивного инвестимиджа страны. В то время как негативные факторы никогда не остаются незамеченными. Например, скандалы с несколькими украинскими эмитентами на Варшавской фондовой бирже в конце прошлого года, при хорошей «информационной поддержке» польских СМИ, стали причиной обвала индексов всех украинских компаний. В прошлом году на Варшавской бирже дебютировала только одна компания после рекордных 7 в 2011 году, 2 компании в 2010 и по одной в 2007 и 2006 годах. В этом году, по данным ВФБ, готовятся к IPO 1-2 компании. Страна – это тоже бренд. И главное для привлечения инвестиций – правильно его позиционировать. Общаясь с иностранными инвесторами, нашими партнерами – с Украинским Бизнес-Центром в Лондоне, я выделил основную проблему: украинские проекты не дотягивают до международных стандартов…оформления. Зарубежные инвесторы придерживаются принципа – «Никогда не вкладывай деньги в идею, которую нельзя объяснить на пальцах». Бизнес может быть прибыльным, а идея – перспективной, но если в тизере просто и ясно не показана сумма инвестиций и цели, на которые они вам нужны, а главное – сроки и гарантии возвращения денег инвестору, Ваш перспективный проект отправится в кипу бумаг под столом, так и не оцененный по достоинству. Инвестиционный климат – дело государственной политики, но вот инвестиционный имидж – прерогатива, в первую очередь, самого бизнеса. Нашим шагом к инвестору было роуд-шоу украинских проектов INVEST IN UKRAINE, которое мы проводили в Лондоне в феврале. Начав с малого – семи проектов наиболее перспективных сфер Украины, которые мы представили европейским инвесторам так, чтобы максимально раскрыть их преимущества – грамотно оформили инвестиционные документы, правильно подобрали «целевых инвесторов» для каждого проекта – мы получили неплохой результат: заинтересовались не только привезенными проектами. Инвесторы захотели увидеть больше – и вот Invest in Ukraine, который должен был стать ежегодным проектом, пройдет через полгода после первого роуд-шоу. А значит – больше украинских проектов смогут привлечь инвестиции. Рост компании приводит к росту стоимости каждой отдельной акции. Чтобы в наш собственный бизнес вкладывали больше – в наших интересах сделать Украину дорогостоящим брендом.

+13

Комментировать

31 октября 2012, 11:52

Енергонезависимость Украины или о чем говорят мужчины-чиновники

 «Сделан важный шаг для получения энергетической независимости Украины» — об этом недавно заявил министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко, комментируя начало бурения компаниями «Шелл» и «Укргаздобыча» первой поисковой скважины «Беляевская-400» в Харьковской области. Примерно такие же победные заявления высших чиновников звучат после каждого более-менее значимого события в энергетике. И так уже 16 лет. Начиная со строительства в 1996 печально известного нефтепровода «Одесса Броды». Однако, не смотря на наше многолетнее «шагание» и победные реляции чиновников, с того времени мало что изменилось. Как известно, Украина является одной из самых энергонеэффективных стран в мире даже по сравнению с Россией. Так, уровень энергоемкости ВВП Украины составляет 1,45, в России этот показатель ниже – 0,8, а в европейских странах – 0,3–0,4. То есть для того, чтобы произвести любую продукцию, Украина тратит энергии в 4 раза больше, чем Европа и почти в 2 раза больше, чем не самая развитая страна Россия. Сегодня в качестве необходимых мер газовой независимости страны предлагаются следующие проекты. C нижение энергоемкости. Перевод части котельных на каменный уголь. Увеличение собственной традиционной добычи. Добыча газа на шельфе. Добыча сланцевого газа. Строительство терминала сниженного газа. Покупка спотового газа в Европе. Рассмотрим каждый из них. Первый пункт это собственно то, чем должны были заниматься наши чиновники не покладая рук все 20 лет украинской независимости. И цифры, приведенные выше, говорят о потенциале данного направления, которое должно стать главным и обязательным для всех предприятий. По второму пункту также больших возражений нет. Однако о рисках допуска на собственный рынок китайских товарищей я уже писал в блоге «Оседлать тигра — ссылка». Тем более, что как оказывается, те же мероприятия вполне могли бы провести и отечественные производители. Важно также принимать во внимание, что среди последствий обязательно будет ухудшение экологии: угольные дым и пыль не в силах убрать даже китайцы. Пункты третий и четвертый в данном списке, на первый взгляд, представляется простыми для исполнения, однако, сухие данные статистики не дают много поводов для оптимизма. Начиная с 80 годов, добыча газа в Украине неуклонно снижается. В последние же 10 лет колеблется в пределах 21 млрд. куб. м. Именно поэтому цифры 50-60 млрд. куб. м/год неоднократно озвученные Николаем Азаровым представляются мне просто фантастическими. Да и более скромные планы, которые в отличие от эмоциональных выступлений, зафиксированы в официальном документе, пока не выполняются. Вот что записано в «Энергетической стратегии Украины на период до 2030», принятой в 2006 году.   Добыча природного газа на территории Украины (данные Стратегии), млрд.куб.м/год Сценарий 2010 2015 2020 2030     оптимистический 23,5 25,5 26,6 30,1     пессимистический 20,8 23 24,6 26,9     базовый 23,2 25 26,1 28,5                       А вот что происходит с добычей газа в реальности: Переломить данный тренд будет очень непросто и главное дорого. По оценкам Международного энергетического агентства, на реализацию всех планов новой энергетической стратегии к 2030 году Украине потребуется 1 трлн 700 млрд гривен (207 млрд долларов). Это существенно больше, чем объем ВВП Украины, в 2011 году составивший 165 млрд долларов. Получается, что ежегодно Киев должен тратить на свою энергетику как минимум по 12 млрд. долларов. Исследователи центра Разумкова также считают более реалистичным сценарий, изображенный в «Стратегии». По их оценкам, к 2030 году Украина реально сможет нарастить объем добычи газа только до 30–35 млрд. кубометров, то есть вдвое меньше ожиданий государства. И то при условии полноценного финансирования. А вот три последних пункта я назвал бы скорее приложением, причем не бесплатным к реальным планам. Основная задача их продемонстрировать серьезность намерений украинской власти и оказать некое психологическое давление на неуступчивого российского монополиста. Так если говорить о сланцевом газе, то американская ExxonMobil уже отказалась от планов по добыче газа из сланца на территории Польши. Еще раньше запрет на такую добычу ввели Болгария и Франция. Украина же, не обладая технологиями и инфраструктурой Соединенных Штатов, продолжает надеяться на сланцевое чудо. И не факт, что оно окажется дешевле традиционного российского газа. Таким же дорогим и скорее всего бесполезным удовольствием может оказаться и LNG-терминал под Одессой, который в 2014 году должна начать строить испанская компания Socoin. Стоимость проекта почти 1 млрд. дол. При этом источников для поступления сырья пока не обнаружено. Но даже в лучшем случае, стоимость его не будет ниже российского газа. К примеру, Польша платит Катару по 400 долларов за тысячу кубов, Великобритания — по 420 долларов. А нам еще нужно договариваться с Турцией на проход через Босфор, что означает рост цены вплоть до 500 долларов. Не дешевле обойдется нам и cпотовый газ из Европы, о возможной поставке которого также рапортуют чиновники.  При этом технология его транспортировки еще ни разу не применялась и только разрабатывается. Таким образом, по моему мнению реальных источников природного газа у Украины, совсем немного, однако все-таки они есть. Например, компания British Petroleum оценивает разведанные запасы украинского газа в 900 млрд. кубометров.  Однако от способностей и возможностей до результата предстоит долгий путь. Необходимо резкое увеличение инвестирования в сферу нефтегазовой добычи (не менее, чем в 10 раз по сравнению с сегодняшними инвестициями, или 10-12 млрд.долларов США в год). И занимаясь именно реальными планами, а не фантастическими прожектами, наша страна сможет увеличить собственную добычу до 30-35 млрд. кубометров газа в 2030 году, что можно будет считать успехом и безусловным достижением. Ну, а к победным реляциям, клятвенным обещаниям и полумифическим планам чиновников предлагаю относиться с пониманием: ну мало ли о чем еще говорят мужчины…

+3

7

22 октября 2012, 13:58

МВФ опять предупреждает, а выводы Украина должна сделать сама

Международный валютный фонд в очередной раз ухудшил свои собственные прогнозы мировой экономики. Предыдущий доклад в августе (ссылка «МВФ предупреждает») сложно назвать образцом оптимизма, но оказалось, цитирую «что все еще хуже, чем мы думали».   В своем октябрьском докладе, эксперты фонда отмечают, что производство падает, проблемы в экономике усугубляются, а усилия, предпринимаемые для выхода из кризиса, недостаточны.  Ведомство Кристин Лагард называет Грецию и Испанию – самыми горячими  точками Старого Света и настоятельно призывает европейское руководство реагировать на кризис быстро и решительно. Ситуацию осложняет и то, что надеяться, как четыре года назад, на Китай нельзя – там проблем сейчас тоже хватает.  В докладе «Перспективы развития мировой экономики» фонд пишет, что мировой ВВП в 2012 году вырастет на 3,3%, хотя в июле речь шла о 3,5%, а в 2013 году — на 3,6%, хотя раньше говорилось о 3,9%. Наиболее сложная ситуация в Еврозоне. В ней падение ВВП в этом году составит 0,4%, тогда как ранее прогнозировалось «минус» 0,3%. В следующем году прогнозируется слабый рост на 0,2%, что значительно меньше предыдущей цифры + 0,7%. Развивающиеся рынки вырастут соответственно на 5,3% и 5,6%. Раньше прогнозы предполагали 5,6% и 5,8% роста. Серьезно снижены прогнозы для Китая. На 2012 год — 7,8%, ранее 8%, на 2013 год — 8,2%, ранее 8,4%. Потери Индии еще более существенны. С 6,2% до 4,9% на 2012 год и с 6,6% до 6% на 2013 год.  Отдельно для Украины МВФ цифр не озвучил, однако, в общем, регионы Восточной Европы и Стран СНГ к которым мы относимся, смотрятся довольно таки неплохо. Прогноз для Центральной и Восточной Европы на 2012 год слегка повысился и достиг 2%, а на 2013 год слегка понизился — до 2,6%. Для бывшего СССР цифры практически не изменились: 4% на 2012 год и 4,1% на 2013 год. Я хотел бы отметить и конкретную информацию, которая на общем негативном фоне, создает для нашей страны положительные возможности. В частности в докладе говорится, что цена на нефть должна упасть ниже 100 долларов за баррель Brent. А это, в свою очередь, будет означать для нас и падение стоимости российского газа.  И второй положительный момент доклада МВФ цитирую: «цены на продовольственных рынках могут остаться «высокими». Это поможет Украине уверено себя чувствовать, экспортируя зерновые на внешние рынки. Кроме того, даже сам совсем не оптимистический доклад может сослужить добрую службу при условии правильных выводов. Ведь изучив исследование, мы понимаем, на каком направлении можно ожидать наибольших потерь. Так последние данные Госкомстата практически полностью подтверждают исследования МВФ. В частности страны Европейского Союза, уже снижают и продолжат снижать импорт украинской продукции (по итогам августа -8.1%). В то же время продажи в страны Азии за тот же период увеличились на 11.4%. В августе было зафиксировано снижение украинского экспорта и в страны Таможенного Союза (-8.4%, как эхо «молочной войны»). Однако, не смотря на это, рынок, потребляющий более 37% нашей продукции, в том числе и высокотехнологической, остается ключевым для Украины. Если же говорить о прогнозах, то я считаю, что в ближайшей перспективе основными партнерами для нас останутся страны Таможенного союза и Юго-Восточной Азии, в том числе и Китай.  А в условиях продолжающейся рецессии в ЕС, сохранение данных рынков, а в идеале и расширение, станет для нас просто жизненно важным. Если к таким же выводам придут и наши государственные мужи, то предстоящим  проблемам,  обещанным  аналитиками МВФ, можно будет вполне успешно противостоять.

+12

1

11 октября 2012, 15:55

Новый закон о депозитарном учете или куда ведут благие намерения

В последние дни сентября Президент Украины Виктор Янукович подписал закон «О системе депозитарного учета ценных бумаг». Согласно новому закону уже в ближайшее время учетом прав собственности в стране будут заниматься специально созданные для этого новые учреждения — единый центральный депозитарий и единый расчетный центр. Если говорить относительно депозитария, то данную инициативу народных избранников можно только приветствовать: с многолетним соперничеством и тихой враждой Всеукраинского депозитария ценных бумаг и Национального депозитария Украины уже давно пора заканчивать. Да и международные финансовые организации уже неоднократно акцентировали внимание на необходимости создания единого депозитарного учреждения.  Вот только амбиции и лоббистские возможности противоборствующих сторон не позволяли сделать это раньше. Пока остается открытым вопрос, на базе какого из существующих депозитариев будет создан Единый центральный депозитарий. В частности, по мнению Игоря Прасолова, председателя совета Национального банка Украины, это должен быть государственный НДУ. Значительно более негативную оценку среди участников рынка вызвала инициатива создания «Единого расчетного центра». Как утверждают создатели закона, ЕРЦ должен будет стать центральным контрагентом для всех фондовых бирж (я напомню, что сегодня их у нас 10). А уставный фонд в размере 120 миллионов гривен позволит ему взять на себя все риски невыполнения сделок. Владельцем контрольного пакета в 75% акций станет НБУ, который впрочем, после запуска системы, в течение нескольких лет,  уменьшит его до 25%.   Преимущества новой системы один из творцов данного закона Игорь Прасолов описывает так: «Сегодня на наших биржах происходит торговля по принципу «Т+0», то есть перед сделкой и продавец и покупатель обязаны задепонировать деньги или акции на счетах. В мире такого нет, и на развитых рынках действует система «Т+3», когда расчеты происходят через три дня, что и заложено в новом законе. Центральный контрагент становится необходимым условием данной системы и у него главная функция: гарантия выполнение всех сделок. Однако в эту структуру нужно инвестировать очень много денег, которых у рынка просто нет. НБУ как один из главных учредителей готов инвестировать деньги и готов гарантировать исполнение сделок. Более того, в законе написано, что НБУ в случае проблемы с ликвидностью может эту ликвидность дать. Поэтому это очень большой плюс и дополнительный стимул для прихода иностранных инвесторов на наш рынок». Однако участники рынка почему-то не оценили такого королевского подарка. 20 сентября в качестве протеста против нового закона «Украинская биржа» даже приостановила торги. Основные вопросы вызвала необходимость создания такой структуры как «Расчетный центр». Вот что говорит по этому поводу глава правления Украинской Биржи Олег Ткаченко: «Ни одна рыночная организация не может спокойно относится к тому, что создается искусственная монополия на рынке. Не знаю примеров, которые бы показывали, что монополия — это хорошо. Монополизация и рынок чужды друг другу. А в Украине создается супермонополист по двум важнейшим функциям. Первая функция – денежные расчеты по сделкам. И, главное, не только по ценным бумагам, а и по другим финансовым инструментам. Мне кажется, что участники или будущие участники товарных рынков не понимают, что срочные контракты, фьючерсы на зерно, сахар, кукурузу также подпадают под действие этого закона и монополиста РЦ, так как именно он будет их обслуживать. И вторая монополизируемая функция — это клиринг. Фактически эта редакция закона монополизирует весь клиринг». Если говорить о моей позиции, то я могу понять благие намерения творцов законопроекта, которые пытаются исправить национальные особенности нашего фондового рынка. Ведь имея 10 фондовых бирж, 3 депозитария, 692 торговца ценными бумагами, 383 хранителя ценных бумаг, 350 управляющих компаний действующего фондового рынка мы до сих пор так и не получили, а объёмы торгов акциями остаются на мизерном уровне. Однако искусственная монополия очень редко означает стремительное развитию и процветание, чаще всего результат прямо противоположный. Поэтому я согласен скорее с мнением участников рынка, которые протестуют не против участия Национального Банка – это как раз положительный фактор, а против непонятной структуры, наделенной существенными полномочиями. И которая к тому же будет контролировать и вести учет всех прав собственности на фондовом рынке страны. К сожалению, пока к участникам рынка не очень прислушиваются, но даже после принятия закона остается год пока он вступит в силу.  И именно это время, по моему мнению, необходимо максимально использовать для донесения своей позиции на рыке.  Как утверждает одна мудрая книга: «стучите и вам откроют». 

17 сентября 2012, 15:22

Саммит АТЭС — как Украине не остаться на мировой обочине

Недавно завершился саммит стран Азиатско-тихоокеанского сотрудничества, который, безусловно, стал основным мировым событием первой декады сентября. Мероприятие во Владивостоке собрало представителей 21 страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Если немного в цифрах, то в экономиках-участницах проживает около 40 % мирового населения, на них приходится приблизительно 54 % ВВП и 44 % мировой торговли. Не случайно, что делегации большинства стран возглавили первые лица.  Учитывая масштабы экономик и влияние собравшихся лидеров, планы и амбиции России вполне понятны. Пока Европа стагнирует и трещит по швам, РФ перенаправляет вектор  экономического сотрудничества на бурно развивающиеся тихоокеанские рынки. Об этом прямым текстом заявляют и высшие чиновники Федерации. Так президент России Владимир Путин в статье The Wall Street Journal «Владивосток-2012: российская повестка для форума АТЭС» озвучил поистине грандиозные планы.  «Таможенный союз, ЕЭП, а в перспективе и Евразийский экономический союз, на наш взгляд, призваны не только эффективно вписаться в глобальные экономические процессы, но и играть активную роль в формировании региональной и международной повестки дня. И Таможенный союз, и Единое экономическое пространство построены полностью на принципах ВТО. Это позволит нашим новым партнерам работать и с Белоруссией, и с Казахстаном на одних условиях», — считает глава российского государства. «Мы считаем, что интеграционное объединение, которое создают Россия, Белоруссия и Казахстан, способно играть заметную роль в глобальном развитии и стать связующим звеном между Европейским союзом и АТР. А в перспективе можно подумать о более тесной „стыковке“ экономических режимов, правил технического регулирования, действующих в ЕС, в АТЭС и в рамках Евразийского экономического союза. Тем самым — предложить универсальные, понятные правила для работы бизнеса на впечатляющем по своим масштабам пространстве Евро-Атлантики, Евразии и АТР», — пишет Путин. У меня данная статья вызвала двоякие чувства. Конечно же, учитывая масштабность, длительность и безумную дороговизну данного проекта, президента России очень легко назвать «кремлевским мечтателем», который просто не представляет всей сложности воплощения данных планов. Или обыкновенным казнокрадом-чиновником, характерным для постсоветского пространства, что получает моральное и материальное удовлетворение от строительства «потёмкинских деревень». Но дело в том, что Владимир Владимирович не относится ни к одной из названных категорий. Большинство его масштабных проектов, которые в начале, оппоненты иначе как бредом, блефом или «роспилом» не называли, было все-таки реализовано. Можно вспомнить и инфраструктуру во Владивостоке к самому саммиту (затраты $21 миллиард!!!) и навигационную систему «Глонасс» (больше 100 млрд рублей), и гражданский «Суперджет» ($3,5 млрд), и «Северный поток» ($10,6 миллиардов), и даже функционирующий Таможенный союз. При этом во всех случаях были неудачи, существенная задержка по срокам, стремительное увеличение стоимости, космические коррупция и воровство. Но, тем не менее, самое главное, что все они были завершены, успешно функционируют и постепенно начинают выполнять поставленные задачи и приносить прибыль. Именно поэтому к полуфантастической (на сегодня) идее Путина сделать Россию связующим транспортным мостом между Востоком и Западом следует относиться более чем серьезно. В частности, очевидно, что если торговцы получат возможность перевозить грузы быстрее, дешевле и безопаснее (в Арктике пока сомалийских пиратов нет), то отказ от традиционного маршрута в пользу северного морского пути станет только вопросом времени. Не менее привлекательной может стать и Транссибирская магистраль, если обеспечит прямой транзит грузов из Европы в Японию по территории с едиными правилами, законами и таможенными сборами. То есть в случае успешной реализации данных проектов, Россия и соответственно Таможенный союз, взамен Европы, снижающей потребление, получают практически безграничные азиатские рынки. А кроме того,  возможность снимать сливки с постоянно увеличивающегося транзитного потока (по оценкам экспертов Делового Консультативного совета АТЭС, объем транзита между Европой и АТР по российской территории к 2020 году увеличится не менее чем в 5 раз). Сориентировавшись в текущей мировой ситуации, и ожидая дальнейшего падения экономики ЕС, Россия, Казахстан и Беларусь делают ставку на внутренний рынок и еще более перспективный Тихоокеанский регион. А в свете последнего антимонопольного расследования, которое ЕС проводит в отношении Газпрома, такая стратегия выглядит более чем актуальной. Украина же за двадцать лет так и не определилась с приоритетами своего развития. Пытаясь поймать двух зайцев одновременно, мы можем потерять обоих. Так рецессия в ЕС уже почти гарантировано означает серьезное уменьшение нашего экспорта, как это было в 2009 году. С другой стороны, более жесткие ограничения и защита собственного рынка Таможенным союзом, уже больно ударяют по нашим производителям (достаточно вспомнить потери автомобильного сектора). В свете продолжающей ухудшатся ситуации в мировой экономике, очевидно, что Украине предстоит уже в ближайшее время определиться с приоритетами своего развития и выбрать между Востоком и Западом.  В противном случае, мы можем оказаться на обочине мировой экономики, со стороны наблюдая за происходящими в ней процессами и сделками. В отношении последнего саммита АТЕС – именно так и происходило. А вот что будет в дальнейшем – полностью зависит от нашего выбора. 

+7

4

30 августа 2012, 14:56

Зона свободной торговли СНГ как превентивная мера преодоления кризиса

С 23 сентября вступает в действие Договор о зоне свободной торговли стран СНГ. И Украина, после длительных переговоров и раздумий становится третьим участником данного объединения. Не акцентируя внимания на громких заявлениях политиков, которые традиционно разделились на два непримиримых лагеря (одни с восхвалениями, другие с проклятиями), попробуем разобраться с экономическими реалиями.  Очевидно, что на сегодня рынок СНГ и стран Таможенного союза, для нашей страны остается ключевым.  По результатам 2011 товарооборот со странами СНГ составил 42% или 71 млрд. долларов. Причем важно, что в основном это товары высокой степени переработки, и в первую очередь — продукция машиностроения. Похожие цифры наблюдаем и в текущем году. В первом полугодии Украина экспортировала продукции на общую сумму 33677,8 млн. долларов. Из них на страны СНГ пришлось 36.7%, на страны Европейского союза – 24.2%. Это данные июня. Последние же макроэкономические показатели дают все основания предполагать, что разрыв между основными торговыми партнерами нашей страны продолжит увеличиваться. Так за последние 12 месяцев ВВП Еврозоны снизился на 0.4 %(ІІ квартал), а промышленное производство упало на 2.2%. В то же время Россия демонстрирует достаточно уверенную динамику: +4 % ВВП и +3.4% промышленное производство. Таким образом, в условиях ухудшения внешнеэкономической ситуации, Украине нужно быть готовым к дальнейшему снижению спроса на свою продукцию со стороны Европейского союза, и сохранить, а в идеале и увеличить объёмы экспорта в страны СНГ. И в принципе Договор о зоне свободной торговли, такие возможности и предоставляет. Важным моментом соглашения является механизм для урегулирования споров и позиций двух сторон – Таможенного союза и Украины. Комиссия создается для решения конкретного торгового конфликта в составе трех экспертов: по одному назначают участники спора, а главу комиссии выбирают из кандидатур, предложенных сторонами. «Мы договорились максимально форсировать создание групп арбитров с тем, чтобы до конца года быть готовым к практическому разрешению спорных ситуаций, — заявил министр торговли Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев. — Мы будем не то что препятствовать разрешению этих споров, а наоборот стимулировать, чтобы этот механизм арбитражный показал свою работоспособность и был опробован в деле. Это очень важная вещь, которой у нас действительно не было при торговле на пространстве СНГ все эти 20 лет». Из позитива могу отметить еще договоренность о совместных разработках стандартов и регламентов, действующих в зоне свободной торговли. Часть из них уже используется на территории Таможенного союза, и Украина получила приглашение принять непосредственное участие в их утверждении и усовершенствовании. Что же касается проблем старого-нового образования, то, по моему мнению, основными из них будут внедрение и эффективная работа задекларированных принципов, в частности арбитражных разрешений торговых споров. Я не понаслышке знаком с инерционностью отечественных государственных структур, способных надежно похоронить любое прогрессивное начинание, а представьте, что число таких бюрократических учреждений увеличивается пропорционально количеству стран-участниц. Вызывают сомнение и цифры, озвученные Администраций Президента, о ежегодных  поступлениях в госбюджет Украины в размере 9,5 млрд. гривен, которые дополнительно даст зона свободной торговли. Не зная методики расчета мне трудно назвать их объективными.  В целом же, я считаю вступление Украины в Зону свободной торговли скорее позитивным фактором. Однако для получения каких-то реальных результатов, одних подписанных документов совсем недостаточно. Необходимы длительные и согласованные усилия всех стран-участниц на наивысшем уровне, что как мы понимаем, само по себе очень и очень непросто. Однако как не странно, катализатором ускорения этого процесса может стать экономическая гроза, которая началась с Греции и угрожает затопить уже всю Европу. Ведь так сложилось исторически, что креститься мы начинаем только тогда, когда грянет гром. Сегодня гром приближается со стороны Европейского Союза, и я думаю, что совместный зонтик стран СНГ, как наибольших торговых партнеров, лишним не будет. 

+14

1

14 августа 2012, 15:30

Недетская война в «биржевой песочнице» или остаться должен только один

В своем предыдущем блоге я уже говорил, что месяц август может стать очень жарким и на мировых площадках. Пока этого не случилось, но вместо этого, жарким корпоративным конфликтом отметилась старейшая фондовая биржа Украины. Напомню, что крупнейший акционер ПФТС российская ММВБ-РТС решила сменить руководителя площадки Александра Склярова. Предложенная кандидатура Евгения Комисарова, который в настоящий момент является заместителем председателя правления «Украинской биржи» должна означать ускорение процессов интеграции двух ведущих отечественных площадок. Но неожиданно для себя россияне получили решительный отпор со стороны миноритариев. По итогам заседания 9 августа  ММВБ-РТС – не смогла убедить украинских акционеров площадки, что менеджер конкурирующей биржи является наилучшей кандидатурой нового главы ПФТС. Разногласия при голосовании очень быстро переросли и в публичную плоскость. Впервые с момента вхождения ММВБ в капитал украинской фондовой биржи, менеджмент ПФТС во главе Александром Скляровым открыто выступил против мажоритарного акционера. «Объединение, а точнее — ползучее уничтожение ПФТС, идет уже достаточно давно: персонал по «рекомендации» нашего куратора сокращен на 40%; мы переехали в экономически и технологически худшие офисные условия; нашим PR-ом якобы занимаются сотрудники УБ» — заявил Александр Скляров. В свою очередь, мажоритарный акционер не поменял свои планы и вскоре вновь вынесет вопрос о назначении Евгения Комиссарова на должность главы правления ПФТС. «Основную озабоченность у нас вызывает ситуация, при которой у ПФТС не появился новый руководитель» — заявил господин Потемкин. «Поэтому мы продолжим консультации с членами наблюдательного совета, акционерами и участниками рынка по данному вопросу, и в ближайшее время будет согласована и назначена дата наблюдательного совета, на котором следует принять решение и выбрать главу правления».    Данный конфликт вызвал у меня двойственные чувства. С одной стороны, я понимаю логику украинских акционеров ПФТС, возмущенных бесцеремонными действиями россиян. С другой же стороны, очевидным остается и тот факт, что альтернативы объединению двух крупнейших украинских бирж нет. Для небольшого украинского фондового рынка, который сами участники честно называют песочницей, даже две фондовых биржи это непозволительная роскошь, а у нас их куда больше! И при этом по-настоящему ликвидные акции можно на пальцах пересчитать! Именно поэтому, ни одна из западных ведущих бирж, которые планомерно скупают конкурентов по всему миру, не смотря на слухи о переговорах, так и не пришла в Украину. А пришедшая совсем недавно Варшавская фондовая биржа, и видимо, уже пожалела об этом. Я напомню, что в 2008 году WSE за $1,8 млн. купила 25% акций украинской биржи «Иннэкс» и собиралась увеличить пакет до контрольного. Однако в июне этого года Варшава отказалась участвовать в допэмиссии биржи. В результате доля польских акционеров уменьшилась в полтора раза. Так что наш биржевой рынок, распыленный на несколько площадок трудно назвать самым прибыльным или перспективным. Отрадно, что это хорошо понимает и руководство Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Вот цитата из заявления, недавно озвученного регулятором. «Сегодня на мировых финансовых рынках наблюдается тенденция к консолидации биржевых площадок и постепенная международная интеграция других объектов инфраструктуры фондового рынка. В частности, такие процессы сейчас имеют место в Российской Федерации, где проходит процесс объединения мощных фондовых бирж ММВБ и РТС. В связи с этим считаем необходимым донести всем участникам фондового рынка позицию НКЦБФР по этому вопросу. Убеждены, что все этапы консолидации биржевой системы должны быть стратегически взвешенными, прозрачными, понятными, предсказуемыми и учитывать интересы всех участников этих процессов, прежде всего, участников биржевых торгов, и иметь целью повышение стандартов предоставления биржевых услуг». До заявления озвученного НКЦБФР я могу только добавить свою субъективную точку зрения, которая впрочем, совпадает с объективными мировыми реалиями — альтернативы объединению фондовых бирж в Украине просто нет. И всем акционерам ПФТС как мажоритарным, так и миноритарным, придется усмирять собственные амбиции и все равно договариваться. В качестве позитивного примера здесь можно привести хотя бы Россию, которая в рекордные сроки завершила объединение РТС и ММВБ. Хотя у них не все так гладко: до сих пор случаются сбои торговой системы и не все участники довольны, но другого пути просто нет – маленькие и слабые структуры в современном мире просто не могут конкурировать с глобальными конгломератами. Это же еще в большей мере касается и Украины. Поэтому относительно всех отечественных фондовых бирж вывод такой же, как в старом популярном боевике: остаться должен только один.

+5

1

7 августа 2012, 11:06

МВФ предупреждает: основной удар еще впереди

Аномально жаркий август (или скорее даже уже привычно жаркий – все-таки 3-й год подряд) может стать таким же жарким, возможно  даже обвальным и на мировых фондовых  рынках. Если в 2011 году все ожидали дефолта Соединенных Штатов Америки и с жаром обсуждали дебаты в Сенате США, то теперь в центре внимания всего мира — проблемы Еврозоны. И надо признать, что СМИ и авторитетные эксперты применяют максимум усилий, чтобы это внимание удержать. Последний пример — международное рейтинговое агентство Standard&Poor's, которое в понедельник понизило рейтинги 15 итальянских банков. Главной причиной для понижения,  как говорится в официальном сообщении агентства, стало сокращение темпов развития итальянской экономики. «В то время как рецессия в Италии может оказаться глубже и продолжительнее, чем мы изначально предполагали, возрастает уязвимость итальянских банков. В этой связи проблемы с плохими активами и уменьшение возможных компенсаций со стороны государства приводят к возрастанию рисков для итальянских банков», — отмечает S&P. Не остался в стороне и Международный валютный фонд, регулярно добавляющий масла в информационное поле вокруг проблем ЕС. В частности,  последнем докладе МВФ эксперты утверждают: несмотря на то, что кризис уже поглотил еврозону, основной ущерб остальным странам мира еще не нанесен. «В случае если кризис повлечет за собой новые мощные потрясения, ВВП еврозоны и Британии могут сократиться на 5%, в то время как американский ВВП уменьшится на 2%. Потери японской экономики могут составить 1%». То есть Валютный фонд прямым текстом объявляет, что ожидает рецессию в развитых странах Европы уже в этом году. Выступление Главы Европейского Центрального Банка также не добавило оптимизма рынкам. Марио Драги пообещал новую программу покупки облигации Италии и Испании, но конкретные сроки ее начала так и не прозвучали. Если же говорить о самом выступлении, то тезисы главы ЕЦБ (в прошлом, кстати, высокопоставленного сотрудника Goldman Sachs) очень напоминают прогнозы МВФ. Цитирую: — Экономический рост в еврозоне остается слабым из-за напряжения на финансовых рынках и высокой неопределенности, которая влияет на уверенность и доверие. — В среднесрочной перспективе экономика ЕС будет медленно восстанавливаться. — Слабый рост экономики еврозоны будет влиять на рост во всем мире. Анализируя последние выступления финансистов, можно сделать вывод, что говорить о каком-то  ослаблении кризиса или выздоровлении экономики в ближайшее время не приходиться. И хотя мои предыдущие прогнозы относительно скорого банкротства Греции и не оправдались (но очевидно, что основные проблемы мировой экономики все еще не решены) неизбежное, о котором я говорил в блогах раньше – просто отсрочено. И эту отсрочку ведущие финансовые учреждения (такие как МВФ) используют для подготовки к этому неизбежному. Примерно такой же стратегии минимизации возможных потерь от вероятных дефолтов в ЕС, по моему мнению, необходимо придерживаться и в Украине. Так что согласно нашей народной мудрости — надеемся на лучшее, но готовимся к худшему. 

+11

1

30 июля 2012, 11:10

ММВБ поборется с Варшавской фондовой биржей за украинских эмитентов

Визит делегации Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку в Российскую Федерацию завершился довольно таки неожиданным результатом. Как заявили представители НКЦБФР после переговоров с коллегами из Федеральной службы по финансовым рынкам России и «Московской биржей ММВБ-РТС», уже до конца года может состояться первое публичное размещение акций украинской компании на российской фондовой бирже.  «Мы договорились с российскими коллегами о возможности проведения пилотного проекта по размещению ценных бумаг одного из украинских эмитентов — сообщил член НКЦБФР Анатолий Амелин. Цель пилотного проекта — отработка всех технических деталей допуска к обращению, размещения, обращения, клиринга и реализации эмитентом корпоративных действий». Если говорить о конкретных условиях будущих размещений, то, как я понял, российская сторона предложила сразу несколько вариантов на выбор эмитента. Это могут быть российские депозитарные расписки (появились на ММВБ только с декабря 2010 г., первыми стали РДР «РУСАЛ», который провел ІРО на Гонконгской фондовой бирже). Это может регистрация проспекта эмиссии в российском регуляторе и размещение на российской площадке. И третье — признание украинского эмитента по решению совета Московской биржи при условии, что его бумаги находятся в листинге украинских бирж ПФТС и УБ. То есть в принципе, как мы видим, это довольно таки либеральные процедуры, среди которых компания может выбрать для себя более подходящие. Новость о реальных сроках ІРО я назвал бы неожиданной, потому что о перспективности Российских депозитарных расписок я слышу еще с 2010 года, и вот уже почти два года как представители России говорят о возможности и больших выгодах размещений украинских компаний на ММВБ. Тем временем, Варшавская фондовая биржа без долгих разговоров и предисловий, сумела создать условия для привлечения самых интересных эмитентов из Украины. Такие предприятия как «Астарта» «Кернел» и «Агронон» вполне заслужено стали гордостью ВФБ. А постоянно растущее количество отечественных эмитентов, которые котируются на главной площадке WSE, позволило даже создать индекс украинских предприятий WIG-Ukraine. Вполне возможно, что уже в ближайшее время этот список еще будет расширен, по крайней мере, о планах выхода на Варшаву в этом году заявлял добрый десяток отечественных холдингов. Именно поэтому объединённой Московской фондовой бирже еще нужно будет конкурировать и доказывать собственные преимущества украинским эмитентам, которые уже довольно известны на европейских площадках. А обострение конкуренции, как известно, обычно означает улучшение качества услуг и снижение цены.  Обнадеживает и тот факт, что в процессе переговоров в Москве обсуждалась возможность кросс-листинга, то есть одновременного котирования ценных бумаг эмитента на площадках двух стран. Я напомню, что этой проблемой уже не первый год усиленно занимается Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку , и  не смотря на все усилия, никак не может убедить в необходимости такого шага Национальный банк Украины. Сильный союзник в лице Федеральной службы по финансовым рынкам России вполне может изменить непоколебимую позицию НБУ. Если говорить о самих готовящихся пилотных ІРО, то название эмитентов озвучены пока не были, но, по моему мнению, скорее всего это будут компании среднего размера, ориентирующиеся скорее на восток чем на запад.  Названые в прессе отрасли компаний – машиностроение и ритейл оставляют широкие возможности для версий, но учитывая серьезное представительство в данных секторах российского капитала, вполне может оказаться, что их собственникам в Москве просто сделали предложение, от которого они не смогли отказаться. Но как бы то ни было, я надеюсь на успех данного проекта, и сама активизация процесса новость, безусловно, положительная. Амбиции Москвы, которая твердо намерена стать мировым финансовым центром вполне понятны, ну а за реализацию этих амбиций нужно платить. Радует то, что при реализации ІРО в Москве значительная выгода достанется и украинским эмитентам, которые в дополнение к уже освоенному и понятному рынку Варшавской биржи получают еще выход и на объединённую РТС - ММВБ . Другой вопрос, что защита акционеров в самой России еще очень далека от идеальной и значительно уступает той же Польше, где давно забыли о рейдерских атаках.  Поэтому российской бирже нужно будет еще очень постараться и создать насколько привлекательные условия, чтобы отечественные «голубые фишки» уже освоившиеся с европейскими правилами с запада снова вернулись на восток. pro-capital.com.ua

23 июля 2012, 13:45

Почти бесплатный сыр — кредит из Китая или оседлать тигра

После последней более чем прохладной встречи Владимира Путина и Виктора Януковича об улучшении отношений между Россией и Украиной не говорят даже неисправимые оптимисты. И действительно, сегодня, очевидно, что цена на газ в ближайшее время снижена не будет, соглашение о делимитации морской границы далеко от завершения, а основным результатом переговоров стали обещания «крепить, повышать и развивать». Показательным стало и опоздание обычно пунктуального российского лидера на рекордные 4! часа, что само по себе является недвусмысленным дипломатическим (вернее совсем не дипломатическим) сигналом.   На фоне отсутствия успехов на российском направлении и череды европейских фиаско внешней политики Украины, соглашения с Китаем выглядят настоящим прорывом. Я напомню, что на прошлой неделе Минэнерго подписало соглашение с Госбанком развития КНР о привлечении $3,6 млрд., которые будут направлены на строительство двух заводов по газификации угля и перевод украинских теплокоммунэнерго на уголь. В министерстве полагают, что это позволит сократить закупки природного газа на 11-12 млрд. кубометров. Немного раньше был меморандум о выделении 3 миллиардов долларов на развитие аграрного сектора и кредит в 372.3 миллиона долларов на строительство экспресса из Киева в аэропорт «Борисполь». То есть в течение года Поднебесная обещает предоставить нам около 7 миллиардов долларов, что в условиях замороженного сотрудничества с МВФ является очень кстати. Признавая для Украины важность факта, что нам хоть кто-то дает кредиты, хочу отметить и скрытые подводные камни. В первую очередь, стоить запомнить, что Китай никогда не страдал благотворительностью, и в отличие от Советского Союза на братскую, безвозмездную помощь от него рассчитывать не стоит. В качестве примера можно посмотреть на отношения со странами Африки, где КНР стахановскими темпами строит инфраструктуру, дает щедрые кредиты правительствам, откаты чиновникам и даже строит целые города. В обмен на это Поднебесная требует не только дружбу и лояльность. Всего за три года объём экспорта африканских товаров в Китай удвоился. В первую очередь, это энергоносители, руда, медь, удобрения, продукция сельского хозяйства. В 2011 году, объем торговли Китая и африканских стран увеличился до 166?3 миллиардов долларов, что на 89% больше чем в 2009 году и сохраняет потенциал дальнейшего роста. Я думаю, что такими же прагматическими принципами будут руководствоваться инвесторы КНР и в Украине. Если говорить о дороге в Борисполь, то, дешевизна кредита, (ставка LIBOR+3,5% это в 2 раза дешевле размещенных облигаций под 9,25% годовых) включает в себя тот факт, что подрядчиком строительства станет китайская компания China National Machinery Industry Complete Engineering Corporation. А это значит, что строить дорогу в Борисполь будут из китайского металла, китайские рабочие на китайской технике. После запуска в 2014 году по дороге опять же будут ездить китайские электропоезда (будут закуплены четыре состава по 5 вагонов), которым будут нужны китайские запчасти и китайское техобслуживание. В условиях неполной загрузки Лугансктепловоза и Крюковского вагоностроительного и постоянных мантр правительства о поддержке собственного производителя такие шаги выглядят довольно неоднозначно. Тем более, что «преимущества» корейского чуда техники мы уже успели испытать на собственной шкуре. Не стоит обольщаться и возможным инвестированием КНР в наши высокотехнологические отрасли. Китайские товарищи предпочитают покупать минимальные партии нужной продукции, желательно с документацией, денег на которую не жалеют. А затем строят на своей территории заводы, и сами начинают выпускать аналогичную продукцию, которая за счет дешевизны перекрывает кислород всем конкурентам. Так было с украинскими  «Зубрами», когда Поднебесная заказала аж 4(!) малых десантных корабля на воздушной подушке, причем только 2 из них должны быть построены в Украине. Еще боле впечатляет список авиационных достижений. Так китайский истребитель J-10 – это полная копия Су-27, J-11 – Су-30, J-15 — Су-33, а FC-1 полностью повторил МиГ-29. Так что если состоится анонсированное сотрудничество Пекина с «Антоновым», то мы вскоре сможем получить дешевый кредит на приобретение дешевых китайских Ан-70, Ан-148, Ан-158 (правда называться они будут немного по-другому). В свете вышеперечисленного считаю, что, конечно же, от сотрудничества с одной из самых сильных экономик мира отказываться нельзя, но ко всем соглашениям и контрактам необходимо относиться с повышенной внимательностью и осторожностью. Тут как нельзя кстати стоит вспомнить нашу народную мудрость о необходимости 7 раз отмерить. Или же китайскую пословицу, которая честно предупреждает, что оседлать тигра можно, только потом трудно слезть.   

+33

4


Главная/

Дмитрий Олейник