Levkovich - блог
29 мая 2015, 16:01
Проблемы банковской системы в первом квартале 2015 года НБУ опубликовал данные по банкам за первый квартал этого года. Результаты — малоутешительные: 58 банков показали убытки на общую сумму 80,892 млрд гривен — фактически это каждый третий банк из зарегистрированных в стране. И хотя 80% от суммы всех убытков показали банки, в которые введена временная администрация, но и оставшиеся 20% убытков ( более 16,1 млрд гривен) для работающих банков — сумма огромная. Негативный финансовый результат показали все банки — и государственные, и с иностранным капиталом, и банки украинских акционеров. Из первой группы (крупнейшие банки — 14 банков ) только два: Приватбанк и Ощадбанк — показали прибыльную деятельность. По второй группе (крупные — 15 банков) только 9: Креди Агриколь банк, Финансовая инициатива, банк Пивденный, Ситибанк, Мегабанк, Платинум, Укринбанк, Кредобанк и Диамант банк также показали прибыль. Не лучше ситуация с прибыльностью в третьей (средние — из 27 банков прибыльных только 17) и четвертой группах (малые — из 77 прибыльность у 47 банков). По суммарному результату в каждой из групп, первые три группы продемонстрировали убытки и только четвертая группа (малые банки) показала прибыльную деятельность. Результаты по отчетности каждого из банков за первый квартал 2015 года можно посмотреть, перейдя по ссылке .
По крупнейшим банкам — общий убыток 15,130 млрд гривен, по крупным банкам — убыток 1,028 млрд гривен, по средним банкам — убыток 1,767 млрд гривен, и только по малым банкам общая прибыль составила 87,030 млн гривен. Более 88 % активов банковской системы сосредоточены в первой и во второй группах, и НБУ больше всего уделяет внимание ситуации именно у них, чаще всего приглашая их руководителей на встречи (ранее еженедельные, сейчас реже), но наверное, руководству Национального банка стоило бы отметить для себя тот факт, что именно малые банки смогли показать небольшую, но прибыльность по своей группе. Их секрет прост — не имеют большой филиальной сети и значительных объемов валютных кредитов в своих кредитных портфелях, поэтому и смогли быстрее приспособиться к новым реалиям. Именно в группе малых банков (77 банков) в настоящее время, потенциально возможны активные процессы эффективных слияний и поглощений, которые сформируют в будущем более крупные и сильные банки после окончания кризиса. Когда гиганты рушатся — малые смогут не только выжить — но и укрепить свои позиции. Кризис для них — это период новых возможностей. Когда система демонстрирует 80,892 млрд грн убытков за квартал ( а на 01.05.2015 убыток составил уже 82,802 млрд грн), такие результаты нельзя уже все списать только на ошибки менеджмента конкретного банка — это говорит о системных проблемах. Да, есть глобальные проблемы в Украине: Крым, АТО, падение экспорта из-за разрушенной инфраструктуры и т.д., но есть и стратегические ошибки НБУ, часть которых были вынуждены признать даже сами чиновники НБУ в «Основах денежно-кредитной политики на 2015 год», утвержденных Наблюдательным Советом НБУ. Такие, нехарактерные для обычной стилистики документов НБУ формулировки как: «не всегда логичная и последовательная политика НБУ в области валютного курсообразования и денежно-кредитной политики, а также недооценка системных рисков и недостаточно взвешенная денежно-кредитная политика, которая привела к глубокому валютному и банковскому кризису...» уже о многом говорят. В этом же документе Наблюдательного Совета НБУ также подвергнута значительной критике политика Национального банка в области взаимоотношений с банками в 2014 году. За период чуть более года, система потеряла уже почти пять десятков финучреждений — более четверти всех банков страны. Многие действительно занимались отнюдь не банковскими операциями и подлежат закрытию, но большинство просто стали заложниками экономической и валютной политики НБУ и ситуации в Украине. Руководство НБУ утверждает: к лету этого года банковская система очистится от наследия прошлых времен и затем получит перезагрузку, а вслед за этим — начнется стабилизация и рост. Но если валютная стратегия и процентная политика НБУ в некоторых вопросах не изменится, то мы позволили себе не во всем разделить оптимизм чиновников Национального банка и решили поговорить с нашими друзьями из топ-менеджмента банков на условиях анонимности. Наши мнения по поводу причин, по которым мы не являемся такими оптимистами, как руководство НБУ, совпали. Вот некоторые из негативных причин для очень сдержанного оптимизма, которые нас волнуют в развитии банковской системы по результатам первого квартала 2015 года. Первая причина — потеря банками своего капитала из-за колоссальных убытков. Директор департамента рисков банка с иностранным капиталом: Только за первый квартал 2015 года убыток составил уже 80,892 млрд гривен (для сравнения за 2012 году прибыль по банковской системе составляла 4,899 млрд грн, в 2013 году прибыль составила 1,436 млрд грн, зато в 2014 году убыток составил 52,966 млрд гривен ) и впереди по 2015 году результаты нового стресс-тестирования банков, которые явно приведут к необходимости новой масштабной докапитализации, на которую ни у самих банков, ни у их акционеров нет ресурсов. Сейчас владельцы почти всех банков независимо от того, кто их собственники — иностранные или украинские — готовы рассматривать вопрос продажи своих учреждений. В НБУ это понимают и пытаются контролировать ситуацию, что удается им не всегда. В СМИ озвучивалась ориентировочная сумма докапитализации в пределах не менее 150-190 млрд гривен, что превышает сумму капитала всей банковской системы на 01 января 2014 года ( составляла по данным НБУ 192,6 млрд гривен). Но, если в 2014 году хотя бы иностранные «дочки» активно докапитализировались за счет своих материнских банков, то после второго стресс-тестирования проводить новое вливание ресурсов в капитал украинских дочек многие не захотят, предпочтя продать свои дочерние учреждения и зафиксировать убыток. Госбанки также потребуют значительных новых вливаний в капитал, так как большинство госкорпораций — заемщиков этих банков, начнет объявлять технические дефолты (как уже это сделала Укрзализныця) или будут просить долгосрочную пролонгацию по своим кредитам, а это снизит их характеристики, как заемщиков и потребует увеличение резервов под выданные им госбанками кредиты. Сформировать такие резервы в этом году прибыль госбанков не позволит и это приведет к очередной потере ими значительной части капитала и необходимости новых вливаний со стороны государства. Аналогичная ситуация и с банками с украинским капиталом, которые оказались: заложниками девальвации гривны, необходимостью доформировать огромные резервы под валютные кредиты (до 100% от сумм такой задолженности) и невозможностью заимствования при этом средств ни на внутреннем, ни на международных рынках. Большинство акционеров таких банков уже не смогут дать новые средства в капитал, так как потеряли их из-за масштабной девальвации гривны. Это понимают в НБУ, смягчив банкам требования по адекватности капитала и другим нормативам, но этого явно мало, так как до 2016-2019 годов и далее — когда банки будут обязаны постепенно войти в нормативы по капиталу — многие из них могут просто не дожить.Встанет вопрос фактической распродажи банковской системы, при чем за очень незначительные деньги, что приведет к масштабному переделу банковского рынка. А такой сценарий вряд-ли понравится и так изрядно потрепанной валютными экспериментами Национального банка экономической элите Украины (фактическими владельцами большинства банков), что при неблагоприятном развитии событий выразится в очередных корпоративных дефолтах предприятий-клиентов и банкротстве следующих банков. Вторая причина – невозможность экономически выдерживать постоянные валютные качели — как заемщиками банков, так и самими банками, а также непосильные с точки зрения банковской экономики процентные ставки по вкладам населения, депозитам юридических лиц, кредитам рефинансирования НБУ и по ресурсам межбанковского рынка. Директор казначейства крупного банка: По первому вопросу мы видим результаты в виде убытков банков (52,966 млрд гривен в 2014 году и 82,802 млрд грн по первому кварталу этого года) и предприятий ( более 400 млрд грн по 2014 году). По результатам раскрываемой ими публичной отчетности — одна из самых главных причин — огромная девальвация национальной валюты. Рост официального курса с 7,993 грн за доллар на 6 февраля 2014 года (дата начала проведения НБУ «политики плавающего курса») до уровня 23,4514 грн за доллар (по состоянию на 01.04.2015 года), эпохи «многокурсия», валютных качелей до отметок почти до 40 гривен за доллар, запомнится банкам, их клиентам и населению очень надолго. Ключевой вопрос, который возникает при этом: «Зачем и кому это выгодно?» Заместитель председателя правления банка из первой группы: По вопросу непосильных процентных ставок — необходимо пояснить: рост учетной ставки НБУ в первом квартале 2015 года с 14% до 19,5%, а затем до 30% годовых с 04.03.2015 привел к значительному подорожанию как кредитов рефинансирования НБУ и уровня межбанковских ставок, а на фоне значительных показателей инфляции — и ставок по привлечению средств населения и юридических лиц. Для банков обслуживание таких подорожавших ресурсов ( а других в этой ситуации найти они просто не могут) приводит к значительному «вымыванию» живой ликвидности денег из системы, а получение «живых» ресурсов в виде процентных доходов по кредитованию для перекрытия расходов при такой экономической обстановке в стране весьма проблематично. Например, по официальным данным НБУ по состоянию на 01.04.2015 валютные средства юридических и физических лиц составляли 16,6 млрд долларов при общей средневзвешенной ставке их привлечения 6,56% годовых, гривневые остатки юридических и физических лиц составляли 345,2 млрд гривен при общей средневзвешенной ставке привлечения 12,36 % годовых. Если предположить, что средневзвешенные остатки клиентов банков в валюте и гривне приблизительно равны зафиксированным по банковской системе на 01.04.2015, то в среднем в месяц процентные расходы по обслуживанию таких средств составляют более 5,633 млрд гривен. Кроме этого, из-за кризиса доверия между банками (вызванного банкротством части финансовых учреждений) круг банков, работающих на межбанковском рынке резко сузился, а средняя ставка привлечения средств в гривне уже составила 26,3% годовых. Лимиты банков друг на друга сейчас урезаны до предела и экономической саморегуляции ликвидности в системе не происходит. Повышение учетной ставки до уровня 30% годовых, фактически автоматически подняло цену рефинансирования по новым заимствованиям у НБУ до ставок выше 30% годовых (например, ставка по кредитам овернайт составила 33% годовых). Остатки задолженности банков перед НБУ по рефинансированию составляли на дату написания статьи почти 109,0 млрд гривен (сейчас эти суммы значительно превышают 130 млрд грн) и обслуживание этих ресурсов под ставку выше 30% на фоне невозможности привлечь внешнее финансирование и ресурсы на межбанковском рынке приводит к потере значительной части ликвидных ресурсов для большинства из банков в виде процентов регулятору. Восполнять их системе сейчас нечем, так как реальный сектор экономики не может «отбить» такие ставки при кредитовании. Рост проблемной задолженности на 01.04.2015 года до уровня 17,2% от кредитного портфеля (а у многих банков просрочка в портфеле достигает 30% и выше) тому подтверждение. Банкам становится все труднее и это может привести к продолжению процесса банкротства новых банков уже именно из-за потери ликвидности из-за возросшей стоимости ресурсов на фоне низкого уровня поступлений. Повышение учетной ставки сейчас (даже в привязке к высокому уровню инфляции) только увеличило количество потенциальных банков на введение временной администрации по экономическим причинам и явно не стимулирует активизацию кредитования реального сектора экономики, так как при стоимости ресурсов от 30% годовых и выше, ставка по кредитам должна быть выше 35% годовых, а ни один реальный сектор экономики не выдержит такой долговой нагрузки. Учитывая ситуацию с падением ВВП Украины ( ЕБРР прогнозирует падение не менее 7,5%), политика «дорогих» денег и их недоступность большинству заемщиков, проводимая сейчас НБУ, приведет к еще большему снижению активности реального сектора экономики. Это не логично, так как в кризис для стимуляции роста ВВП и поддержания финансовой системы, наоборот – правительство и центральный банк максимально снижают цену денег, активно накачивают реальный производственный сектор финансовыми ресурсами, проводя параллельно комплекс мер по снижению налогообложения и созданию новых рабочих мест. О том, что нужно срочно менять политику для стимулирования производства (что невозможно без кредитных вложений в реальный сектор) говорят и данные Государственной службы статистики Украины — падение ВВП в первом квартале 2015 года по сравнению с первым кварталом 2014 года (в постоянных ценах 2010 года) составило 17,6%. При таких темпах падения ВВП ни одна банковская система не сможет комфортно развиваться. Третья проблема — остановить отток средств из банковской системы со стороны населения и восстановление доверия к банковской системе. По словам, главы НБУ Валерии Гонтаревой за 2014 год отток вкладов населения составил более 126 млрд гривен, а в первом квартале 2015 года отток уже составил в гривневом эквиваленте более 20 млрд гривен. Причины оттока — девальвация гривны, инфляция, банкротство более четверти всех банков системы, риск продолжения АТО. Сумма оттока средств населения более 146 млрд гривен за период чуть более года впечатляет и сопоставима с размерами траншей МВФ и других международных кредиторов. Население справедливо не готово нести средства в банковскую систему, пока идет не всегда прогнозируемая и просчитанная политика закрытия банков. О необходимости частичной коррекции политики по объявлению банков неплатежеспособными говорится и в рекомендациях Набсовета НБУ Правлению Национального банка в «Основах денежно-кредитной политики на 2015 год». На кону возврат 146 млрд грн средств населения в экономику страны, которые сейчас не работают. Средства граждан собственной страны — вот где основой источник инвестиций в Украину. Возможный путь увидеть свет в конце туннеля Председатель правления банка третьей группы: Пути выхода из сложившейся ситуации следующие: активное рефинансирование банков, которые кредитуют стратегически важные предприятия реального сектора экономики всех форм собственности, выпуск валютных облигаций под обеспечение — имущество госпредприятий и землю, сроком от 10 до 30 лет на условиях близких к условиям выпуска американских казначейских обязательств, средства от продажи которых должны идти на масштабную реорганизацию экономики страны и улучшение ее инфраструктуры, выкуп с дисконтом у банков кредитов госпредприятий для снижения долговой нагрузки на стратегически важные предприятия страны, масштабная прозрачная приватизация, создание программы общественных работ и переподготовки кадров для украинцев потерявших сейчас работу (по прогнозам МВФ таких может быть до 2 млн человек к концу года), создание фонда поддержки банковской системы за счет государственных средств, основная задача которого выкуп у собственников банков, неспособных докапитализировать свои финучреждения, их банков за справедливую цену для избежания продолжения процесса банкротства банков, стимуляция поглощения таких банков их более удачливыми коллегами путем выдачи принимающему банку долгосрочных кредитов для проведения слияния и поглощения без потерь для клиентов, введение суммы гарантирования возврата средств не только для физлиц, но и для юридических лиц. Начальник аналитического отдела банка четвертой группы: Необходимо значительное снижение учетной ставки и обязательная привязка к ней всей депозитно-кредитной политики банков всех форм собственности путем установления максимальных ставок по кредитам и депозитам, для снижения той части инфляционных процессов, которые «завязаны» на инфляции издержек, возврат доверия к банковской системе и к действиям НБУ со стороны населения и бизнеса, путем проведения четко прогнозированной и прозрачной валютной и денежно-кредитной политики. Кроме этого, в условиях отсутствия больших свободных ресурсов для кредитования реального сектора экономики возможно необходимо дополнить нормативную базу НБУ нестандартным решением — различными вариантами консорциумного кредитования, одним из участников которого может быть сам НБУ совместно с пулом банков, для кредитования приоритетных экономических проектов. В этом случае, риски для банков диверсифицируются и снижаются, поэтому часть государственных программ, которые сейчас страдают от отсутствия финансирования, могли бы начать работать. В первую очередь, это актуально для инфраструктурных проектов, аэрокосмических и авиастроительных программ, агропромышленного комплекса и оборонной отрасли.
29 мая 2015, 16:01
Проблемы банковской системы в первом квартале 2015 года НБУ опубликовал данные по банкам за первый квартал этого года. Результаты — малоутешительные: 58 банков показали убытки на общую сумму 80,892 млрд гривен — фактически это каждый третий банк из зарегистрированных в стране. И хотя 80% от суммы всех убытков показали банки, в которые введена временная администрация, но и оставшиеся 20% убытков ( более 16,1 млрд гривен) для работающих банков — сумма огромная. Негативный финансовый результат показали все банки — и государственные, и с иностранным капиталом, и банки украинских акционеров. Из первой группы (крупнейшие банки — 14 банков ) только два: Приватбанк и Ощадбанк — показали прибыльную деятельность. По второй группе (крупные — 15 банков) только 9: Креди Агриколь банк, Финансовая инициатива, банк Пивденный, Ситибанк, Мегабанк, Платинум, Укринбанк, Кредобанк и Диамант банк также показали прибыль. Не лучше ситуация с прибыльностью в третьей (средние — из 27 банков прибыльных только 17) и четвертой группах (малые — из 77 прибыльность у 47 банков). По суммарному результату в каждой из групп, первые три группы продемонстрировали убытки и только четвертая группа (малые банки) показала прибыльную деятельность. Результаты по отчетности каждого из банков за первый квартал 2015 года можно посмотреть, перейдя по ссылке .
По крупнейшим банкам — общий убыток 15,130 млрд гривен, по крупным банкам — убыток 1,028 млрд гривен, по средним банкам — убыток 1,767 млрд гривен, и только по малым банкам общая прибыль составила 87,030 млн гривен. Более 88 % активов банковской системы сосредоточены в первой и во второй группах, и НБУ больше всего уделяет внимание ситуации именно у них, чаще всего приглашая их руководителей на встречи (ранее еженедельные, сейчас реже), но наверное, руководству Национального банка стоило бы отметить для себя тот факт, что именно малые банки смогли показать небольшую, но прибыльность по своей группе. Их секрет прост — не имеют большой филиальной сети и значительных объемов валютных кредитов в своих кредитных портфелях, поэтому и смогли быстрее приспособиться к новым реалиям. Именно в группе малых банков (77 банков) в настоящее время, потенциально возможны активные процессы эффективных слияний и поглощений, которые сформируют в будущем более крупные и сильные банки после окончания кризиса. Когда гиганты рушатся — малые смогут не только выжить — но и укрепить свои позиции. Кризис для них — это период новых возможностей. Когда система демонстрирует 80,892 млрд грн убытков за квартал ( а на 01.05.2015 убыток составил уже 82,802 млрд грн), такие результаты нельзя уже все списать только на ошибки менеджмента конкретного банка — это говорит о системных проблемах. Да, есть глобальные проблемы в Украине: Крым, АТО, падение экспорта из-за разрушенной инфраструктуры и т.д., но есть и стратегические ошибки НБУ, часть которых были вынуждены признать даже сами чиновники НБУ в «Основах денежно-кредитной политики на 2015 год», утвержденных Наблюдательным Советом НБУ. Такие, нехарактерные для обычной стилистики документов НБУ формулировки как: «не всегда логичная и последовательная политика НБУ в области валютного курсообразования и денежно-кредитной политики, а также недооценка системных рисков и недостаточно взвешенная денежно-кредитная политика, которая привела к глубокому валютному и банковскому кризису...» уже о многом говорят. В этом же документе Наблюдательного Совета НБУ также подвергнута значительной критике политика Национального банка в области взаимоотношений с банками в 2014 году. За период чуть более года, система потеряла уже почти пять десятков финучреждений — более четверти всех банков страны. Многие действительно занимались отнюдь не банковскими операциями и подлежат закрытию, но большинство просто стали заложниками экономической и валютной политики НБУ и ситуации в Украине. Руководство НБУ утверждает: к лету этого года банковская система очистится от наследия прошлых времен и затем получит перезагрузку, а вслед за этим — начнется стабилизация и рост. Но если валютная стратегия и процентная политика НБУ в некоторых вопросах не изменится, то мы позволили себе не во всем разделить оптимизм чиновников Национального банка и решили поговорить с нашими друзьями из топ-менеджмента банков на условиях анонимности. Наши мнения по поводу причин, по которым мы не являемся такими оптимистами, как руководство НБУ, совпали. Вот некоторые из негативных причин для очень сдержанного оптимизма, которые нас волнуют в развитии банковской системы по результатам первого квартала 2015 года. Первая причина — потеря банками своего капитала из-за колоссальных убытков. Директор департамента рисков банка с иностранным капиталом: Только за первый квартал 2015 года убыток составил уже 80,892 млрд гривен (для сравнения за 2012 году прибыль по банковской системе составляла 4,899 млрд грн, в 2013 году прибыль составила 1,436 млрд грн, зато в 2014 году убыток составил 52,966 млрд гривен ) и впереди по 2015 году результаты нового стресс-тестирования банков, которые явно приведут к необходимости новой масштабной докапитализации, на которую ни у самих банков, ни у их акционеров нет ресурсов. Сейчас владельцы почти всех банков независимо от того, кто их собственники — иностранные или украинские — готовы рассматривать вопрос продажи своих учреждений. В НБУ это понимают и пытаются контролировать ситуацию, что удается им не всегда. В СМИ озвучивалась ориентировочная сумма докапитализации в пределах не менее 150-190 млрд гривен, что превышает сумму капитала всей банковской системы на 01 января 2014 года ( составляла по данным НБУ 192,6 млрд гривен). Но, если в 2014 году хотя бы иностранные «дочки» активно докапитализировались за счет своих материнских банков, то после второго стресс-тестирования проводить новое вливание ресурсов в капитал украинских дочек многие не захотят, предпочтя продать свои дочерние учреждения и зафиксировать убыток. Госбанки также потребуют значительных новых вливаний в капитал, так как большинство госкорпораций — заемщиков этих банков, начнет объявлять технические дефолты (как уже это сделала Укрзализныця) или будут просить долгосрочную пролонгацию по своим кредитам, а это снизит их характеристики, как заемщиков и потребует увеличение резервов под выданные им госбанками кредиты. Сформировать такие резервы в этом году прибыль госбанков не позволит и это приведет к очередной потере ими значительной части капитала и необходимости новых вливаний со стороны государства. Аналогичная ситуация и с банками с украинским капиталом, которые оказались: заложниками девальвации гривны, необходимостью доформировать огромные резервы под валютные кредиты (до 100% от сумм такой задолженности) и невозможностью заимствования при этом средств ни на внутреннем, ни на международных рынках. Большинство акционеров таких банков уже не смогут дать новые средства в капитал, так как потеряли их из-за масштабной девальвации гривны. Это понимают в НБУ, смягчив банкам требования по адекватности капитала и другим нормативам, но этого явно мало, так как до 2016-2019 годов и далее — когда банки будут обязаны постепенно войти в нормативы по капиталу — многие из них могут просто не дожить.Встанет вопрос фактической распродажи банковской системы, при чем за очень незначительные деньги, что приведет к масштабному переделу банковского рынка. А такой сценарий вряд-ли понравится и так изрядно потрепанной валютными экспериментами Национального банка экономической элите Украины (фактическими владельцами большинства банков), что при неблагоприятном развитии событий выразится в очередных корпоративных дефолтах предприятий-клиентов и банкротстве следующих банков. Вторая причина – невозможность экономически выдерживать постоянные валютные качели — как заемщиками банков, так и самими банками, а также непосильные с точки зрения банковской экономики процентные ставки по вкладам населения, депозитам юридических лиц, кредитам рефинансирования НБУ и по ресурсам межбанковского рынка. Директор казначейства крупного банка: По первому вопросу мы видим результаты в виде убытков банков (52,966 млрд гривен в 2014 году и 82,802 млрд грн по первому кварталу этого года) и предприятий ( более 400 млрд грн по 2014 году). По результатам раскрываемой ими публичной отчетности — одна из самых главных причин — огромная девальвация национальной валюты. Рост официального курса с 7,993 грн за доллар на 6 февраля 2014 года (дата начала проведения НБУ «политики плавающего курса») до уровня 23,4514 грн за доллар (по состоянию на 01.04.2015 года), эпохи «многокурсия», валютных качелей до отметок почти до 40 гривен за доллар, запомнится банкам, их клиентам и населению очень надолго. Ключевой вопрос, который возникает при этом: «Зачем и кому это выгодно?» Заместитель председателя правления банка из первой группы: По вопросу непосильных процентных ставок — необходимо пояснить: рост учетной ставки НБУ в первом квартале 2015 года с 14% до 19,5%, а затем до 30% годовых с 04.03.2015 привел к значительному подорожанию как кредитов рефинансирования НБУ и уровня межбанковских ставок, а на фоне значительных показателей инфляции — и ставок по привлечению средств населения и юридических лиц. Для банков обслуживание таких подорожавших ресурсов ( а других в этой ситуации найти они просто не могут) приводит к значительному «вымыванию» живой ликвидности денег из системы, а получение «живых» ресурсов в виде процентных доходов по кредитованию для перекрытия расходов при такой экономической обстановке в стране весьма проблематично. Например, по официальным данным НБУ по состоянию на 01.04.2015 валютные средства юридических и физических лиц составляли 16,6 млрд долларов при общей средневзвешенной ставке их привлечения 6,56% годовых, гривневые остатки юридических и физических лиц составляли 345,2 млрд гривен при общей средневзвешенной ставке привлечения 12,36 % годовых. Если предположить, что средневзвешенные остатки клиентов банков в валюте и гривне приблизительно равны зафиксированным по банковской системе на 01.04.2015, то в среднем в месяц процентные расходы по обслуживанию таких средств составляют более 5,633 млрд гривен. Кроме этого, из-за кризиса доверия между банками (вызванного банкротством части финансовых учреждений) круг банков, работающих на межбанковском рынке резко сузился, а средняя ставка привлечения средств в гривне уже составила 26,3% годовых. Лимиты банков друг на друга сейчас урезаны до предела и экономической саморегуляции ликвидности в системе не происходит. Повышение учетной ставки до уровня 30% годовых, фактически автоматически подняло цену рефинансирования по новым заимствованиям у НБУ до ставок выше 30% годовых (например, ставка по кредитам овернайт составила 33% годовых). Остатки задолженности банков перед НБУ по рефинансированию составляли на дату написания статьи почти 109,0 млрд гривен (сейчас эти суммы значительно превышают 130 млрд грн) и обслуживание этих ресурсов под ставку выше 30% на фоне невозможности привлечь внешнее финансирование и ресурсы на межбанковском рынке приводит к потере значительной части ликвидных ресурсов для большинства из банков в виде процентов регулятору. Восполнять их системе сейчас нечем, так как реальный сектор экономики не может «отбить» такие ставки при кредитовании. Рост проблемной задолженности на 01.04.2015 года до уровня 17,2% от кредитного портфеля (а у многих банков просрочка в портфеле достигает 30% и выше) тому подтверждение. Банкам становится все труднее и это может привести к продолжению процесса банкротства новых банков уже именно из-за потери ликвидности из-за возросшей стоимости ресурсов на фоне низкого уровня поступлений. Повышение учетной ставки сейчас (даже в привязке к высокому уровню инфляции) только увеличило количество потенциальных банков на введение временной администрации по экономическим причинам и явно не стимулирует активизацию кредитования реального сектора экономики, так как при стоимости ресурсов от 30% годовых и выше, ставка по кредитам должна быть выше 35% годовых, а ни один реальный сектор экономики не выдержит такой долговой нагрузки. Учитывая ситуацию с падением ВВП Украины ( ЕБРР прогнозирует падение не менее 7,5%), политика «дорогих» денег и их недоступность большинству заемщиков, проводимая сейчас НБУ, приведет к еще большему снижению активности реального сектора экономики. Это не логично, так как в кризис для стимуляции роста ВВП и поддержания финансовой системы, наоборот – правительство и центральный банк максимально снижают цену денег, активно накачивают реальный производственный сектор финансовыми ресурсами, проводя параллельно комплекс мер по снижению налогообложения и созданию новых рабочих мест. О том, что нужно срочно менять политику для стимулирования производства (что невозможно без кредитных вложений в реальный сектор) говорят и данные Государственной службы статистики Украины — падение ВВП в первом квартале 2015 года по сравнению с первым кварталом 2014 года (в постоянных ценах 2010 года) составило 17,6%. При таких темпах падения ВВП ни одна банковская система не сможет комфортно развиваться. Третья проблема — остановить отток средств из банковской системы со стороны населения и восстановление доверия к банковской системе. По словам, главы НБУ Валерии Гонтаревой за 2014 год отток вкладов населения составил более 126 млрд гривен, а в первом квартале 2015 года отток уже составил в гривневом эквиваленте более 20 млрд гривен. Причины оттока — девальвация гривны, инфляция, банкротство более четверти всех банков системы, риск продолжения АТО. Сумма оттока средств населения более 146 млрд гривен за период чуть более года впечатляет и сопоставима с размерами траншей МВФ и других международных кредиторов. Население справедливо не готово нести средства в банковскую систему, пока идет не всегда прогнозируемая и просчитанная политика закрытия банков. О необходимости частичной коррекции политики по объявлению банков неплатежеспособными говорится и в рекомендациях Набсовета НБУ Правлению Национального банка в «Основах денежно-кредитной политики на 2015 год». На кону возврат 146 млрд грн средств населения в экономику страны, которые сейчас не работают. Средства граждан собственной страны — вот где основой источник инвестиций в Украину. Возможный путь увидеть свет в конце туннеля Председатель правления банка третьей группы: Пути выхода из сложившейся ситуации следующие: активное рефинансирование банков, которые кредитуют стратегически важные предприятия реального сектора экономики всех форм собственности, выпуск валютных облигаций под обеспечение — имущество госпредприятий и землю, сроком от 10 до 30 лет на условиях близких к условиям выпуска американских казначейских обязательств, средства от продажи которых должны идти на масштабную реорганизацию экономики страны и улучшение ее инфраструктуры, выкуп с дисконтом у банков кредитов госпредприятий для снижения долговой нагрузки на стратегически важные предприятия страны, масштабная прозрачная приватизация, создание программы общественных работ и переподготовки кадров для украинцев потерявших сейчас работу (по прогнозам МВФ таких может быть до 2 млн человек к концу года), создание фонда поддержки банковской системы за счет государственных средств, основная задача которого выкуп у собственников банков, неспособных докапитализировать свои финучреждения, их банков за справедливую цену для избежания продолжения процесса банкротства банков, стимуляция поглощения таких банков их более удачливыми коллегами путем выдачи принимающему банку долгосрочных кредитов для проведения слияния и поглощения без потерь для клиентов, введение суммы гарантирования возврата средств не только для физлиц, но и для юридических лиц. Начальник аналитического отдела банка четвертой группы: Необходимо значительное снижение учетной ставки и обязательная привязка к ней всей депозитно-кредитной политики банков всех форм собственности путем установления максимальных ставок по кредитам и депозитам, для снижения той части инфляционных процессов, которые «завязаны» на инфляции издержек, возврат доверия к банковской системе и к действиям НБУ со стороны населения и бизнеса, путем проведения четко прогнозированной и прозрачной валютной и денежно-кредитной политики. Кроме этого, в условиях отсутствия больших свободных ресурсов для кредитования реального сектора экономики возможно необходимо дополнить нормативную базу НБУ нестандартным решением — различными вариантами консорциумного кредитования, одним из участников которого может быть сам НБУ совместно с пулом банков, для кредитования приоритетных экономических проектов. В этом случае, риски для банков диверсифицируются и снижаются, поэтому часть государственных программ, которые сейчас страдают от отсутствия финансирования, могли бы начать работать. В первую очередь, это актуально для инфраструктурных проектов, аэрокосмических и авиастроительных программ, агропромышленного комплекса и оборонной отрасли.
20 мая 2015, 10:18
«Минфин» поздравляет с праздником всех, кто занимается банковским делом!
Благодарим школу «Афины» за помощь в подготовке материала.
А еще мы приготовили для вас статью « Банкиры, изменившие мир ».
4 марта 2015, 15:57
Финансы победили политику и закон «Минфин» стал первым по посещаемости в Украине Возможно вы замечали в последнее время, что «Минфин» перегружен. Кроме многочисленных DDoS-атак, это было связано в том числе с тем, что наша посещаемость стремительно росла. Мы рады сообщить вам хорошую новость! Вы читаете самый популярный ресурс в Украине по бизнесу и финансам. По данным рейтинга Тop.bigmir.net посещаемость сайта за вчерашний день составила 341 820 хостов. Посетители (хосты) — это число уникальных адресов в Интернете (IP-адресов) компьютеров, с которых были обращения к Вашей странице. Мы строим ресурс вместе с вами и стараемся учитывать ваши пожелания в выборе тем и разработки сайта. Оставляйте ваши новые идеи в комментариях. Спасибо, что читаете.
20 августа 2014, 10:53
Разъяснения налоговой: как правильно посчитать и уплатить «военный сбор» Этот временный налог появился совсем недавно, в августе его рассчитывают и платят впервые. Пресс-служба налоговой прислала в редакцию «Минфина» ответы на наиболее часто задаваемые вопросы о военном сборе, подготовленные Государственной фискальной службой. Ниже — полная версия разъяснения налоговиков без правок и купюр, на языке оригинала. Військовий збір в запитаннях та відповідях… Найбільш актуальні питання платників Фахівці податкової справи міста Києва нагадують, що на початку серпня 2014 року в Україні набрали чинності законодавчі зміни до Податкового кодексу, якими було запроваджено військовий збір. Вказаний збір встановлено тимчасово, до 1 січня 2015 року, а ставка збору становить 1,5 відсотка від об’єкту оподаткування. Слід зазначити, що запровадження збору відразу викликало багато запитань, як у бухгалтерів та представників підприємств, так і у самих громадян. Наводимо найбільш актуальні питання та відповіді на них, що найчастіше надходять до ГУ Міндоходів у м. Києві: 1. Чи обмежено у часі введення необхідності сплати військового збору? Відповідь: Обов′язкову сплату військового збору встановлено тимчасово на термін з 3 серпня 2014 року до 1 січня 2015 року. Початок сплати припадає на дату набрання чинності
Закону України «Про внесення змін до Податкового кодексу України та деяких інших законодавчих актів» від 31.07.2014 № 1621, який був опублікований в газеті «Голос України» № 146 від 02 серпня 2014 року. Кінцевий термін сплати визначено пунктом 16 прим. 1 підрозділу 10 розділу ХХ «Перехідні положення» Податкового кодексу України. 2. На яких осіб розповсюджується вимога щодо сплати військового збору? Відповідь: Платниками військового збору є: — фізична особа — резидент, яка отримує доходи як з джерела їх походження в Україні, так і іноземні доходи; — фізична особа — нерезидент, яка отримує доходи з джерела їх походження в Україні; — податковий агент. Заначений перелік осіб наведено в пункті 162.1 статті 162 Податкового кодексу України відповідно до підпункту 1.1 пункту 16 прим. 1 підрозділу 10 Розділу XX Податкового кодексу України. 3. Що є об’єктом оподаткування військовим збором? Відповідь: Об’єктом оподаткування військовим збором є доходи фізичних осіб у формі заробітної плати, інших заохочувальних та компенсаційних виплат або інших виплат і винагород, які нараховуються (виплачуються, надаються) платнику у зв’язку з: — трудовими відносинами та за цивільно-правовими договорами; — виграшу в державну та недержавну грошову лотерею, виграш гравця (учасника), отриманий від організатора азартної гри. При цьому оподаткуванню військовим збором підлягають лише ті доходи за цивільно-правовими договорами, які відносяться до фонду оплати праці. Зазначена норма міститься в підпункті 1.2 пункту 16 прим. 1 підрозділу 10 Розділу XX «Перехідні положення» Податкового кодексу України. 4. Чи всі доходи за цивільно-правовими договорами підлягають оподаткуванню військовим збором? Відповідь: Оподаткуванню військовим збором підлягають лише ті доходи, отримані за цивільно-правовими договорами, які належать до фонду оплати праці. Так, відповідно до пудпункту 1.2 пункту 16.1 підрозділу 10 Розділу XX «Перехідні положення» Податкового кодексу України об’єктом оподаткування військовим збором, зокрема, є доходи у формі заробітної плати, інших заохочувальних та компенсаційних виплат або інших виплат і винагород, які нараховуються (виплачуються, надаються) платнику у зв’язку з трудовими відносинами та за цивільно-правовими договорами. Згідно з підпунктом 14.1.48 пункту 14.1 статті 14 Податкового кодексу України заробітна плата – це основна та додаткова заробітна плата, інші заохочувальні та компенсаційні виплати, які виплачуються (надаються) платнику податку у зв’язку з відносинами трудового найму згідно із законом. Статтею 2 Закону України від 24.03.1995 року № 108/95-ВР «Про оплату праці» визначено структуру заробітної плати. Оплата праці (включаючи гонорари) працівників, які не перебувають у штаті підприємства (за умови, що розрахунки проводяться підприємством безпосередньо з працівниками) за виконання робіт згідно з договорами цивільно-правового характеру, включаючи договір підряду (за винятком фізичних осіб — суб’єктів підприємницької діяльності), включається до фонду основної заробітної плати (підпункт 2.1.8 пункту 2.1 розділу 2 Інструкції зі статистики заробітної плати, затвердженої наказом Державного комітету статистики України від 13.01.2004 р. № 5). 5. За я к ою ставк ою необхідно обчислювати суму військового збору? Відповідь: Ставка військового збору становить 1,5% від об’єкта оподаткування відповідно до підпункту 1.3 пункту 16 прим. 1 підрозділу 10 Розділу XX «Перехідні положення» Податкового кодексу України. Військовий збір було впроваджено з 03 серпня 2014 року в зв’язку з набранням чинності Закону України від 31 липня 2014 року № 1621 «Про внесення змін до Податкового кодексу України та деяких інших законодавчих актів». 6. Хто визначений відповідальним за утримання (нарахування) та сплату (перерахування) військового збору до бюджету? Відповідь: Згідно з підпунктом 1.5 пункту 16 прим. 1 підрозділу 10 Розділу XX «Перехідні положення» Податкового кодексу України відповідальними за утримання (нарахування) та сплату (перерахування) військового збору до бюджету є особи, визначені у статті 171 Податкового кодексу України. При цьому за нарахування, утримання та сплату (перерахування) до бюджету військового збору з доходів у вигляді заробітної плати відповідальним є роботодавець, який виплачує такі доходи на користь платника податку. А от особою, відповідальною за нарахування, утримання та сплату (перерахування) до бюджету військового збору з інших доходів, є податковий агент. 7. Як здійснюється нарахування, утримання та сплата (перерахування) військового збору? Відповідь: Відповідно до підпункту 1.4 пункту 16 прим. 1 підрозділу 10 Розділу XX «Перехідні положення» Податкового кодексу України, нарахування, утримання та сплата (перерахування) збору до бюджету здійснюється у порядку, встановленому статтею 168 Податкового кодексу України для податку на доходи фізичних осіб, за ставкою, визначеною підпунктом 1.3 цього пункту — 1,5% від об’єкта оподаткування. Тобто, діє механізм, аналогічний обчисленню податку на доходи фізичних осіб. Проте база буде іншою, ніж для обчислення податку на доходи фізичних осіб. При цьому об'єктом оподаткування військовим збором є доходи у формі заробітної плати, інших заохочувальних та компенсаційних виплат або інших виплат і винагород, які нараховуються (виплачуються, надаються) платнику у зв'язку з трудовими відносинами та за цивільно-правовими договорами; виграшу в державну та недержавну грошову лотерею, виграш гравця (учасника), отриманий від організатора азартної гри (підпункт 1.2 пункту 16 прим. 1 підрозділу 10 розділу XX Податкового кодексу України). 8. Чи підлягають оподаткуванню військовим збором доходи фізичних осіб, нараховані до 3 серпня 2014 року, а виплачені після цієї дати? Відповідь: Враховуючи те, що Закон України від 31 липня 2014 року № 1621 «Про внесення змін до Податкового кодексу України та деяких інших законодавчих актів», яким було введено військовий збір, набрав чинності з 03 серпня 2014 року і податковий агент зобов’язаний при нарахуванні доходів, визначених у підпункті 1.2 пункту 16 прим. 1 підрозділу 10 Розділу «Перехідні положення» Податкового кодексу України, утримати військовий збір, то доходи, нараховані до 03 серпня 2014 року, але виплачені після 03 серпня 2014 року, не підлягають оподаткуванню цим збором. Так, статтею 58 Конституції України визначено, що закони та інші нормативно-правові акти не мають зворотної дії в часі, крім випадків, коли вони пом’якшують або скасовують відповідальність особи. Тож, оподатковувати військовим збором необхідно доходи, які нараховуються фізичним особам після 03 серпня 2014 року. 9. Чи підлягають оподаткуванню військовим збором сума допомоги по вагітності та пологах? Відповідь: Сума допомоги по вагітності і пологах не відноситься до фонду оплати праці відповідно до підпункту 3.2 Інструкція зі статистики заробітної плати, затверджена наказом Держкомстату від 13.01.2004 р. № 5. Тому підстав дня утримання військового збору з декретних немає. З декретних необхідно утримувати тільки єдиний внесок. 10 . З якої суми доходів утримується військовий збір? Відповідь: Оподаткуванню військовим збором підлягають доходи у формі заробітної плати, інших заохочувальних та компенсаційних виплат або інших виплат і винагород, які нараховуються (виплачуються, надаються) платнику у зв’язку з трудовими відносинами та за цивільно-правовими договорами (виграшу в державну та недержавну грошову лотерею, виграшу гравця (учасника), отриманого від організатора азартної гри) без вирахування сум податку на доходи фізичних осіб, єдиного внеску на загальнообов’язкове державне соціальне страхування, страхових внесків до Накопичувального фонду, у випадках, передбачених законом, тощо. 11. Яка передбачена відповідальність за не нарахування, неутримання або несплату військового збору? Відповідь: Не нарахування, неутримання та/або несплата (неперерахування) податків платником податків, у тому числі податковим агентом, до або під час виплати доходу на користь іншого платника податків, тягнуть за собою накладення штрафу в розмірі 25 % суми податку, що підлягає нарахуванню та/або сплаті до бюджету. Ті самі дії, вчинені повторно протягом 1095 днів, тягнуть за собою накладення штрафу у розмірі 50%, вчинені втретє та більше, тягнуть за собою накладення штрафу у розмірі 75%. Крім того, у день настання строку погашення податкового зобов’язання нараховується пеня із розрахунку 120% річних облікової ставки Національного банку України, діючої на день виплати (нарахування) доходів. Також, відповідно до Кодексу про адміністративні правопорушення передбачена відповідальність у вигляді попередження або накладення штрафу у розмірі від двох до трьох неоподатковуваних мінімумів доходів громадян. 12. Чи підлягають оподаткуванням військовим збором страхові відшкодування та пенсійні виплати недержавних пенсійних фондів? Відповідь: Об’єктом оподаткування військовим збором є, зокрема доходи у формі заробітної плати, інших заохочувальних та компенсаційних виплат або інших виплат і винагород, які нараховуються (виплачуються, надаються) платнику у зв’язку з трудовими відносинами та за цивільно-правовими договорами. Тобто, під об’єктом оподаткування військовим збором розуміється дохід, який нараховується (виплачується, надається) платнику податку у зв’язку з трудовими відносинами та за цивільно-правовими договорами. Результатом цивільно-правового договору є факт виконання робіт (надання послуг). За цивільно-правовими договорами (договором підряду/договором про надання послуг) оплачується виконана робота/надана послуга, що у межах бухгалтерського обліку підтверджується первинними документами, зокрема, актами виконаних робіт (актами приймання – передачі). Таким чином оподаткуванню військовим збором підлягають доходи, отримані за цивільно-правовими договорами, зокрема договором підряду/договором про надання послуг, виконання робіт /надання послуг яких підтверджуються актами виконаних робіт (актами приймання – передачі) на підставі яких провадиться їх оплата. 13. На які рахунки перераховується військовий збір у Києві? Відповідь: Зарахування надходжень військового збору до загального фонду державного бюджету здійснюється по коду класифікації доходів бюджету 11011000 «Військовий збір », а саме: Рахунки державного бюджету для платників, зареєстрованих в ДПІ у Голосіївському районі Одержувач: УДКСУ у Голосіївському районі ГУ ДКСУ у м. Києві, код ЄДРПОУ 38039757 Банк одержувача: ГУ ДКСУ у м. Києві, код банку 820019 31117063700002 11011000 Військовий збір Рахунки державного бюджету для платників, зареєстрованих в ДПІ у Дарницькому районі Одержувач: УДКСУ у Дарницькому районі ГУ ДКСУ у м. Києві, код ЄДРПОУ 38021179 Банк одержувача: ГУ ДКСУ у м. Києві, код банку 820019 Рахунок код Назва 31116063700003 11011000 Військовий збір Рахунки державного бюджету для платників, зареєстрованих в ДПІ у Деснянському районі Одержувач: УДКСУ у Деснянському районі ГУ ДКСУ у м. Києві, код ЄДРПОУ 37984978 Банк одержувача: ГУ ДКСУ у м. Києві, код банку 820019 Рахунок код Назва 31115063700004 11011000 Військовий збір Рахунки державного бюджету для платників, зареєстрованих в ДПІ у Дніпровському районі Одержувач: УДКСУ у Дніпровському районі ГУ ДКСУ у м. Києві, код ЄДРПОУ 38012871 Банк одержувача: ГУ ДКСУ у м. Києві, код банку 820019 Рахунок код Назва 31114063700005 11011000 Військовий збір Рахунки державного бюджету для платників, зареєстрованих в ДПІ в Оболонському районі Одержувач: УДКСУ в Оболонському районі ГУ ДКСУ у м. Києві, код ЄДРПОУ 38002491 Банк одержувача: ГУ ДКСУ у м. Києві, код банку 820019 Рахунок код Назва 31113063700006 11011000 Військовий збір Рахунки державного бюджету для платників, зареєстрованих в ДПІ у Печерському районі Одержувач: УДКСУ у Печерському районі ГУ ДКСУ у м. Києві, код ЄДРПОУ 38004897 Банк одержувача: ГУ ДКСУ у м. Києві, код банку 820019 Рахунок код Назва 31112063700007 11011000 Військовий збір Рахунки державного бюджету для платників, зареєстрованих в ДПІ у Подільському районі Одержувач: УДКСУ у Подільському районі ГУ ДКСУ у м. Києві, код ЄДРПОУ 37975298 Банк одержувача: ГУ ДКСУ у м. Києві, код банку 820019 Рахунок код Назва 31111063700008 11011000 Військовий збір Рахунки державного бюджету для платників, зареєстрованих в ДПІ у Святошинському районі Одержувач: УДКСУ у Святошинському районі ГУ ДКСУ у м. Києві, код ЄДРПОУ 37962074 Банк одержувача: ГУ ДКСУ у м. Києві, код банку 820019 Рахунок код Назва 31110063700009 11011000 Військовий збір Рахунки державного бюджету для платників, зареєстрованих в ДПІ у Солом«янському районі Одержувач: УДКСУ у Солом»янському районі ГУ ДКСУ у м. Києві, код ЄДРПОУ 38050812 Банк одержувача: ГУ ДКСУ у м. Києві, код банку 820019 Рахунок код Назва 31110063700010 11011000 Військовий збір Рахунки державного бюджету для платників, зареєстрованих в ДПІ у Шевченківському районі Одержувач: УДКСУ у Шевченківському районі ГУ ДКСУ у м. Києві, код ЄДРПОУ 37995466 Банк одержувача: ГУ ДКСУ у м. Києві, код банку 820019 Рахунок код Назва 31119063700011 11011000 Військовий збір 14. Чи оподатковується військовим збором грошове забезпечення військовослужбовців? Відповідь: Оскільки, військовослужбовці не перебувають у трудових відносинах і не являються найманими працівниками, а проходять військову службу, таким чином доходи, що отримують військовослужбовці у вигляді грошового забезпечення, не відповідають визначенню заробітної плати, тобто не є об’єктом оподаткування військовим збором. Наголошуємо на необхідності відповідального ставлення щодо сплати військового збору. Цей збір є вимушеним та тимчасовим засобом
19 августа 2014, 21:18
Рейтинг устойчивости банков: что узнал «Минфин» Мы подготовили для вас рейтинг устойчивости банков за второй квартал 2014 года. В этот раз мы изменили методику. Теперь нарушения банком платёжной дисциплины, произошедшие более 3 лет назад, слабее влияют на платёжную репутацию банка. Полная методология изложена здесь . В рейтинге использовались данные официальной отчетности банков по состоянию на 1 июля 2014. При составлении средней экспертной оценки учитывались мнения инвестиционных компаний Dragon Capital и ICU, рейтингового агентства «Кредит-Рейтинг», а также аналитической группы Da Vinci AG. В итоге мы получили: По итогам второго квартала рейтинг лидера банка «Креди Агриколь» составил 4,33 балла, в то время как итоговое значение лидера первого квартала — государственного « Укрэксимбанка » находилось на уровне 4,79 балла Теперь «Укрэксим» замыкает пятерку лидеров устойчивости со значением 4,19, тогда как кварталом ранее здесь находился ОТП Банк , который набрал 4,54 балла. Десятку лидеров рейтинга устойчивости все плотнее занимают банки с западным капиталом, самые крупные из которых и так являются ее завсегдатаями. После того, как по итогам второго квартала десятку покинул Альфа Банк , в ней стало семь «иностранцев» с западным капиталом вместо шести кварталом ранее. Зато Альфа демонстрирует завидную стабильность параметра «стрессоустойчивость»: с оценкой 4,10 балла банк второй квартал подряд удерживает лидирующие позиции по этому показателю. В первой двадцатке по уровню устойчивости можно найти лишь два банка с русскими корнями — Альфа Банк и Проминвестбанк , в то время как кварталом ранее их было три. ВТБ банк скатился с 17 на 27 позицию. Хотя если учесть, в какой стрессовой ситуации сейчас оказались российские банки — это существенное свидетельство их способности противостоять экономическим вызовам, ни один из них не продемонстрировал резкого снижения общего балла уровня надежности. Лояльность вкладчиков в условиях экономической турбулентности оказалась изменчивой. В первой пятерке лидеров по этому показателю удалось удержаться лишь «Укрэксимбанку» и ОТП Банку. Лидер по показателю — « Райффайзен банк Аваль ». Финучреждения, с которыми сегодня работают Национальный банк и Фонд гарантирования вкладов, имели значение устойчивости значительно ниже 3. Отмечу, что в данной таблице приведены лишь банки, рейтингуемые порталом «Минфин». Согласно методологии, в рейтинговую выборку попадают лишь банки с розничным депозитным портфелем свыше миллиарда гривен. Поэтому большинство из более двух десятков проблемных банков не отражены в наших исследованиях. Эффективность любой рейтинговой методики подтверждается статистикой дефолтов в определенных рейтинговых категориях. Как показала практика последних месяцев, «падали» лишь банки с низким значением рейтинга. Это подтверждает надежность методики, используемой порталом «Минфин»: в текущем году были признаны проблемными лишь банки со значением рейтинга ниже 2,5 балла. Как известно из практики ведущих мировых рейтинговых агентств низкое значение рейтинга свидетельствует о высокой вероятности дефолта и наоборот. В то же время высокое значение рейтинга не означает абсолютную невозможность дефолта. Это означает лишь чрезвычайно низкую его вероятность. Таким образом, можно считать, что в нынешних условиях показатель финального балла устойчивости на уровне 2,5 — это и есть тот «барьер», который позволяет отделить более устойчивые банки от потенциально опасных для вкладчика. В то время как финансовые учреждения, имеющие высокий финальный балл устойчивости — от 3,5 и выше — относительно спокойно переносят неспокойные времена. Перед тем, как банки официально были признаны проблемными, у многих из них наблюдалось стабильное снижение показателя устойчивости на протяжении нескольких кварталов. Это лишний раз подтверждает практическую ценность именно регулярных «сквозных» исследований по банковской системе: они позволяют оценить не только общее «состояние здоровья» всего рынка, но и «самочувствие» отдельных его участников. Наблюдение за динамикой рейтинга позволяет любому достаточно просто сориентироваться, какие банки подвержены наиболее заметному риску. Как свидетельствуют изменения значений рейтинга устойчивости за последние три квартала, не все банки, попавшие в категорию «проблемных» имели низкие значения финального балла устойчивости. Но в то же время, как видно из таблицы, о назревающих проблемах сигнализирует постепенное снижение показателя устойчивости. Таким образом, к нынешнему состоянию проблемные банки пришли не за один день.
Яркий тому пример несколько банков, вокруг которых в последние месяцы возникло множество скандалов с задержкой средств клиентов. Но регуляторы в лице НБУ и Фонда гарантирования вкладов не предпринимают никаких формальных мер в отношении этих учреждений. В то же время у них ярко выражено заметное «скатывание» показателя устойчивости, который уже находится в обозначенной статистикой дефолтов «зоне риска» — 2,5 балла. Динамика показателя рейтинга устойчивости в «проблемных» банках Наименование банка IV квартал 2013 I квартал 2014 II квартал 2014 Еврогазбанк 2,75 2,98 - Актив банк 2,74 2,95 2,11 Терра Банк 3,07 2,51 2,05 Финансовая инциатива 2,72 2,95 2,38 Демарк банк 3,01 2,83 2,33 Весь рейтинг можно посмотреть по ссылке .