За минувшую неделю гривна заметно укрепилась как на межбанке, так и на наличном рынке. Если в первый рабочий день (вторник) доллар официально стоил 22,88 гривны, то уже в пятницу официальный курс опустился до 21,44 грн/$. При этом торги на межбанке в пятницу закрылись в диапазоне 20,93-21,08 гривны. Также стоит отметить, что регулятор на 50 копеек снизил коридор покупки/продажи американской валюты – он выставлял котировки на покупку по 21 гривне, а на продажу по 23 гривны.
На минувшей неделе во время встречи с банкирами руководство НБУ заверило их в том, что ситуация на валютном рынке практически стабилизировалась – и заветный «эквилибриум» уже близок.
«Есть основания говорить о достижении эквилибриума на валютном рынке. За последние недели мы наблюдаем там стабильную ситуацию. Поэтому Национальный банк констатирует наличие предпосылок для либерализации рынка и ослабления некоторых ограничений», – отметила председатель Национального банка Украины Валерия Гонтарева.
Вербальная интервенция первого банкира страны на этот раз прошла успешно.
При этом регулятор даже незначительно ослабил административное давление. В частности, еще с 10 апреля НБУ позволил некоторым импортерам жизненно важных товаров (нефть, бензин, определенные медикаменты) покупать валюту без обязательного предъявления аккредитива. Допустили на рынок и страховщиков, которые не могли покупать валюту для перестрахования еще с осени. Впрочем, снятие этих ограничений еще не успело отразиться на рынке.
Возрождение моды на гривну
Вслед за официальным курсом двигался и «черный рынок», который начал неделю с ценой 24 грн/$, а закончил с 22-22,5 грн/$. Заметно укрепилась валюта еще в четверг, в результате чего сформировался аномальный для последнего времени тренд: в кассах некоторых банков, где до обеда 16 апреля доллар покупали по 24 гривны, выстраивались очереди из желающих продать валюту, поскольку на «черном рынке» в этот день можно было без особых сложностей купить доллар по 23 гривны.
Однако уже после обеда в кассах вежливо сообщали, что гривна закончилась, поскольку изменить курс покупки в течение дня они не имели права. В пятницу тренд еще больше усилился: в некоторых пунктах обмена валют можно было приобрести доллар по 22 гривны.
Некоторые банки начали предлагать гораздо больше валюты, нежели ранее. К примеру, крупнейший банк страны – ПриватБанк – возобновил возможность покупки валюты в рамках позволенных НБУ 3000 гривен. В пятницу в банке отметили, что окончательные выводы относительно спроса на валюту делать еще рано, но он пока что несущественный.
«Тенденция сейчас развернулась, и многие хотят уже не приобрести валюту, а наоборот [продать – ред.]. Поэтому спрос совсем несущественный. При этом в Украине действует ограничение – эквивалент 3000 гривен, и сейчас количество желающих купить валюту как инвестицию существенно убавилось», – констатирует Олег Серьга, пресс-секретарь ПриватБанка.
Стоит отметить, число тех, кто стремится инвестировать в валюту, среди населения сократилось не только благодаря укреплению гривны, но и в связи с двузначной инфляцией, которая значительно влияет на возможность делать сбережения. Также у граждан изрядно снизилась покупательная способность, вследствие чего импортерам нужны уже меньшие объемы валюты, в том числе и на «черном рынке», который многим экономическим субъектам сейчас заменяет межбанк.
Более того, банкиры указывают, что регулятор стал гораздо лучше ориентироваться на валютном рынке.
«НБУ обуздал ситуацию. Всем становится понятно, что курс начинает укрепляться», – подчеркнул Андрей Онистрат, глава набсовета банка «Национальный кредит».
В то же время член Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран добавляет, что стабилизировать рынок в нынешней ситуации было не так уж и сложно.
«Это старый рецепт, когда систему ограничивают ликвидностью. В пятницу остатки на корсчетах были в районе 27 млрд гривен, до этого – около 25 млрд. Учитывая инфляционные процессы и динамику депозитной базы, 25 млрд гривен – это достаточно дефицитный режим. Не скажу, что они слишком усердствовали, но некоторое снижение объемов ликвидности привело к укреплению курса на межбанке», – поясняет Шапран.
Каковы перспективы?
Вместе с тем основные испытания у регулятора все еще впереди. Для того чтобы загнать наличный доллар в желаемый НБУ коридор 20-22 грн/$ и устранить наличие нескольких курсов, Нацбанку нужно будет постепенно снимать административные ограничения.
Первый заместитель главы НБУ Александр Писарук на прошлой неделе заявил, что в течение двух-трех месяцев регулятор закончит процесс очистки банковской системы, после чего перейдет к структурной стабилизации рынка.
«Регулятор работает над планом поэтапного устранения валютных ограничений в соответствии с обязательствами в рамках новой программы сотрудничества с Международным валютным фондом», – сказал Писарук.
Если регулятору удастся сделать эти шаги «безболезненно», это уже можно будет считать определенным достижением Нацбанка.
«Серьезным шагом со стороны регулятора будет не просто «удавить» курс ликвидностью, но при этом снять все ограничения и ввести рынок в состояние 2014 года при объемах по всей валюте, а не только по доллару в эквиваленте 400-500 млн долларов. Это можно будет считать большим достижением, а то тактическое преимущество, что есть сейчас – оно, возможно, временное», – считает Шапран.
По мнению Андрея Онистрата, если регулятору удастся в ближайшее время укрепить наличную гривну в коридоре 20-22 грн/$, население начнет переходить из доллара в гривну, и тогда возникнет обратный тренд по наполнению депозитных счетов, что станет хорошей предпосылкой для снятия административных ограничений.
«Я считаю, что административные меры можно будет снимать, когда удастся снизить такую цифру, как «наличка» за пределами банков. В моем понимании сумма в 270-280 млрд – это очень большая цифра. Она должна быть в два раза меньше, но сделать это за один день невозможно», – говорит Онистрат.
Однако ожидать резкого укрепления гривны ниже коридора в 20-22 грн/$, прогнозируемого регулятором, в целом не стоит. Поскольку НБУ, вероятнее всего, начнет по возможности пополнять ЗВР, которые на начало апреля составляли около 10 млрд долларов, при плановом сценарии их наращивания до 17 млрд долларов к концу года – согласно программе МВФ.
Александр Моисеенко