Народные депутаты Алексей Логвиненко, Евгений Суслов и Наталья Королевская зарегистрировали в Верховной Раде законопроект «О внесении изменений в Закон Украины „О занятости населения» (№10497), пишет Дело.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту со ссылкой на данные Мирового банка, около 23% трудоустроенных украинцев работают без официального оформления трудовых отношений.
По данным разработчиков законопроекта, уровень безработицы украинцев в возрасте 15-24 лет составляет 20%, а в сельской местности еще выше. «И это при том, что большая часть выпускников школ получает высшее образование или же проходит обучение в ПТУ», — говорится в пояснительной записке.
Что предлагается?
Для снижения уровня безработицы и повышения занятости среди молодежи и людей, которым сложно найти работу (инвалидов), народные депутаты предлагают внедрить следующие механизмы.
Работодатель, который на протяжении года создал новые рабочие места с заработной платой не меньше, чем три минимальные зарплаты, имеет право в следующем году на уменьшение размера уплаты единого социального взноса на уровне 50% за каждого трудоустроенного специалиста.
Субъекты малого бизнеса, которые трудоустраивают сроком не меньше, чем на два года, безработных на новые рабочие места, освобождаются от уплаты единого социального взноса сроком на один год с дня их трудоустройства.
Работодатель, который принимает на работу человека, недостаточно конкурентоспособного на рынке труда, сроком не меньше, чем на два года, имеет право уплачивать за него 50% от суммы единого социального взноса.
Работник, трудовой договор с которым был разорван по инициативе работодателя, имеет право на досрочный выход на пенсию, если он имеет трудовой стаж не меньше, чем 20 лет у женщин и 30 лет у мужчин.
Что сейчас?
Опрошенные эксперты отмечают, что в рамках украинского законодательства уже существуют льготы при трудоустройстве работодателем сотрудников, которые были направлены Государственной службой занятости. Однако на практике они практически не работают.
Как рассказывает Олег Пась, директор аудиторской компании Paudis, согласно действующему законодательству, если работник был направлен на работу на предприятие Государственной службой занятости, то между госведомством и работодателем может заключаться договор сроком на два года, который предполагает денежную компенсацию со стороны государства. В первый год вся выплаченная заработная плата работнику и уплаченный единый социальный взнос должны в виде дотации компенсироваться Государственной службой занятости. Работодатель, в свою очередь, не имеет права уволить указанного сотрудника на протяжении двух лет с момента заключения договора.
«За все время своей работы я лишь пару раз сталкивался с использованием этой нормы. Механизм очень сложный и забюрократизированный. Ни одна компания повторно его проходить не согласна», — говорит эксперт.
Заключение договоров с центром занятости, которые бы предусматривали компенсацию, для предпринимателей являются скорее исключением, чем правилом. Всего через такой механизм в 2010 году трудоустроилось 53 тыс. сотрудников, в 2011 году — 35 тыс. человек, а в 2012 году эта цифра не превысит 20 тыс. человек. Причина банальна — отсутствие денег в бюджете Государственного центра занятости. Так при бюджете Государственного центра занятости Украины в размере порядка 1 млрд долларов в 2010 году на механизм дотации по организации рабочих мест было выделено около 1 млн гривен. И скорее всего, эта сумма осталась на том же уровне в бюджете на 2011 и 2012 годы.
Внедрение льгот для работодателей при приеме на работу безработных и молодых специалистов не так давно предлагалось депутатами от Партии регионов Ириной Бережной и Андреем Пинчуком (законопроект «Об обеспечении молодых специалистов первым рабочим местом» (№10250). Парламентский комитет по вопросам социальной политики законопроект отклонил.
Читайте также:
Бизнес запутался в группах единого налога
США считает необоснованным фискальное давление на бизнес в Украине
Иностранцы сворачивают бизнес в Украине
Европейские компании жалуются, что вести в Украине бизнес все труднее
Малый бизнес страдает от «упрощенных» налогов