Минфин - Курсы валют Украины

Установить
kakhakareli

кахабер карели

0 подписчиков13 подписок

Был на сайте 18 августа 2022 в 14:07

Мужской

6 января 1962

Тбилиси

независимый эксперт

О себе

доктор экономических наук

На Минфине с 25 августа 2014

Заблокировать

Авторские колонки

Записи

4

19 октября 2014, 05:24

Еще раз о земельной реформе - “за” и “против”

Или разница между «обвалом» и «временным падением» цен. Земельная реформа — это самое массовое мероприятие со стороны государства, оно касается почти всех, кто только пожелает принять в нем участие. Kаждый землевладелец берет на себя обязательство перед государством: платя налоги, участвует в развитии экономики страны, производит сельскохозяйственные продукты, участвует в развитии строительного бизнеса, благодаря земельной реформе мощно развиваются банковские и нотариальные сектора... Но наивно думать, что земельная реформа имеет одни преимущества, и у нее нет «побочных явлений». Это, конечно, не так! У земельной реформы вместе со многими положительными факторами есть и отрицательные стороны, к решению которых правительство должно быть готовым в самом начале процесса. Из негативных факторов надо отметить один из самых значительных — временное падение цен на недвижимость, на что невозможно повлиять механически. Так что правительству, при всем его желании, трудно будет повлиять на процесс. По мнению американского экономиста Билла Виллиамса, все рынки создаются людьми. Их соображения на счет ценностей отличаются, но на счет цены они достигают договора. Земельной реформе посвящались двe мои статьи на racurs.ua- “Земельная реформа и опыт Грузии” и “Земельная реформа в Украине”. В вышеуказанных статьях были описаны как положительные, так и отрицательные стороны земельной реформы, хотя в целом, сам процесс я оценивал как очень важный и позитивный. Но, почему-то на сайтах novostimira.com.ua, vashrieltor.com.ua , dilova.com.ua , news.mail.ru , со ссылкой на мои статьи появились публикации, под названием “Земельная реформа в Украине может вызвать обвал цен на недвижимость — эксперт”. Ни о каком “обвале” в моих статьях речи не было, да и вообще, внимание в этих публикациях было почему-то обращено только на негативные стороны реформы. На статистику цен недвижимости на рынке влияет не только то количество земельных участков, которые окажутся после земельной реформы, но и политико-экономическое положение в стране. Население страны по экономическим возможностям делятся на три категории — низкая, средняя и высокая. Деление происходит разными методами, так что это деление сравнительное и абстрактное. В результате земельной реформы собственниками земельных участков окажутся все желающие граждане Украины. Возрастающее количество участков на рынке и есть главная причина падения цен — земельный рынок окажется насыщенным: насколько предложение будет превосходить спрос, настолько упадут и цены, хотя земельный рынок со временем сам себя отрегулирует. А вот гораздо более непредсказуемые “сюрпризы” преподносит экономический кризис, вызванный разными экономико-политическими факторами. Кризис вынуждает низшие слои населения в панике выбросить еще большее количество участков на рынок, тем самым снизить цены на недвижимость. Средний слой берет временный «тайм аут» и предпочитает воздержаться от продажи земель по заниженной цене, и лишь маленькая часть решается на покупку. В таком случае, главным игроком, можно сказать монополистом на рынке, становится высший слой населения. Он и диктует цены нa рынке, стараясь снизить их до желаемого минимума. Даже может случиться так, что по сегменту дорогостоящих участков (т.н. VIP участки), из-за непрИемлемости цен для владевцев недвижимого имущества, будет чувствоваться дефицит предлагаемых участков, т.к., если дешевые участки или участки со средними ценами из-за уменьшения количества покупателей по цене падают до 20-25 процентов, то дорогостоящие дешевеют аж до 35-40 процентов. К сожалению, нет официальных данных, поэтому делать выводы приходится на основе устных данных от разных маклерских контор. Для наглядного примера резкого падения активности рынка недвижимости, рассмотрим данные публичного реестра на 2008 год, т.е. после «августовской» грузино-русской войны. регистрация/месяц май июнь август сентябрь октябрь ноябрь декабрь регистрация всего 44215 51263 20151 20583 23423 20834 27152 купля-продажа рег. 6206 7414 3140 3234 3508 2942 3770 ипотека рег. 9439 10999 3662 4156 5324 4486 5077 Из таблицы видно, насколько, начиная с августа, по сравнению данных на май снизилось число регистрации — как первичной, так и купли-продажи и ипотек. Общее количество регистрации и купли-продажи уменьшились вдвое, а ипотека чуть не в три раза. Только с декабря рынок начал «приходить» в себя, но полноценно начал функционировать только поздней весной следующего года. Рынок недвижимости в случае «объективного замешательства», который будет длиться пропорционально сложившейся ситуации, «приходит в себя» только с положительными изменениями общего фона в стране. Недвижимость всегда и везде считалась самым удобным капиталовложением. Цена на недвижимость сравнительно стабильная, при стабильных условиях он редко снижается. Так что, падение цен на недвижимость может быть только временным, после чего они, как обычно, возвращаются к старым показателям Земельная реформа, с ее положительными и отрицательными сторонами, является индикатором демократичности страны, показателем готовности правительства к революционным переменам. Этo действительно жизненноважный процесс как для самого государства, так и для ее граждан.

Нет голосов

Комментировать

13 сентября 2014, 10:58

Новые времена, старые земельные головоломки

Или, как по сей день работают старые привычки . Послe расспада нашей общей с Вами страны, произошли основательные изменения во многих отраслях производств. Экономика целиком перешла на т.н. рыночные отношения, много предприятий было преданы в частные руки. С появлением частной собственности, начал бурно развиваться рынок недвижемости. Появление права собственности на землю дало мощный толчек рыночным земельным отношениях. То, что раньше совершалось нa теневых рынках, после земельной реформы стало легальным, речь идет о свободной и законной процедуре купли-продажи земли и недвижемого имущества. Из многих «направлений» теневого рынка, самым значительным был земельный теневой рынок, в режиме запрета, он все-таки функционировал! Функцию нотариусов успешно выполняли совет колхоза и директор совхоза. Вся не хитрая операция купли-продажи происходила следующим образом- продавец писал заявление на имя совета колхоза, или дирекции совхозов, что его семья не в состоянии обработывать землю и просил отрезать у семьи конкретную площадь земли, выражая желание сдать в земельный фонд (чего добру проподать?). А через некоторое время потенциальный покупатель писал заявление, что его семье не хватает земли и просил найти им какую-небудь добавку. Главным требованием было, то что обе стороны должны были быть сельскими жителями. После «тчатеъльного» изучения вопроса и директора совхозов и советы колхозов переписывли земли на новых владельцев, тем самым исполняли функцию нотариусов. Опасность того, что «лишняя» и отрезанная земля ошибочно попадет в “чужие руки”, просто не существовало. Дело в том, что новые выделения земель для сельчан осуществлялись постановлениями совета министров республик, а это происходило крайне редко, поэтому и почти не было таких заявок. В конце 70-ых годов прошлого века, городским жителям начали массво раздавать дачные участки в размере 0.06 га. После этого к игрокам теневого земельного рынка присоеденились и председатели земельных товариществ предпреятий. Садовые книжки продавцов просто-напросто истреблялись, а на имена покупателей издавались новые садовые книжки. Вышеуказанное четко показывает, что запретить не значит искоренить, просто форма деятельности каких нибудь деяний переходит в другие формы отношений сторон. Земельная реформа положила конец таким действиям, все будет законно, на законных основаниях и без боязни быть вовлеченными в противозаконные действия. Наивно было бы думать, что после начала земельной реформы этот дефект сразу исчезнет- нет, конечно! невозможно людям, много лет работавшим старыми методами и прекрасно знающими свое дело (!), сразу перекрыть воздух, им надо предложить заняться законной деятельностью- заняться легальной трудовой деятельностью и использовать те данные и многолетний опыт, что у них есть. От этого в выиграше будут все стороны- и государство (размер «теневой экономики» уменьшится), в казну поступят допольнительные средства, и все стороны будут застрахованы от мошенничества. Так, что упорядоченность этого фрагмента и ослабление «теневого рынка»- ПЛЮС земельной реформе.

Нет голосов

Комментировать

7 сентября 2014, 10:32

Боязнь коррупции- “палка в колесо” земельной реформы

З емельная реформа- как самое эффективное меропиятие против коррупции ... Не надо бояться земельной реформы. Для еe удачного проведения, просто надо предпринять решительные шаги. В современном мире одним из главных показателей демократизации страны является желание, воля и умение государсва быть гарантом по-защите прав собственников. Проводя полномасштабную земельную реформу, государство может превратить миллионны своих граждан в собственников земли, а со своей стороны на деле доказать как свою готовность встать в ряды реформаторских и демократических стран, так и свою реальную, практическую пригодность — как института, который структурирует и защищает правила жизнедеятельности свободного, ответственного общества. Каждый этап исторического развития государства характеризуется различными реформами- в начале 20-го века, после октябьской революции эта была национализация и коллективизация, а после распада социалистической/коммунистический системы, это были реформы в разныx отраслях хозяйств и промышленности. В сельском хозяйстве занято огромное количество граждан страны (селькие жители, сельско-хозяйствние работики и дачники), это намного больше, чем в других отраслях. Во многом этим и объясняется стремление каждого правительства одним из первых реформ провести в сельском хозяйстве, а именно земельную реформу. Исторический факт, что даже небезизвестный ГКЧП СССР, чтобы добиться положительного рассположения как собственных граждан, так и мировых государств, в первом же постановлении дал задание Совету министров СССР (19.08.1991 г., п. 13), в недельный срок разработать законопроект о выделении всем городским жителям земельные участки в размере до 0,15 га. Интерсно отметить, что в Украине о земельной реформе заговорили еще во времена СССР, когда было издано постановление Верховной Рады УССР «О земельной реформе» (18.12.1990г.), следующим шагом в законодательстве был указ президента Украины «О неотложных мерах по ускорению реформирования аграрного сектора экономики» (3.12.1999 г.). Но несмотря на это, к сожалению, добрые желания не воплотились в жизнь и земельная реформа до сих пор остро стоит на повестке дня. К оррупция- всемирный недуг В интернете знакомясь с разными размышлениями о земельной реформе, чаще всего утверждается, что из-за выкого уровня коррупции («коррупция зашкаливает») невозможно провести земельную реформу. Требования борьбы с коррупцией выдвигал даже ЕС- в соглашении об ассоциаций под пунктом #17 значится “Обеспечение эффективной борьбы с коррупцией”.. По данным международной организации Transparency International по индексу восприятия коррупции, в 2013 году самыми некорумпированными странами признаны — 1.Дания и Новая Зеландия (индекс 91), 2.Финляндия и Швеция (89), 3. Норвегия и Сингапур (86), далее идут- 12, Германия и Исландия (78), 19. Америка и Уругвай (73), 28.Эстония и Катар (68), 38.Бруней и Польша (38), 55. Грузия и Лесото (49), 127.Россия (28), 144.Украина и Папуа — Новая Гвинея (25). Всего в списке 175 стран мира. Если вес ь мир пользуется одинаковыми эталонами веса, длины и другими стандартными измерениями (хранившимися в Палате мер и весов в городе Севре, под Парижем), то общепризнанных стандартов по определению уровня коррупции, просто не существует. По разъяснениям организации Transparency International- коррупцией признаны любые злоупотребления служебным положением в целях личной выгоды. Уровень коррупции установливается благодаря «единственным надежным источником информации» — «мнения и свидельства тех людей, кто непосредственно сталкивается с коррупцией или профессионально занимается ее изучением». Внимание обращается на частотность и/или объем взяток, распространенности коррупции в государственном и экономическом секторах. Безусловно, может вызвать удивление тот факт, что у Уругвая и США одинаковые показатели (19-ое место/коэффициент 73), интересно что у Ботсваны (30/64) и Бутана (31/63) показатели лучше, чем у члена ЕС Испании (40/59), а вот и другой- Руанда (49/53) и Лесото (55/49) опережают Хорватию (57/48). Если эти данные сравнить с данными Legatum Intitute , показывающий уровень жизни в разных старанах мира (в списке 142 страны), то получим очень интересную картинку. Лидирующая тройка- Норвегия , Швейцария , Канада . Гермаия и Исландия так и стоят по соседству- 14-ое и 13-ое места. Одинаково корумпированные Америка и Уругвай явно не соседи, живущие на разных этажах- 11 и 30, а вот соседствующий с Эстонией Катар, вобще не числится в списке. У Украины довольно высокое 64-ое место, Tакже нет в списке такого же корумпированного Папуа-новой Гвинеи. Испания по уровню жизни на 23-м месте, взяв «реванш» над Ботсваной (72), а Бутан и вовсе отсутствует. «Европеец” Хорватия (55) впереди Руанды (105), а некорумпированное по сравнению с ней Лесото и близко не подошел к благополучным 142-ум жителям нашей планеты. Аналитическое сравнение этих данных заставляет задуматься о связи корумпированности и уровня жизни разных стран. Явное расхождение на лицо. Наверное, все-таки высокий уровень жизни (высокая зарплата) обуславливает добропорядочность госслужащих. На показатели влияет и тот фактор, что в малоразвитых странах отсутствует среда для коррупции- карьерное продвижение (из-за низкого уровня просвещения), упращенность начала бизнеса, да и „объем взяток“ неравномерны. Одно ясно- тут не без спорных вопросов. Коррупцию невозможно искоренить, ее уровень можно только снизить. Стоит ли откладывать начало столь важной земельной реформы? В текущем году, в июлe, Правительством Украины был утвержден план по борьбе с коррупцией. По словам Премьер-Министрa Арсения Яценюка «Восстановить экономический рост в стране невозможно без нанесения реального, эффективного удара по основной преграде на пути к реформам – коррупции». Четко спланированная земельная реформа была бы самым эффективным мероприятием по борьбе с коррупцией. Надо учесть, что законопроект о стратегии борьбы с коррупцией рассчитан на период до 2017 года, Из вышеуказанных данных выясняется, что в мире не существует абсолютно некорумпированных стран, корупцию также невозможно искоренить, как и древнейшую профессию, речь идет только о масшабах этого всемирного недуга. Кто установит тот минимальный уровень коррупции, когда можно будет начать столь жизненоважную реформу? Вместе со многими положительными факторами, з емельная реформа внесет много положительных поправок и в земельном кодексе Украины. А утверждения в “голос”, что до искоренения коррупции невозможно начать земельну ю реформу, кажется умело “отпущенной уткой”, с целью отложить дату начала реформы. П олномасштабная земельная реформа снизит уровень коррупции В Грузии стартовые условия пред началом земельной реформы (1992г.) были неблагоприятными- после распада СССР разваленное и разварованное хозяйство, двухнедельная гражданская война, смена правительства, абсолютная коррупция и анархия, 20 процентов окупированных территорий. Земельная реформа была первым смелым и серьезным реформаторским шагом нового правительства (за 12 дней)- 18 января 1992 года было издано постановление кабинета министров Грузии #48 (»О земельной реформе земель сельско-хозяственного назначения в Республике Грузия"), которое состояло всего-лишь из 15 (!) пунктов. Надо отметить главное- ни одного корупционного криминала на протяжении всего процесса! На вопрос- коррупция во время реформы отсутствовала, или ее просто не зафиксировали, я отвечу фактом- не было зафиксировано не одного случая коррупции! Хотя, не исключена и лояльность правительства к людям, без оплаты выполнявшие столь ответственную и трудную работу. Учитывая “грузинский урок”, можно сказать, что начало земельной реформы не стоит откладывать. Украина, с целью достойно провести реформу, должна учесть всемирную практику, особенно опыт пост-советских стран, так как они сравнительно недавно провели реформу. Строжайший контроль со стороны государства и соответствующая законодательная база, намного снизят уровень коррупции. Раз ее невозможно искоренить, так чего-же ждать? Ведь миллионы трудолюбивых граждан Украины ждут получения земель. Процесс, вместе с некоторыми «побочными явлениями» будет иметь много оздоровительных факторов для многих отраслей Украины. С началом реформы, постепенно будет уменьшаться уровень коррупции, так как всем желающим будут выделены земельные участки. Начало земельной реформы в столь трудный период для Украины, показало бы жизнеспособность и стойкость украинского государства, умение правительства на кардинальные изменения, желание встать в ряды цивилизованных и демократических стран.

+6

Комментировать

29 августа 2014, 17:50

Роль земли в экономике страны

Конец 20-го века озманеновалось глобальным историческим явлением- распадом всемирной Социалистической системы. Большинство европейских пост-советских стран одной из первых реформ провели в сельском хозяйстве, именно полномасштабную земельную реформу. По сути своей- земельная реформа основа демократизации общества, а каждый владелец недвижемости- гражданин демократической страны. Именно правом распоряжения по- собственному желанию своим имуществом и является самым наглядным итогом демократизации общества, a желание страны проведением земельной (как и других) реформы — показатель уровня демократизациисамой страны. В случае полномасштабной земельной реформы, никакая бюрократическая преграда не может помешать развитию земельного рынка. У земельной реформы есть и другое огрмоное и положительное значение- экономический эффект. Граждане, почувствовав «добрую волю», выявленную госдарством, и сами чувствуют долг перед страной — платя земельной налог, они учавствуют в процветании экономики страны. Надо отметить, что земля всегда являлась значительной составной частью экономики. В удостовъренiе #4549 (от 05.11.1915г.), выданный «М.В.Д. управлением медицинскою частью гражданского ведомства на Кавказъ“ отмечено, что помощником намъстника ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА Сенатором Петерсоном Тамаре Бабанашвили назначена пенсия в размере 400 руб. в год, “съ выдачею таковой изъ Тифлисскаго Казначейства, изъ коихъ: 158руб. 5коп. из сумм государственнаго Kазначейства и 241руб. 95коп. изъ суммъ земскихъ сборовъ Закавказья”. Это удостверение мне показалось настолько инетересным, что из-за него на „барахолке“ Сухого Моста (на подобие Андреевското Спуска) пришлось расстаться с моим любимым винниловым альбомом «Phyzical Graffiti». По данным Налоговой Службы Грузии, с 2008г. по 2013г. поступления от земельного налога росли ежегодно- в 2008г.- 31.602.070 лари (бюджет страны 4.762.657.330), в 2011г.- 57.616.100 лари (бюджет 6.134.752.500), в 2013г.- 64.109.500 лари (бюджет 6.659.296.600), (Примечание-из регионов Абхазии и Цхинвали деньги не поступают в казну Грузии). Надо отметить, что согласно Налоговому Кодексу Грузии, налогом не облажаются земли до 5.0 га., находящиеся в собственности физических лиц, положением от 1 марта 2004г.. Земельная реформа способствует возникновению новых и развитию уже существующих структур, это- аудиторные/кадастровые компании, проводящие оценку имущества, геодезические компании, проводящие измерения и размежевания участков, маклерские/реелторские компании, занимающиеся посредническими услугами, банки, дающие кредиты с гарантией недвижемости, юридические компании, большие и малые сельско-хозиайственные предприятия, создание регистрационной службы. Существование и функционирование земельного рынка невозможно без регистрационной службы. Она является хранителем и гарантией новейщих и правдивых данных о недвижемости (но она ни в коем случае не отвечает за правдоподобность документации, представленных заявителями).Земельный рынок, его активность прямо и непосредственно зависит от экономико-политической ситуации в стране. регистрация / годы 2007 2008 2009 2010 2011 2013 всего 234 546 402 260 302 272 372 943 466 799 482 475 первичная 104 263 139 356 89 841 98 215 111 248 90 848 купля-продажа 30 797 61 174 50 422 55 829 64 937 73 674 Ипотека 33 631 58 741 35 567 53 981 64 834 74 166 По данным Публичного Реестра Грузии, рост количества регистраций в 2009 году уменьшился по сравнению с 2008 годом (на 100.000 единиц). Это было обусловлено августовской грузино-российской войной в 2008 году, что вызвало пассивность не только земельного рынка, но и многих отраслей различных хозяйств и промышленности, строительства, туризма… Кроме вышеуказанного 2009 года, общее количество регистрации постепенно росло. Уже через год рынок недвижемости „пришел в себя“ и начал набирать обороты- количество регистраций значительно выросло по всем компонентам. Данные первичной регистрации в 2013 году, по-сравнению с 2011 годом значительно уменьшились. Надо отметить, что если количество купли-продажи и ипотеки ежегодно растет, количество первичной регистрации, после определенного бума будет уменьшатся, так как уменьшается количество нерегистрированного имущества. Да и рост количества регистрации купли-продажи и ипотеки небезграничен- после пикового состояния количество будет незначительно колебаться (+/-), в чем нет ничего панического. По-данным того же Публичного Реестра, количество сотрудников ежегодно увеличивалось с 941 (2007г.) до 1227 (2013г.) человек. Надо отметить, что Aгенство на договорной основе часто прибегает к услугам нештатных сотрудноков (например: перевод существующей бумажной документации в цифровой формат), а их количество немалое. Надо отдать должное руководству Агенства, что в трудный экономический период (2008г.), когда чистая прибыль составила всего-лишь 145 332 лари, оно смогло не только сохранить высококвалифицированных сотрудников, но и ежегодно увеличивать их количество. В 2013 году доход Публичного Реестра составил 31 345 368 лари (около 17 911 638 usd) из них- 5 328 455 лари (около 3 044 831 usd) чистая прибыль. На примере данных Грузии, для наглядности экономичесокого эффектa и занятости трудовых ресурсов, нетрудно обобщить на Украину, с тем учетем, что (по данным Wikipedia.org) признанная ООН-ом территория Грузии составляет 69700 кв.км. (включая Абхазию и Цхинвали), а территория Украины- 603700 кв.км. (включая Крым). Обьязательно надо отметить настоящее “Грузинское чудо”- систему регистрации. На рубеже XX-XXI веков в Грузии работали несколько международных проектов, прямо или косвенно связанных с регистрацей имущества- WB (Всемирный Банк), USAID (США), KfW (Германия), SIDA (Швеция), и хоть были основы для развития регистрационной системы, но тот рывок, который произошел в 2005-06 г.г., а особенно в 2008-10 годы, смело можно назвать “чудом”. По данным Всемирного Банка (WB) и Междуманордной Финансовой Корпорации (IFC), грузинская регистрационная система уже третий год стоит на первом месте в мире, на втором- Новая Зеландия, 3- Беларусь, 4- Объедененные Арабские Эмираты, 6- Литва, 25-США, 28- Сингапур, 38- Швеция, 66- Япония, 68-Великобритания, 81- Германия, 149- Франция, 151- Израиль. Если пересмотреть вышеуказанные данные, в глаза бросается тот факт, что страны, которые славятся вековыми традициями земельного рынка, находятся далеко от лидеров- США-25, Швеция- 38, Великобритания-68, Германия-81. А вот первая двадцатка состоит из стран, которые недавно начали регистрацию имущества, из них большенство пост-СССР стран- Грузия-1, Беларусь-3, Литва- 6, Киргизия- 9, Азербайжан- 13, Эстония- 15, Россия- 17, Казахстан- 18. Украина, к сожалению в списке стоит на 97 месте. Это указывает на то, что те страны, которые свою регистрационную систему начали основывать позже, предусмотрели вес мировой опыт и стандарты. Украина, может оказаться в выигрышном полежении, если она учтет все подробности и достоинства всемирной практики земельной реформы и регистрации имущества, это создаст дополнительные рабочие места, принесет дополнительные денежные поступления, и что самое главное- преобретение государством еще одной черты демократичной страны.

+6

1


Главная/

кахабер карели