Минфин - Курсы валют Украины

Установить

Как увеличить стоимость компании: от оценки бизнеса до управления стоимостью

Увеличение стоимости компании — естественное желание собственника бизнеса, и очень непростая задача, которая стоит перед любым руководителем. Если компания стремится увеличить свою стоимость, то начать нужно с факторов, которые на эту стоимость влияют, а именно доходность бизнеса, стоимость активов, всевозможные риски. Чтобы определить стоимость компании (к примеру, перед выходом на внешние рынки), необходимо воспользоваться специальными услугами оценки бизнеса. От выбора поставщика таких услуг зависит очень многое, поскольку неточные показатели могут подпортить репутацию вашей компании и лишить крупных инвесторов. Что и как будут оценивать для определения стоимости вашей компании? И главное - что делать дальше с этой оценкой? 

Что будут оценивать 

Обычно оценка начинается с факторов, связанных с рынком, на котором работает компания. В частности, дается описание рынка, конкретизация его географии, объемов и тенденций роста, анализируется спрос и его соотношение с предложением. Очень важно чётко сформулировать и хорошо понимать преимущества вашего бизнеса и его барьер входа на рынок. Поэтому при оценке бизнеса учитывается не только сама компания, но и её основные конкуренты вместе с занимаемыми ими долями рынка.

Далее следует оценка рыночной доли, на которую влияет не только объем продаж и доля занятого рынка на данный момент, но и предполагаемые объемы компании в будущем. Это значит, что оценке бизнеса участвует предполагаемая скорость захвата рынка. По мнению Михаила Умникова, управляющего партнера инвестиционной компании Elliott Capital, уверенность внушают те компании, которые занимают двукратную долю рынка по сравнению с конкурентами, так что это тоже нужно учесть.

Для оценки доходов компании и времени их получения  часто используются аналитические показатели EBITDA (Earnings before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization), свободного денежного потока FCF и результаты финансового анализа. В некоторых частных случаях также проводится оценка инвестпроекта, которая включает в себя  анализ бухгалтерской рентабельности, периода окупаемости, чистой приведенной стоимости, внутренней формы доходности и еще нескольких факторов, которые могут быть выбраны опционально. Помимо прочего, на стоимость также влияют стратегические цели компании, качество корпоративного управления и результативность команды менеджеров. Не последнюю роль играет и оценка рисков, ликвидности и ограничений бизнеса.

Как будут оценивать
Существует несколько подходов к оценке бизнеса и первый из них — это внешний анализ, целью которого является выявление и изучение факторов внешней среды, которые могут привести к изменению ценности бизнеса. При внешнем анализе обычно изучают макроэкономическую ситуацию и проводят отраслевой анализ. 

Второй подход — это внутренний анализ, который, в свою очередь, бывает двух видов: традиционный и на основе BSC. В традиционный внутренний анализ обычно входит оценка имущества, оборотного и собственного капитала, производственных показателей финансового состояния бизнеса, его методов и обстоятельств, а оценка на основе BSC обычно предполагает использование сбалансированной системы показателей. 

В некоторых случаях возможно также проведение доходного, сравнительного, затратного анализа или же анализа на основе концепции экономической прибыли. Фактически, помимо анализа бизнеса, принято задавать еще и ряд вопросов, на которые нужно быть готовым ответить, предоставив соответствующие данные буквально помесячно за определенный период. Обычно эти вопросы касаются:

  • структуры и динамики клиентской базы;
  • среднего срока жизни клиента;
  • среднего, максимального и минимального чека;
  • среднего срока авансирования, если это  применимо к данному бизнесу;
  • структуры выручки по услугам и клиентам;
  • структуры расходов;
  • основных конкурентов и  предполагаемого объема и доли рынка. 
Вполне вероятно, что нужно будет подготовить информацию о применяемых в бизнесе технологиях или дать комментарии по их разработке. Всё это должно быть сделано крайне тщательно, так как ошибки в оценке могут привести к серьёзным негативным последствиям. К примеру, Тюменская нефтяная компания была вынуждена отозвать с рынка свои облигации объемом $500 млн. из-за некорректно заявленной стоимости активов компании, что создавало неправильное впечатление у инвесторов.

Что делать дальше 
В конечном итоге оценка стоимости компании дает следующие результаты:
  • управление компанией становится более эффективным, инвестиционные решения — более обоснованными;
  • бизнес-планирование проводится на основании четких показателей деятельности компании; 
  • становится понятной кредитоспособность компании;
  • налогообложение компании становится проще и понятнее и пр.

Управление стоимостью компании обязательно предполагает эффективное стратегическое планирование, которое включает в себя не только определение целей и будущих продуктов, но и формализацию этих целей, построение стратегий. 

Для эффективного управления стоимостью бизнеса нужно внимательно подойти к оптимизации размещения ресурсов между структурными разделениями и проектами, улучшить позиции в слияниях и стратегических альянсах и убедиться в устойчивости компании относительно недружественных поглощений. На стоимости компании также благотворно сказывается рост потоков свободных денежных средств. Чтобы его обеспечить, придется разработать стратегию увеличения стоимости и использовать возможности финансового и организационного реструктурирования. А если удовлетворить все требования инвесторов по доходности, можно будет повысить привлекательность компании для будущих зарубежных инвесторов, чье отношение к украинским компаниям, по словам Брэдли Вэллса, аналитика по корпоративному управлению Concorde Capital, все еще довольно скептическое.

Читайте также:

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться