Осенью прошлого года украинцы начали получать письма якобы от Министерства здравоохранения о том, что стране грозит дефицит лекарств. Это происходило в то время, когда польские дальнобойщики заблокировали границу с нашим государством, а в Словакии и Венгрии возникла такая угроза. Вскоре Минздрав официально сообщил, что не посылал подобных предостережений — проблем с лекарствами в Украине нет, и только российская пропаганда пытается разогнать панику. «Минфин» разобрался, может ли действительно возникнуть дефицит лекарств, и готовы ли украинские аптеки к такому развитию событий.
Дефицит лекарств: может ли он угрожать Украине из-за войны и блокирования границ
Когда в Украине возникал дефицит лекарств
В последние годы наше государство несколько раз сталкивалось с угрозой нехватки лекарственных препаратов; рассмотрим, что становилось причиной этого.
Пандемия COVID-19
Первый случай заражения коронавирусом в Украине был зафиксирован в начале марта 2020 года, а уже в середине этого месяца Кабмин ввел карантин, пытаясь ограничить передвижение и общение людей.
Тогда дефицит лекарственных средств возник вследствие сочетания нескольких факторов: большое количество больных одновременно нуждались в медицинской помощи, а также значительное количество граждан пытались запастись лекарствами на всякий случай.
Ситуация усугублялась сложностями производства лекарств из-за закрытия компаний на карантин во всем мире и нарушением логистических связей. Как следствие, импорт лекарственных средств только в мае 2020 года рухнул более чем на 40%. Украинские фармкомпании хотя и наращивали производство, но не могли покрыть дефицит, в том числе из-за трудностей получения компонентов, которые традиционно доставлялись из-за границы.
Особенно остро ощущался дефицит лекарств, которые были необходимы для лечения непосредственно коронавируса. Как рассказывали работники аптек, по протоколам для этого использовали 50 названий лекарственных средств, но до 30% из них не хватало, или и вовсе не было на рынке.
Полномасштабное российское вторжение
После начала полномасштабных боевых действий в феврале 2022 года миллионы украинцев пытались создать запасы лекарств. По данным аналитической компании Proxima Research, уже в первый день вторжения продажи в аптеках выросли примерно в два раза, по сравнению с данными годичной давности. К тому же, в последующие дни продажи лекарств также продолжали неумолимо расти.
В этот период больше всего покупали средства для лечения артериальной гипертензии, противовоспалительные и противопростудные, препараты для лечения диабета, а также различные виды антибиотиков.
На этом фоне, по данным Гослекслужбы, в первые дни полномасштабной войны из 23 тыс. аптек продолжали работать лишь около 10%. «Основная причина этого — отток кадров. 97% персонала аптек — это женщины, многие из которых уехали, спасая детей», — объясняли в ведомстве. Для того, чтобы решить этот вопрос, даже были упрощены правила допуска к работе в аптеках.
Кроме того, возникли логистические проблемы. Многие складские помещения были повреждены или находились на оккупированной территории. Иностранные транспортные компании боялись ехать в Украину, а движение внутри страны было существенно осложнено.
В итоге, еще в конце марта в государстве ощущался дефицит препаратов для снижения артериального давления, некоторых позиций инсулина, успокоительных. Кроме того, время от времени, с появлением информации о возможном ядерном ударе или аварии на АЭС, возникала нехватка препаратов на основе йода.
«В первые месяцы полномасштабного вторжения были определенные логистические проблемы у наших поставщиков, не во все города была доставка товаров, поставщики отказывались ездить в прифронтовые города. Часть этих проблем мы решали усилиями нашей собственной логистики, но некоторые товары все же отсутствовали. Глобальных проблем удалось избежать благодаря остаткам лекарств в аптеках и замене препаратов на аналоги», — рассказал «Минфину» заместитель коммерческого директора сети аптек АНЦ Алексей Кузьменко.
Разрешить кризис с медицинскими препаратами в начале войны удалось благодаря постепенному налаживанию логистики и освобождению значительных территорий на севере Украины. Также, уже в марте Правительство упростило условия импорта и ввоза препаратов, зарегистрированных на других рынках.
В мае Верховная Рада запретила поставки лекарств из рф и беларуси. В том числе, в тех случаях, когда на эти страны приходился только один из циклов производства. Сообщалось, что в результате этих ограничений под запрет могут попасть до 700 наименований лекарственных препаратов.
В то же время, особого веса на рынке они не занимали, а процесс их замены прошел довольно безболезненно. В частности, как объясняют в сети АНЦ, их сотрудничество с производителями из россии и беларуси было пересмотрено сразу после аннексии Крыма, а потому на конец 2021 года общая доля продаж производителей из этих стран составляла менее 1%. «На сегодняшний день мы полностью исключили из продаж этих производителей, а тот небольшой перечень товаров, который был в продажах, удалось заменить в очень короткие сроки», — отметил Алексей Кузьменко.
Зависит ли Украина от импорта лекарств
В начале ноября польские дальнобойщики начали блокировать украинскую границу, настаивая на ужесточении требований к работе водителей из нашего государства. В этих условиях особенно важно понимать, способна ли Украина самостоятельно обеспечить себя лекарствами.
Различные исследования рынка демонстрируют отличную статистику, но, в целом, все сходятся на одном — около половины объема проданных лекарственных средств на нашем рынке было изготовлено в Украине.
Так, по данным Proxima Research, в прошлом году лекарственные препараты украинского производства занимали долю 66% в упаковках и 37% в денежном выражении. В свою очередь, как сообщает сеть АНЦ, доля продаж украинских лекарственных препаратов составляет 52,5% в упаковках и 47% в деньгах.
«Конечно, есть импортные лекарства, у которых нет аналогов у наших производителей, но, по моему мнению, базовую аптечку потребитель может собрать от украинского производителя», — говорит Алексей Кузьменко. К тому же, по его словам, продажи украинских лекарств растут.
«Наращивание доли украинских лекарственных средств на рынке — стратегическая задача для страны, ведь это гарантирует наличие лекарств в кризисные периоды. Сегодня 7 из 10 крупнейших по объемам продаж фармацевтических компаний — украинские», — отмечает начальник отдела аналитики и цифровых инноваций фармацевтической компании «Дарница» Сергей Кольчик.
Повлияло ли блокирование границ на производство лекарств
В Украине лекарственные препараты часто производятся из иностранных составляющих. В то же время, блокирование польской границы к значительным сложностям их ввоза не привело.
«Импортная составляющая наших лекарственных препаратов составляет около 80%. Почти со всего мира — США, Японии, Китая, стран Европы — к нам едут действующие и вспомогательные вещества, первичная упаковка (флаконы, ампулы, шприцы
Производитель уже подстроился к нынешним трудностям — в частности, заранее заказывает сырье и материалы, строит новые логистические цепочки.
Как к рискам готовятся аптеки
«В аптечных сетях нет дефицита ни одной группы препаратов. У пациентов есть доступ к оригинальным и качественным генерическим лекарственным средствам. Все лекарства поставляются в аптеки как от украинских, так и от иностранных фармкомпаний», — уверяют в Минздраве.
В аптечных сетях также подтверждают, что проблем с поставками нет. «Мы пока не почувствовали, чтобы блокирование границ повлияло на дефицит лекарств. Работа в нынешних реалиях подготовила и производителей, и поставщиков, и аптеки к быстрой адаптации к изменению внешних факторов», — подчеркивает Алексей Кузьменко.
В АНЦ объясняют, что запас товара в аптеках составляет в среднем 30−35 дней, к тому же есть дополнительные запасы лекарств на складах. Поэтому в сети готовы к ситуативным проблемам с дефицитом лекарств, если они будут возникать.
В конце октября польские перевозчики ослабили блокирование границы, пропуская больше грузовиков в Украину. Также, по словам премьер-министра Польши Дональда Туска, в ближайшее время блокирование может быть приостановлено. А это значит, что украинский фармацевтический рынок близок к окончательному решению этой проблемы.
Комментарии - 3
Минимальная оплата в час в Германии — 12 евро в час! (условно)
В Украине — 7100 гривен в месяц или около 45 гривен в час. (условно)
«Баер» 50 таблеток, цена в 2022 (январь) 5.90 евро
«Дарница» 10 таблеток 20 гривен (январь 2024 года)
Соответственно — рядовой немец может за час работы купить в пять раз больше аспирина чем украинец.
Ну, а вдаваться в покупательную способность «рядового» немца и украинца я не хочу.
Да с кофе не самый удачный пример — за час работы немец может купить 6 чашек кофе (на любой заправки «Шелл»), а украинец только 2 с вонючего автомата.