13 июля 2021, 7:40 Читати українською

МВФ остается на паузе: как Украина будет платить по долгам и закрывать бюджет

Очередные переговоры с МВФ завершились на уже привычной для Украины ноте: мы снова «договорились договариваться». Где правительство возьмет деньги, чтобы пройти осенний пик выплат по долгам, будут ли ради удовлетворения кредиторов обрезать финансирование расходов бюджета, — разбирался «Минфин».

Прорыва в отношениях с кредитором снова не произошло. «Стороны договорились о тесной коммуникации и совместной работе для возможности достижения Staff level agreement в ближайшее время», — говорится в официальном сообщении Минфина по результатам недавней серии встреч министра финансов Сергея Марченко с руководством МВФ.

В переводе с дипломатического языка это означает, что в ближайшее время рассчитывать на поддержку Фонда Украине не стоит.

Хотя еще совсем недавно, комментируя визит своего коллеги в Вашингтон, первый вице-премьер-министр — министр экономики Алексей Любченко заверил, что правительство выполнило все взятые на себя обязательства и уже летом-осенью Украина может рассчитывать на получение очередного транша в $700 млн.

В МВФ же придерживаются иного мнения: там считают, что Украина все еще недостаточно старается и, что самое главное, не намерены закрывать на это глаза. Доказательством тому вполне может послужить маленькая деталь: изначально в итоговом пресс-релизе Минфина говорилось, что «Украина и МВФ достигли компромисса по вопросам реформ». Позднее месседж о достигнутом компромиссе убрали, а в обновленном тексте говорится, что стороны лишь «согласовали позиции».

Чем же так недовольны кредиторы?

Что не устраивает МВФ

Незадолго до своего визита в Вашингтон Марченко говорил, что для получения следующий транша по программе stand-by Украина должна выполнить три требования Международного валютного фонда:

  • возобновить работу Национального антикоррупционного бюро (НАБУ);
  • восстановить полноценную работу Нацагентства по противодействию коррупции (возвращение уголовной ответственности за недостоверное декларирование);
  • согласовать вопрос по Высшему совету правосудия: МВФ настаивает, чтобы решающий голос в нем имели «международные эксперты».

Однако отправиться на переговоры министру финансов пришлось с невыполненным домашним заданием. Законопроект о НАБУ (который среди прочего оговаривает условия назначения и увольнения его главы) к моменту визита был принят депутатами только в первом чтении.

Судьба закона об ответственности чиновников за ложь в декларации весьма туманна. Соответствующий законопроект был принят ВР 3 июня. Однако в Офисе президента сообщили, что глава государства намерен ветировать документ, поскольку депутаты оставили массу лазеек, позволяющих недобросовестным чиновникам скрыть имеющиеся у них активы и избежать наказания.

В начале мая Директор МВФ Джерри Райс на традиционном брифинге в Вашингтоне напомнил, что среди основных тем также остаются сохранение независимости Нацбанка и продолжение политики гибкого обменного курса, среднесрочная фискальная стабильность, борьба с коррупцией и улучшение корпоративного управления.

Очевидно, что очередной кадровый скандал, разразившийся в НБУ накануне переговоров с МВФ, еще больше усложнил задачу Сергею Марченко, как и недавний инцидент с набсоветом «Нафтогаза», который внезапно отправили в отставку, обвинив в неэффективности, но сразу же вернули к работе.

Хотя говорить о том, что Украина откровенно игнорирует пожелания кредиторов тоже было бы неправильным. В активе выполненных задач наши переговорщики имели свежий закон, укрепляющий независимость НБУ. Вчера вечером, 12 июля, фракция «Слуга народа» рассматривала на заседании законопроект о реформе корпоративного управления, позволяющий обеспечить операционную независимость госкомпаний. Именно вопрос о корпоративном управлении был одним из ключевых тем для обсуждения на недавних переговорах с МВФ.

Почему кредиторы не спешат помогать Украине

Но правда в том, что при желании МВФ может легко расширить и без того длинный список своих претензий. И эти новые претензии тоже могут стать непреодолимым препятствием к получению транша. Например, та же налоговая амнистия, по поводу которой чиновники Фонда уже высказывали свой скепсис. По их мнению, в долгосрочной перспективе такие амнистии приводят к уменьшению налоговых сборов.

В МВФ уже анализируют законопроект на предмет его возможного использования для отмывания денег и коррупции. Не исключено, что именно поэтому принятый ВР еще 15 июня документ до сих пор еще не подписан президентом.

Дело в том, что формально Украина все еще находится в программе stand-by, которую Фонд обычно использует, как пожарное реагирование на серьезные проблемы в экономике потенциальных заемщиков.

Именно поэтому прошлым летом мы с минимальными бюрократическими процедурами получили от МВФ $2,1 млрд первого транша (41,7% от общей суммы программы, рассчитанной на 5 траншей). На фоне пандемии и затяжного локдауна перспективы украинской экономики для Фонда выглядели тогда действительно катастрофически.

«В Меморандуме предполагались среднегодовой курс на уровне 30,3 грн/$, сокращение резервов НБУ — до $19,3 млрд. Но уже в августе-сентябре и реальный, и финансовый сектор продемонстрировали стремительное восстановление, макростабильности ничего не угрожало. По факту среднегодовой курс составил 27,6 грн/$, резервы НБУ достигли $29,1 млрд», — рассказывает экономист Независимой группы макроэкономического анализа и прогнозирования Ukraine Economic Outlook Григорий Кукуруза.

Другое дело, что Фонд пока официально не высказал и четкого желания обсуждать с нашими переговорщиками новый формат сотрудничества — формировать новый Меморандум с новым графиком финансирования, структурными маяками и макро-индикаторами.

«Старая программа финансирования полностью „зависла“ еще прошлой осенью, а обсуждение новой, насколько знаю, пока не ведется», — резюмировал Григорий Кукуруза.

Как будем отдавать долги

С нашей стороны размораживание кредитного сотрудничества с МВФ становилось все более актуальным по мере приближения очередного пика выплат по внешним долгам.

«На сентябрь этого года приходятся большие долговые выплаты, в частности, погашение $1 млрд еврооблигаций, выпущенных в ходе реструктуризации в 2015 году, и $1 млрд пятилетних еврооблигаций, гарантированных США, которые были выпущены в 2016 году. Всего в сентябре правительство должно будет выплатить по внешнему долгу примерно $3 млрд», — подсчитал для «Минфина» старший финансовый аналитик группы ICU Тарас Котович.

Всего же во второй половине года Минфину предстоит погасить $6,1 млрд.

Источник: Ukraine Economic Outlook

Отчасти задачу правительства по обслуживанию долгов уже упростил все тот же МВФ: Совет исполнительных директоров Фонда одобрил распределение специальных прав заимствования (SDR) на $650 млрд. Из них Украина, учитывая размер квоты (0,42%), может получить около $2,73 млрд.

Однако выходить на внешние рынки Минфину все же придется.

«Даже допустив скрытый секвестр бюджета и уменьшение дефицита до 3% ВВП, полное рефинансирование выплат по валютным ОВГЗ, Минфину придется еще разместить примерно $1 млрд еврооблигаций», — говорит Тарас Котович.

Источником рефинансирования могут также стать самостоятельные выходы госкомпаний, поступления от Еврокомиссии, Всемирного Банка.

«Вполне вероятны и прямые коммерческие займы от банков или крупных холдингов (как ранее от Deutche Bank и Cargill). В том числе, к внешним займам будет корректно отнести и вложения нерезидентов в гривневые ОВГЗ. Достаточное повышение ставок (что полностью в руках Минфина) вполне может сформировать от $250 до $500 млн ежемесячного притока до конца года.

В целом, до конца года общая сумма внешних заимствований (учитывая приток нерезидентов в ОВГЗ) прогнозируется нами на уровне $10,5 млрд, из которых $4,4 млрд — уйдут на финансирование дефицита бюджета", — уточнил Григорий Кукуруза.

По словам дважды министра финансов, экс-советника Главы Офиса президента Игоря Уманского, есть достаточно других возможностей, кроме выхода на рынки капитала.

«Есть другие программы сотрудничества, в которых можно принимать участие. Программа 911, которую нам предлагали американцы, например. Под эту программу они нам предлагали не только оборудование, но и технологии и информационные системы. По этой программе можно было бы получать и военную технику в том числе. Сейчас есть программы развертывания мобильных госпиталей. А наша власть уперлась в МВФ. Забросить деньги в общий котел, — все, на что способны. А каким образом мы тратим эти средства, вызывает много вопросов и недовольства у МВФ», — говорит он.

Резервы бюджета

По подсчетам Ukraine Economic Outlook, в этом году бюджет дополнительно получит не менее 50 млрд грн за счет перевыполнения плана поступлений. Причина — изначально заниженные показатели инфляции, на которых версталась главная финансовая смета страны.

В бюджет закладывался рост потребительских цен на уровне 7,3%. Теперь же в Минэкономики говорят, что инфляция по итогам года достигнет 8%. В реальности цены могут вырасти еще больше. По данным Госстата, в июне инфляция в годовом выражении составила 9,5%.

Как результат, по итогам первого полугодия перевыполнение госбюджета уже составило 35,4 млрд грн. (6,5%).

Дополнительные средства бюджету принесут и налоговые инициативы Минфина, которые активно поддерживают и в профильном парламентском комитете.

Уже принятый в первом чтении так называемый «антиахметовский» законопроект призван повысить налоговую дисциплину крупных компаний, — так его позиционирует власть. Однако круг тех, кого затронут налоговые новации, будет намного шире. Например, после их вступления в силу платить больше придется продавцам недвижимости и автолюбителям.

И, конечно, не стоит сбрасывать со счетов скрытый секвестр бюджета, к которому власть не раз прибегала в критических ситуациях. Так что представители власти, которые не видят глобальной проблемы для страны в отсутствии транша МВФ, не так уж не правы. Деньги Фонда, по мнению руководителя отдела аналитики ГК Forex Club Андрея Шевчишина, для Украины станут вновь актуальными только к весне 2022 года.

Автор:
Елена Демина
Заместитель главного редактора Елена Демина
Пишет на темы: Макроэкономика, финансы, госрегулирование, бюджет, фискальная политика

Комментарии - 5

+
+37
Иван Горохов
Иван Горохов
13 июля 2021, 8:07
#
Ключевое слово «могут получить».В общем у нас все как всегда, и мы и нам все обещают…, а в итоге шиш!!!
+
+7
TAN72
TAN72
13 июля 2021, 11:03
#
Где, где- с народа три шкуры сдерут.
+
+7
youknow
youknow
13 июля 2021, 12:38
#
7% населення України мають 85% грошових ресурсів та вже не знають куди їх впихнути… тому ціх коштів поки вистачає для кредитування Мінфіну. це звичайно значно дорожче ніж кредити від МВФ, але безвідповідально можна «наваритись» та «замутити»
+
+22
knv4
knv4
13 июля 2021, 12:55
#
Вроде и послали, но как красиво.
+
0
Vladio
Vladio
14 июля 2021, 7:15
#
Договорились договариваться, сверили позиции, продать ОВГЗ, получить шматочек из 650 млрд, всего надо отдать 6млрд из 10+млрд, а убытки прошлых лет. В итоге три рубля до зарплаты.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться