Минфин - Курсы валют Украины

Установить
22 июля 2020, 10:28 Читати українською

Почему ФОПам в этом году лучше не пользоваться новыми повышенными лимитами

2 апреля 2020 года вступил в силу закон №540, который увеличил лимиты для ФОПов-упрощенцев. ГНС подтвердила, что с этого дня применяются новые предельные размеры доходов плательщиков единого налога. Но, как оказалось, за несколько лет налоговики смогут доначислить ФОПам обязательства за превышение объемов доходов в 2020 году.

Почему у контролирующих органов появится такое право, и как действовать налогоплательщикам, в колонке для «Минфина» рассказал ведущий адвокат практики налогового права АО Moris Group Артем Устюгов.

Что произошло

Согласно Закону «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленные на обеспечение дополнительных социальных и экономических гарантий в связи с распространением коронавирусной болезни (COVID-19)» (далее – Закон) предельный доход был увеличен:

  • для первой группы ФОП – до 1 млн грн в год,
  • для второй группы ФОП – до 5 млн грн,
  • для третьей группы ФОП – до 7 млн грн в год.

После вступления в силу закона 2 апреля 2020 года, Государственная налоговая служба в своем Информационном письме №9 от 8 апреля 2020 года и на Общедоступном информационно-справочном ресурсе (ОИР) сообщила, что новые предельные размеры доходов плательщиков единого налога применяются со 2 апреля 2020 года.

Читайте также: Как открыть или закрыть ФОП онлайн за 10 минут на государственном портале «Дія»

В чем проблема

Подпункт 4.1.9 Налогового кодекса описывает один из основных принципов налогового законодательства – принцип стабильности. Он означает, что изменения в любые элементы налогов и сборов не могут вноситься позднее, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. Налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут изменяться на протяжении бюджетного года.

Таким образом, Налоговый кодекс изначально разграничивает моменты вступления в силу законов (других решений), которыми изменялись любые элементы налогов и сборов, от момента применения новых правил и ставок налогов и сборов.

В контексте упрощенной системы налогообложения предельный размер дохода является одной из характеристик плательщика единого налога. Поэтому он относится к элементам налога, которые указаны в ст. 7 Налогового кодекса.

А значит, даже вступление в силу закона 2 апреля 2020 года не является основанием для применения его норм в части увеличения лимитов дохода плательщиков единого налога до начала следующего бюджетного периода, то есть до 2021 г.

Данная позиция применения норм, которые изменяют элементы налогов и сборов, поддерживается большинством судей Верховного Суда (в частности по делам №825/1279/17, №808/803/16).

Письмо налоговой – не аргумент

Вернемся к информационному письму №9 ГНС. Вопрос в том, поможет ли оно плательщикам налогов защититься от претензий контролирующих органов, если их позиция по вопросу лимитов по годовому объему доходов изменится.

Пункты 293.4 и 293.8 Налогового кодекса отмечают, что в случае превышения объема дохода, ставка единого налога к сумме превышения для физических лиц-предпринимателей устанавливается в размере 15%, а для юридических лиц в размере 6% с уплатой НДС и в размере 10% без уплаты НДС.

Кроме того, в соответствии с п. 293.8 плательщики единого налога, доход которых превысил предельные размере, предусмотренные налоговым законодательством, должны или перейти в следующую группу плательщиков единого налога, а в случае плательщиков 3 группы единого налога отказаться от применения упрощенной системы налогообложения.

Положение ст. 293 нельзя расценивать, как ответственность плательщика единого налога. Поскольку законодатель не усматривает в факте превышения лимитов дохода «упрощенца» — нарушение требований налогового законодательства, а лишь предусматривает иной порядок налогообложения плательщиков, которые превысили такие лимиты.

Что касается Информационного письма №9 ГНС Украины, то оно не является нормативно-правовым актом индивидуального действия, который позволит налогоплательщику уберечься от каких-либо претензий со стороны контролирующих органов. Ведь Налоговым кодексом не предусмотрено каких-либо последствий для плательщика в случае совершения действий в соответствии с такими разъяснениями, и такое «разъяснение» в любой момент может быть отозвано Государственной налоговой службой.

Читайте также: Кредиты малому бизнесу. Кабмин поддержал предоставление частичных госгарантий на портфельной основе

Как себя обезопасить

В настоящее время даже индивидуальная налоговая консультация ГНС не является залогом того, что налогоплательщика не привлекут к ответственности в случае, если он действовал в соответствии с ней.

В частности, 23 мая 2020 г. вступил в силу Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по усовершенствованию администрирования налогов, устранению технических и логических несогласованностей в налоговом законодательстве». Ним из Налогового кодекса исключена норма, которая запрещала привлечение к ответственности налогоплательщиков, которые действовали согласно индивидуальной или обобщающей налоговой консультации.

Таким образом, в сегодняшних реалиях налоговые консультации, даже индивидуальные, не уберегут налогоплательщиков от возможности привлечения их к ответственности за нарушение налогового законодательства, в случае изменения позиции контролирующего органа. Даже при условии, когда при совершении операций налоговики были на стороне предприятия.

Поэтому советуем плательщикам единого налога в 2020 году не превышать годовой лимит дохода, который был установленный Налоговым кодексом до 2 апреля 2020 года.

Комментарии - 14

+
0
denismobil
denismobil
22 июля 2020, 10:59
#
То есть закон противоречит налоговому кодексу? интересно ...
+
+25
xter
xter
22 июля 2020, 11:48
#
Не противоречит, и решения судов это подтверждают. Просто действовать по кодексу начнет с 2021.
+
+67
xter
xter
22 июля 2020, 12:09
#
Тут можно апеллировать к тому, что пунктом 4.1.9 «Податки та збори, їх ставки, а також податкові пільги не можуть змінюватися протягом бюджетного року», а «Закон №540-IX від 30.03.2020 р., який почав діяти з 2 квітня 2020» не вносит изменения ни в налоги ни в ставки ни в льготы, поэтому пункт 4.1.9 может быть не применим в данном случае. Хотелось бы конечно узнать судейский взгляд на ситуацию.
+
0
ArtemUstiugov
ArtemUstiugov
22 июля 2020, 13:33
#
Все же склоняюсь к мнению, что пункт 4.1.9 можно применить в данном случае, поскольку изменили один из составляющих элемента налога - критерии к плательщику единого налога. 

Вы правы, было бы интересно узнать позицию судейского корпуса по данному вопросу, боюсь только, что она будет озвучена только во время налогового спора..
+
0
avantoffer
avantoffer
22 июля 2020, 22:40
#
И, если превысил, то со следующего после превышения квартала будет уже общая система целый год, а это 18% с оборота. Плюс штрафы, если продолжить платить по 5%. ФОПы будут сидеть на пороховой бочке весь год
+
0
60290271
60290271
23 июля 2020, 10:00
#
Будьте точны: 18% с прибыли, а не с оборота
+
0
60290271
60290271
23 июля 2020, 10:08
#
Еще забыли военный сбор и ЕСВ
+
+50
Liaksey
Liaksey
23 июля 2020, 9:45
#
Статься написана, только для набивания контента. Никто не будет трогать ФОП-ов по описанным кейсам.
+
0
Мамкин Бизнесмен
Мамкин Бизнесмен
23 июля 2020, 10:35
#
Половина статей, если не больше, написана для набивания.

С другого сайта, более надежного для меня.

Старый лимит дохода в 5 млн грн действовал с 1 января по 1 апреля включительно, т.е. 92 календарных дня. Новый, со 2 апреля по 31 декабря, т.е. 274 к. д.
Расчёт такой:
5 млн грн × 92/366 к. д. = 1256 830,60 грн;
7 млн грн × 274/366 к. д. = 5240 437,16 грн.
Лимит на весь 2020 год для 3-й группы равен 6497 267,76 грн, т. е. меньше чем 7 млн грн.
+
+83
Anri0609
Anri0609
23 июля 2020, 17:13
#
Твердження автора статті є дуже спірними, а наведені аргументи, в даному конкретному випадку, виглядають такими, що притягнуті за вуха з огляду на таке :
обґрунтування своєї позиції автор згадує про позицію Верховного Суду в справах № 825/1279/17, №808/803/16. При цьому цнотливо замовчуючи той факт, що в обох випадках Верховний Суд розглядав питання встановлення ставок та визначення порядку оподаткування місцевими податками тобто з тих питань вирішення яких, згідно закону віднесено, віднесено до компетенції органів місцевого самоврядування.
В даному випадку такий аспект є дуже суттєвим оскільки:
Норми пункту підпункту 4.1.9 пункту 4.1 статті 4 Податкового кодексу України дійсно існують, але носять декларативний характер оскільки жодної прямої норми, яка б передбачала наслідки недотримання заявлених принципів Податковий кодекс не містить.
До норми непрямого характеру можна віднести приписи підпункту 12.3.4 пункту 12.3 статті 12 Податкового кодексу України, але зазначена норма стосується виключно рішень органів місцевого самоврядування. Аналогічної норми для рішень (Законів) Верховної Ради України яка б встановлювала наслідки порушення законодавчим органом принципів, закладених у пп. 4.1.9 п.4.1 ст.4 Податковий кодекс не містить.
+
+57
Anri0609
Anri0609
23 июля 2020, 17:14
#
Слід також врахувати, що по принципам подолання правових колізій будь-яке рішення органу місцевого самоврядування, щодо встановлення місцевих податків, за своєю правовою природою є підзаконним актом, який прийнятий на виконання вимог Закону України, а відповідно рішення органу місцевого самоврядування, у будь-якому випадку має меншу юридичну силу, а ніж Закон України .
З огляду на таке позиція Верховного Суду у справах № 825/1279/17, №808/803/16 є абсолютно виваженою та такою, що повністю відповідає нормам та духу Податкового кодексу, АЛЕ ця позиція не може застосовуватись у випадку, який описаний автором статті ОСКІЛЬКИ :
+
+57
Anri0609
Anri0609
23 июля 2020, 17:15
#
Наслідки порушення Верховною Радою принципів оподаткування, закладених у п.п. 4.1.9 п.4.1 ст.4 ПКУ, Податковий кодекс не встановлює.
Податковий кодекс та Закон України про внесення змін до Податкового кодексу за ієрархічним принципом мають рівну юридичну силу, але за темпоральним принципом юридичну перевагу має Закон України про внесення змін до ПКУ.
Слід також врахувати норми встановленні п.п.4.1.4 п.4.1 ст.4 та п.56.21 ст.56 Податкового кодексу у відповідності з якими в разі, якщо норма закону чи іншого нормативно-правового акта, виданого на підставі закону, або якщо норми різних законів чи різних нормативно-правових актів припускають неоднозначне (множинне) трактування прав та обов'язків платників податків або контролюючих органів, внаслідок чого є можливість прийняти рішення на користь як платника податків, так і контролюючого органу рішення приймається на користь платника податку.
+
0
xter
xter
25 июля 2020, 11:38
#
Дякую.
+
0
Ігор Петров
Ігор Петров
26 июля 2020, 20:32
#
Согласен с Anri0609 В статье все смешали в кучу, забыли про простой совет. Чтоб обезопасить себя - обратиться за индивидульной консультацией и: «Ним з Податкового кодексу виключено норму, яка забороняла притягнення до відповідальності платників податків, що діяли відповідно до індивідуальної чи узагальнюючої податкової консультації
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться