Минфин - Курсы валют Украины

Установить
21 августа 2013, 10:37 Читати українською

Долги местной власти увеличились вдвое

С января по июнь 2013 года задолженность местной власти перед своими поставщиками и кредиторами выросла с 3,2 до 6,5 млрд гривен (по общему фонду). Об этом говорят данные Госказначейства. Нехватка средств для расчетов с поставщиками заставляет мэров и губернаторов сворачивать все программы капитального развития на местах, пишет Forbes.ua.

Долги местной власти увеличились вдвое.
Фото с сайта forbes.ua

Причин для роста кредиторской задолженности — две, говорит заместитель мэра Винницы по финансовым вопросам Валерий Коровий. Первая — сезонность и обусловленные контрактами отсрочки платежей. Вторая — непроплаты расходов Госказначейством.

Еще в начале июля Украину накрыла волна жалоб местных властей на Госказначейство. Повод для жалоб — ведомство блокирует оплату платежек местных органов власти, даже если на их счетах в казначействе есть средства.

С тех пор проблема лишь обостряется, говорит эксперт по вопросам бюджетной политики Ассоциации городов Украины Александр Слобожан. «На текущий момент Казначейство не профинансировало 142,8 млн гривен платежных поручений городского совета Днепропетровска», — рассказывает представитель Днепропетровского горсовета со ссылкой на финансово-экономический департамент.

Рост задолженности наблюдается лишь по общему фонду местных бюджетов. Из него финансируются зарплаты бюджетников, социальные выплаты и незащищенные статьи бюджета — от текущего ремонта дорог, коммунальной сферы и до вывоза мусораВ Сумах, чтобы добиться проплаты платежек, заместители мэра города будут ходить в местное отделение Госказначейства по очереди, заявил на прошлой неделе и.о. мэра Андрей Гайдабрус.

«Госказначейство направляет весь имеющийся у него финансовый ресурс на выплаты по текущим расходам», — отмечает представитель этого ведомства.

Рост задолженности наблюдается лишь по общему фонду местных бюджетов. «Из него финансируются защищенные статьи бюджета — зарплаты бюджетников, социальные выплаты и пособия, и незащищенные текущие статьи  - от текущего ремонта дорог, коммунальной сферы и до вывоза мусора», — говорит Коровий. Проблемы с финансированием именно незащищенных статей.

По специальному фонду, который оплачивает капитальные расходы местной власти, видимых проблем нет — с января по июнь долг местных бюджетов по нему сократился в полтора раза — с 3,7 до 2,4 млрд гривен. Но это улучшение —  формальное.

«Видя, что денег в казне нет, многие города просто в разы сократили объем закупок услуг и работ, и не берут на себя новых финансовых обязательств по каппроектам», — объясняет Слобожан. По сравнению с прошлым годом расходы органов власти в рамках тендерных договоров сократились больше чем вдвое. За первые шесть месяцев 2012-го, по данным Госстата, их фактические расходы на эти цели достигли 81,4 млрд гривен, а с января по июнь этого года — лишь 35,8 млрд гривен. «Из-за постоянных проблем с финансированием местная власть почти прекратила заказывать подрядчикам дорожные работы», — приводит пример Слобожан.

Пока ситуация терпима, но ближе к концу года перестанет быть таковой. Пока много статей расходов финансируются за счет беспроцентных займов у Госказначейства. Но согласно Бюджетному кодексу, все долги перед Госказначейством должны быть погашены до 1 декабря. Проблемы начнутся даже раньше. «Уже где-то с середины октября казначейство перестанет выдавать [местным] бюджетам новые займы. И как тогда мы будем решать свои проблемы — мы просто не знаем», — признается мэр одного из городов, попросивший на него не ссылаться.

Дарья Марчак

Комментарии - 7

+
+5
SergikS
SergikS
21 августа 2013, 11:09
#
И вот тут шо черт из табакерки просто таки обязан появиться Охрименко с его бюджетными мегафинвекселями!!!
+
0
VictorS
VictorS
21 августа 2013, 22:10
#
Никто не оценил, а зря. Ведь «непроплаты расходов Госказначейством» говорят, что власти до предела зажали гривну, чтобы удержать курс. И векселя не помогут, а только усугубят ситуацию. О том, что это губит экономику писали все, кому не лень. Так что ребята, писец приближается. А Охрименко трубит: брали, берем и будем брать. Мол, пошли вы все на хутор бабочки ловить. Готовы загнать в гроб всю страну, только бы себя спасти. +5
+
0
SergikS
SergikS
22 августа 2013, 9:21
#
Как можно зажать то, чего нет? «Зажать гривну» может только НБУ, поскольку исключительно в его руках инструменты для управления монетарными показателями. И таким образом НБУ может «зажать» только банковскую гривну, но регулятор пока что тихо курит в сторонке :-)
А Кабмин с госбюджетом? Ему нечего зажимать, т.к. на ЕКС мизер, бюджеты всех уровней в долгах по самое нимагу, а плодить новые долги уже не получается. А госбюджетные векселя, если конечно какой-то адьот их возьмет, всего-навсего лишь немного улучшат показатели долга госбюджета, т.к. трансформируют краткосрочный (де-факто — овернайт) долг в пятилетний. Но фиг че у них получится!!!
+
0
VictorS
VictorS
22 августа 2013, 9:45
#
Минфин мог бы выпустить ОВГЗ в гривне и поправить дела. Но на последнем аукционе 20 августа ОВГЗ в гривне — 0.
+
0
SergikS
SergikS
22 августа 2013, 9:50
#
Да, по гривне реально 0. Но не потому, что Минфин что-то зажимает: Минфин выставлял две заявки на 0,7 и 1,3 ярда гривен, но ни кто не захотел их выкупать. Тут попахивает уже недоверием к Минфину со стороны банков, а это очень тревожный звоночек…
+
0
VictorS
VictorS
22 августа 2013, 9:54
#
Но ведь есть госбанки, или они уже не подчиняются власти?
+
0
SergikS
SergikS
22 августа 2013, 10:02
#
У них есть, как и у прочих банков, определенные нормативы, которые нарушать нельзя (размер кредита на одного заемщика). У госбанков и так в портфелях немеряно кредитов Минфину и Нафтогазу под залог ОВГЗ и, возможно, что нормативы не позволяют и дальше наращивать портфель кредитов для этих заемщиков.
И еще один момент: все эти кредиты рефинансируются в НБУ, у которого, в свою очередь и опять же, тоже есть определенные нормативы. Но эти нормативы уже контролируют такие структуры, как МВФ, и нарушения этих нормативов чреваты всякими негораздами.
И последнее. Сегодня соотношение денежной базы к ЗВР намного превышает текущий курс НБУ гривна/доллар, а это говорит о том, что, теоретически, мы обязаны девальвировать гривну до соотношения ДБ/ЗВР — так было в 2008 году. Отклонение соотношения ДБ/ЗВР от текущего курса — это, ИМХО, основной сдерживающий фактор, который не дает возможности НБУ рефинансировать ОВГЗ и таким способом наращивать ДБ.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться