- 12 мая 2010, 14:22
Кто там собрался на пенсию? А деньги у Вас есть...
Так уже сложилось, что на пенсию у нас хорошо жить не будешь. И это не особенность Украины. И в СССР, и в царской России проблема небольших пенсий была всегда. За исключением лиц, приближенных к императору или генсеку. Они на пенсию, как правило, не жаловались. Но это уже история. А наша жизнь, пока что такова, что Пенсионный фонд находится на стадии дефолта, так как ему постоянно не хватает денег. Но и те деньги, которые идут на выплату пенсий, не позволяют выплачивать приличную пенсию всем нетрудоспособным.
Мало кто помнит, что еще в 2002 году был принят ряд законов, которые должны были бы радикально изменить существующую систему пенсионного обеспечения. Согласно предложенной модели, в Украине должна была быть создана трехуровневая пенсионная система.
Первый уровень. Это существующий государственный Пенсионный фонд, который бы гарантировал выплату пенсионерам минимальной пенсии. Это позволило бы снять дефицит этого Пенсионного фонда.
Второй уровень. Полугосударственная модель. Предполагалось, что пенсионные отчисления, которые удерживают из заработной платы и доходов предприятий разделяли бы на две части. Одна часть пенсионных отчислений уходила бы по старинке в Пенсионный фонд, а часть — в специальный негосударственный пенсионный фонд, который работает под жестким контролем государства. Главная изюминка этой модели заключалась в том, что если в Пенсионном фонде все деньги получены от предприятий в виде отчислений учитывают в «общем котле», то в специализированном негосударственном пенсионном фонде учитывался бы персональный счет каждого будущего пенсионера. Это означает, что если работник получает большую заработную плату, то и отчисления в этот фонд идут большие и четко фиксируются на его персональном счете, и только он имеет право на эти деньги. А когда работник выходит на пенсию, то получает пенсию из этого счета, за счет накопленных средств и доходов на них. По закону этот механизм второго уровня пенсионного обеспечения должен был бы начать создаваться с 2004 года, но депутаты ежегодно вносят изменения в законодательство и срок внедрения этой системы постоянно откладывают. Последний раз перенесли внедрение этой систем на 2012 год.
Третий уровень. Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и страховые компании жизни (СК), которые предоставляют услуги негосударственного пенсионного обеспечения. В 2004 году они активно начали создаваться, и вообще была эйфория, что этот механизм быстро и качественно заработает. Но не получилось. На сегодня существует более 100 НПФ. По итогам 2009 года участниками этих фондов было около 65 тыс. человек, а всего активы фондов составили около 860 млн. грн. Из них 722 млн. грн. это деньги, которые в фонды перечислили предприятия. В целом из общего количества НПФ реально работает около десяти фондов и почти все они кептивные — созданные под конкретное предприятие или группу предприятий. А со СК ситуация несколько другая. Всего по итогам 2009 года они собрали денег у населения по страхованию жизни, в том числе и по накопительному пенсионному страхованию на сумму около 900 млн. грн. и из них около 600 млн. грн. — это деньги физических лиц. В 2007 году эти страховые компании собрали около 780 млн. грн, а в 2008 году больше 1 млрд. грн. СК больше денег получают от физических лиц, чем от предприятий. Хотя на рынке так же есть кептивные страховые компании.
На рынке нет однозначного мнения, почему СК больше собирают денег у населения, чем НПФ. Ряд специалистов считает, что основная вина в том, что продукты накопительного страхования более привлекательные, чем продукты НПФ. Очень спорно. Есть небольшая разница, но она несущественная.
— СК предоставляют в комплексе накопительное пенсионное страхование и страхование жизни на случай смерти. Но НПФ могут за счет взносов клиентов застраховать их жизнь в тех же страховых компаниях.
— СК при выходе человека на пенсию будут выплачивать пенсию – «на дожитие» (до тех пор, пока человек живет), а НПФ выплачивают пенсию «на срок» (на четко оговоренное время, а если он умирает раньше, то остаток денег получают наследники). Очень спорная льгота с точки зрения субъективного мнения живого человека.
— у СК можно досрочно забрать деньги, если передумал, а у НПФ нельзя, только можно перевести деньги из одного фонда в другой. На практике это действительно можно, но тогда застрахованное лицо в лучшем случае получит не более 60% внесенных денег по страховому полису.
Скорее всего, причина популярности СК перед НПФ объясняется тем обстоятельством, что СК имеют очень большой опыт страхования по системе МЛМ (сетевой маркетинг). Это когда лицо, которое хочет застраховаться заключает страховой полис и оплачивает около 20% суммы взноса. После этого, застрахованное лицо ищет другого желающего застраховаться и получает уже премию от суммы застрахованного лица, которая идет на оплату его страхового полиса. Если же застрахованное им лицо найдет еще одного клиента на страхование, то тогда еще выплачивается премия, которая идет опять-таки на оплату полиса. В результате, можно внести только 20% своих денег, а всю остальную сумму получить уже за счет чужих платежей. Для многих это выгодно.
И самое главное — почему у нас так плохо развит рынок негосударственного пенсионного страхования (по сравнению с Чили мы смотримся убого — там пенсионные фонды обладают активами около 100 млрд. долл.)? Во многом «благодаря» нашим депутатам. Они так долго и усердно принимали эти законы, что запутали всех. За основу был взят вполне работающий закон о пенсионном обеспечении Германии, но потом, за счет дополнений и включений, получился наш вариант. Во всем мире сумма денег, которую физическое лицо направляет на накопительное пенсионное обеспечение, освобождается от налогообложения. Ведь фактически физическое лица освобождают государство от необходимости платить ему пенсию. Но вместо того, чтобы сделать как во всех нормальных странах, механизм, когда сумма взносов в будущую пенсию вычитается из налогооблагаемой базы физического лица и предприятия, у нас все запутали. Налоги надо платить в полном объеме из заработной платы, а потом в конце года можно подать декларацию в ДПА, где должны пересчитать сумму уплаченных налогов и выплатить компенсацию по части налогов. При этом устанавливается ограничение, что льгота по налогообложению действует, только если сумма платежей на будущую пенсию не превышает 15% от официальной заработной платы и ее величина не больше социального минимума из расчета на один месяц. В результате, льгота по налогам фактически нивелирована. Если человек перечислил в НПФ 500 грн. взносов. то ему засчитают льготу по налогам только на 120 грн, а все остальные обложат всеми налогами на общих основаниях.
Вот такая у нас пенсионная система. Денег не хватает, и явно никогда хватать не будет.
|
75
|
- 20:00 Главное за неделю: гривна обновила минимум, Еврокомиссия одобрила Ukraine Facility
- 19:06 Доход Ethereum может превысить $1 млрд в 2024 году
- 17:33 Курс валют на вечер 19 апреля: доллар и евро стремительно выросли на межбанке
- 16:35 НБУ поднял официальный курс доллара до нового максимума
- 11:27 Ралли биткоина и реструктуризация Tether: что нового на крипторынке
- 10:42 Курс валют на 19 апреля: доллар вырос до 40 гривен
- 08:01 Официальный курс: НБУ повысил курс доллара на 6 копеек
- 18.04.2024
- 19:22 С начала этого года гривна к доллару девальвировала на 3,1% — Данилишин
- 18:06 Доллар больше 40: Каким будет курс доллара в Украине. Будет ли еще рост и до каких пределов (видео)
- 17:43 Курс валют на вечер 18 апреля: евро на межбанке ушел вниз
Комментарии - 17
А вот эти господа и не знают:
463 Jan Kulczyk Poland 60 2.1 Poland
488 Zygmunt Solorz-Zak Poland 53 2.0 Poland
721 Leszek Czarnecki Poland 48 1.4 Poland
937 Michal Solowow Poland 47 1.0 Poland
У нас 5-ть.