24 мая 2012
Последний раз был на сайте:
11 октября 2023 в 21:29
-
ballistic
3 года
-
Dorka
Киев
-
elvalery
Киев
-
Сергей Александров
44 года, www.FOREXITE.com - БЕЗОПАСНЫЙ ФОРЕКС
-
uainvestor
65 лет, Дніпро
-
Александр Баро
Харьков
- 13 октября 2012, 11:12
Родители против школ
Все лето к нам в школу шли новые ученики. И не только малыши-первоклассники, впервые переступающие школьный порог, и не только закончившие начальную школу пятиклассники, — в этом не было бы ничего удивительного. Но, к нашему немалому изумлению, к нам стали записываться на собеседование шестиклассники, семиклассники, восьмиклассники, и даже — это повергло нас в шок — дети, только что перешедшие во второй класс! И в большинстве своем это не были ребята, переехавшие в Киев вслед за своими родителями и лишь по этой причине выбирающие школу «по душе». Нет, большей частью родители их — вполне обеспеченные киевляне, интеллигентные, деловые, творческие люди, крепко стоящие на ногах и не боящиеся «ни черта, ни дьявола».
Это заинтриговало нас, и всякий раз, пока очередной ребенок собеседовал с психологом, рассказывая о своем житье-бытье, моя жена Оксана, директор школы, разговаривала с его родителями, выясняя — что их подвигло на переход к нам? Чем не устроила прежняя школа? Что стало последней каплей, переполнившей чашу родительского терпения?
Родители рассказывали — кто ёмко и кратко, кто бурно и в лицах, — каждый свою историю, лишь в мелких деталях отличающуюся от историй, уже слышанных нами, так что через некоторое время они слились для нас в один общий родительский стон, который можно было бы пересказать так:
— Мой сын (дочь) — живой и непоседливый (спокойный и вдумчивый) ребенок. Он с раннего детства интересовался техникой (хорошо рисовал, занимался спортом). Он с большим воодушевлением ждал, когда, наконец, пойдет в школу и 1-го сентября в свой 1-й класс шел с радостью и желанием. Первая учительница оказалась приятной и доброй женщиной (вздорной и глупой особой)…
Тут сюжет временно разветвлялся. У тех детей, кому повезло с первой учительницей, продолжал сохраняться интерес к учебе, у тех, кому не повезло, походы в школу стали напоминать ежедневный путь на Голгофу, причем, как для детей, так и для родителей. Это продолжалось четыре года, всю начальную школу.
Но, в конце концов, всё плохое, как и всё хорошее, заканчивается. В большинстве родительских рассказов и хорошее, и плохое закончилось одним и тем же: ужасным. Начался пятый класс.
Кризис среднего школьного возраста
Казалось бы — что тут ужасного? Ну, да — много разных преподавателей. Много предметов. Меньше стало конкретики, зато больше схоластики, зубрежки и непонятных абстракций. Все это можно еще пережить. Да, интерес к учебе стал угасать. По одним предметам часто менялись преподаватели, а по другим по полгода вообще никого не было. Учиться стало не модно, и ребенка начали гнобить одноклассники, называя… по-разному, — допустим, заучкой.
Со всем этим можно было смириться, хотя уж — чего тут хорошего! Но обычно в этом месте в родительских рассказах появлялся новый персонаж — не поворачивается язык сказать: учительница, — мегера, иногда пожилая, иногда молодая, которая включалась в общую травлю, правда, свысока и по каким-то своим причинам. Может, ненавидела она непоседливых мальчуганов, а может — сложное у нее материальное или семейное положение (или то и другое сразу), но только, невзлюбив однажды, она делала все возможное, чтобы жизнь ребенка стала невыносимой.
И это не преувеличение. Мы иногда за голову хватались, отказываясь верить: как такое может быть? Ведь вы же неглупые и уверенные в себе родители, — как вы могли терпеть эти издевательства и унижения, которым подвергались ваши дети? Почему не поставили на место зарвавшуюся училку, растаптывающую честь и достоинство вашего ребенка?
Один из ответов объяснил всё. «Мы не знали, что где-то бывает по-другому».
Испытание свободой
Тем не менее, бывает. Некоторые родители не стали ждать, пока их дети вырастут невежественными неврастениками, и стали создавать свои учебные заведения — не подходящие под стандарт и не включенные в систему, но как бы дополняющие и исправляющие ее.
Такие учебные заведения не имеют официальной лицензии, поэтому не могут выдавать аттестаты государственного образца, но, в конце концов, ведь есть экстернат, а значит — ребенок может учиться в одном месте, а получать аттестат — в другом.
Исторически первой в Киеве появилась «Школа-Парк открытых проектов», созданная Ярославом Коваленко как воплощение идей Милослава Балабана, российского педагога-новатора. Школа-Парк реализует модель так называемой «демократической школы» — редкой у нас, но широко распространенной за рубежом разновидности учебных заведений. В ней нет формы, нет уроков, нет звонков, нет привычных учителей, зато есть наставники-тьюторы, включенные в совместную деятельность с детьми, — деятельность, инициатором которой выступают дети, а не взрослые. Со стороны это выглядит, как череда сменяющих друг друга игр, проектов, творческих сессий, неуправляемых и бессистемных. На самом деле, там есть и порядок, и логика, но эти логика и порядок идут изнутри, «от детей», а не от высокомерных взрослых, уверенных, что уж они-то точно знают, что для подопечных хорошо и правильно, а что — нет.
Впрочем, многим родителям такая детская свобода не по душе, и они ищут нечто более «системное» и привычное.
Им бы я посоветовал присмотреться к новым образовательным структурам, которые создают обеспокоенные родители для пробуждения и поддержания интереса детей к учебе, — вроде «Креативной Международной Детской Школы», работающей по выходным дням в нашем новом здании. В этой «воскресной школе» нового типа учат не Закону Божьему, но законам Ньютона, робототехнике, изобретательству и еще много чему, только выбирай!
Вообще говоря, наука, увядшая и засохшая на нашей скудной образовательной ниве, всходит буйной порослью во всяких возникающих тут и там интерактивных музеях- лабораториях, вроде «Экспериментариума» и «Веселой науки». Да, наука может быть веселой, так же как веселой и не угнетающей может быть школьная учеба, но для этого нужны иные школы и иные учителя.
Первое — второму
Все эти поиски лучшего образования для своих детей могут показаться придурью интеллектуалов-маргиналов, которых в Украине почти уже не осталось, но я с этим решительно не согласен. Я считаю: мы — свидетели зарождения мощного тренда, который через несколько лет сметет большую часть традиционных школ с нашего образовательного ландшафта.
Дети, которые уже родились или родятся в ближайшее время, — это второе интернет-поколение. Их родители, первое интернет-поколение, еще совсем недавно — в конце девяностых — начале нулевых годов — сами тосковали за партами, спрашивая себя: зачем я должен запоминать все эти факты и даты, все эти справочные сведения? Ведь есть компьютер с поисковиком, и любую информацию можно извлечь именно тогда, когда она действительно нужна! Зачем мне изучать виды предложений, если я не лингвист? Зачем учить тригонометрию, если я не собираюсь становиться ни инженером, ни ученым? — «Мало ли, как сложится жизнь», — отвечали мудрые учителя. — «Учите, пригодится. А вдруг компьютера не будет под рукой?»
Кто прав, кто ошибался? Что показало нам свершившееся Будущее?
Давайте расспросим молодых людей (если Вы, уважаемый читатель, относите себя к старшему поколению) — или самих себя (если относите к младшему), что из школьной программы им (Вам) действительно пригодилось, — и сколько пришлось бы потратить Вам времени для того, чтобы все пригодившееся изучить «с нуля»? Месяц? Год? Возможно. Но уж никак не 11 лет!
И вот теперь все эти молодые родители с ужасом думают: неужели и моему ребенку предстоит потратить лучшие годы жизни на тупое отсиживание в душных классах, на заучивание информационного мусора, на придирки неудачников, вымещающих свою неудовлетворенность на подневольных детях?
В интернете, который знает все, есть примеры иных школ и иных взаимоотношений. Я уверен: второе интернет-поколение будет учиться другому — и по-другому.
Этого хотят их родители. Значит — это случится. Скоро. Мы с Вами доживем.
|
17
|
- 20:00 Главное за неделю: в США утвердили помощь Украине, НБУ снизил ставку
- 17:26 Курс валют на вечер 26 апреля: доллар и евро выросли на межбанке
- 14:55 Средний курс покупки наличного доллара в банках не изменился. По чем сейчас продают валюту
- 11:45 Stripe будет принимать платежи в крипте, SEC отложила решение по опционам на спотовые биткоин-ETF: что нового на рынке
- 10:33 Курс валют на 26 апреля: доллар в банках подешевел, евро — подорожал
- 09:27 НБУ вводит в обращение памятную монету «Чернобыль. Возрождение. Аист черный» (фото)
- 08:02 Официальный курс: НБУ снизил гривну на 20 копеек
- 25.04.2024
- 18:39 В НБУ говорят, что курсовые колебания не несут никакой угрозы
- 18:17 Блокнот с надписью «Buy Bitcoin» продали на аукционе за $1 млн
- 17:54 Активы «дочек» росбанков уже проданы на 5 млрд гривен — Минэкономики
Комментарии - 33
Да, мы переехали в новое здание + количество учеников увеличилось на треть + в связи с этим добавилось много новых преподавателей, так что, сами понимаете, все лето и начало осени — это был полный «отрыв башки» :)
Что-либо писАть было некогда, хотя за темами форума я старался по возможности следить.
Теперь, когда жизнь школы начала налаживаться, я, надеюсь, смогу чаще включаться в форумные дискуссии :)
На мой взгляд, сейчас функция учителя в школе не «поделиться знаниями» вбивая позавчерашний материал в молодую голову, а разжечь интерес к поиску информации. Чтобы ребенок вернувшись со школы не зубрил навязанную информацию про зеленый и желтый горох Менделя по учебникам 1986 года, а залез на Википедию или гугл чтобы на десятке примеров усвоить информацию. При этом хорошо чтобы его в поисках не занесло на ВК или Лурку.
Но главная проблема, как Вы правильно определили, — это не отсутствие методик, программ или даже материальных ресурсов, — а «разруха в головах» преподавателей.
Тем не менее, должен заступиться за молодежь: не все из начинающих преподавателей безнадежны. Есть ребята с недостатком опыта, но со светом в глазах. Главное — не дать этому свету погаснуть.
А каково финансирование школ? Чем занимаются учителя- методисты кроме написания отчетов о проделанной работе?
На мой взгляд, у нас в учителя идут от безисходности, ибо больше никуда не берут. Так же от безисходности идут в милицию с армией.
Так что и без Азарыча педагогам не легче :)
А то, что в армию, милицию и школу идут «от безысходности», лишний раз доказывает, что все эти три структуры «коллективным бессознательным» воспринимаются как репрессивные, иждивенческие и, по сути, бесполезные.
Как можно сдать экстерном школьную программу, если обучался не по школьной программе?
Что тогда сдавать? И кому ты нужен со своим знанием школьной программы?
Если ему нужны хорошие оценки в аттестате — в чем проблема? Школьная программа — это не тайна за семью печатями. Есть учебники, пособия, только бери и учись.
Интересен известный нам опыт демократических школ (израильских и немецких). Дети до 8-го класса учатся в своем стиле и режиме, не теряя при этом интереса к учебе и жизни :), а потом те, кто решает поступать в вузы, за три года «на одном дыхании» проходят весь материал, который обычные ученики не могут осилить за 12 школьных лет…
Как говорила моя первая учительница« В школу ходят не за оценками, а за знаниями»
Если такая партия есть — тогда мы за нее проголосуем. Будущее здоровое поколение это наши умненькие, талантливые, непоседливые, здоровые детки!!!
Партии решают свои политические задачи, их интересует электорат как целое, а не отдельно взятые люди с их маленькими житейскими проблемами.
Но каждый из нас — именно отдельный взятый человек. Решение моей проблемы — моя задача, а не задача партии или государства.
Мы хотели сделать школу для своей дочери — и мы создали ее, не выпрашивая помощи, как подаяния, а принимая ее только от тех, кто решал вместе с нами свою задачу, — строил нашу общую школу для своего ребенка.
Но при этом я прекрасно понимаю, что школа как учреждение — явление временное и преходящее, в отличие от детей и их воспитания — которые, к счастью, вечны :)
задача государства готовить обструганные однотипные болванки из наших детей
задача родителя — противостоять этому всеми возможными способами :)
Некоторое время назад Ассоциация частных школ Киева изучала этот вопрос, сопоставляя разные статьи бюджета, и пришла к выводу, что на одного ученика (очень ориентировочно) приходится 7200 грн в год, или 600 грн в месяц, причем сюда входят и питание, и учебники, и содержание зданий, и еще много чего другого.
Так что мы действительно не знаем, за что мы платим, кому мы платим и зачем мы платим :)
Правильно выше написали. что функция школы ограничивается охраной ребенка во время отсутствия родителей.
Мінфін, якщо не читаю, то, принаймі, регулярно почитую з дня його заснування. А зареєструвався лише сьогодні, аби вставити свої 5 копійок у Ваш блог :)
1. Жодного дня не шкодували, що наш син вчився у «Афінах»
2.Шкодую, що Ваші погляди та ідеї так мало пропагувалися серед батьків Ваших учнів. Їй Богу, ми більше інтуітивно розуміли і здогадувалися, ніж знали, за що ми платимо гроші.
Нині, читаючи цей блог і дискусії до нього, я трохи краще розумію сина і його життєву ситуацію.
3. У навчально-виховному процесі Афін, як на мене, є величезні здобутки, за що Вам доземний уклін, але є і недоліки. Як же без них :)
Напевно Ви знаєте, але, всетаки зверну Вашу увагу на ті «ломки» котрі змушують пережити дітей з україномовних сімей — першокласника Афін. На превеликий жаль, у Києві мені не відомі школи, до яких я міг би віддати дитину і бути певним, що мова моєї батьківщини не буде перешкодою до навчання і причиною відчутних проблем у спілкуванні з дитиною. Нажаль, Афіни у цьому відношенні не є вийнятком :(
Тож з ціцєю проблемою я мусив змиритися, як з неминучою.
4.У Ваших дописах, і у дискусіях навколо них багато і правильно говориться про речі необхідні — порядність, моральність, інтеліґентність, підприємливість… але жодного разу не згадано, що школа виховує Громадянина і Патріота (про всяк випадок нагадую для дискутантів, що Семюель Джонсон завжди писав слово «Патріот» з великої літери: «тількі Патріот гідний місця у парламенті. Ніхто інший не захистить наших прав, ніхто інший не заслуговує на нашу довіру».) Я не агітую за Тягнибока :)
5.Освіта, особливо початкова, то дуже інертний процес. Недумаю, що Ваші ідеї аж так швидко змінять існуючий стан речей, але, здається, у людства просто немає іншого виходу
Спасибо за Ваши «5 копеек»! Приятно вновь пообщаться с Вами, пусть даже он-лайн :)
Да, было бы странно и даже ужасно, если бы у нас не было СВОИХ проблем: только их наличие позволяет нам чувствовать себя живыми и постоянно стремиться становиться лучше и эффективнее.
Конечно же, я признаю: мы РАНЬШЕ мало внимания уделяли пропаганде своих идей, но УЖЕ сделали правильный вывод, что доказывает и этот блог, и мои колонки в «Контрактах» и «Деле», и всякие разные выступления на телевидении и в интернете…
Но есть такие слова, которые, подобно имени Господа, лучше не произносить всуе. И Гражданин, и Патриот — именно таковы. Их затерли до дыр биллбордные лицемеры, их твердят от края до края на любой школьной линейке, но я вижу, что эффект от этого словоблудия скорее обратный.
Я горжусь, что у наших детей эти слова не вызывают отторжения, что они действительно становятся Гражданами и Патриотами как бы без нашего участия — это их сознательный выбор, и я не вижу причин менять сложившийся порядок вещей.
Собственно, поэтому мы не педалируем и вопрос языка общения. Вы знаете: мы называем это «мягкой языковой политикой». Но правы мы или нет? Вы заставляете меня усомнится в своей правоте…
Я лишь уверен, что дети все равно умнее нас — в том смысле, что они всегда почти интуитивно совершают правильный выбор, они берут у нас только то, что пригодится им в будущем, а то, что не пригодится — игнорируют, как бы нас это не раздражало.
Так что изменять ли порядок вещей — это, к счастью, решать им, а не нам :)
Они написали поздравление своему отцу с днем рождения. Буквально 3-4 предложения по-детски наивные. Но заметил, что в этих кривых строчках с детским почерком чередовались не только русские слова с украинскими, но и буквы этих двух языков тоже перемешались. А всему причиной- общение в семье на русском, обучение в школе принципиально на украинском. Так, может, не стоит детей мучать?
Оказалось — нет, они научились совершенно свободно переходить с языка на язык, не путая ни слова, ни буквы, как в Вашем, Angry, примере :)
По крайней мере на французском-ангрийском-немецком они лапочут достаточно сносно.
Но вот руско-украинский путают. А что поделаешь, если они впервые услышали сей язык в 6 лет от роду.
Но это всё было советское время. Тогда украинский преподносился в духе «ну, вы живете на Украине, поэтому должны его знать». Теперь я смотрю на это по-другому, и смешно: благодаря украинскому я «самотужки» научился свободно читать по-польски. Так что я благодарен украинскому языку, хотя и не владею им так свободно, как русским.