ВХОД
Вернуться
kievlyanin
Алексей Греков Переизобретая школу
Зарегистрирован:
24 мая 2012

Последний раз был на сайте:
1 апреля 2016 в 16:51
Подписчики (59):
max157319
max157319
YanaGVO
YanaGVO
Dorka
Dorka
Киев
elvalery
elvalery
Киев
Ogetts
Ogetts
panas2005
panas2005
agroart2014
agroart2014
forexite
Сергей Александров
37 лет, www.FOREXITE.com - БЕЗОПАСНЫЙ ФОРЕКС
uainvestor
Сергей Ждан
58 лет, Днепропетровск
vechislavs
vechislavs
Alexandrkh
Александр Баро
Харьков
Teleport
Teleport
Луганск
все подписчики
Алексей Греков — Переизобретая школу  RSS блога
директор по стратегическому развитию в Частной школе «Афины»
13 октября 2012, 11:12

Родители против школ

Все лето к нам в школу шли новые ученики. И не только малыши-первоклассники, впервые переступающие школьный порог, и не только закончившие начальную школу пятиклассники, — в этом не было бы ничего удивительного. Но, к нашему немалому изумлению, к нам стали записываться на собеседование шестиклассники, семиклассники, восьмиклассники, и даже — это повергло нас в шок — дети, только что перешедшие во второй класс! И в большинстве своем это не были ребята, переехавшие в Киев вслед за своими родителями и лишь по этой причине выбирающие школу «по душе». Нет, большей частью родители их — вполне обеспеченные киевляне, интеллигентные, деловые, творческие люди, крепко стоящие на ногах и не боящиеся «ни черта, ни дьявола».

Это заинтриговало нас, и всякий раз, пока очередной ребенок собеседовал с психологом, рассказывая о своем житье-бытье, моя жена Оксана, директор школы, разговаривала с его родителями, выясняя — что их подвигло на переход к нам? Чем не устроила прежняя школа? Что стало последней каплей, переполнившей чашу родительского терпения?

Родители рассказывали — кто ёмко и кратко, кто бурно и в лицах, — каждый свою историю, лишь в мелких деталях отличающуюся от историй, уже слышанных нами, так что через некоторое время они слились для нас в один общий родительский стон, который можно было бы пересказать так:

— Мой сын (дочь) — живой и непоседливый (спокойный и вдумчивый) ребенок. Он с раннего детства интересовался техникой (хорошо рисовал, занимался спортом). Он с большим воодушевлением ждал, когда, наконец, пойдет в школу и 1-го сентября в свой 1-й класс шел с радостью и желанием. Первая учительница оказалась приятной и доброй женщиной (вздорной и глупой особой)…

Тут сюжет временно разветвлялся. У тех детей, кому повезло с первой учительницей, продолжал сохраняться интерес к учебе, у тех, кому не повезло, походы в школу стали напоминать ежедневный путь на Голгофу, причем, как для детей, так и для родителей. Это продолжалось четыре года, всю начальную школу.

Но, в конце концов, всё плохое, как и всё хорошее, заканчивается. В большинстве родительских рассказов и хорошее, и плохое закончилось одним и тем же: ужасным. Начался пятый класс.

Кризис среднего школьного возраста

Казалось бы — что тут ужасного? Ну, да — много разных преподавателей. Много предметов. Меньше стало конкретики, зато больше схоластики, зубрежки и непонятных абстракций. Все это можно еще пережить. Да, интерес к учебе стал угасать. По одним предметам часто менялись преподаватели, а по другим по полгода вообще никого не было. Учиться стало не модно, и ребенка начали гнобить одноклассники, называя… по-разному, — допустим, заучкой.

Со всем этим можно было смириться, хотя уж — чего тут хорошего! Но обычно в этом месте в родительских рассказах появлялся новый персонаж — не поворачивается язык сказать: учительница, — мегера, иногда пожилая, иногда молодая, которая включалась в общую травлю, правда, свысока и по каким-то своим причинам. Может, ненавидела она непоседливых мальчуганов, а может — сложное у нее материальное или семейное положение (или то и другое сразу), но только, невзлюбив однажды, она делала все возможное, чтобы жизнь ребенка стала невыносимой.

И это не преувеличение. Мы иногда за голову хватались, отказываясь верить: как такое может быть? Ведь вы же неглупые и уверенные в себе родители, — как вы могли терпеть эти издевательства и унижения, которым подвергались ваши дети? Почему не поставили на место зарвавшуюся училку, растаптывающую честь и достоинство вашего ребенка?

Один из ответов объяснил всё. «Мы не знали, что где-то бывает по-другому».

Испытание свободой

Тем не менее, бывает. Некоторые родители не стали ждать, пока их дети вырастут невежественными неврастениками, и стали создавать свои учебные заведения — не подходящие под стандарт и не включенные в систему, но как бы дополняющие и исправляющие ее.

Такие учебные заведения не имеют официальной лицензии, поэтому не могут выдавать аттестаты государственного образца, но, в конце концов, ведь есть экстернат, а значит — ребенок может учиться в одном месте, а получать аттестат — в другом.

Исторически первой в Киеве появилась «Школа-Парк открытых проектов», созданная Ярославом Коваленко как воплощение идей Милослава Балабана, российского педагога-новатора. Школа-Парк реализует модель так называемой «демократической школы» — редкой у нас, но широко распространенной за рубежом разновидности учебных заведений. В ней нет формы, нет уроков, нет звонков, нет привычных учителей, зато есть наставники-тьюторы, включенные в совместную деятельность с детьми, — деятельность, инициатором которой выступают дети, а не взрослые. Со стороны это выглядит, как череда сменяющих друг друга игр, проектов, творческих сессий, неуправляемых и бессистемных. На самом деле, там есть и порядок, и логика, но эти логика и порядок идут изнутри, «от детей», а не от высокомерных взрослых, уверенных, что уж они-то точно знают, что для подопечных хорошо и правильно, а что — нет.

Впрочем, многим родителям такая детская свобода не по душе, и они ищут нечто более «системное» и привычное.

Им бы я посоветовал присмотреться к новым образовательным структурам, которые создают обеспокоенные родители для пробуждения и поддержания интереса детей к учебе, — вроде «Креативной Международной Детской Школы», работающей по выходным дням в нашем новом здании. В этой «воскресной школе» нового типа учат не Закону Божьему, но законам Ньютона, робототехнике, изобретательству и еще много чему, только выбирай!

Вообще говоря, наука, увядшая и засохшая на нашей скудной образовательной ниве, всходит буйной порослью во всяких возникающих тут и там интерактивных музеях- лабораториях, вроде «Экспериментариума» и «Веселой науки». Да, наука может быть веселой, так же как веселой и не угнетающей может быть школьная учеба, но для этого нужны иные школы и иные учителя.

Первое — второму

Все эти поиски лучшего образования для своих детей могут показаться придурью интеллектуалов-маргиналов, которых в Украине почти уже не осталось, но я с этим решительно не согласен. Я считаю: мы — свидетели зарождения мощного тренда, который через несколько лет сметет большую часть традиционных школ с нашего образовательного ландшафта.

Дети, которые уже родились или родятся в ближайшее время, — это второе интернет-поколение. Их родители, первое интернет-поколение, еще совсем недавно — в конце девяностых — начале нулевых годов — сами тосковали за партами, спрашивая себя: зачем я должен запоминать все эти факты и даты, все эти справочные сведения? Ведь есть компьютер с поисковиком, и любую информацию можно извлечь именно тогда, когда она действительно нужна! Зачем мне изучать виды предложений, если я не лингвист? Зачем учить тригонометрию, если я не собираюсь становиться ни инженером, ни ученым? — «Мало ли, как сложится жизнь», — отвечали мудрые учителя. — «Учите, пригодится. А вдруг компьютера не будет под рукой?»

Кто прав, кто ошибался? Что показало нам свершившееся Будущее?

Давайте расспросим молодых людей (если Вы, уважаемый читатель, относите себя к старшему поколению) — или самих себя (если относите к младшему), что из школьной программы им (Вам) действительно пригодилось, — и сколько пришлось бы потратить Вам времени для того, чтобы все пригодившееся изучить «с нуля»? Месяц? Год? Возможно. Но уж никак не 11 лет!

И вот теперь все эти молодые родители с ужасом думают: неужели и моему ребенку предстоит потратить лучшие годы жизни на тупое отсиживание в душных классах, на заучивание информационного мусора, на придирки неудачников, вымещающих свою неудовлетворенность на подневольных детях?

В интернете, который знает все, есть примеры иных школ и иных взаимоотношений. Я уверен: второе интернет-поколение будет учиться другому — и по-другому.

Этого хотят их родители. Значит — это случится. Скоро. Мы с Вами доживем.

Просмотров: 1724, сегодня — 3
Следить за новыми комментариями

Комментарии (33)

+
+10
gricyk5
gricyk5
13 октября 2012, 11:30
#
Здравствуйте Алексей давно Вас не было в нашем «муравейнике»-я понимаю «работа жить не дает».Спасибо за статью и за то что Вы делаете.Мне самому хотелось бы поучиться в Вашей школе -но у же не подхожу по возрасту...-да и внуков пока нет и дети взрослые.-Так что с интересом буду наблюдать за Вашими успехами-удачи Вам.
+
0
Алексей Греков
Алексей Греков
13 октября 2012, 12:10
Киев
#
Спасибо за теплые слова!
Да, мы переехали в новое здание + количество учеников увеличилось на треть + в связи с этим добавилось много новых преподавателей, так что, сами понимаете, все лето и начало осени — это был полный «отрыв башки» :)
Что-либо писАть было некогда, хотя за темами форума я старался по возможности следить.
Теперь, когда жизнь школы начала налаживаться, я, надеюсь, смогу чаще включаться в форумные дискуссии :)
+
+8
infopotok
infopotok
13 октября 2012, 21:42
Киев
#
Подобные школы нужны как воздух… удачи вам
+
+7
Алексей Греков
Алексей Греков
14 октября 2012, 18:22
Киев
#
Удачи нам всем :) — А главное — нашим детям…
+
+3
Angry
Angry
15 октября 2012, 14:46
Киев
#
С сожалению то поколение учителей, получавшее образование в застойном совке и качественно обучающее «первое интернет-поколение» сейчас или на пенсии или безвозвратно отстало от современных реалий. А преподаватели с отечественными дипломами 1986-2012 года- это неучи-неудачники к которым жалко вести своих детей(это же касается и докторов тех-же годов выпуска).
На мой взгляд, сейчас функция учителя в школе не «поделиться знаниями» вбивая позавчерашний материал в молодую голову, а разжечь интерес к поиску информации. Чтобы ребенок вернувшись со школы не зубрил навязанную информацию про зеленый и желтый горох Менделя по учебникам 1986 года, а залез на Википедию или гугл чтобы на десятке примеров усвоить информацию. При этом хорошо чтобы его в поисках не занесло на ВК или Лурку.
+
+6
Алексей Греков
Алексей Греков
15 октября 2012, 15:57
Киев
#
Абсолютно с Вами согласен! — Еще можно изучать географию, природоведении и даже историю с помощью «Земли Гугл», а для понимания химии полезно покрутить молекулы в ChemOffice 3D.
Но главная проблема, как Вы правильно определили, — это не отсутствие методик, программ или даже материальных ресурсов, — а «разруха в головах» преподавателей.
Тем не менее, должен заступиться за молодежь: не все из начинающих преподавателей безнадежны. Есть ребята с недостатком опыта, но со светом в глазах. Главное — не дать этому свету погаснуть.
+
0
Angry
Angry
15 октября 2012, 17:09
Киев
#
А какой молодой учитель с горящими глазами может прожить на обещанные Азарычем в 2013 году 3000 грн в месяц?
А каково финансирование школ? Чем занимаются учителя- методисты кроме написания отчетов о проделанной работе?

На мой взгляд, у нас в учителя идут от безисходности, ибо больше никуда не берут. Так же от безисходности идут в милицию с армией.
+
+8
Алексей Греков
Алексей Греков
15 октября 2012, 18:48
Киев
#
Так получилось, что последний год мы много общаемся с педагогами из разных зарубежных стран — немцами, испанцами, итальянцами, датчанами, голландцами, поляками, словаками, — все они жалуются на три проблемы: (1) мало платят, (2) огромное число бумажек и (3) дети не хотят учиться.
Так что и без Азарыча педагогам не легче :)
А то, что в армию, милицию и школу идут «от безысходности», лишний раз доказывает, что все эти три структуры «коллективным бессознательным» воспринимаются как репрессивные, иждивенческие и, по сути, бесполезные.
+
0
Glubochanin
Glubochanin
15 октября 2012, 15:53
лев
#
А вдруг — бац и нет интернета, и дальше что?
Как можно сдать экстерном школьную программу, если обучался не по школьной программе?
+
+10
Алексей Греков
Алексей Греков
15 октября 2012, 15:59
Киев
#
А вдруг — бац и нет школьной программы?
Что тогда сдавать? И кому ты нужен со своим знанием школьной программы?
+
0
Glubochanin
Glubochanin
16 октября 2012, 13:05
лев
#
Как-то ответ не по теме вопроса — если в школах учат одно, в описанных выше другое, как получить аттестат? Приходит гений с данной школы, а не знает каких то мелочей из общепринятой программы — что делать? Родителям опять давать взятки или брать и учить то, что не надо.
+
0
Алексей Греков
Алексей Греков
16 октября 2012, 17:29
Киев
#
Вопрос имел бы смысл если бы ВСЕ выпускники знали «мелочи из общепринятой программы». На самом деле, незнание программы не является основанием для неполучения аттестата :)
Если ему нужны хорошие оценки в аттестате — в чем проблема? Школьная программа — это не тайна за семью печатями. Есть учебники, пособия, только бери и учись.
Интересен известный нам опыт демократических школ (израильских и немецких). Дети до 8-го класса учатся в своем стиле и режиме, не теряя при этом интереса к учебе и жизни :), а потом те, кто решает поступать в вузы, за три года «на одном дыхании» проходят весь материал, который обычные ученики не могут осилить за 12 школьных лет…
+
+2
Angry
Angry
15 октября 2012, 17:05
Киев
#
А вдруг, бац и правы были Майа с концом света в этом году. Так возрадуемся, что учиться не надо.

Как говорила моя первая учительница« В школу ходят не за оценками, а за знаниями»
+
0
FTCrimea
FTCrimea
15 октября 2012, 22:12
Раиса, Симферополь
#
Рекламу школе сделали хорошую, но этим вопрос не решить.Во-первых, частные школы не всем по карману, очень дорого.Во-вторых, вы правы школьные учебники — это отстой, там нет нужной информации не по одному предмету, даже самое простое описывается, так, что голову сломать можно.И учителям приходится этот бред преподавать, вот они и ищут в библиотеках наши старые учебники, чтоб что-то преподать как следует, но это 5% учителей так делают.Остальные просто занимаются читкой информации того, что в учебнике написано. Без интереса. Школа должна воспитывать и учить, а она занимается, не знаю как мягче сказать, просто охраной(!?) детей, пока родители на работе.А учить и объяснять весь материал дома приходиться. И задачи как решать, И как сочинения писать. ПРОСТО ПОТЕРЯ ДРАГОЦЕННОГО ВРЕМЕНИ. За 11 лет можно так выучить анг.яз., что были бы все переводчики, ну и так далее. В-третьих, дети должны уметь добывать информацию и без интернета, для этого библиотеки есть, но у наших детей очень мало времени для этого. Еще кружки есть, Не думаю, что у всех есть интернет.
+
0
FTCrimea
FTCrimea
15 октября 2012, 22:27
Раиса, Симферополь
#
Скоро выборы: есть ли хоть у одной партии в программе — изменение и усовершенствование школьной программы и чтоб все по пунктам расписано, как это должно быть? Были ли у этих партий до того как они пошли на выборы реальные действия по улучшению школ? А то 100 лет в депутатах ходят, а ничего не сделали. Миллионы денег на макулатуру листовок, календариков и газет уходит, а тетради дорогие, а учебники и дополнительные учебные пособия — бешеных денег стоят. Не экономно наш депутат живет. А в школе для детей из малообеспеченных семей каждый ученик приносит/собирает школьные принадлежности, чем может помочь.И т.д.
Если такая партия есть — тогда мы за нее проголосуем. Будущее здоровое поколение это наши умненькие, талантливые, непоседливые, здоровые детки!!!
+
+8
Алексей Греков
Алексей Греков
15 октября 2012, 23:05
Киев
#
Нет таких партий и быть не может. А если кто-то из них нечто подобное и напишет — это будет ложью.
Партии решают свои политические задачи, их интересует электорат как целое, а не отдельно взятые люди с их маленькими житейскими проблемами.
Но каждый из нас — именно отдельный взятый человек. Решение моей проблемы — моя задача, а не задача партии или государства.
Мы хотели сделать школу для своей дочери — и мы создали ее, не выпрашивая помощи, как подаяния, а принимая ее только от тех, кто решал вместе с нами свою задачу, — строил нашу общую школу для своего ребенка.
Но при этом я прекрасно понимаю, что школа как учреждение — явление временное и преходящее, в отличие от детей и их воспитания — которые, к счастью, вечны :)
+
+4
kolobok
kolobok
16 октября 2012, 12:45
#
Вы правы,
задача государства готовить обструганные однотипные болванки из наших детей
задача родителя — противостоять этому всеми возможными способами :)
+
0
Angry
Angry
16 октября 2012, 12:46
Киев
#
Так зачем тогда я плачу за такую школу, которая мне не нужна?
+
0
kolobok
kolobok
16 октября 2012, 12:48
#
Не знаю… я обычно за то что мне не нужно — не плачу
+
0
Angry
Angry
16 октября 2012, 13:12
Киев
#
Каждый законопослушный гражданин Украины платит налоги, кторые идут и в Мин. Образования
+
0
Алексей Греков
Алексей Греков
17 октября 2012, 00:12
Киев
#
На самом деле, совершенно непонятно, как формируется бюджет Минобраза и сколько денег доходит до отдельного ученика. Никто не называет конкретных цифр — и не потому, что они очень секретные, а потому, что такой информации нет ни у кого. Классно кто-то устроился, правда?
Некоторое время назад Ассоциация частных школ Киева изучала этот вопрос, сопоставляя разные статьи бюджета, и пришла к выводу, что на одного ученика (очень ориентировочно) приходится 7200 грн в год, или 600 грн в месяц, причем сюда входят и питание, и учебники, и содержание зданий, и еще много чего другого.
Так что мы действительно не знаем, за что мы платим, кому мы платим и зачем мы платим :)
+
0
Angry
Angry
17 октября 2012, 11:47
Киев
#
Учебники мы покупаем сами. полдники и обеды заворачиваем из дома…
Правильно выше написали. что функция школы ограничивается охраной ребенка во время отсутствия родителей.
+
0
Алексей Греков
Алексей Греков
17 октября 2012, 11:59
Киев
#
Но деньги на «бесплатные» учебники и обеды государство УЖЕ выделило из выплаченных Вами налогов! Значит, их прочитал и съел (вместо Вашего ребенка) кто-то другой, — и не факт, что ребенок! ;)
+
+3
infopotok
infopotok
16 октября 2012, 12:50
Киев
#
Потому как государство это делает через «колено»… и в последствии родители удивляются что с детьми у них недопонимание… а какая гармония будет, если детей растили и воспитывали чужие люди, причем без особого старания и чистоты…
+
0
Алексей Греков
Алексей Греков
17 октября 2012, 11:13
Киев
#
Ну, собственно, это и было целью советского образования, в особенности, на заре СССР — оторвать детей от семей, дабы исключить возможность для родителей внушать им устаревшие «буржуазные» ценности. Ведь стояла задача — воспитать нового человека, и это нужно было делать централизованно и под бдительным контролем государства.
+
0
infopotok
infopotok
17 октября 2012, 11:16
Киев
#
Именно так…
+
+3
Serhyi
Serhyi
16 октября 2012, 17:38
#
Доброго дня, пане Олексію!
Мінфін, якщо не читаю, то, принаймі, регулярно почитую з дня його заснування. А зареєструвався лише сьогодні, аби вставити свої 5 копійок у Ваш блог :)
1. Жодного дня не шкодували, що наш син вчився у «Афінах»
2.Шкодую, що Ваші погляди та ідеї так мало пропагувалися серед батьків Ваших учнів. Їй Богу, ми більше інтуітивно розуміли і здогадувалися, ніж знали, за що ми платимо гроші.
Нині, читаючи цей блог і дискусії до нього, я трохи краще розумію сина і його життєву ситуацію.
3. У навчально-виховному процесі Афін, як на мене, є величезні здобутки, за що Вам доземний уклін, але є і недоліки. Як же без них :)
Напевно Ви знаєте, але, всетаки зверну Вашу увагу на ті «ломки» котрі змушують пережити дітей з україномовних сімей — першокласника Афін. На превеликий жаль, у Києві мені не відомі школи, до яких я міг би віддати дитину і бути певним, що мова моєї батьківщини не буде перешкодою до навчання і причиною відчутних проблем у спілкуванні з дитиною. Нажаль, Афіни у цьому відношенні не є вийнятком :(
Тож з ціцєю проблемою я мусив змиритися, як з неминучою.

4.У Ваших дописах, і у дискусіях навколо них багато і правильно говориться про речі необхідні — порядність, моральність, інтеліґентність, підприємливість… але жодного разу не згадано, що школа виховує Громадянина і Патріота (про всяк випадок нагадую для дискутантів, що Семюель Джонсон завжди писав слово «Патріот» з великої літери: «тількі Патріот гідний місця у парламенті. Ніхто інший не захистить наших прав, ніхто інший не заслуговує на нашу довіру».) Я не агітую за Тягнибока :)
5.Освіта, особливо початкова, то дуже інертний процес. Недумаю, що Ваші ідеї аж так швидко змінять існуючий стан речей, але, здається, у людства просто немає іншого виходу
+
0
Алексей Греков
Алексей Греков
16 октября 2012, 19:33
Киев
#
Доброго дня, пане Сергію :)
Спасибо за Ваши «5 копеек»! Приятно вновь пообщаться с Вами, пусть даже он-лайн :)
Да, было бы странно и даже ужасно, если бы у нас не было СВОИХ проблем: только их наличие позволяет нам чувствовать себя живыми и постоянно стремиться становиться лучше и эффективнее.
Конечно же, я признаю: мы РАНЬШЕ мало внимания уделяли пропаганде своих идей, но УЖЕ сделали правильный вывод, что доказывает и этот блог, и мои колонки в «Контрактах» и «Деле», и всякие разные выступления на телевидении и в интернете…
Но есть такие слова, которые, подобно имени Господа, лучше не произносить всуе. И Гражданин, и Патриот — именно таковы. Их затерли до дыр биллбордные лицемеры, их твердят от края до края на любой школьной линейке, но я вижу, что эффект от этого словоблудия скорее обратный.
Я горжусь, что у наших детей эти слова не вызывают отторжения, что они действительно становятся Гражданами и Патриотами как бы без нашего участия — это их сознательный выбор, и я не вижу причин менять сложившийся порядок вещей.
Собственно, поэтому мы не педалируем и вопрос языка общения. Вы знаете: мы называем это «мягкой языковой политикой». Но правы мы или нет? Вы заставляете меня усомнится в своей правоте…
Я лишь уверен, что дети все равно умнее нас — в том смысле, что они всегда почти интуитивно совершают правильный выбор, они берут у нас только то, что пригодится им в будущем, а то, что не пригодится — игнорируют, как бы нас это не раздражало.
Так что изменять ли порядок вещей — это, к счастью, решать им, а не нам :)
+
0
Angry
Angry
17 октября 2012, 12:00
Киев
#
Вчера общался со своими племянницами ( 6 и 8 лет).
Они написали поздравление своему отцу с днем рождения. Буквально 3-4 предложения по-детски наивные. Но заметил, что в этих кривых строчках с детским почерком чередовались не только русские слова с украинскими, но и буквы этих двух языков тоже перемешались. А всему причиной- общение в семье на русском, обучение в школе принципиально на украинском. Так, может, не стоит детей мучать?
+
0
Алексей Греков
Алексей Греков
17 октября 2012, 12:03
Киев
#
Да, порой многих проблем с детьми можно было бы избежать, не будь мы, родители, такими принципиальными :)
+
0
Алексей Греков
Алексей Греков
17 октября 2012, 19:28
Киев
#
Но если серьезно, нас когда-то пугали, что наши дети будут на суржике говорить (у нас с первого класса украинский, русский, английский и французский/немецкий, хотя мы — не языковая школа).
Оказалось — нет, они научились совершенно свободно переходить с языка на язык, не путая ни слова, ни буквы, как в Вашем, Angry, примере :)
+
0
Angry
Angry
18 октября 2012, 11:32
Киев
#
Ну может, в моем примере дети еще малы… Поживем-посмотрим.
По крайней мере на французском-ангрийском-немецком они лапочут достаточно сносно.
Но вот руско-украинский путают. А что поделаешь, если они впервые услышали сей язык в 6 лет от роду.
+
0
Алексей Греков
Алексей Греков
18 октября 2012, 19:18
Киев
#
Я их понимаю :) Я сам до 4-го класса не воспринимал украинский язык вообще, при том, что мы его учили со 2-го (в Киеве в русскоязычной школе)… А потом вдруг запоем прочитал книгу Г.П.Скарлато «Цікава географія», и меня, что называется, «попустило» :) Правда, долгое время я писал сочинения по-русски, а потом переводил на украинский язык, — аж до 10-го класса!
Но это всё было советское время. Тогда украинский преподносился в духе «ну, вы живете на Украине, поэтому должны его знать». Теперь я смотрю на это по-другому, и смешно: благодаря украинскому я «самотужки» научился свободно читать по-польски. Так что я благодарен украинскому языку, хотя и не владею им так свободно, как русским.

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд