
25 апреля 2014
Последний раз был на сайте:
7 февраля 2025 в 09:55
-
grek13
38 лет, Харьков
-
maestromaestro
тернополь
-
Lemon0
Харцызск
-
programminglife
Львов
-
кахабер карели
63 года, Тбилиси
-
asd980
Шепетовка
-
Andrey M
46 лет, Киев
-
PetrovVodkin
Киев
- 25 апреля 2014, 11:30
Как сэкономить на высокой стоимости газа?
В Украине часто и много говорят о газовой игле. О зависимости отечественной экономики о цены на голубое топливо. О ее влиянии на благосостоянии граждан. Но каждый раз из этого уравнения, то ли случайно, то ли сознательно вываливается одна важная составляющая. В действительности, если взглянуть на проблему под другим углом, из дорогого газа можно извлечь много пользы.
Дешевый газ – настоящее зло для экономики. Потому, что он лишает смысла инновации, обрекает любые идеи повысить энергоэффективность. Причем речь не только о производстве, но и о совершенно простых, бытовых вещах. Дешевый газ разрушает множество процессов в экономике. В середине прошлого года мы собирались на круглом столе, один из обсуждаемых вопросов на котором касался реконструкции жилищного хозяйства. Проблематика, поднимавшаяся нами и IFC в ходе дискуссии, не нова.
Энергоэффективность отечественного ЖКХ не просто оставляет желать лучшего, она непростительно низкая. По оценкам Виктора Выговского, вице-президента по экономическим вопросам Всеукраинской ассоциации частных инвесторов ЖКХ, теплопотери в сетях составляют порядка 20%, а в зданиях через панельные стены уходит от 42 до 60% тепловой энергии. Только вдумайтесь в эти цифры. До 80% энергии уходят на обогрев улиц. Взгляните на эту картинку.
Это тепловизионная съемка самой обычной панельной многоэтажки в Киеве, часть фасада которой была утеплена жильцами. Оставлю ее без комментариев. Лишь добавлю, что подобную картину можно наблюдать всюду, в любом уголке страны.
У наших западных соседей есть огромный опыт работы с этим недугом. Тот же IFC готов инвестировать в проекты повышения энергоэффективности. Для этого есть все: специалисты, фондирование, опыт. Не хватает лишь желания с украинской стороны. Но откуда ему взяться, когда государство, стремясь обеспечить поддержку электората, упорно продолжает дотировать ЖКХ, продавая тепло и газ населению по нерыночным ценам? Какой смысл жильцам многоквартирного дома объединяться в ОСББ, готовить документы и получать кредит на модернизацию их дома, если существующая цена и так всех устраивает?
В минувшем году я провел несколько встреч с мэрами разных украинских городов. Совместные расчеты показывали, что практически все проекты по энергореконструкции домов экономически бессмысленны. Ставить теплонасосы не выгодно, менять окна и утеплять фасад – экономически нецелесообразно. Причем выгоды не было не, только в случае кредитования по реальной рыночной ставке. Чтобы запустить пилотный проект я готов был кредитовать его по ставке на 3-5% годовых ниже, чем привлекал депозиты. То есть, фактически в убыток. Но и это не спасало – при существовавших тарифах на отопление и газ срок окупаемости оказывался слишком большим.
Ситуация в корне меняется, когда платить нужно по реальным счетам. За счет уменьшения затрат на тепло и горячее водоснабжение среднестатистический многоквартирный дом может полностью погасить кредит, выдаваемый на реконструкцию энергохозяйства, за 3-5 лет. И по истечении этого срока станет платить за тепло гораздо меньше.
С другой стороны этот процесс будет сопровождаться становлением целого сегмента экономики. Одни компании будут заменять окна, другие утеплять фасады, третьи устанавливать и обслуживать оборудование. Банки же получат новый, очень емкий кредитный рынок. На котором, к слову, в свое время в Польше не было зафиксировано ни одного случая дефолта заемщика. И что важно – особой помощи от государства не требуется. Нужно лишь внести пару правок в законы, которые бы гарантировали права кредитора.
Впрочем, я понимаю, что проблема дорогого газа для населения не может обойти стороной государство. Так или иначе, правительству придется разработать механизмы компенсации для определённых слоев населения. Это неизбежно, и, несомненно, необходимо. Впрочем, надеюсь, что они будут реализованы в виде прямой адресной помощи таким образом, чтобы исключить или хотя бы минимизировать возможность злоупотреблений.
|
25
|
- 17:25 Курс валют на вечер 9 апреля: доллар вырос на межбанке на 14 копеек
- 16:55 Юань упал до 17-летнего дна из-за торгового наступления Трампа
- 12:53 Переводы на счета родственникам не облагаются налогом — Гетманцев
- 12:02 Криптовалюта отреагировала падением на пошлины Трампа, в Bloomberg предусмотрели обвал биткоина: что нового
- 10:23 Курс валют на 9 апреля: евро в обменниках подорожал на 20 копеек
- 09:30 Прогноз цены Solana: Достигнет ли $1000 в 2025 году? Инвестор добавляет Yeti Ouro для прибыли
- 08:01 Официальный курс: Нацбанк снизил курс гривны на 9 копеек
- 8.04.2025
- 18:45 Ripple и Cardano падают, в то время как XYZVerse набирает обороты с 5-кратным потенциалом
- 17:36 Курс валют на вечер 8 апреля: доллар на межбанке подорожал, а евро упал
- 17:15 Состояние Трампа сократилось на $500 млн из-за введенных им тарифов
Комментарии - 31
1. Как всегда в любом ОСББ найдутся неплательщики, несогласные…
2. Вопрос о доле ответственности участников ОСББ: солидарная (выгодно банку/невыгодно ответственным жильцам) или индивидуально/пропорциональная (выгодно ответственным жильцам/невыгодно банку),
3. Проблема принудительного взыскания с неплательщиков.
4. Техническая проблема (влияние на всю тепло систему) возможности снизить давление на входе в дом и платить меньше.
Маловероятно.
В конце концов, стоимость такой «энергоэффективности» обойдется жильцам в 5-6 раз дороже. И это в том случае, если банк не станет претендовать на право собственности на дом в случае дефолта.
Только БЕСПРОЦЕНТНЫЕ займы от государственных банков под гарантии самого государства.
Все остальное — это либеральная сказка «про колобка» от лисы…
Проблемные места:
1. Упоминавшийся выше ОСББ. Как только собирается три человека вместе, то одному жарко, другому холодно, а третьему пива хочется. У ОСББ нет органической зависимости на снижение затрат.
2. Упомянутые автором потери при транспортировке тепла. Кто заинтересован в их уменьшении?
3. Отсутствие у коммунальщиков заинтересованности на снижение потребление тепла ( и его производства).
Повышение цены на тепло позволяет родиться мысли о сбережении в ОСББ, но двух других не очень.
Выход — каждый сам ставит у себя источник тепла и думает как это самое тепло сберечь. В том числе за кредит.
автономное теплообеспечение без рекламы и ажиотажа.
Некоторым льготникам и необеспеченным (таких оказалось меньше 10% ) городская власть предоставила поддержку при установке оборудования. Проблема решена полностью и окончательно.
Часть теплотрассы уже демонтирована.
Детсады, школы и другие общественные здания обеспечиваются
теплом от мини-котелен.
А не устраивать барьеры на пути установления автономки. У родителей стоит и автономное отопление и стены утеплены. Результат — этой зимой включали обогрев через день или два.
Для давно построенных домов, необходима программа правительства, с типовыми решениями и беспроцентными ссудами.
Ответ основан на разных, порой противоречивых, основаниях.
Но правда, как всегда, посередине — деньги есть, но их всегда недостаточно.
Как же стимулировать заказчика и кто это может (должен) делать?
Добровольно меценатствовать в Украине никто не будет, значит это и рассматривать не будем.
Вариант №2 — реальное участие государства в проектах энергосбережения.
Здесь тоже несколько вариантов — от разработки РЕАЛЬНОЙ программы с финансированием по статьям расхода до простого субсидирования затрат на проекты энергосбережения, как, например, в Чехии:
pryroda.in.ua/necu/energosberezhenie-v-chexii/
Последний вариант сейчас представляется самым разумным и менее громоздким — компенсация до 50% за счет государства.
Этот же вариант СТИМУЛИРУЕТ заказчика найти недостающие 50% средств на энергосбережение.
И такое стимулирование — 20-50% компенсации, правда, породит коррупцию, когда за взятку можно «порешать» дать тебе компенсацию 20 или 50%.
Любая «вилка» в штрафах, в уголовных сроках и таком субсидировании — это коррупция.
Мое предложение простое — компенсация государством 50% затрат на энергосбережение без оговорок.
Коррупции не будет, будет только стимулирование заказчика к энергосбережению.
Если же к проектам энергосбережения будет отнесено:
1. Утепление фасадов.
2. Замена окон на металлопластиковые.
3. Автоматическое инженерное оборудование — котлы, радиаторы с регуляторами, автоматические регуляторы расхода воды…
4. Приборы учета электроэнергии, тепла, воды, газа.
И за все за это будет 50% компенсации БЕЗ ВСЯКИХ ОГОВОРОК — то НЕТ коррупции.
Все можно прописать — коротко и ясно, как во всем «цивилизованном» мире.
Но для ее исключения просто нужно допустить к прописанию требований к оборудованию не коррупционеров, а технарей, например, заказать такую документацию в профильном институте.
Частному заказчику, как никому другому, нужна психологический «пинок в зад».
50% компенсация от государства — таковым и является.
Кредит же под остаток 50% стоимости затрат на энергосбережение — будут брать!
Государство должно предложить «пряник» частнику — вот где залог успеха. А если у него не хватит своих инвестиций, он кредит под остаток 50% затрат возьмет.
Первично — дать ему почуствовать «халяву», вторично, хоть и важно, кредит.
К тому же, цены за электроэнергию будут тоже повышаться.
Только чуть позже, чем на газ.
Если установить высокие цены на газ, то просто никто не будет платить за газ, так как нету денег, так как денег не хватит.
Если взять кредит, то не каждый может взять кредит на 20 тыс. грн, если возьмет, то не сможет вовремя выплачивать кредит.
Расскажите как пенсионеры будут выплачивать кредит на 20 тыс. грн?
или молодые люди, которые получают 1500 грн в месяц, а еще нужно детей кормить?
Всех насильно заставить взять кредит не получиться.