Минфин - Курсы валют Украины

Установить
24 января 2024, 18:50 Читати українською

Деньги не помогли: как Саудовская Аравия провалила производство электрокаров

Эр-Рияд потратил миллиарды, пытаясь стать мировым центром электромобильной промышленности. Уже в 2026 году страна должна произвести 150 тыс. электромобилей. Однако, в прошлом году из импортных комплектующих тут было собрано только 800. О причинах провала рассказывает Reuters. «Минфин» публикует перевод статьи.

В рамках более широкого плана наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Салмана, который ставит задачу отвязать экономику страны от нефти и создать новые рабочие места, королевство инвестировало не менее $10 млрд в американскую компанию Lucid Motors, создало собственный автобренд Саудовской Аравии Ceer и построило завод производства электромобилей.

Суверенный фонд благосостояния Саудовской Аравии объемом $700 млрд поставил перед собой цель производить 500 тыс. электромобилей ежегодно к 2030 году. Цель на 2026 год — 150 тыс. авто.

Тем не менее, к декабрю 2023 года единственный автомобильный завод королевства, открытый в сентябре прошлого года, собрал около 800 автомобилей на основе комплектов, поставленных из Аризоны.

Трудно привлечь партнеров

Саудовской Аравии в прошлом не удавалось привлечь автомобилестроителей. Японская Toyota отклонила сделку в 2019 году, сославшись на высокие затраты на рабочую силу, отсутствие местных поставщиков и маленький внутренний рынок.

Сейчас в мире популярна тенденция энергетического перехода и отказ от авто, которые работают на грязном для экологии топливе. Но именно нефть — сырье для бензина и дизеля — десятилетиями финансировала экономику Саудовской Аравии.

«Страна столкнется с огромной конкуренцией со стороны авторитетных промышленных предприятий и сложившихся цепочек поставок», — сказал глобальный аналитик EY по передовому производству и мобильности Гаурав Батра. «Многое должно измениться, прежде чем эта отрасль обретет форму и действительно станет звездной».

Китай доминирует в новой цепочке поставок, а также в производстве электромобилей. Китайская BYD стала крупнейшим в мире производителем электромобилей, обогнав Tesla в конце прошлого года, хотя закон США о снижении инфляции, целью которого являются инвестиции в создание экономики с низким уровнем выбросов углекислого газа, может направить десятки миллиардов долларов на производство электромобилей.

Для Саудовской Аравии одной из самых больших трудностей является привлечение производителей автокомпонентов — от автомобильных дверей до двигателей — когда нет значительной собственной промышленности, которая могла бы предложить внутренние поставки.

Отечественный производитель электромобилей Ceer, совместное предприятие PIF и тайваньской компании Foxconn, планирует начать выпуск к 2025 году, но завод еще не построен.

Источник Reuters, знакомый с Ceer, сообщил о низкой вероятности того, что компания сможет выпустить авто в эксплуатацию до 2026 года.

Взяли слишком высокую планку

Аналитики также скептически отнеслись к предварительным результатам.

«Мы не верим в такие высокие (саудовские) показатели производства, потому что такой высокий уровень внутреннего производства потребует значительного экспорта из региона», — сказала эксперт S&P Global Mobility Татьяна Христова. «Это возможно, но мы не видим, чтобы это произошло в пределах нашего горизонта прогнозирования».

В октябре южнокорейский производитель автомобилей Hyundai и PIF объявили о создании совместного предприятия, которое построит завод для производства двигателей внутреннего сгорания и электромобилей, а затем уже вместе с Lucid и Ceer создаст кластер заводов в Джидде.

Этого будет недостаточно, чтобы убедить «производителей оригинального оборудования провести локализацию», — считает Татьяна Христова. Ceer будет закупать компоненты у немецкого BMW, включая аккумуляторы — самую дорогостоящую часть электромобиля.

Глобальный вице-президент Lucid Фейсал Султан в декабре заявил агентству Reuters, что Саудовской Аравии необходимо присутствие критически важных поставщиков, и ее завод в Саудовской Аравии занимается только повторной сборкой автомобилей, ранее собранных и проверенных на качество на площадке компании в Аризоне.

Читайте также: Как изменились цены на б/у авто в Украине и какие модели выбирают автовладельцы

Подход компании, который заключается в сохранении цепочки поставок и производства автомобилей в Соединенных Штатах, может побудить другие компании создать предприятия по вторичной сборке, чтобы получить доступ к прибыльным саудовским стимулам для локализации, — сказал руководитель саудовского автопроизводящего сектора.

Но это может препятствовать расширению местного производства, поскольку страна продолжит импортировать автомобили иностранного производства.

Производство стратегического значения

На переговорах ООН по климату в Дубае в декабре почти 200 стран согласились начать сокращение глобального потребления ископаемого топлива после того, как Организация стран-экспортеров нефти во главе с Саудовской Аравией выступила против более жестких формулировок о поэтапном отказе от угля, нефти и газа.

Королевство стремится улучшить свою репутацию в области устойчивого развития, и уделяет автомобилям Lucid видное место на государственных конференциях.

В течение следующего десятилетия правительство Саудовской Аравии согласилось купить до 100 000 автомобилей Lucid, а Саудовский фонд промышленного развития (SIDF) предоставил Lucid беспроцентный кредит в размере $1,4 млрд в 2022 году для финансирования строительства завода.

PIF владеет 60% Lucid, и по состоянию на август 2023 года инвестировал в компанию не менее $5,4 млрд.

«Я не думаю, что Lucid — это проект, в который они (PIF) ввязались, чтобы получить большую прибыль… Это, скорее, стратегические отношения. Развитие автомобильной экосистемы в королевстве — это огромная победа для них», — сказал Султан.

В прошлом году официальные лица Саудовской Аравии заявили, что надеются, что королевство станет центром производства и поставок аккумуляторов для электромобилей.

Но для этого ему необходимо сырье, в частности, литий, который, как сообщил вице-министр промышленности и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Халид бин Салех Аль-Мудайфер, был одним из металлов, которые королевство стремилось производить, хотя о запасах не было объявлено.

Роберт Уилт, генеральный директор горнодобывающей компании Maaden, которая поддерживается PIF, сказал, что попытки извлечь литий из соленой воды находятся на пилотной стадии.

«У нас в королевстве развивается автомобильная промышленность, которой потребуются материалы для аккумуляторов для электромобилей. Мы, вероятно, не найдем этого вовремя, поскольку заводы строятся, поэтому нам придется выходить на улицу и добывать их», — сказал Уилт.

Эксперты говорят, что, какими бы ни были препятствия, у Саудовской Аравии есть финансы, чтобы их преодолеть.

Читайте также: К 2050 году может появиться новое поколение сверхдержав: кто участвует в гонке

«Я не сбрасываю со счетов PIF, потому что за ними стоит огромный объем ресурсов», — сказал Энди Палмер, бывший генеральный директор Aston Martin. Он также был главным операционным директором в Nissan, где курировал запуск Nissan Leaf, одного из первых электромобилей массового производства.

«Деньги могут решить практически все, но это будет намного больше денег, чем все думают на первый взгляд», — сказал Палмер.

Комментарии - 28

+
+91
82845392
82845392
24 января 2024, 19:51
#
Статья-напоминалочка для мамкиных любителей простых решений («давайте закроем все эти совковые заводы, и добрый дядя нам построит новые современные»).
+
+67
Три літри
Три літри
25 января 2024, 11:54
#
Словакія з посмішкою дивиться на вас та саудитів. Щоб будувати заводи треба щоб було кому там працювати. А хто буду працювати у саудитів? Вони ще не завезли достатню кількість індусів та інших утерменьшей для праці. Плюс будь який індус для цього не підійде — кваліфікація і відповідальність потрібна.
+
+13
82845392
82845392
26 января 2024, 19:18
#
> Словакія з посмішкою дивиться на вас та саудитів

Погляд неіснуючої країни мене не те, щоб дуже непокоїв :) А от Словаччині не так і смішно: за останні 10 років втратити 2 відсотки індустріального ВВП — це не жарти :) При тому, що сектор послуг не збільшився навіть на 1 відсоток, і продовжують смоктати росгаз.

> А хто буду працювати у саудитів? Вони ще не завезли достатню кількість індусів та інших утерменьшей для праці

Пане нацист, доводжу до Вашого відома наступне: «According to the authority, the number of expatriates employed reached 10.9 million, representing 75% of the total workers in the Kingdom. Meanwhile, the number of Saudi workers stood at 3.69 million, representing 25% of the total.» Тобто 75% (майже 11 мільйонів) працюючих у СА — іноземці.

> Плюс будь який індус для цього не підійде — кваліфікація і відповідальність потрібна.

Знову ж таки, «шановний» нацисте, якщо для Вас громадянство = кваліфікація, то ось така інформація може бути цікавою: у СА проживає майже 100 тисяч громадян США.
+
0
Три літри
Три літри
26 января 2024, 19:26
#
А от Словаччині не так і смішно: за останні 10 років втратити 2 відсотки індустріального ВВП — це не жарти

Щоб втратити — спочатку треба його мати. Ну і якщо ти так добре знаєшься на словацькому ВВП то мабуть також знайомий з кількістью автомобілів (вироблених на заводах неіснуючої країни) на душу населення та можеш порівняти цю величину з іншими країнами.

Тобто 75% (майже 11 мільйонів) працюючих у СА — іноземці.

Легко завезти двірника чи порт'є для готелю. А от людину що буде збирати автомобілі завезти вже не так просто. Що і доводить досвід СА.

В іншому королівстві багато імігрантів та дітей імігрантів працюють у сфері послуг де достатньо знати лише англійську і мати базові навички. Але от на заводах більшість працюючих становлять неімігранти.
+
0
82845392
82845392
26 января 2024, 21:12
#
> Щоб втратити — спочатку треба його мати

Напомните, сколько он у нас составлял в 95-м. В 99-м. 2012-м. И сейчас.

> Легко завезти двірника чи порт'є для готелю. А от людину що буде збирати автомобілі завезти вже не так просто.

1. У Вас представления о современном производстве где-то в районе 60-х, с токарными станками, замасленными спецовками и прочим. Можете погуглить видео с любого современного автозавода, оценить уровень автоматизации.
2. Прочитайте статью. Там про кадры ни слова, зато есть про локализацию производства компонентов: «For Saudi Arabia, one of the biggest difficulties is attracting producers of auto-components — anything from car doors to engines — when there is no significant local industry to supply.» То есть им не просто нужно найти автосборщиков/инженеров (для одного-двух заводов, даже крупных, их можно и завезти — проблемы здесь нет, если есть средства), а построить всю цепочку смежников. А это уже несколько другая задача.

> Але от на заводах більшість працюючих становлять неімігранти

Логично, в богатых странах физически работать будут либо иностранцы, либо местные «голубые воротнички» или малоимущие, которые охотно переквалифицируются. В тех же Штатах их еще не так сложно найти, в малонаселенных странах, вроде СА, уже сильно сложнее.
+
0
Три літри
Три літри
27 января 2024, 5:40
#
Напомните, сколько он у нас составлял в 95-м. В 99-м. 2012-м. И сейчас.

Тобол відповіді ти не знаєш. 😂
+
0
82845392
82845392
28 января 2024, 5:46
#
> Тобол

Ты не ней родился, что ли?

> відповіді ти не знаєш

Свыше 40% в 91-м, перед войной — около 20, после войны даже подумать страшно будет.
Так что облажался ты по всем пунктам, как обычно.
+
0
Три літри
Три літри
28 января 2024, 7:10
#
Свыше 40% в 91-м, перед войной — около 20, после войны даже подумать страшно

Дякую за підтвердження того що ти дупля не відбиваєш у ВВП Словаччини.
+
0
82845392
82845392
29 января 2024, 18:32
#
> сколько он у нас составлял

> дупля не відбиваєш у ВВП Словаччини

А я уж и забыл, с кем имею дело, чукча не читатель :))

P. S. В Словакии он тоже упал: в 91-м был больше 30, а по последним данным 20 с чем-то.
+
0
Три літри
Три літри
29 января 2024, 19:34
#
А я уж и забыл, с кем имею дело, чукча не читатель :))

дивно до ти чукча, але все одно рвеш дупу за Росію
+
0
82845392
82845392
29 января 2024, 22:54
#
> все одно рвеш дупу за Росію

Ты уже в своем сосании настолько преисполнился, что с пальца на органы пониже перешел? :))
+
+15
vt313
vt313
27 января 2024, 10:56
#
-- Словакія з посмішкою дивиться на вас та саудитів.

Наскільки я розумію, цей кластер створювала не Словачина, а ЕС.
+
0
Три літри
Три літри
27 января 2024, 12:28
#
Так хіба у СА невдача саме через те що це їх власні гроші? Я такого не казав.

До слова нагадаю про ще один приклад: Китай. Там все починалось теж на зовнішніх інвестиціях, але вже достатньо давно тримається тепер вже на власних китайськиї інвестиціяї. Деікі китайські бренди тепер цілком самостійні, і навіть пробують захоплювати ринки в Європі, як раз ринки електромобілів. Хоча крім автомобілів у китайців є ще багато чого.

Мова не про те що проблема в джерелі коштів.

Мова про те що виробництво вимагає кваліфікованих робітників. А в СА власних робітників немає як класа, та й взагалі і населення що СА, що ОАЕ не дуже бажає працювати руками — для цього вони вагонами завозять робітників з бідних країн. Але в ціх бідних країнах так само немає кваліфікованих робітників на відміну від тієї ж України бо українців охоче беруть на ті ж словацькі заводи: бо деякі і до цього мали досвід праці на заводах в Україні, деякі більш молоді досвіду не мають, але мають хоч якісь знання.

Ну і важлива відмінність яка непрямо впливая на бажання кваліфікованого персонала емігрувати: Польща, Словакія, Чехїя, Німечина дають трудовим імігрантам можливість отримати громодянство, а СА та емірати відносяться до трудових емігрантів як до унтерменшів.
+
0
82845392
82845392
28 января 2024, 5:48
#
> Мова про те що виробництво вимагає кваліфікованих робітників

Статью попытайся прочитать. Хотя бы через гугл-транслейт. И найди там это утверждение. Еще раз повторяю, у тебя представление о современном производстве на уровне дИдов из 60-х.
+
0
Три літри
Три літри
28 января 2024, 7:12
#
Це мої слова, чому вони мають бути у статті? Я не її автор. Свої знання ти вже продемонстрував у дискусії про Словаччину коли ти в кращіх москальських традиціях змінив тему на «а у вас негрів лінчують».
+
0
82845392
82845392
29 января 2024, 18:34
#
> Це мої слова, чому вони мають бути у статті?

1. Комментарии к статье, а не в твоем личном блоге.
2. В статье какое-никакое исследование, а у тебя — сосание из пальца.

> Свої знання ти вже продемонстрував у дискусії про Словаччину

Ну да, уделал тебя по всем статьям, ты даже правильно прочитать мои комменты не смог. Что-то хочешь добавить, посмешить народ? :)
+
0
Три літри
Три літри
29 января 2024, 19:41
#
Комментарии к статье, а не в твоем личном блоге.

Що коментарі до статті, що коментарі до особистого блогу можуть містити думки авторів. Мій містить мої думки яки перетинаються з думками автора статті на Рейтерс

В статье какое-никакое исследование, а у тебя — сосание из пальца.

А це ти читав? Цитата: «NEED LOCAL INDUSTRY FIRST
For Saudi Arabia, one of the biggest difficulties is attracting producers of auto-components — anything from car doors to engines — when there is no significant local industry to supply.»
+
0
82845392
82845392
29 января 2024, 22:57
#
> можуть містити думки авторів

В твоем случае — нет.

> перетинаються з думками автора статті на Рейтерс

В чем?

> NEED LOCAL INDUSTRY

Тебе перевести «local industry»? «Местная промышленность». Не кадры, а промышленность в целом. У тебя кадров может быть по самую макушку, промышленность при этом не самозародится. Яркий пример — наша страна в 90-е: куча народу трудоспособного возраста с опытом работы на производстве, система ПТУ и ВУЗов по инерции готовит кадры, а промышленное производство падает, заводы закрываются и режутся на металл.
+
+30
vt313
vt313
25 января 2024, 12:34
#
Совершенно разные вещи
+
+180
neverice
neverice
24 января 2024, 21:47
#
Судячи з усього, машинобудівної промисловості у них практично немає. То їм треба не завод будувати, а фактично всю галузь. А це не так швидко. Хоча напрямок вірний. Саудівський принц відчуває, що ера нафти добігає кінця, а з нею і благополуччя Саудівської Аравії.
+
0
82845392
82845392
26 января 2024, 21:16
#
Проблема в том, что они этим уже не первый десяток лет занимаются, как и соседние Эмираты, предлагая гигантские льготы, индустриальные парки и свободные площадки, и все никак. А у нас любят подрассказать, что хрен с ним, с тем украинским машиностроением, сейчас вот вступим в ЕС — и нам его сделают заново, крутое и современное.
+
0
AleksandrBank
AleksandrBank
25 января 2024, 12:39
#
Гарна стаття. Хороші і влучні коментарі!
+
+15
SkrudjMacduck
SkrudjMacduck
25 января 2024, 19:25
#
Білі спідниці шити… нафту з землі качати… бакси витрачати на хмарочоси… а щось придумати, потрібен інтелект та досвідчена команда. Або купа грошей і купа часу, щоб набрати розумників і набити досвіду. А ще ринок. Он китайці клепали лайно, але дешеве. Народ хавав. А тепер випускають ще й незовсім лайно… подекуди нормальні авто. Але внутрішній ринок у них майже 2 лярди, а у саудитів який ринок? Потрібно багато не дуже багатих, а у арабів мало, але дуже багатих. Їм експериментальні тазіки ні до чого. Вони куплять Бугатті чи Мерса… чи Теслю. Потрібні «ніщєброди», які хочуть їхати, але гроші є лише на шопопало.
+
0
vt313
vt313
25 января 2024, 20:33
#
1.5 млрд мусульман, — нормальный рынок.
Но нефть перебивает любой бизнес.
А как хобби, электромобилестроение немного не тянет.
+
+15
Ihor71
Ihor71
25 января 2024, 20:23
#
В первую очередь нужен персонал. Обученый и квалифицированный
+
+15
vt313
vt313
25 января 2024, 20:46
#
При наличии денег это не проблема.
Какой-то необходимости в этом нет.
Тогда нужно желание, — а вот это проблема.
+
0
Три літри
Три літри
25 января 2024, 20:52
#
Досвід СА каже що проблема є, гроші не вирішують.
+
0
vt313
vt313
25 января 2024, 20:58
#
Так я ж кажу, гроші є, бажання немає.
Якщо стоїть вибір, запросити 100 спеціалістів автопрому чи одного футболіста, то запрошують футболіста. Тому що це цікавіше.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться