ВХОД
Вернуться
Как учитель английского языка стал самым богатым человеком Китая

Как учитель английского языка стал самым богатым человеком Китая

18 сентября на Нью-Йоркской фондовой бирже был установлен очередной рекорд: китайская Alibaba Group провела IPO, получив за размещение своих акций астрономические 25 миллиардов долларов. В целом инвесторы оценили китайскую компанию в 231 млрд долларов. На сегодняшний день онлайн-ритейлер владеет не только сайтами для интернет-торговли, но и разветвленным финансовым бизнесом, собственным облачным сервисом и долей в крупнейшей китайской социальной сети. «Минфин» предлагает вам ознакомиться с головокружительной историей успеха китайской корпорации и её основателя — Джека Ма.

Ма Юнь (для иностранцев известный как Джек Ма) родился 15 октября 1964 года в городе Ханчжоу на тихоокеанском побережье Китая.

«Моё детство пришлось на годы «культурной революции», которая затронула и нашу семью. Мои родители зарабатывали на жизнь исполнением традиционных баллад пингтан, а значит, относились к «подозрительной» интеллигенции. В итоге исполнение баллад было запрещено и мы должны были зарабатывать на жизнь случайными заработками».

Когда буря улеглась и в КНР начались перемены, для Ма Юня открылись возможности, которыми он не преминул воспользоваться.

«В 12 лет я стал интересоваться английским языком. Каждое утро в течение восьми лет, и в дождь и снег, я ехал на велосипеде 40 минут в ближайший отель, примерно в 100 милях к юго-западу от Шанхая и проводил экскурсии в качестве бесплатного гида для иностранных туристов. Эти годы очень изменили меня. Моё мировоззрение стало более глобальным, чем у большинства китайцев».

Знакомства Ма с иностранцами вскоре позволили ему побывать заграницей.

«В 1979 году я провёл три дня вместе с семьёй из Австралии, а потом мы стали регулярно переписываться. В 1985 году они пригласили меня поехать к ним в гости. Эта поездка изменила мою жизнь. Дома нам говорили, что Китай — самая богатая и счастливая страна в мире. Поэтому, когда я прибыл в Австралию, я был шокирован. С тех пор, я начал думать своей головой».

Каждая неудача — успех

Затем Ма поступил в педагогический университет, с третьего раза. И всё для того, чтобы стать преподавателем английского языка.

«Я дважды провалился на вступительном экзамене, хотя это и был худший университет Ханчжоу. Несмотря на это мне удалось не только его закончить, но и стать председателем совета студентов университета, а затем и всего города».

 

Но карьерные вершины удавалось покорить не сразу. 

«После выпуска я стал единственным из 500 студентов, отобранным для преподавания в университете. Моя зарплата была, примерно, 12 долларов в месяц. Но нужно было отработать преподавателем обязательный срок, и я мечтал, когда он закончится. Очень хотел в бизнесе. Я пытался устроится на работу во много мест, но никто не хотел меня нанимать. Самое лучшее, что мне попалось — должность помощника менеджера в Kentucky Fried Chicken».

Тем не менее, знание английского ему пригодилось: но на госслужбе. Именно там Ма впервые узнал об Интернете.

«В 1995 году, я оказался в Сиэтле. Работал переводчиком для торговой делегации. Там благодаря своему другу я впервые узнал, что такое Интернет. Сначала мы ради веселья вбили слово «пиво» в Yahoo!, но когда дошли до «Китая», то обнаружили, что в Интернете не было никаких данных о нашей стране. Поэтому мы решили запустить сайт и зарегистрировали название China Pages».

Вернувшись в Китай Ма основал одноименную интернет-компанию, которая была первой такого рода в Китае.

«Я занял две тысячи долларов, чтобы создать компанию. В день старта проекта я пригласил домой друзей и мы три с половиной часа ждали пока загрузится полстраницы. Но я был очень горд собой — я доказал им, что интернет существует».

При этом тонкостями технологий Джек не владел никогда.

«Я ничего не знал о персональных компьютерах или об электронной почте. Я никогда не прикасались к клавиатуре до этого. Вот почему я называл себя «слепой, едущий на спине у слепого тигра».

Но, с помощью первого бизнеса Ма не смог реализовать своих задумок. Он не стал успешным. 

«Мы соревновались с государственной компанией China Telecom в течении года. В итоге они предложили нам создать СП, а также инвестировать 185 тысяч долларов в его развитие. Такого количества денег я никогда до этого не видел. Но проблема заключалась в том, что мы не могли реализовывать наши предложения, ведь они зарубались на корню в совете директоров. Поэтому мне пришлось уйти».

Он снова отправился в Америку, на этот раз искать деньги для создания новой компании. 

Когда я отправился в Кремниевую долину на поиски денег, я написал бизнес-план. Но все, к кому я обращался, отказали мне. Они ссылались на то, что бизнес-план составлен неправильно. С тех пор у меня пропало желание писать бизнес-планы. Теперь я знаю, что лучший план — намечать изменения в одной системе координат, чтобы потом искать новые, но уже в обновленных условиях».

Сезам, откройся

«Моей мечтой было создание своей компании в сфере электронной коммерции. В 1999 году я собрал 18 человек в моей квартире и говорил с ними часа два о моем видение. Каждый в итоге положил на стол столько денег, сколько мог — мы получили 60 тысяч долларов».

Почему мы назвались Alibaba? Я мечтаю о глобальной компании, поэтому и выбрал имя, которое знают во всём мире. Кроме того, оно ассоциируется с фразой «Сезам, откройся». А мы хотим, чтобы Китай был открытым для всех”.

Сайт Alibaba.com стал стартовой площадкой для создания интернет-империи Джека Ма.

«Есть такая китайская пословица: «Если перед вами девять кроликов, а вам нужно поймать одного, то и сфокусируйтесь на одном». Всё началось с Alibaba.com, b2b сервиса, позволяющего китайским производителям находить покупателей, в основном, таких же предпринимателей. Затем появился Taobao, сервис, где потребитель мог покупать товары напрямую у таких же потребителей [c2c, — ред.]. Позже, в апреле 2008 года, появился TMall, позволяющий крупным брендам, вроде Nike, Adidas, и Samsung выходить на клиентов [b2c, — ред.]. Кстати, этим проектом мы нанесли удар по традиционному китайскому «чёрному» рынку, для чего пришлось удалить больше 100 млн. товаров из Taobao».

Alibaba - «1001 ошибка»

На своём пути Alibaba Group не могла не столкнуться с мощными конкурентами. Самым грозным из них был американский гигант eBay, который вложил около 300 миллионов долларов в свой китайский клон. Тем не менее, Alibaba удалось победить.

«eBay — это акула в открытом море. Мы — крокодил в реке Янцзы. В открытом море акула съела бы нас, но в реке победа останется за нами. Нам помогло то, что мы знали местную специфику: в первые три года товары на Taobao можно было размещать совершенно бесплатно и без платы за трансакции. Кроме того, мы дали возможность продавцам делать свои виртуальные магазины более яркими и индивидуальными. Нам на руку также сыграл «великий китайский файрволл», из-за которого Eachnet [клон eBay, сервера которого находились в США — ред.] работал медленнее».

В 2003 году Eachnet занимал 80% рынка онлайн-ритейла в Китае. В 2005 году компании сравнялись по доле рынка, а в конце 2006 года eBay заявил о закрытии своей китайской «дочки». При этом Ма всегда призывает относится к конкурентам крайне уважительно и миролюбиво.

«Конкуренция напоминает игру в шахматы. Если проиграл, можно начать ещё один раунд. У настоящего бизнесмена нет врагов».

Но у компании также были и сложные времена.

«Я называю Alibaba «1001 ошибкой». Мы расширились слишком быстро, а когда лопнул пузырь дот-комов, мы должны были массово увольнять своих сотрудников. К 2002 году нам хватало денег, чтобы выжить в течение полутора лет, а доходов почти не было. Уроки, извлеченные из темных дней Alibaba в том, что вы, как менеджер, должны дать вашей команде ценности, инновации и видение. Кроме того, важно помнить, что если вы не сдаётесь, у вас все еще есть шанс».

В 2013 году Ма покинул пост генерального директора Alibaba Group, оставив за собой кресло председателя совета директоров. Своего преемника Джек выбирал лично, им стал работающий в компании с 2000 года Джонатан Лу. Сам Ма активно занимается благотворительными проектами, прежде всего, образовательными и экологическими.

«Не думайте о деньгах; не думайте о том, как зарабатывать деньги. Я постоянно напоминаю себе, что мы рождены не для того, чтобы работать, а для того, чтобы наслаждаться жизнью. Мы здесь для того, чтобы делать жизнь других лучше”.

Если у вас ещё остались сомнения, что Джек Ма — амбициозный человек, то прочитайте это.

«Мое видение заключается в создании глобальной экосистемы электронной коммерции, которая позволяет потребителям и предприятиям заниматься всеми аспектами бизнеса в Интернете: покупать, продавать, платить и копить. Я не только хочу создать один миллион рабочих мест, но изменить социальную и экономическую обстановку в Китае, сделав его крупнейшим интернет-рынком в мире».

 

Напоследок приводим слова для тех, кто готов работать, засучив рукава, и верить в свой успех.

«Сегодня — сурово и мучительно, завтра будет ещё хуже, зато послезавтра будет прекрасно».

За 15 лет Джек Ма построил компанию, которая захватила китайский рынок онлайн-ритейла, превзошла по обороту Amazon, выиграла торговую войну у eBay и провела рекордное IPO. Сегодня он занимается благотворительностью, держа руку на пульсе дел компании и продолжая определять её стратегию. Ему только 48, а потому несомненно одно — мы ещё многое успеем услышать про этого человека.

Опубликовано на minfin.com.ua 14 октября 2014, 14:51 Источник: Минфин
Следить за новыми комментариями

Комментарии (8)

+
+22
hamsster
hamsster
14 октября 2014, 16:09
#
Красава!
+
+15
Nekrasov
Nekrasov
14 октября 2014, 16:57
#
Мне нравится! Есть чему поучиться.
+
+11
Allin Biruk
Allin Biruk
14 октября 2014, 18:52
#
Идеи Дэн Сяопина, возрождения экономики страны, открыли возможности жить достойно, каждому гражданину КНР.
Но попробуй украсть — моментально… плаха с топорами.
+
0
zevsonline
zevsonline
14 октября 2014, 19:41
Ukraine
#
С первого раза и не поймёшь о чём речь. Философские мысли, однако :)
+
0
AlexKorn
AlexKorn
14 октября 2014, 22:28
Олександр, Ріо де Жанейро
#
ЦІкаво. :)
+
+5
Елена Кравченко
Елена Кравченко
15 октября 2014, 10:02
#
По поводу конкурентов: их, действительно, бояться не стоит — даже самых сильных. Ни один конкурент не может быть всемогущим, у каждого из них могут найтись свои слабые стороны. Поэтому, главное, столкнувшись с конкуренцией, не впадать в панику, не отступать, а поступить следующим образом: скажем так, уменьшить долю этой самой конкуренции. Это значит, — изобрести своё уникальное, оригинальное направление в определённой деятельности, чётко придерживаться его. И тогда ваша деятельность будет, можно сказать, вне конкуренции: единственная и неповторимая.
+
+10
Finn
Finn
15 октября 2014, 16:55
Helsinki
#
Тема — 5, текст — 3-
+
0
Ольга Кучер
Ольга Кучер
16 октября 2014, 09:19
#
Как по мне, так пример достойный подражания! Как жаль, что таких целеустремленных людей меньше, чем плывущих по течению безразличия к даже собственному благу.

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд