ВХОД
Вернуться
27 февраля 2013, 14:50

Газовый консорциум: на троих или на двоих?

Заявления представителей ЕС и руководства Украины на саммите в Брюсселе о целесообразности создания трехстороннего газотранспортного консорциума ставят под сомнение как в Киеве, так и в Москве, а также представителями украинского правительства, пишет ВВС Украина.

О необходимости создания трехстороннего консорциума по управлению украинской газотранспортной системой (ГТС) заговорили в Брюсселе и в Киеве в то время, как несколько месяцев подряд продолжаются переговоры о создании двустороннего консорциума — между Украиной и Россией.

Схема от правительства

Каким видят будущее ГТС в украинском правительстве, рассказал на следующий день после саммита вице-премьер-министр Юрий Бойко.

По словам чиновника, Киев готовит условия для передачи ГТС в аренду потенциальным партнерам.

«Сегодня мы видим, что самая приемлемая модель с точки зрения загрузки ГТС — это когда сама система остается в государственной собственности, а мы приглашаем участвовать партнеров на условиях, предусматривающих разделение видов деятельности Нафтогаза», — сказал Юрий Бойко.

По словам вице-премьера, подготовка соответствующего механизма находится на финальном этапе.

Кто станет партнером Украины в схеме, которую обозначил Юрий Бойко, не известно. Он лишь сказал о «восточных и западных компаниях», но слово «консорциум» не употреблял.

Больше можно было услышать от президента Виктора Януковича накануне саммита. Во время президент сказал, что в первой половине этого года следует ожидать решения о том, как в дальнейшем будет эксплуатироваться ГТС.

По словам президента, «скорее всего», ГТС останется в собственности государства. Виктор Янукович, как и Юрий Бойко, называет аренду трубопроводов очень вероятной — при условии, если арендной платы будет хватать на содержание ГТС, а также в случае гарантий транспортировки по газопроводу соответствующих объемов газа.

По словам Виктора Януковича, такие гарантии может предоставить только Россия.

«Нам надо думать, как эксплуатировать нашу ГТС. И кроме России, нам никто не даст гарантии прокачки реальных объемов газа», — заявил президент.

Заявления президента и вице-премьера по вопросам энергетики косвенно демонстрируют, по мнению экспертов, к какому сценарию склоняется Киев.

Тогда при чем здесь в Брюсселе о трехстороннем консорциуме и инициативах правительства по проведению международного круглого стола с целью обсудить его создание?

Трехсторонний не получается

«На мой взгляд, эти заявления являются определенным средством завуалировать истинные намерения лоббистских групп, представляющих интересы »Газпрома«. На сегодня в энергетическом блоке правительства преобладают интересы очень сильных прогазпромовских сил», — считает директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко.

«Что бы ни говорила украинская власть, но »Газпром« может пойти на создание международного консорциума в одном случае — когда он будет полностью контролировать газотранспортную систему Украины. В противном случае ему это неинтересно и не нужно. Инвестировать в газотранспортную систему и ее не контролировать — это не игра Газпрома. Их игра в том, чтобы иметь полный контроль над ГТС, включая газовые хранилища», — сказал Владимир Омельченко.

Президент Российского газового общества Валерий Язев также считает, что Россию не устроит трехсторонний консорциум.

«Я думаю, что »Газпром« не согласится на трехсторонний консорциум. Не в интересах России такая мешанина в управлении ГТС, и это ничего хорошего не даст. Нас интересует прямое участие Газпрома в управлении украинской трубой или передача ее Газпрому», — сказал Валерий Язев журналистам.

Он отмечает, что Россию интересует не столько транзит газа — поскольку строятся обходные газопроводы «Южный поток» и «Северный поток» — сколько подземные хранилища.

«Уже сейчас у нас нет транзитных рисков. Мы их уже сняли. Ценность украинской ГТС в подземных хранилищах газа, а не в самих трубах», — сказал глава Российского газового общества, которого цитирует информагентство Укринформ.

«Речь идет не столько о ГТС, сколько о том, что украинская ГТС объединяет и внутренние поставки газа, и транзит. Россию не интересует транзит. Она этот вопрос решает, ей интересно иметь контроль над внутренним потребителем в Украине», — сказал в комментарии ВВС Украина Богдан Соколовский, бывший уполномоченный президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности (2008-2010).

Он убежден, что Россия не согласится на трехсторонний консорциум с Европой еще и потому, что требования законодательства Евросоюза предусматривают, что собственник газа, которым является Газпром, не может контролировать газотранспортные сети.

Эксперт говорит, что договариваться с ЕС Украина также сможет лишь после того, как произойдет реструктуризация «Нафтогаза Украины».

Аренда — сомнительна?

Заявления президента Украины и куратора энергетического блока в правительстве о том, что сдача в аренду украинской ГТС может оказаться приемлемым сценарием, поддерживают и специалисты в России.

Президент Российского газового общества Валерий Язев уверяет, что в случае передачи ГТС российской стороне Украина будет получать соответствующую арендную плату, а российская компания будет модернизировать ГТС и поддерживать ее в работоспособном состоянии.

Однако, украинские эксперты говорят, что в случае, если Украина сдаст ГТС в аренду «Газпрому», это будет противоречить заявлениям Киева о желании интегрироваться в ЕС.

«Это абсолютно не будет соответствовать условиям, которые выдвигает Европейское энергетическое сообщество (ЕЭС).»Газпром« является монополистом, а согласно законодательству в странах ЕС, компании-монополисты в поставках газа не могут инвестировать и контролировать энергетические, инфраструктурные объекты стран, являющихся членами ЕЭС», — говорит эксперт Центра Разумкова Владимир Омельченко.

Предложения ЕС

Между тем комиссар по вопросам энергетики Гюнтер Эттингер сказал, что ЕС имеет исследование относительно того, какие инвестиции нужны для модернизации украинской газотранспортной системы, а представители Евросоюза находятся в постоянном контакте с экспертами Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развития.

«Они близки к одобрению инвестиционных решений, решений по совместному финансированию и пошаговым инвестициям», — сказал комиссар в интервью информагентству УНИАН и телеканалу «Интер».

Гюнтер Эттингер говорит, что в Брюсселе внимательно следят за переговорами между Украиной и Россией.

«Газпром» и украинское правительство должны прийти к решению в будущем месяце относительно того, двусторонним или трехсторонним этот консорциум должен быть. Так что это — очень интересный процесс. Мы можем сделать определенные предложения, и мы надеемся, что решения будут до конца этого года", — отметил господин Эттингер.

Эксперты сходятся на том, что окончательные договоренности относительно судьбы ГТС напрямую связаны с тем, как будут развиваться отношения Украины и ЕС в ближайшие месяцы. Как сказал Богдан Соколовский, «существует только два варианта — либо Украина пойдет под Россию, либо в ЕС, и здесь дедлайном будет май, когда Украина должна отчитаться о выполнении политических обязательств перед Евросоюзом».

Опубликовано на minfin.com.ua 27 февраля 2013, 14:50
Следить за новыми комментариями

Комментарии (1)

+
+8
sertrpmailru
sertrpmailru
27 февраля 2013, 14:57
#
Соколовский заключил, что в мае Украина ляжет по ЕС или под ТС! Но ляжет однозначно без вариантов! А вдруг есть выход?

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд