ВХОД
Вернуться
29 августа 2012, 10:40

Украинская мобильная связь продолжает дорожать

В августе мобильная связь в Украине снова подорожала, несмотря на то что Антимонопольный комитет настоятельно рекомендовал операторам снизить тарифы под угрозой немалого штрафа, пишет Эксперт.

Начиная с весны нынешнего года операторы мобильной связи дружно взялись повышать цены. К июню у «Киевстара» стоимость SMS и MMS выросла на 30-50%. А оператор «МТС Украина» в самых популярных тарифных планах поднял стоимость внутрисетевых звонков на 50%, а межсетевых — на 20%. «Астелит» (ТМ Life:) повысил на 20% стоимость SMS и MMS-сообщений, а также сумму минимального ежемесячного пополнения счета в некоторых тарифных планах.

Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) решил вмешаться, направив 14 июня операторам письма с рекомендациями снизить тарифы. В противном случае пригрозил им штрафом в размере десяти процентов от годовой выручки. Это стандартная угроза антимонопольщиков.

Операторы засуетились, и тарифы (например, в региональных пакетах у МТС) действительно снизились. Но в августе они вновь стали расти. Например, с 13 августа «Киевстар» повысил плату за соединение для восьми предоплатных тарифных планов на 56% (с 25 до 39 копеек), а с 17 августа стоимость звонков на номера других операторов выросла на 26-50%.

Нажмите цифру

Высокая рентабельность отечественных телекомщиков обусловлена не большими тарифами, а низкой себестоимостью услуг. Свои требования АМКУ обосновал тем, что у операторов слишком высокая рентабельность. По данным первого заместителя главы комитета Рафаэля Кузьмина, уровень рентабельности у крупнейшего украинского оператора мобильной связи «Киевстар» составляет 98%, у «МТС Украина» — 50%.

Этот показатель гораздо выше, чем в Европейском союзе, где он колеблется в пределах 30-40%. Например, в 2011 году у немецкого Deutsсhe Telekom он составил 32%, у французского Orange — 38,7%, у норвежского Telenor — 41,6%. Даже у российского Beeline — 41,3%.

«Киевстар» и МТС поспешили заверить, что их рентабельность гораздо ниже цифр, приведенных представителем АМКУ. Они ссылаются на отчетность первого квартала 2012 года, где этот показатель составляет 35,3 и 14,1% соответственно. У «Астелита» во втором квартале текущего года рентабельность, по официальным данным, составила 30,3%.

В то же время Петр Яцук, глава Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информации (НКРСИ), готов разобраться в проблеме. Поскольку в Украине существуют повышенные финансовые риски, рентабельность операторов не может быть низкой, уверен он. Вот только какой? «Естественная рентабельность должна быть не менее 15 процентов. Если срок окупаемости проекта в Украине более пяти лет, он уже неинтересен инвесторам», — отмечает глава комиссии и признает, что у отечественных застройщиков она находится на уровне не менее 50%. В целом же, как полагают в НКРСИ, рентабельность операторов не должна превышать 30%.

Но и операторы не сдаются. Средний счет одного абонента «Киевстар» составляет около пяти долларов в месяц, и он стабилен, заявили в компании. «Астелит» обосновывает поднятие тарифов желанием довести свои цены до среднерыночных, а «Киевстар» и МТС — уровнем инфляции. Напомним, что по итогам 2011 года она составила 4,6%.

По мнению сотрудника консалтинговой группы Netton CG Романа Химича, повышение тарифов в случае с «Киевстаром» имеет вескую бизнес-причину. Их материнская компания «Вымпелком» переживает сложное время. Она была вынуждена уйти с нескольких рынков, в частности, из Вьетнама и Камбоджи, а «Киевстар» — единственная бизнес-единица группы, которая демонстрирует стабильно высокие финансовые показатели, уверяет эксперт.

Впрочем, по мнению аналитиков, высокая рентабельность отечественных телекомщиков обусловлена не большими тарифами, а низкой себестоимостью услуг. В Украине у операторов расходы на содержание персонала и привлечение партнеров гораздо меньше, чем в Евросоюзе или Соединенных Штатах. При этом тарифы на связь в стране — одни из самых низких в мире. Согласно данным Wireless Intelligence, информационного ресурса всемирной телекоммуникационной ассоциации GSM, в первом квартале 2012 года украинцы тратили на мобильную связь 1,37% своего дохода, при этом получая около 450 минут общения. Итальянцы отстегивали на связь 2,5%, а поляки 3,6%, получая всего по 150 минут. При этом из года в год доля затрат на связь у украинцев неуклонно снижается. По данным Госстата, она упала с 6,2% в 2005 году до 2,2% в 2011-м.

Согласно подсчетам аналитика инвестиционной компании Concorde Capital Александра Паращия, операторам может быть выгоднее заплатить штраф, чем выполнять требования АМКУ и снижать тарифы. «На каждой потраченной абонентом гривне оператор зарабатывает 50 копеек. Если он выполнит требования АМКУ, то будет зарабатывать 30 копеек, а если заплатит десять процентов штрафа — то 40 копеек», — рассуждает аналитик.

Согласно отчету Государственной службы статистики, за первое полугодие 2012 года доходы украинских операторов от предоставления услуг мобильной связи составили 15,1 млрд гривен. Это около 63% общих доходов телекоммуникационной отрасли страны.

И вновь продолжается бой

Государство, судя по всему, не оставит этот бизнес в покое и дальше.

В отношении «Киевстара» и МТС с февраля текущего года ведется также расследование по факту завышения тарифов на роуминг. Кроме того, по утверждению АМКУ, у этих компаний есть все признаки монопольного положения, ведь вместе они занимают 80% рынка.

Но главное — чиновники намерены создать в стране Фонд универсальных услуг связи (ФУУС). НКРСИ подготовила соответствующий законопроект. Создается фонд якобы для оказания телекоммуникационных услуг малообеспеченным, проживающим в труднодоступных районах, и компенсации убытков от местной связи. Ожидается, что через месяц документ уйдет в Верховную Раду. По предварительным данным, с операторов будут взимать в ФУУС 3,5% от выручки. При этом специальный сбор в Пенсионный фонд в размере 7,5%, который на данный момент платят операторы мобильной связи, снизится до четырех процентов. По сути, речь идет о перераспределении платежей в пользу государственных связистов.

Правда, возникнет недостаток средств в Пенсионном фонде — 650 млн гривен в год. Связисты из НКРСИ уверяют, что дефицит можно будет покрыть за счет общего роста ВВП. Ведь работа ФУУС якобы поможет увеличить в стране проникновение широкополосного доступа в Интернет до 80% к 2020 году (сейчас — порядка 33%). А между уровнем доступа в Интернет и уровнем валового продукта учеными доказана прямая связь (см. «ШПД для ВВП»).

Наверняка эта инициатива столкнется с сильным лоббистским противодействием Пенсионного фонда. И всё может закончиться введением нового сбора. Операторы, напротив, настаивают на общем уменьшении поборов. Ведь сбор с услуг мобильной связи в Пенсионный фонд, наряду с налогообложением покупки новых автомобилей и ювелирных украшений, появился еще в 1990-х годах, когда мобильная связь была предметом роскоши. Теперь это массовая услуга и предмет первой необходимости. Сегодня люди скорее готовы отказаться от стационарных телефонов, нежели от личной мобилки.

Опубликовано на minfin.com.ua 29 августа 2012, 10:40
Следить за новыми комментариями

Комментарии (1)

+
0
kralvas
kralvas
29 августа 2012, 18:37
#
Вот оказывается где рентабельность высокая ещё осталась…

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд