Читайте также:
Мир ждут новые кризисы
Европа готова объявить войну финансовым спекулянтам: в ряде стран ЕС их операции вскоре будут облагаться налогом. Кто понесет в этой борьбе большие потери — неизвестно, ведь биржевые игроки могут просто перейти на другие площадки и континентальная Европа лишится какой-то части циркулирующего в ней финансового капитала, пишет Минпром.
Сама идея налога на финансовые операции была выдвинута еще Кейнсом в 30-е годы прошлого века и затем развита Джеймсом Тобином в 70-е, из-за чего получила название «налог Тобина». Идея вполне здравая: обложить оборот фондовых бирж таким же налогом, каким обложен в большинстве стран оборот обычных товаров. Однако до недавних пор она оставалась просто идеей, если не считать 7-летнего эксперимента с ее воплощением в Швеции (в 80-90-е), итогом которого стал массовый исход инвесторов с биржи Стокгольма. Кроме того, в Великобритании давно практикуется взимание «гербового сбора» — налога на сделки с акциями, который, впрочем, охватывает лишь малую часть биржевого оборота и мало влияет на современную изощренную спекуляцию.
Тем временем глобальный кризис 2008-2009 годов заставил мировое сообщество всерьез подумать об урегулировании необузданной стихии финансовых рынков, в том числе, путем ограничения спекулятивных операций. Однако ни на уровне G20, ни даже отдельно взятому Евросоюзу не удалось договориться о введении «налога Тобина». Одним из наиболее активных сторонников этого налога является Франция. Еще при Николя Саркози она совместно с Германией добивалась введения налога на финансовые транзакции в масштабах ЕС или хотя бы еврозоны.
В прошлом году разговоры стали переходить в практическую плоскость: Еврокомиссия разработала проект введения нового налога. Его предлагается сделать максимально щадящим: всего 0,1% на операции с акциями и облигациями и 0,01% — с другими финансовыми инструментами. Но и это, согласно расчетам, позволит аккумулировать порядка €57 млрд в год и несколько умерит спекулятивный пыл на рынках. Правда, Совет министров ЕС отклонил предложение Еврокомиссии. Тогда Франция в одностороннем порядке ввела налог на финансовые транзакции (с 1 августа этого года).
Теперь Пятая республика взимает 0,1% от стоимости продаваемых в стране акций гигантов национальной экономики (капитализация которых превышает $1 миллиард). Кроме того, с высокоскоростных биржевых трейдеров (выставляющих энное количество заявок на покупку или продажу ценных бумаг в секунду) удерживают 0,01% от стоимости реализуемых ими финансовых инструментов.
Также 0,1% составляет налог на приобретение кредитных деривативов (СDS), если контракт не привязан к определенному активу. Таким образом, новый налог направлен исключительно против биржевых спекулянтов, от него освобождены компании, проводящие IPO, клиринговые палаты, сотрудники фирм, получающие акции в качестве премии и т.п. Возможно, вскоре аналогичный налог все же будет введен в масштабах Евросоюза. Правда, далеко не всего. Для запуска этого проекта требовалось согласие как минимум 9 стран. И вот, в прошлый вторник на заседании Совета министров финансов стран ЕС Еврокомиссия сообщила, что введение налога поддержали аж 11 стран (в том числе все крупнейшие континентальные державы — Германия, Франция, Италия, Испания). Остальные или против, или думают.
Например, весьма характерна позиция Финляндии: она смотрит на соседнюю Швецию. По словам финского премьер-министра Юрки Катайнена, Хельсинки в принципе готовы поддержать новый налог. Однако «в том случае, если Швеция не примет участие в проекте, это, разумеется, повлияет на Финляндию. Мы не хотим уступать рабочие места и предпринимательскую деятельность Швеции в связи с этим налогом», — прокомментировал он ситуацию местным СМИ.
Одним словом, опасения по поводу возможного бегства капитала весьма сильны. Впрочем, как отмечают эксперты, бежать на другие площадки в случае введения «налога Тобина» спекулянтам будет вовсе не обязательно. При желании этот налог можно просто обойти. Например, используя такой финансовый инструмент, как CFD (Contract for difference, контракт на разницу цен). Он предполагает совершение сделки с акциями без их фактической передачи: предметом сделки является разница их стоимости на момент начала и завершения соответствующего контракта. Этот механизм был придуман для уклонения от уплаты «гербового сбора» в Великобритании.
При использовании такого механизма спекулянты достигают своей цели, избегая налога, а финансовый рынок становится еще более виртуальным, оторванным от реальных активов, а значит, подверженный непредсказуемым кризисам. В любом случае «налог Тобина» обещает быть малоэффективным. Он достигнет своей цели (и то частично) если будет введен в масштабах всей планеты. Но до этого далеко: ни США с Великобританией, ни растущие азиатские державы не намерены ограничивать деятельность и рост своих бирж. Да и у российского руководства, как известно, есть идея создания в Москве международной «финансовой площадки». Одним словом, биржевая игра и спекулятивный капитал — вещи очень заманчивые. А значит, нас ждут новые кризисы.