Обжалование решений налоговой службы




Порядок обжалования решений налоговых органов изложен в разделе 2 Налогового кодекса, Глава 4 (Розділ II Податковий кодекс, Глава 4)


Порядок обжалование решений

Решения, принятые контролирующим органом, могут быть обжалованы в административном или судебном порядке.


В случае, когда налогоплательщик считает, что контролирующий орган неправильно определил сумму денежного обязательства или принял любое другое решение, противоречащее законодательству или выходящее за пределы полномочий контролирующего органа, установленных данным Кодексом или другими Законами Украины, он имеет право обратиться в контролирующий орган высшего уровня с жалобой о пересмотре этого решения.


Жалоба подается контролирующему органу высшего уровня в письменной форме (и, в случае необходимости, - с должным образом засвидетельствованными копиями документов, расчетами и доказательствами, которые налогоплательщик считает нужным предоставить с учетом требований пункта 44.6 статьи 44  Кодекса) в течение 10 календарных дней, наступающих за днем получения налогоплательщиком налогового уведомления-решения или другого решения контролирующего органа, которое обжалуется.


Жалобы на решения государственных налоговых инспекций подаются в государственные налоговые службы в Автономной Республике Крым, городах Киеве и Севастополе, областях, округах (на два и более региона).


Жалобы на решения государственных налоговых служб в Автономной Республике Крым, городах Киеве и Севастополе, областях, округах (на два и более региона) подаются в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику.


Во время процедуры административного обжалования обязанность доказывания того, что любое начисление, осуществленное контролирующим органом в случаях, определенных данным Кодексом, или любое другое решение контролирующего органа является правомерным, возлагается на контролирующий орган.


Обязанность доказывания правомерности начисления или принятия любого другого решения контролирующим органом в судебном обжаловании устанавливается процессуальным Законом.


Налогоплательщик одновременно с представлением жалобы контролирующему органу высшего уровня обязан в письменном виде уведомить контролирующий орган, которым определена сумма денежного обязательства или принято другое решение, об обжаловании его налогового уведомления-решения или любого другого решения.


В случае, когда контролирующий орган принимает решение о полном или частичном неудовлетворении жалобы налогоплательщика, такой налогоплательщик имеет право обратиться в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения решения о результатах рассмотрения жалобы, с жалобой в контролирующий орган высшего уровня.


В случае нарушения налогоплательщиком установленных требований (пунктов 56.3 и 56.6 НК) поданные им жалобы не рассматриваются и возвращаются ему с указанием причин возвращения.


Контролирующий орган, который рассматривает жалобу налогоплательщика, обязан принять мотивируемое решение и направить его в течение 20 календарных дней, следующих за днем получения жалобы, в адрес налогоплательщика по почте с уведомлением о вручении или предоставить ему под расписку.


Руководитель (или его заместитель) соответствующего контролирующего органа может принять решение о продлении срока рассмотрения жалобы налогоплательщика свыше 20-дневного срока, но не более 60 календарных дней, и в письменном виде уведомить об этом налогоплательщика до окончания срока.


Если мотивируемое решение по жалобе налогоплательщика не направляется налогоплательщику в течение 20-дневного срока или в течение срока, продленного по решению руководителя контролирующего органа (или его заместителя), такая жалоба считается полностью удовлетворенной в интересах налогоплательщика со дня, следующего за последним днем отмеченных сроков.


Жалоба считается также полностью удовлетворенной в интересах налогоплательщика, если решение руководителя контролирующего органа (или его заместителя) о продлении сроков ее рассмотрения не было направлено налогоплательщику до окончания 20-дневного срока.


Решение центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, и центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере таможенного дела, принятое по рассмотрению жалобы налогоплательщика, является окончательным и не подлежит дальнейшему административному обжалованию, но может быть обжаловано в судебном порядке.


Не подлежит обжалованию денежное обязательство, самостоятельно определенное налогоплательщиком.


Если в соответствии с Кодексом контролирующий орган самостоятельно определяет денежное обязательство налогоплательщика по причинам, не связанным с нарушением налогового законодательства, такой налогоплательщик имеет право на административное обжалование решений контролирующего органа в течение 30 календарных дней, наступающих за днем поступления налогового уведомления-решения (решения) контролирующего органа.


В случае, когда последний день сроков, отмеченных в этой статье, приходится на выходной или праздничный день, последним днем таких сроков считается первый рабочий день, наступающий за выходным или праздничным днем.


Сроки представления жалобы на налоговое уведомление-решение или любое другое решение контролирующего органа могут быть продлены по правилам и на основаниях, определенных пунктом 102.6 статьи 102  Кодекса.


Жалоба, поданная с соблюдением сроков,  останавливает выполнение налогоплательщиком денежных обязательств, определенных в налоговом уведомлении-решении (решении), на срок со дня представления такой жалобы контролирующему органу до дня окончания процедуры административного обжалования.


В течение отмеченного срока налоговые требования по налогу, который обжалуется, не направляются, а сумма денежного обязательства, которая обжалуется, считается несогласованной.


Днем представления жалобы считается день фактического получения жалобы соответствующим контролирующим органом, а в случае направления жалобы по почте - дата получения отделением почтовой связи от налогоплательщика почтового отправления с жалобой, которая отмечена отделением почтовой связи в уведомлении о вручении почтового отправления или на конверте.


Процедура административного обжалования заканчивается:


днем, следующим за последним днем срока, предусмотренного для представления жалобы на налоговое уведомление-решение или любое другое решение соответствующего контролирующего органа в случае, когда такая жалоба не была подана в отмеченный срок;


днем получения налогоплательщиком решения соответствующего контролирующего органа о полном удовлетворении жалобы;


днем получения налогоплательщиком решения центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, или центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере таможенного дела;


днем обращения налогоплательщика в контролирующий орган с заявлением об рассрочке, отсрочке налоговых обязательств, которые обжаловались.


День окончания процедуры административного обжалования считается днем согласования денежного обязательства налогоплательщика.


С учетом сроков давности, определенных статьей 102 данного Кодекса, налогоплательщик имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение или другое решение контролирующего органа о начислении денежного обязательства в любой момент после получения такого решения.


Решения контролирующего органа, обжалованное в судебном порядке, не подлежит административному обжалованию.


Процедура административного обжалования считается досудебным порядком разрешения спора.


При обращении налогоплательщика в суд с иском о признании недействительным решения контролирующего органа денежное обязательство считается несогласованным до дня вступления судебного решения в законную силу.


В случае, когда до представления искового заявления проводилась процедура административного обжалования, налогоплательщик имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение или другое решение контролирующего органа о начислении денежного обязательства в течение месяца, который наступает за днем окончания процедуры административного обжалования в соответствии с пунктом 56.17 этой статьи.


Требования к оформлению жалобы, порядок подачи и рассмотрения жалоб устанавливается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики.


В случае если норма данного Кодекса или иного нормативно-правового акта, изданного на основании данного Кодекса, или если нормы разных Законов или разных нормативно-правовых актов, или когда нормы одного и того же нормативно-правового акта противоречат между собой и допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, вследствие чего есть возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа, решение принимается в пользу налогоплательщика.


Если налогоплательщик обжаловал решение налогового органа в административном порядке в контролирующих органах ит/или в суде, сообщение лицу о подозрении в совершении уголовного правонарушения в виде уклонения от уплаты налогов не может основываться на таком решении контролирующего органа до окончания процедуры административного обжалования или до окончательного решения дела судом. Это правило не распространяется на случаи, когда такое сообщение о подозрении базируется не только на решении контролирующего органа, но и подтверждается дополнительно собранными доказательствами в соответствии с требованиями уголовного процессуального законодательства Украины.


Начало досудебного расследования относительно налогоплательщика или сообщения о подозрении в совершении уголовного правонарушения его служебным (должностным) лицам не может быть основанием для остановки производства по делу или оставления без рассмотрения жалобы (иска) такого налогоплательщика, поданной в суд в пределах процедуры апелляционного согласования.



Статьи налогового кодекса, которыми регламентируется порядок обжалования решений налоговой службы

Статья  НК

Название статьи

Смотреть

Статья 54

Определение сумм налоговых и денежных обязательств

Статья 55

Отмена решений контролирующих органов

Статья 56

Обжалование решений контролирующих органов

Статья 57

Сроки уплаты налогового обязательства

Статья 58

Налоговое уведомление-решение

Статья 59

Налоговое требование

Статья 60

Отзыв налогового уведомления-решения и налогового требования


Нормативно - правовые акты



Читать также: