Минфин

суббота, 2 августа 2014, 03:21

Тизер Кредит по телефону!
Заполни заявку - получи деньги!

Назначение пенсий: порядок обращения, представления документов, подтверждения заработной платы


Вопросы, касающиеся порядка назначения пенсий инадбавок кпенсиям, всегда актуальны. Вэтой статье предлагаем рассмотреть наиболее актуальные изних, поступающие в«Вестник».

В соответствии с Законом о пенсионном страховании за счет средств Пенсионного фонда Украины в солидарной системе назначаются следующие пенсионные выплаты:

  • пенсия по возрасту;
  • пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания (в том числе увечья, не связанного с работой, инвалидности с детства);
  • пенсия в связи с потерей кормильца.

Куда обращаться за назначением пенсии?

Работающим гражданам не позднее месяца до дня достижения ими пенсионного возраста должностное лицо предприятия, учреждения, организации, где они работают, на которого возложена обязанность оформления документов на назначение пенсий работникам, письменно уведомляет о возникновении права на пенсию по возрасту, в том числе на льготных условиях.

В десятидневный срок со дня получения от гражданина заявления о назначении пенсии должностное лицо оформляет все необходимые документы и направляет в орган, назначающий пенсию, по местонахождению предприятия, учреждения, организации или по месту жительства (регистрации) лица. По желанию гражданина это заявление может быть подано лично по месту жительства (регистрации). В таком случае представление предприятие уже не готовит.

При необходимости гражданину обязаны предоставить помощь для получения отсутствующих у него документов для назначения пенсии. В случае если подготовлены не все необходимые для назначения пенсии документы, в орган, назначающий пенсию, представляются имеющиеся документы, а недостающие документы представляются дополнительно в трехмесячный срок (со дня регистрации заявления в Пенсионном фонде Украины).

Заявление о назначении пенсии неработающим гражданам и членам их семей подается заявителем лично или через представителя, действующего на основании выданной ему доверенности, удостоверенной нотариально, непосредственно в орган, назначающий пенсию, по месту жительства (регистрации), или законным представителем согласно законодательству по месту жительства (регистрации) заявителя.

В случае если лицо, которому назначается пенсия, является несовершеннолетним или недееспособным, заявление подается родителями или опекунами (попечителями) по месту их жительства (регистрации).

Заявление о переводе с одного вида пенсии на другой, о перерасчете пенсии подается в орган, назначающий пенсию, пенсионером по месту жительства (регистрации), а при необходимости — его законным представителем (родители или опекун (попечитель)) по месту жительства (регистрации) представителя.

Какой день считается днем обращения за пенсией?

Днем обращения за пенсией считается день приема органом, назначающим пенсию, заявления о назначении, перерасчете, возобновлении или переводе с одного вида пенсии на другой.

Если заявление пересылается по почте (кроме случаев назначения (возобновления) пенсий), днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле места отправления заявления.

В случае если к заявлению о назначении, возобновлении пенсии приложены не все необходимые документы, орган, назначающий пенсию, письменно уведомляет заявителя о том, какие документы необходимо представить дополнительно, о чем в заявлении о назначении пенсии делается соответствующая запись. Если они будут представлены не позднее трех месяцев со дня уведомления о необходимости представления дополнительных документов, то днем обращения за пенсией считается день приема заявления о назначении пенсии или дата, указанная на почтовом штемпеле места отправления заявления.

В какие сроки должны представляться документы?

Обращение за назначением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию, но не раньше чем за месяц до достижения пенсионного возраста.

В какие сроки должна назначаться пенсия?

Не позднее 10 дней после поступления заявления со всеми необходимыми для назначения пенсии документами орган, назначающий пенсию, рассматривает представленные документы и принимает решение о назначении пенсии или отказе в ее назначении.

Выплата пенсии проводится не позднее одного месяца со дня принятия решения о назначении пенсии.

Можно ли для назначения пенсии представлять копии документов?

Документы, необходимые для назначения пенсии, могут представляться в виде как оригиналов, так и копий, удостоверенных в нотариальном порядке или администрацией предприятия, учреждения, организации, представляющей документы заявителя для назначения пенсии, или органом, назначающим пенсию.

Документы о стаже, возрасте и заработной плате представляются только в оригиналах. В случае если подтверждением страхового стажа является трудовая книжка, представляется копия, удостоверенная администрацией предприятия, учреждения, организации по месту последней работы или органом, назначающим пенсию.

Как быть в случае, если отсутствует информация об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Украины за последние месяцы работы?

При отсутствии информации об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Украины за последние месяцы работы орган, назначающий пенсию, рассматривает представленные документы и принимает решение о назначении пенсии без учета указанного периода, а после поступления данных об уплате страховых взносов проводится перерасчет пенсии с учетом этого периода с момента назначения пенсии.

В аналогичном порядке осуществляется перерасчет пенсии при отсутствии на момент назначения пенсии данных о средней заработной плате работников, занятых в отраслях экономики Украины, за предыдущий год. При этом если в случае проведения перерасчета пенсии ее размер уменьшился, выплата пенсии в новом размере проводится с месяца, следующего за месяцем уведомления Пенсионным фондом Украины о размере средней заработной платы работников, занятых в отраслях экономики Украины.

При каких условиях назначаются надбавки к пенсии на иждивенцев?

Надбавки к пенсии на иждивенцев назначаются неработающим пенсионерам, имеющим на своем содержании детей до 18 лет или других нетрудоспособных членов семьи, находящихся на содержании пенсионера.

Согласно Закону о пенсионном страховании размер надбавки составляет 150 грн.

В случае если иждивенцы получают свою пенсию или государственную социальную помощь, надбавка на них не начисляется.

Каков порядок подтверждения заработной платы для исчисления пенсии?

Заработная плата может быть учтена только по данным, содержащимся в системе персонифицированного учета. Но если лицо желает, или если у него отсутствуют 60 месяцев страхового стажа после 01.07.2000 г., предоставляется справка о заработной плате за любые 60 календарных месяцев стажа до 01.07.2000 г. подряд.

Справка о заработной плате (доходе) лица выдается на основании лицевых счетов, платежных ведомостей и других документов о начисленной и выплаченной заработной плате предприятием, учреждением или организацией, где работало лицо, обращающееся за пенсией. Если такие предприятия, учреждения, организации ликвидированы или прекратили свое существование по другим причинам, то справки о заработной плате выдаются правопреемником этих предприятий, учреждений или организаций либо государственными архивными учреждениями. Отметим, что при невозможности подтверждения данных, указанных в справке, первичными документами такая справка не будет приниматься во внимание при исчислении размера пенсии.

Кроме того, в случае если архивные учреждения не имеют возможности выдать справку по установленной форме с расшифровкой выплаченных сумм по видам заработной платы, они могут выдавать справки, соответствующие данным, имеющимся в архивных фондах, без соблюдения этой формы.

Установление заработной платы для исчисления пенсии на основании свидетельских показаний не допускается. Выписка из штатного расписания о должностном окладе, профсоюзные билеты, билеты партий и движений, общественных объединений не могут служить документами, удостоверяющими фактическую заработную плату для исчисления размера пенсии.

Какие документы представляются для назначения пенсии по возрасту?

К заявлению о назначении пенсии по возрасту прилагаются следующие документы (п. 7 Порядка № 22-1):

  • справка налоговой администрации о присвоении идентификационного номера заявителю. За документ, удостоверяющий отсутствие у заявителя идентификационного номера для лиц, которые из-за своих религиозных убеждений отказываются от принятия идентификационного номера, официально сообщили об этом в соответствующие государственные органы и имеют отметку в паспорте, принимается копия страницы паспорта с отметкой о том, что лицо имеет право осуществлять любые платежи без идентификационного номера;
  • документы о стаже, определенные Порядком № 637. За период работы начиная с 01.01.2004 г. отдел персонифицированного учета органа, назначающего пенсию (далее — отдел персонифицированного учета), прилагает справку из базы данных системы персонифицированного учета по форме согласно приложению 2, а при необходимости — по форме согласно приложению 3.

За период работы до 01.01.91 г. на Крайнем Севере или в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера бывшего Союза ССР, а также на острове Шпицберген предоставляются договоры или другие документы, подтверждающие право работника на льготы, предусмотренные для лиц, работавших в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Период осуществления физическим лицом предпринимательской деятельности, кроме лиц, осуществлявших предпринимательскую деятельность по упрощенной системе налогообложения, с 01.07.2000 г. подтверждается данными персонифицированного учета по информации отдела персонифицированного учета. Период осуществления физическим лицом предпринимательской деятельности по упрощенной системе налогообложения до 01.01.2004 г. подтверждается специальным торговым патентом, или свидетельством об уплате единого налога, или патентом об уплате фиксированного размера подоходного налога с граждан, или справкой об уплате страховых взносов, а с 01.01.2004 г. — данными персонифицированного учета по информации отдела персонифицированного учета.

Период нахождения на инвалидности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием подтверждается выпиской из акта освидетельствования медико-социальной экспертной комиссии (далее — МСЭК).

Период получения пособия по безработице подтверждается до 01.01.2010 г. на основании записей в трудовой книжке, а начиная с 01.01.2010 г. — данными персонифицированного учета по информации отдела персонифицированного учета;

  • справка о заработной плате лица (приложение 1) за период страхового стажа до 01.07.2000 г., а начиная с 01.07.2000 г. — индивидуальные сведения о застрахованном лице предоставляются отделом персонифицированного учета по форме согласно приложениям 2 и 3.

Лица, которым пенсия назначается согласно межгосударственным договорам (соглашениям) в сфере пенсионного обеспечения, представляют документы о стаже, определенные Порядком № 637, и справку согласно приложению 1 к этому Порядку;

  • документы о месте жительства (регистрации) лица;
  • документы, удостоверяющие особый статус лица:

удостоверение участника боевых действий и справка военного комиссариата о периоде (периодах) участия в боевых действиях (при назначении пенсии согласно абзацу шестому п. 3 Заключительных положений Закона о пенсионном страховании);

справка МСЭК о признании лица инвалидом вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при защите Родины, или при выполнении других обязанностей военной службы (служебных обязанностей), или вследствие заболевания, связанного с нахождением на фронте или выполнением интернационального долга (при назначении пенсии согласно абзацу шестому п. 3 Заключительных положений Закона о пенсионном страховании);

заключение МСЭК о причинной связи смерти лица с ранением, контузией, увечьем, полученными при выполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), или заболеванием, связанным с нахождением на фронте, ликвидацией Чернобыльской катастрофы, или выполнением интернационального долга (при назначении пенсии согласно абзацу шестому п. 3 Заключительных положений Закона о пенсионном страховании);

справка МСЭК о признании лица инвалидом по зрению I группы — слепым (при назначении пенсии согласно абзацу третьему п. 3 Заключительных положений Закона о пенсионном страховании);

документы учреждения здравоохранения о наличии соответствующего заболевания — гипофизарного нанизма (лилипуты, диспропорциональные карлики) (при назначении пенсии согласно абзацу второму п. 3 Заключительных положений Закона о пенсионном страховании);

удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и справка о периоде (периодах) участия в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС по форме, утвержденной постановлением № 122, или справка воинской части, в составе которой лицо принимало участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, или справка архивного учреждения, или другие первичные документы, в которых указан период работы, населенный пункт или объект, где лицом проводились работы по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС; удостоверение потерпевшего от Чернобыльской катастрофы и справка о периоде (периодах) жительства (работы) на этих территориях, выданная органами местного самоуправления (при назначении пенсии с применением норм ст. 55 Закона № 796);

документы о рождении и воспитании ребенка до 14-летнего возраста (при назначении пенсии согласно пп. «ж» ст. 13 Закона о пенсионном обеспечении);

документы о рождении ребенка и воспитании его до восьмилетнего, а с 01.01.2006 г. — шестилетнего возраста или о признании ребенка заявителя инвалидом с детства или ребенком-инвалидом (при назначении пенсии согласно абзацу четвертому п. 3 Заключительных положений Закона о пенсионном страховании);

заявление матери о согласии относительно назначения пенсии отцу или документы, подтверждающие ее отсутствие (свидетельство органа РАГС о смерти, решение суда о признании ее без вести отсутствующей и т. п.), в случае обращения за пенсией отца, воспитавшего пятерых или больше детей либо ребенка-инвалида (при назначении пенсии согласно абзацу пятому п. 3 Заключительных положений Закона о пенсионном страховании);

  • ходатайство (направление) о досрочном выходе на пенсию (для назначения пенсии согласно ст. 26 Закона о занятости населения).

Какие документы необходимо представить для назначения надбавок и повышений?

При назначении к пенсиям надбавок, пособий, дополнительной пенсии, компенсации и повышений представляются следующие документы (п. 13 Порядка № 22-1):

  • о нахождении на содержании заявителя нетрудоспособных членов семьи;
  • о признании заявителя ветераном войны, лицом, на которое распространяется действие Закона № 3551, или лицом, имеющим особые заслуги перед Родиной (для повышения пенсий согласно статьям 12 — 16 этого Закона);
  • о признании лица имеющим особые заслуги перед Родиной (для повышения пенсии согласно ст. 9 Закона № 3721);
  • о признании заявителя реабилитированным или членом семьи реабилитированного (для повышения пенсии согласно пп. «г» ст. 77 Закона о пенсионном обеспечении);
  • о предоставлении статуса лица, проживающего, работающего (обучающегося) на территории населенного пункта, которому предоставлен статус горного (для повышения пенсии согласно ст. 6 Закона);
  • о предоставлении статуса участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС или потерпевшего от Чернобыльской катастрофы (для назначения дополнительной пенсии согласно Закону № 796);
  • экспертное заключение об установлении причинной связи смерти с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (для назначения компенсационной выплаты согласно ст. 52 Закона № 796);
  • о награждении знаком «Почетный донор Украины», «Почетный донор СССР» (для установления надбавки согласно Закону № 239);
  • заключение врачебно-консультационной комиссии о необходимости в постоянном стороннем уходе (для установления надбавки на уход в соответствии с постановлением № 654).

За документ, удостоверяющий факт нахождения на содержании нетрудоспособных членов семьи, принимаются справки жилищно-эксплуатационных или других организаций по месту жительства (регистрации) или справки органов местного самоуправления:

  • для назначения надбавок, компенсации — справка о нахождении на содержании или о совместном проживании с заявителем;
  • для назначения пенсии в связи с потерей кормильца — справка о нахождении на полном содержании умершего кормильца или получении от умершего кормильца помощи, которая была постоянным и основным источником средств к существованию, или о совместном проживании с кормильцем на момент его смерти.

В случае невозможности представить такие документы факт нахождения на содержании умершего кормильца устанавливается в судебном порядке.

За документ, удостоверяющий, что лицу установлен статус ветерана войны, лица, на которое распространяется действие Закона № 3551, и лица, имеющего особые заслуги перед Родиной, принимаются заверенные в установленном порядке копии удостоверений: участника войны; участника боевых действий; инвалида войны; лица, на которое распространяется действие Закона № 3551; документы, подтверждающие наличие заслуг, предусмотренных ст. 11 этого Закона. Подтверждением могут быть также документы, определенные перечнем документов, на основании одного из которых предоставляются льготы, предусмотренные Законом № 3551 (приложение к постановлению № 94).

За документ, удостоверяющий, что лицо признано реабилитированным, принимается заверенная в установленном порядке копия удостоверения реабилитированного. Для лиц, реабилитированных согласно ст. 3 Закона № 962, принимаются справки органов внутренних дел, выданные на основании имеющихся у них соответствующих документов (постановления о высылке, личных дел на высланных лиц и т. п.), а при отсутствии таких документов — справки районных комиссий по восстановлению прав реабилитированных, выданные на основании установленного факта переселения.

За документ, удостоверяющий, что лицу предоставлен статус лица, проживающего, работающего (обучающегося) на территории населенного пункта, которому предоставлен статус горного, принимается копиясоответствующего удостоверения установленного образца или справка органа местного самоуправления (органа исполнительной власти).

За документ, подтверждающий статус почетного донора Украины и СССР, принимается заверенная в установленном порядке копия удостоверения «Почетный донор Украины», «Почетный донор СССР».

За документ, удостоверяющий родственные отношения, принимаются паспорт, свидетельство о рождении, свидетельство о браке, справки о составе семьи, а также решение суда.

При назначении пенсий женщинам, родившим пятерых или больше детей и воспитавшим их до восьмилетнего (14-летнего) возраста, с 01.01.2006 г. — шестилетнего (14-летнего) возраста, матерям инвалидов с детства, воспитавшим их до этого возраста, а также в случае отсутствия матери, или при ее согласии мужьям, которые воспитывали пятерых или больше детей либо ребенка-инвалида, факт рождения ребенка устанавливается на основании свидетельства о рождении, а его воспитание до указанного возраста — на основании свидетельства о рождении или паспорта ребенка. В случае смерти ребенка представляется свидетельство о смерти.

Признание лица инвалидом с детства или ребенком-инвалидом удостоверяется выпиской из акта освидетельствования в МСЭК, медицинским заключением учреждения здравоохранения, удостоверением получателя помощи, справкой органа, назначающего помощь, о периоде назначения помощи. В случае если ребенок признан ребенком-инвалидом после достижения шестилетнего возраста, или инвалидом с детства, после достижения 18-летнего возраста предоставляется заключение врачебно-консультационной комиссии о том, что он имел медицинские показания для признания его ребенком-инвалидом до достижения шестилетнего возраста.

За документ, удостоверяющий, что муж (жена), а в случае их отсутствия — один из родителей или брат либо сестра, дед или бабушка умершего кормильца, независимо от возраста и трудоспособности, заняты уходом за ребенком умершего кормильца до достижения им (ими) восьми лет, принимаются:

  • справки уполномоченных органов с места жительства (регистрации), в том числе органов местного самоуправления. При отсутствии указанного документа и невозможности его получения факт осуществления ухода может устанавливаться в судебном порядке;
  • справка органа, назначающего помощь, о виде полученной помощи и периоде ее получения.

За документ, удостоверяющий, что лицо является лилипутом или диспропорциональным карликом, принимается справка МСЭК.

За документ, подтверждающий, что лицо не работает, принимаются трудовая книжка и справка органов ГНС произвольной формы о том, что лицо не состоит на учете в данном органе ГНС в качестве физического лица — предпринимателя. При отсутствии трудовой книжки — справка органов ГНС произвольной формы о том, что лицо не состоит на учете в данном органе ГНС в качестве физического лица — предпринимателя, и заявление лица с указанием причины отсутствия трудовой книжки. К указанным документам прилагается информация отдела персонифицированного учета.

Какой документ удостоверяет место жительства лица?

За документ, удостоверяющий место жительства лица, принимаются паспорт или справка уполномоченных органов с места жительства (регистрации), в том числе органов местного самоуправления. Иностранные граждане и лица без гражданства представляют также копию вида на постоянное жительство (регистрацию).

Кто выдает пенсионное удостоверение?

Документом, подтверждающим назначение лицу пенсии, является пенсионное удостоверение, которое выдается органом, назначающим пенсию, в соответствии с Порядком № 4-1.

Кроме того, при обращении пенсионера выдается выписка из распоряжения о назначении (перерасчете) пенсии с информацией о периодах страхового стажа и заработной плате (доходе), учитываемой при расчете пенсии.

Каков порядок пересылки пенсионного дела в случае, если пенсионер переезжает на новое место жительства?

При переезде пенсионера на постоянное или временное жительство в другую местность орган Пенсионного фонда Украины в течение пяти дней со дня получения заявления направляет запрос об истребовании пенсионного дела в орган Пенсионного фонда Украины по предыдущему месту жительства пенсионера. Пенсионное дело в течение 10 дней со дня получения запроса пересылается в орган, назначающий пенсию, по новому месту жительства (регистрации).

 При зачислении пенсионера на полное государственное содержание вопросы об учете и пересылке пенсионного дела пенсионера решаются в соответствии с Порядком № 269.

 

Галина Мастюгина,начальник отдела по вопросам назначения пенсий Пенсионного фонда Украины

Перечень использованных документов

  • Закон о занятости населения — Закон Украины от 01.03.91 г. № 803-XII «О занятости населения»
  • Закон о пенсионном обеспечении — Закон Украины от 05.11.91 г. № 1788-XII «О пенсионном обеспечении»
  • Закон о пенсионном страховании — Закон Украины от 09.07.2003 г. № 1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»
  • Закон № 56 — Закон Украины от 15.02.95 г. № 56/95-ВР «О статусе горных населенных пунктов в Украине»
  • Закон № 239 — Закон Украины от 23.06.95 г. № 239/95-ВР «О донорстве крови и ее компонентов»
  • Закон № 796 — Закон Украины от 28.02.91 г. № 796-ХІІ «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы»
  • Закон № 962 — Закон Украины от 17.04.91 г. № 962-XII «О реабилитации жертв политических репрессий на Украине»
  • Закон № 3551 — Закон Украины от 22.10.93 г. № 3551-ХІІ «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты»
  • Закон № 3721 — Закон Украины от 16.12.93 г. № 3721-XII «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине»
  • Постановление № 94 — постановление Кабинета Министров Украины от 16.02.94 г. № 94 «О порядке предоставления льгот, предусмотренных Законом Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты»
  • Постановление № 122 — постановление Госкомтруда СССР от 09.03.88 г. № 122
  • Постановление № 654 — постановление Кабинета Министров Украины от 16.07.2008 г. № 654 «О повышении уровня пенсионного обеспечения граждан»
  • Порядок № 4-1 — Порядок учета, хранения, оформления и выдачи пенсионных удостоверений в Пенсионном фонде Украины и его органах, утвержденный постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 25.03.2004 г. № 4-1
  • Порядок № 22-1 — Порядок представления и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», утвержденный постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 25.11.2005 г. № 22-1
  • Порядок № 269 — Порядок перечисления Пенсионным фондом Украины или органами труда и социальной защиты населения средств учреждениям (заведениям), в которых лица находятся на полном государственном содержании, и их использования, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 04.03.2004 г. № 269
  • Порядок № 637 — Порядок подтверждения имеющегося трудового стажа для назначения пенсий при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 12.08.93 г. № 637


Читать также: