Минфин - Курсы валют Украины

Установить
23 августа 2019, 12:00 Читати українською

О госдолге, проблемных кредитах и рисках ФГВФЛ (инфографика)

Совет финансовой стабильности НБУ определил системные риски для экономики и финансового сектора Украины. Об этом говориться в отчете, опубликованном на сайте НБУ.

Проблемна заборгованість держбанків, негативні сценарії розгортання подій навколо Приватбанку, ризик неплатоспроможеності ФГВФО та несприятливі зовнішньоекономічні умови — ці системні ризики створюють найбільшу небезпеку фінансовій стабільності України.
фото: bank.gov.ua

Проблемная задолженность госбанков, негативные сценарии развития событий вокруг Приватбанка, риск неплатежеспособности ФГВФЛ и неблагоприятные внешнеэкономические условия — эти системные риски, по мнению Совета, создают опасность для финансовой стабильности Украины.

Мировая экономика и экономический рост Украины

В течение последнего года мировая экономика замедляется, в частности, экономический рост большинства стран – основных торговых партнеров Украины. Под влиянием протекционистских мер в отношениях между США и Китаем почти приостановился рост мировой торговли.

Геополитические риски для Украины усилились после эскалации агрессии РФ в Азовском море и сигналов от ряда европейских и мировых политиков, желающих «перезагрузки» отношений с Россией, несмотря на неизменно агрессивную позицию последней. Продвижение проекта трубопровода «Северный поток-2» также усиливает риски возможного прекращения транзита газа по территории нашей страны.

Экономический рост Украины замедлился в первой половине 2019 года. Среди ключевых факторов, которые продолжают поддерживать рост:

  • устойчивый внутренний спрос, которому помогает повышение заработной платы и социальных выплат.

  • замедление инфляции до целевых значений, прежде всего, благодаря жесткой монетарной политике и ответственной фискальной политике.

  • Дефицит текущего счета расширился в 2018 году, но в 2019 году ожидается его сужение благодаря рекордному урожаю зерновых и благоприятным условиям торговли, в частности низким ценам на энергоносители.

Государственный долг

В 2019-2021 годах Украине придется заплатить наибольшие суммы выплат по внешнему долгу. В случае, если возможности по привлечению средств на международных рынках капитала окажутся ограниченными, будет возникать угроза финансированию дефицита бюджета в полном объеме и рефинансированию государственного долга.

Поэтому правительство предпринимает меры по повышению фискальной устойчивости. В частности, введены новые фискальные правила в Бюджетный кодекс Украины:

  • дефицит Государственного бюджета не может превышать 3% ВВП,

  • государственный и гарантированный государством долг – 60% ВВП,

  • объем предоставления государственных гарантий ограничен размером в 3% плановых доходов общего фонда Государственного бюджета

Дальнейшее сотрудничество с МВФ является важным, учитывая возможность получения льготного финансирования от международных партнеров.

Проблемная задолженность в государственных банках

После перехода Приватбанка в государственную собственность на банки государственного сектора приходится 50% чистых активов банковского сектора и 60% депозитов населения.

На начало мая 2019 года доля неработающих кредитов в валовых кредитных портфелях госбанков составила 66.2%. Доля государственных банков в общем объеме неработающих кредитов составляла 69.8%, из них 40.7 % — в Приватбанке.

В основе стратегии реформирования госбанков лежит улучшение модели управления банками. В первую очередь, формирования независимых наблюдательных советов в этих банках. В мае правительство назначило независимых членов и представителей государства в наблюдательные советы трех банков (АО «Ощадбанк», АО «Укрэксимбанк» и АО КБ «ПриватБанк»), которые начали фактическое исполнение полномочий с июня 2019 года. Одной из ключевых задач новых наблюдательных советов станет ускорение процесса очистки балансов госбанков от проблемных кредитов.

В целом, в 2018 году государственные банки сократили просроченную задолженность на 5 млрд грн и осуществили реструктуризацию на 21 млрд грн. Самых больших успехов в реструктуризации достиг Ощадбанк.

Кредитование государственных монополий

Портфель государственных компаний в украинских банках на 01.11.2018 года превысил 110 млрд грн (включительно с финансовыми обязательствами), из них около 84% предоставлено шести крупнейшим государственным монополиям. Более 76% банковской задолженности государственных компаний было сосредоточено в государственных банках. На 01.07.2019 года задолженность госпредприятий перед государственными банками несколько снизилась. В то же время, доходы госмонополий увеличились благодаря росту тарифов и повышению эффективности операционной деятельности.

Члены Совета согласились, что следует стимулировать менеджмент государственных компаний диверсифицировать источники финансирования, в частности, привлекать кредиты в частных банках и на международных рынках, а не только в госбанках.

Риск неплатежеспособности Фонда гарантирования

В период массового вывода неплатежеспособных банков с рынка, ФГВФЛ подписал 8 кредитных договоров на общую сумму 79,71 млрд грн. Это создало риск того, что отчисления банками-участниками системы гарантирования могут быть увеличены.

По состоянию на июль 2019 года Фонд выплатил более 40 млрд грн по своим обязательствам. Остаток по кредитам составляют векселя, предоставленные Минфину в сумме 49.44 млрд грн. Поэтому вопрос реструктуризации займов Министерства финансов связан с обеспечением дальнейшей платежеспособности ФГВФЛ и действенности системы финансовой безопасности страны. По договоренностям, достигнутым с МВФ, этот вопрос должен быть решен до конца 2019 года.

Насущными вопросами в сфере системы гарантирования являются:

  • реструктуризация долговых обязательств ФГВФЛ;

  • включение АО «Ощадбанк» в систему гарантирования вкладов физических лиц;

  • внесение на законодательном уровне плана увеличения гарантированной суммы вкладов;

  • имплементация директив ЕС относительно расширения перечня участников системы гарантирования, системы раннего реагирования, механизма выведения банков с рынка, финансирования ФГВФЛ.

Регина Дацюк

Комментарии - 2

+
0
Юрий Новокрещенов
Юрий Новокрещенов
26 августа 2019, 13:52
#
«Доля государственных банков в общем объеме неработающих кредитов составляла 69.8%, из них 40.7 % — в Приватбанке.»
На графике №10 наоборот показано, что «Держбанки без Привата» дают около 40%.
И, кстати, что-то хайпа нет вокруг этих почти 30% не работающих кредитов в госбанках.
Всё в порядке видимо даже с учетом того, что почти третья часть рынка не работает, как должно быть. Зато на Приват полив такой из-за этого же по сути (неработающих кредитов).
Интересно кто-то в ответе в госбанках за подобное?
«включение АО «Ощадбанк» в систему гарантирования вкладовфизических лиц;»
А разве его там нет?
А чем тогда гарантируются вклады в Ощаде?
«Кредитование государственных монополий»
Это вообще ахтунг! Пусть идут «в рынок» и попробуют взять кредиты там, а так это «договорняки» чистой воды - левая рука дает правой.
Да и к тому же «не дает» в итоге.
+
0
Регина Дацюк
Регина Дацюк
27 августа 2019, 11:38
#
Все вклады в Ощадбанке гарантируются из госбюджета в полном объеме. То есть не так, как в остальных банках — 200 тыс грн или эквивалент в иностранной валюте, а полностью. Чтобы изменить это и включить Ощадбанк в систему гарантирования — необходимо внести изменения в закон
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться