Минфин - Курсы валют Украины

Установить
vshapran
Виталий Шапран
Зарегистрирован:
5 октября 2011

Последний раз был на сайте:
16 апреля 2024 в 23:09
Подписчики (177):
Mikhail6759
Mikhail6759
54 года
rybnitska
rybnitska
DiGek
DiGek
Киев
swodnix
swodnix
torg879
torg879
20388156
Kyleta 12
Полтава
vetalmihey
vetalmihey
54 года, Запорожье
Romancho
Romancho
40 лет
24savage
24savage
ballistic
ballistic
3 года
nadiakema
nadiakema
Chronal
Chronal
все подписчики
экономист, финансовый аналитик
29 мая 2017, 0:25

О валютном регулировании и курсообразовании

25 мая я принял участие в работе высшего экспертного совета при Совете НБУ. Экспертное сообщество в Украине уже не первый год озадачено системой валютного регулирования и контроля и проблематикой курсообразования. На заседании были представлены разные экспертные слои: от теоретиков и экс-сотрудников НБУ до людей с рынка, которые каждый день на практике сталкиваются с проблемами валютного рынка. Сложнозакрученные научные беседы и недомолвки со стороны «рыночников» сбивают с толку и часто уводят дискуссию в совсем не то направление, которое нужно Украине. В своем блоге я попробую простыми словами изложить, с какими проблемами столкнулась Украина на валютном рынке, и как эти проблемы можно разрешить. Также попробуем заглянуть за стратегический горизонт в 5-7 лет и узнать, с какими проблемами мы можем столкнуться там.

Иллюзорное регулирование

Одна из основных проблем нашего рынка — его «официальная» закрытость от внешнего мира на фоне большого числа запретов и ограничений при ведении экспортно-импортных операций. Если среднестатистическому европейцу или американцу сказать, что он:

— должен обязательно продавать 50-100% свое валютной выручки;

— возвращать выручку по экспортным контрактам в течение 90 дней;

— бегать с кипой документов в банк, чтобы купить валюту, и при этом ее не всегда можно купить официально;

— при желании репатриировать дивиденды за рубеж, сделать это можно далеко не всегда,

— то желание инвестировать и развивать производство в Украине у таких иностранных граждан поубавится. Даже на обывательском уровне ясно, что если нет гарантии возвратности денежного потока, то входящего потока (инвестиций) может не быть вовсе.

Тем не менее, несмотря на одну из самых жестких систем регулирования в Центральной и Восточной Европе, иностранцы в Украине бизнес ведут, а украинские олигархи вывезли столько денег за рубеж, что суммарное состояние 5-6 олигархов даже по самым скромным оценкам превышает двукратный размер годового ВВП Украины.

Собственно, весь перечень ключевых ограничений на валютном рынке ничего не регулирует в долгосрочной перспективе, а лишь стимулирует черный и серый рынок, работая по формуле «ничего нельзя, но если очень хочется — то можно». Такое положение дел стимулирует в качестве бонуса: уклонение от уплаты налогов, контрабанду, усложняет покупку высокотехнологических машин и оборудования (основных фондов), которые требуют обслуживания, косвенно тормозит развитие рынка валютных деривативов, прямо ведет к удорожанию экспортно-импортных операций для иностранцев в Украине и т.д.

Вот и выходит, что основную пользу НБУ извлекает только в первые пару месяцев после введения таких ограничений, а все остальное время мы наблюдаем иллюзию регулирования — поскольку те, кому «очень надо», с легкостью, но за деньги, обходят эти ограничения.

Крайне желательно от такого иллюзорного регулирования Украине избавляться, и чем быстрее — тем лучше, хотя в арсенале НБУ в качестве инструментов оперативного реагирования лучше эти инструменты оставить, но ограничить их применение короткими сроками.

Вначале банки — все остальное потом

Анализ последних выступлений членов правления НБУ показывает, что реформа валютного рынка идет именно в направлении избавления рынка от ограничений, однако происходит это очень медленно. Что ж, такова природа этой реформы. Вводятся ограничения очень быстро — росчерком пера, а выводить их можно годами. Снятие ограничений, в принципе, сводится к простой математике: снижение обязательной продажи выручки (скажем с 50% до 30%) приведет к уменьшению предложения валюты на столько-то процентов и т.д. А ведь у НБУ все еще стоит задача нарастить ЗВР, поэтому медлительность снятия ограничений вполне оправдана желанием регулятора не создавать дополнительную активность на валютном рынке и скачки курса, которые будоражат бизнес и население. Для того, чтобы снимать ограничения на валютном рынке, нужен анализ последствий этих действий прежде всего для банковского сектора, и это показали события февраля 2015 года.

Я напомню, что в феврале 2015 года официальный курс гривны к доллару обвалился до 35 грн за доллар, а на черном рынке перевалил за отметку в 40 грн за доллар. Это тут же ударило по нормативам крупных банков. За неделю адекватность капитала почти всех значимых игроков в системе скатилась до уровня ниже 10%, а у многих регулятивный капитал стал отрицательным. Тогда банковская система была в шаге от катастрофы.

Понятно, что сегодня курс уже не так сильно давит на нормативы, однако «перспектива» лишения банков капитала всего за неделю приводит к риску остановки платежей и к «банковским каникулам». Получается, что чрезмерные курсовые колебания ставят под угрозу непрерывность функционирования банковской системы, где эти колебания собственно и происходят. Поэтому технически у НБУ должен быть в арсенале расширенный инструментарий влияния на курс, а сами планы по девальвации нацвалюты должны начинаться с анализа готовности банков выжить при курсе 35, 40, 45, 50 и т.д. И только после такого анализа можно переходить к анализу влияния девальвации на экономический рост, инфляцию, уровень внешнего госдолга, дисбалансы в платежном балансе и т.д.

Я бы так сказал, что готовность банков выдержать девальвацию сейчас устанавливает первичную верхнюю планку валютного курса гривны, и это происходит не потому, что НБУ нужно беспокоиться о своих подопечных, а поскольку риск есть «вынужденных банковских каникул», который наступает немедленно после пиковой девальвации. Думаю, что именно пиковая девальвация февраля 2015 года подтолкнула НБУ изменить риторику в отношении валютного курса, и от фраз «валютный курс может быть любым», мы перешли к «регулируемому курсу». Следом на публике появилась и стратегия валютных интервенций. Но главное, что мы сейчас наблюдаем — тактика «восточного базара» в отношении снятия или послабления валютных ограничений, когда ограничения снимаются по мере улучшения притока валюты или успокоения валютного рынка. Я бы сказал, что после серии ошибок Нацбанк пришел к оптимальной тактике, которая нужна сейчас украинскому рынку.

Планета «ЕЦБ» — а есть ли стратегия?

К сожалению, риски, с которыми Украина может столкнуться в долгосрочной перспективе, сейчас обсуждаются мало. Один из фундаментальных факторов, который в долгосрочной перспективе будет влиять на украинский рынок, — это близость евро-зоны. Несмотря на выход Великобритании, ЕС остается крупной экономикой. Евро-зона фактически не изменила свои границы, и под ее влиянием находятся наши страны-соседи, которые, хотя и имеют свою валюту, но их курс уже практически синхронизирован с курсом евро.

По мере углубления евроинтеграции в Украине появляется «перспектива» сесть на «турецкий шпагат», когда наш основной экспорт будет идти в евро, а цены на сырье, которое мы покупаем (углеводороды), будут исчисляться в долларах США. Сейчас этот риск нашей стране не грозит, поскольку наш сырьевой (даже сельсохозяйственный) экспорт идет в долларах США. Однако по мере достижения нами желанного результата — роста иностранных инвестиций в производство и углубления производственного цикла внутри страны — эта проблема будет все больше и больше ставить наш платежный баланс в зависимости от курса евро к доллару.

Технически к такому сценарию нужно готовиться уже сейчас, так как он потребует открытия рынка капиталов и создания внутреннего рынка деривативов в Украине. Если же в этом направлении ничего не делать, то данный вполне прогнозируемый валютный риск в будущем, даже при успешных экономических реформах, будет съедать часть украинского ВВП и косвенно оказывать давление на возможности обслуживания госдолга. Сейчас Украина пока что переживает период бурного обсуждения скромных выгод от евроинтеграции, но одновременно у властных структур нет понимания, что Европейский центральный банк, как эмитент одной из мировых резервных валют, — это очень крупная планета, способная притягивать к себе и проглатывать более мелкие и слабые спутники (экономики).

Думаю, вторым по важности стратегическим вопросом является возможность «страхования» от валютных рисков на внутреннем рынке. Справедливости ради могу сказать, что НБУ и НКЦБФР с начала эпохи реформ что-то делают в этом направлении, и даже наталкиваются на сопротивление парламента, но происходит это недостаточно быстро, как того хотелось бы сторонникам быстрой либерализации. Появление в Украине организованного рынка валютных деривативов сразу бы улучшило условия работы иностранцев в Украине и смягчило бы давление на валютный рынок в момент пиковых нагрузок.

Третья стратегическая проблема, которую страна даже не пыталась решать на протяжении всей истории независимости, — создание в Украине благоприятного климата для привлечения наличных долларов и евро, которые находятся на руках у населения. По разным оценкам, сейчас на руках находится от 20 до 60 млрд. долл. США. Конечно, часть этой валюты обслуживает теневой оборот, но думаю, если 10-15 млрд. вытащить с наличного рынка в финансовую систему страны, то давление на наличный валютный рынок в период пиковых нагрузок существенно ослабело бы, а у страны появился бы ресурс для обеспечения финансирования экономического роста.

В итоге я склоняюсь к тому, что в тактических вопросах текущую политику НБУ менять не нужно: наученные кризисом, они уже стали «королями тактических решений» и сейчас проводят оптимальную политику для нашего рынка. А вот в вопросах стратегии страна нуждается в определенных публичных документах, чтобы бизнес и население понимали, к каким рискам мы должны готовиться, и в какую сторону развиваться в горизонте 10-15 лет.

Виталий Шапран

член исполкома УОФА

Просмотров: 2355, сегодня — 0
Следить за новыми комментариями

Комментарии - 14

+
+12
vicmarin37
vicmarin37
29 мая 2017, 10:26
#
Развивающимся экономикам желательно пользоваться одной из мировых валют, а не внутренней валютой. Поэтому, и сейчас еще не поздно просто перейти на доллар или евро.
Что касается валютного регулирования, то эффективность его незначительна — а экономика страны полностью зависит от коньюнктуры мировых цен, которая сейчас достаточно благоприятна, т.е. при падении мировых рынков экономика страны сваливается в штопор и никакое валютное регулирование ей не помогает. Поэтому, никаких заслуг НБУ в нынешнем валютном регулировании и валютном курсе я не вижу — страна полностью зависит от экспортных возможностей и если бы нынешней зимой мировые цены не пошли вверх, то экономику страны ждал бы провал, в том числе и по валютному курсу.
+
0
Никита Т
Никита Т
29 мая 2017, 16:47
#
На счет привязки к ценам на мировом рынке согласен, но про замену локальной валюты на доллар/евро нет. Страна становится зависимой от другой экономики, значительно сужаются возможности управлять денежной массой, так как в стране нету эмитента денег. Даже взглянуть на разрозненные экономики еврозоны, для некоторых из которых выгодно удешевление евро, для других удорожание. Это только порождает дополнительные дисбалансы. Так у них хоть ЕЦБ, а у нас-то нет.

У нас не Венесуэла всё таки, не стоит так неверить в гривну.
+
0
vicmarin37
vicmarin37
30 мая 2017, 7:17
#
Это ошибочные теории.
Не повторяйте информационный бред.
Развивающаяся экономика должна развиваться на твердых деньгах. Албания и Черногория в пример.
+
+15
AleksandrBank
AleksandrBank
29 мая 2017, 11:11
#
Валютное ценообразование и законы, которые были приняты, они были приняты в силу обстоятельств что случились, пока угроза также есть, и потому полностью пустить всех в полное плаванье пока нельзя, по моему мнению.
Насчет боязни инвесторов и т.д. заходить при таком валютном регулировании, как по мне проблема как раз в другом. И ЕБРР об этом говорит, нет понятных законов для ведения бизнеса, правил и т.д. Защиты интересов собственников, зарегулированость рынка, инфраструктуры и т.д. в т.ч. рейдерство. Вот чего больше всего боятся инвесторы, потерять тут все, а вывести деньги это уже на 10-м месте.
У нас он никак мусоросжигательные заводы не постоят на благо украинцев, так как везде местная власть хочет долю в таком заводе за их положительные решения, что уже говорить о более крупном бизнесе и проэктах.
На самом деле данный вопрос технический, если решаются более глобальные проблемы, он сам по себе в силу времени возникнет и будет решен.
+
+26
Delfin Enigma
Delfin Enigma
29 мая 2017, 15:45
#
С илюзорным регулированием согласен.Его нужно убрать давно.А вот «И от фраз «валютный курс может быть любым», мы перешли к «решулируемому курсу»»
Жаль такое читать от человека который считается экспертом потому что валютный курс не регулируемый никак потому что он не фиксированный, а если он не фиксированный значит при малейшем спаде экспорта и минусовом торговом балансе будет девальвация гривни.
+
0
Никита Т
Никита Т
29 мая 2017, 16:38
#
Он не фиксированный, но всё же немного регулируемый за счет интервенций для сглаживания через чур больших колебаний. Хотя таких вроде и не было с февраля 2015. Опять же, своевременные интервенции на упреждение сверхволатильности тоже имеют место быть.

> при малейшем спаде экспорта и минусовом торговом балансе будет девальвация гривни
Что, собственно, является ограничителем по потреблению импорта. Как по мне, естественный процесс. С другой стороны, рынок деривативов внёс бы в этот процесс некоторую коррекцию.
+
0
Delfin Enigma
Delfin Enigma
29 мая 2017, 17:40
#
Сами подумайте если торги на межбанке по 300 миллионов то нбу со своими 15 миллионами сглаживает курс? Это смешно
+
0
Никита Т
Никита Т
29 мая 2017, 18:10
#
Наоборот, очень логично. Чем меньше объем МБ, тем меньше суммы нужны для управления/коррекции. И НБУ часто выходит с продажей больше чем 15 миллионов. И МБ обычно меньше в объеме раза в полтора. Так что вполне реальная регуляция.
+
0
Delfin Enigma
Delfin Enigma
29 мая 2017, 18:16
#
Обьём маленький потому что экономика ослабла, а что вы будете говорить когда она восстановится и обьём торгов будут в 10 раз больше, сглаживать ~5 миллиардами из чистых ЗВР будем? На пол года может хватит сдержать.
+
0
Никита Т
Никита Т
29 мая 2017, 18:32
#
Когда она восстановится, то и ЗВР больше будет, что логично. Да и в 10 МБ вырастет не скоро, вероятно
+
0
SAndreyS
SAndreyS
30 мая 2017, 9:03
#
15 млн. — это 5%, это и есть сглаживание, если ситуативно не хватает на рынке 5%, но ясно и понятно, что ситуация изменится, то их достаточно.
Если 10-15-20% — это уже не сглаживание, а борьба против фундаментальных тенденций и в этом нет смысла.
Не пытайте возможность — удержать курс и сглаживание.
+
0
Delfin Enigma
Delfin Enigma
30 мая 2017, 14:08
#
SAndreyS и Никита Т Ну в этом точно есть смысл, убедительно
+
0
Delfin Enigma
Delfin Enigma
29 мая 2017, 18:42
#
Я могу согласится что у этого инструмента есть плюс, эффект дифицита доллара, если это плюс.
+
0
AleksandrBank
AleksandrBank
30 мая 2017, 9:49
#
Delfin Enigma
Ты противоречишь сам себе, если экономика восстановится, то НБУ не потребуются колосальные вливания, спрос и предложение сами будут управлять рынком. Да будут пики Осенью, но на то и НБУ чтобы с февраля по конец майя скупать валюту в резервы, когда все ее распродают. При хорошем развитии экономики, пойдут инвестиции, и они точно пойдут не в гривне и как результат перенгасыщение валютой будет давить на курс.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться