1 апреля 2014
Последний раз был на сайте:
3 июня 2023 в 12:53
-
044blog
36 лет, Киев
-
magmerlin
Днепр
-
Сергей Гончаренко
36 лет, Николаев
-
MILEBCKIY .
27 лет, Украина, Киев
- 5 октября 2015, 11:53
Баловство интернет-магазинов с низкими ценами закончилось
Это мой первый блог на «МинФине», а поэтому представлюсь. Меня зовут Александр (TW, FB), практикую eCommerce, в 2010 году создал 2dvornika.com.ua, который эволюционировал в WIPERS.ua, в 2014-2015-м занимался также автокосметикой, однако все интернет-проекты этой направленности были проданы (SONAX, E99). Планирую здесь публиковать свои мысли, наблюдения, идеи, делиться некоторыми цифрами, все, что может быть интересно другим предпринимателям.
О чем хотел написать. Сезонность моего интернет-магазина стеклоочистителей WIPERS раньше была весьма прогнозируемой и до 2015 года летом мы работали в минус, но компенсировали эту недостачу выручки за счет хороших продаж в сезон дождя и снега осенью и зимой, а также за счет продаж для «подснежников» весной, ведь многие зимой автомобиль просто не эксплуатируют или ездят мало.
Однако же в этом году случилось парадоксальное изменение сезонности. У нас были стабильные продажи круглый год, при чем с ростом курса валюты, продажи не падали а, напротив, продолжали стабильный рост. Это позволило сохранить приемлемый (в гривне, естественно) доход и наращивать базу клиентов. Но относительная прибыль с клиента сильно упала, а вот средний чек неумолимо растет. Вот интересные цифры:
Средний чек вырос за несколько лет почти в два раза. Еще не перевалив критическую отметку в 500 грн, он вот-вот ее перейдет. Но это хороший показатель, учитывая, что логистика и реклама подорожала более, чем вдвое, а закупочные цены у поставщиков выросли в три раза, пропорционально росту курса валюты.
Почему нам удалось удерживать приток покупателей целый год. Здесь можно выделить несколько шагов (ошибок, если хотите), которые так или иначе совершил каждый участник рынка:
- Как и большинство интернет-магазинов, мы достаточно долго продавали остатки товаров без существенной наценки, — по себестоимости или даже в минус. Это позволило достаточно долго сохранять лояльность клиентов;
- Мы полностью пересмотрели ассортимент и добавили максимальное количество более ликвидных товаров, производства Эстонии, Китая, Польши. Товары из Германии и Японии остались на витрине, но они стали менее интересными по ценам в 2-3 раза выше, чем год назад;
- Ассортимент был расширен сопутствующими товарами;
- Было инвестировано много ресурсов в доработку сайта и рекламы, что увеличило его конверсию, как продукта, контактирующего напрямую с покупателем;
Это дало хороший результат в количестве контактов с клиентом и конкретных сделок. Но как результат — валютный убыток и невозможность пополнить склад до необходимого уровня за счет оборотных средств. Один из побочных результатов в данном случае — продажа интернет-магазина SONAX, сделка, позволившая WIPERS.ua спокойно дожить до начала сезона.
Люди уже привыкли к высоким ценам. С января по октябрь 2015 средний чек нашего интернет-магазина вырос на 27% (показывая стабильный рост количества заказов относительно прошлого года), а за последние два года — на 69%. Рост цен логичен, это и смена курса валют, и более дорогая логистика, и повышение цен на все операционные расходы в гривне.
Цены ниже не будут. Если нынешняя тенденция к стабилизации курса гривны укрепится, цены в интернет-магазинах могут еще немного стабилизироваться, но сильно ниже они уже не будут. Как минимум, потому, что люди уже привыкли, что все стало дороже и стараются выживать. Ритейлеры, которые уже «напоролись» на игры в демпинг ради того, чтобы выжить в кризис, повторять эту ошибку не будут. Если мы потеряли на продаже остатков и демпинге где-то треть оборотных средств, то трудно представить, сколько потеряли крупные игроки рынка.
Но могут быть и приятные исключения. Скажем, у нас есть несколько поставщиков, которые закупили товар еще «по курсу 30-35 грн» и продают его оптом по соответствующей цене. Добавьте туда 10-50% наценки в рознице и спросите, кому нужен очиститель кондиционера за 400 грн? Да, собственно, никому.
Резюмирую заметку:
- Демпинг — это плохо, вы выживите, заплатите зарплаты, но потеряете оборотные средства, а это — капитал, привязанный к валюте;
- Сейчас как никогда важно качество витрины, будь то онлайн или офф-лайн витрина. От него зависит показатель конверсии, и чем качественнее витрина, тем выше этот показатель;
- Еще более важен ассортимент товаров с высоким соотношением цены/качество, но меньше относительно дорогих брендов, ценой. Цена сейчас играет немаловажную роль. Не бойтесь работать с китайскими, польскими брендами, но обязательно контролируйте качество продукции;
- Когда конверсия вашей витрины предельно высока, не бойтесь вкладывать деньги в рекламу, чтобы привлечь максимальное количество контактов (а как результат — и сделок) с вашей витриной. Большой оборот, пусть и с небольшим доходом, — это еще и клиентская база, и повторные покупки, и увеличение ликвидности остатков товара;
Вот небольшой набросок того, что нужно, чтобы выживать в нынешнее кризисное время. Подписывайтесь на твиттер, оставляйте комментарии, делитесь своими наблюдениями.
|
63
|
- 11:45 Stripe будет принимать платежи в крипте, SEC отложила решение по опционам на спотовые биткоин-ETF: что нового на рынке
- 10:33 Курс валют на 26 апреля: доллар в банках подешевел, евро — подорожал
- 09:27 НБУ вводит в обращение памятную монету «Чернобыль. Возрождение. Аист черный» (фото)
- 08:02 Официальный курс: НБУ снизил гривну на 20 копеек
- 25.04.2024
- 18:39 В НБУ говорят, что курсовые колебания не несут никакой угрозы
- 18:17 Блокнот с надписью «Buy Bitcoin» продали на аукционе за $1 млн
- 17:54 Активы «дочек» росбанков уже проданы на 5 млрд гривен — Минэкономики
- 17:41 Курс валют на вечер 25 апреля: доллар и евро на межбанке ушли вниз
- 17:15 Украина рассчитывает получить $38 миллиардов помощи в 2024 году
- 16:16 Парламент легализовал труд домашних работников
Комментарии - 6
Вы правы. Конечно, мелким игрокам нужно привязываться к закупке прежде всего. Но большие игроки могут себе позволить продавать в минус, чтобы увеличить аудиторию. Скажем, у них повышается клиентская база, количество регистраций, клиентов, которые в будущем этот минус компенсируют. Но долго играться с этим не получится.
Вы потеряли 20 тыс. грн оборотных средств (или 15, если не считать 5к доходом с продаж 100 регистраторов), а если бы оборотный капитал был, скажем, 200 тыс.грн и потеря была бы такой же — 50%, то это были бы совсем другие деньги. И то, 200к это костяк складских запасов даже не среднего интернет-магазина, а хорошего, добротного, но все же мелкого.
В итоге в 2015 году не осталось ни одной компании конкурента, которые начинали с нами в 2004-2008 (да, появились другие, но это не суть важно). Наша продукция остается до сих пор на рынке. Мой вывод, цена должна включать в себя обязательный маркетинг, программы лояльности и прочие условия для нормального продвижения.
Работает это примерно так, у клиента на карте лояльности накапливается бонус, и со временем он становится весьма приличным. В один момент, чаши весов перевешивают не в сторону низкой цены, а в сторону тех поставщиков, которые позволили вам накопить приличный бонус.
Психология восприятия такая: вам дали скидку на товар, сэкономленную сумму вы считаете СВОИМИ ДЕНЬГАМИ, а если вам дали бонус то вы воспринимаете его как ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДОХОД.