ВХОД
Вернуться
IgorKogut
Игорь Когут
Зарегистрирован:
4 декабря 2012

Последний раз был на сайте:
18 ноября 2013 в 17:05
Подписчики (3):
kornellio
Роман Корнилюк
31 год, Київ
mybank
mybank
elenaK9850
Елена Куцая
Киев
Директор КУА «ФИНЭКС-КАПИТАЛ», член Совета УАИБ, член Совета АУФТ
4 декабря 2012, 15:03

Акцизный тупик

Очень хочется верить, что текущая неделя не станет черной неделей для фондового рынка Украины. Очень хочется верить, что народные депутаты, при рассмотрении законопроекта вносящего акциз на оборот ценных бумаг во втором чтении, все же, как минимум, прислушаются к обращениям многочисленного фондового сообщества и, как максимум, вникнут в суть, а может и «примерят рубашку на себя».

В предлагаемых государством (ГНС и Минфин в сегодняшней системе координат) новшествах и их пиар-сопровождении, отмечу два ключевых довода.

Довод первый: декларируется, что налог на прибыль от операций с ЦБ в 10% при введении акциза — это благо.

С учетом акциза (не нужно считать, что рынок ЦБ должен находиться только на бирже), который в своем большинстве будет превышать сумму налога на прибыль, будет выходить к уплате в бюджет в размере большем, чем нынешняя ставка в 21%. Хотя, я глубоко уверен, что если бы без наличия каких-либо акцизов, было бы введено льготное налогообложение операций с ЦБ на уровне 10%, то государственный бюджет уже только от этого заметнее наполнился бы. А на уровне 5%, то у многих вообще отпало бы желание что-либо оптимизировать, т.к. судиться и отбиваться все равно дороже. А тут официально и без проблем.

Довод второй: вопрос аннулирования 159 млрд.грн. отрицательного значения в ЦБ-приложении к декларациям по прибыли с 01.01.2013 г. преподноситься как некая панацея.

Нас пытаются убедить чуть ли не в единственном пути к исцелению, а по сути «просто множат на ноль». Из того, как предлагается, то это еще «круче»!!!, чем позиция ГНС в «славноизвестном» письме от 09.08.2012 г… Кстати, по этому письму с аргументированной критикой и четким указанием на противоречия и искажение конкретных норм Налогового кодекса официально высказались не только все профильные ассоциации фондового рынка (АУФТ, УАИБ, ПАРД, АФП), все банковские ассоциации (НАБУ, УКБС, АБУ), но и профильный комитет Верховной Рады Украины. На фоне предлагаемых законопроектом №11285 норм, налоговики в своём «славноизвестном» письме выглядят благодетелями, т.к. этот минус все же оставили, растянув на 4 года по 25% в год. Остаётся только вопрос, кто же такую «гениальность» придумал, и каковы будут последствия этой идеи. А последствия таковы, что от них очень скоро завоют не только те, кто «против», но и те, кто был активно «за». И кстати, госбанки эта участь не минует, если, конечно, к ним не будет избирательного подхода со стороны органов ГНС. 

Далее, чтобы меня не упрекнули в том, что я просто брюзжу, выскажу своё видение реформы или ее начала. 

Достаточно внести изменение уточняющего характера в НК в части учета расходов по ЦБ. Мне довелось с коллегами по фондовому рынку принимать непосредственное участие в корректировках, которые вносились в НК в процессе рассмотрения этого кодекса во ВРУ. Так вот в НК закладывалась логика, когда затраты отражаются в момент реализации ЦБ, т.е. при получении дохода. Это именно тот метод, который используется в бухгалтерском учете. Но, к сожалению, в тексте действующего НК эта логика не достаточно четко выписана. В результате рынок разделился в применяемых подходах отражения расходов. На своем примере, скажу, что наши компании при отображении затрат по ЦБ в налоговом учете применяют такой же подход, как и в бухгалтерском учете, т.е. затраты отражаются при возникновении доходов. Да, на начальном этапе это вносило определенный дискомфорт, т.к. необходимо было перестроить в первую очередь свои мозги. И дискомфорт, не скрою, именно по причинам, которые всем известны, а именно из-за невозможности расходами на приобретение ЦБ в собственный портфель сворачивать полученную прибыль по ЦБ. Но, все ОК — перестроились и продолжаем жить дальше.

Так вот. Да, это не решает мгновенно желаемую задачу ГНС – быстро наполнить бюджет, но если в текст НК четко вписать метод FIFO, то очень быстро все резервы (не путать с банковским термином), которые были сформированы при приобретении ЦБ в портфель, иссякнут и все затраты будут в итоге подвешенными и не участвующими в учете до наступления соответствующих доходов.

Мне могут возразить, что при этом не решается вопрос с «мусором», который лежит в портфелях и который никто не собирается продавать, а значит, этот минус будет вечным. НО, спешу Вас уверить, и многие это знают на собственном опыте ‑ мусор имеет свойство перегнивать. Т.е. за последнее время НКЦБФР совместно с ГНС и по отдельности каждый из этих органов, провели такую масштабную зачистку, что многие мало-мальски думающие постарались избавиться от этих бумаг. А ожидание того, что оставшиеся нетронутые «мусорные» бумаги будут в скором времени тоже затронуты, многих заставило или заставит от них избавиться. Так, что в этом проблемы нет. И здесь стоит обратиться к представителям НКЦБФР и ГНС, что необходимо продолжать совершенствовать методы сортировки и выявления таких бумаг. 

Следующим шагом – мы можем перенять опыт Российской Федерации, а именно определение обычной цены на внебиржевом рынке в коридоре +/- 20% или 10% от биржевого курса. Тем самым исключив еще один способ формирования убытков для оптимизации налогообложения прибыли.

Можно придумать еще способы разнесения во времени полученных ранее затрат или отражение затрат, если к примеру сближение налогового с бухгалтерским учетами не произойдет. Как вариант, отнесение 100% в затраты при краткосрочных инвестициях (до года) и по 25% в год при долгосрочных (более года). Под это даже отдельные строки в балансе есть.

И так далее...

Возможно это не все шаги, но это, то направление, на которое я бы предложил обратить внимание.

Далее, я бы отдельно обратил внимание на предусмотренный законопроектом №11285 акциз на операции с ЦБ.

Предлагаемый акциз в своём роде ДЕМОТИВАТОР для рынка.

Да, предполагается, что на бирже будет ставка 0%. Но это, как тропинку оставили посредине минного поля.

Но, само присутствие минного поля не вселяет мыслей о том, что вокруг мирное время.

Я пытаюсь высказаться ассоциативно, и как сам в этом убеждаюсь это и есть хороший пример, т.к. никто из нас не скажет, что минное поле возможно в мирное время. 

Уже даже представляю себе ответ, что оно и не мирное, что власть наконец-то обратила внимание на рынок и необходимо все реформировать.

— Так вот, во время войны никто о развитии не думает — сама природа разная. И если мы говорим о развитии, то в мирное время минных полей не ставят. 

На мой взгляд, нужны МОТИВАТОРЫ или стимуляторы, кому как нравится больше, не в виде слегка отпущенных тисков на причинном месте, а нужны мотиваторы по отношению к существующей на сегодняшний день ситуации.

А именно, почему бы не ввести отдельный учет для биржевых операций? Убытки от внебиржевого рынка не смогут влиять на прибыли на биржевом рынке. И ставку налогообложения прибыли от операций с ЦБ на биржевом рынке установить в размере 10% или 5%.

Поверьте, это будет фейерверк (хотел написать взрыв — но я ведь говорю о мирном времени) радости, настроения и главное желания перехода на биржевой рынок.

При этом если биржи (самостоятельно!!! — в качестве компромисса со своей стороны) повысят требования к эмитентам в части информационной прозрачности, тем самым ставя не преграду, а такой себе паспортный контроль, что само по себе будет еще и шагом к повышению корпоративной культуры и привычкой раскрываться. И в свою очередь при накоплении биржами дополнительного массива информации об эмитентах позволит организаторам торговли получить впоследствии дополнительные доходы от продажи этой информации не членам биржи. Кто-то купит, а кто-то станет членом биржи, а кто-то купит абонемент для своих клиентов.

ЭТО БУДЕТ ЯВНО ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ШАГИ!!! Перспективные шаги, если хотите. :)

И НИКАКИХ АКЦИЗОВ!!! 

Тогда рынок будет не только поддерживать новации, но и подарит так недостающих органам власти (особенно ГНС) положительных отзывов в свой адрес. Только ленивый не напишет и не прокомментирует.

Потому что, конструктивно !!!

И главное, все мирно — не через колено. 

Понимаю, что это не в духе сегодняшнего времени, но подходы нужно менять.

Прим.: Данное мнение и мысли автора не являются и не могут быть официальной позицией КУА «ФИНЭКС-КАПИТАЛ», УАИБ и АУФТ. Времена такие нынче.

Просмотров: 2944, сегодня — 1
Следить за новыми комментариями

Комментарии (9)

+
+3
Pir1
Pir1
4 декабря 2012, 16:55
#
О чем это вы вообще тут рассуждаете? Этот Закон хоть как-то прикроет налоговую дыру. 2 трлн. объем внебиржевого рынка с которого поступает 150 млн.грн. налога на прибыль. Это при том, что эти операции еще и влияют на финансовый результат, читай съедают налоги легальным способом.

А так решили урвать хотя бы 3% с этой легальной схемы ухода от налогов. Но и это немало получается: 60 млрд.грн.! дохода в бюджет в год, вместо жалких 150 млн. налога на прибыль.

Так что не плачтесь. Был бы я на месте правительства, ввел бы 10% акциз по внебиржевым операциям и 5% по биржевым. При этом полностью бы отменил влияние прибыли/убытков от операций с ЦБ на другой доход предприятий. А налог на прибыль с операций ЦБ это детский лепет, сколько ни поставь, толку там не будет для бюджета.
+
0
Игорь  Когут
Игорь Когут
4 декабря 2012, 19:29
Харьков
#
Про то, что этот закон прикроет налоговую дыру — иллюзия! На возможные доходы для бюджета всегда найдутся новые расходы. Этот порочный круг нескончаем.
По поводу влияния операций с ЦБ на операции от обычной деятельности, так тут Вы видать не в курсе, т.к. операции с ЦБ ведутся в отдельном учете, где позитивный результат в разрезе каждого вида ЦБ переноситься в общую декларацию, т.е. увеличивается налогооблагаемый доход, а отрицательное значение остается в ЦБ-учете и может влиять только на будущие доходы от операций с ЦБ данного вида. А то, что написали Вы, не соответствует действительности.
По поводу будет или не будет толку для бюджета, с уверенностью скажу, что толк будет и без акциза, вернее, его (толку) с акцизом и не будет, т.к. те кому нужно что-либо оптимизировать и так себе найдут замену. А вот если бы уменьшили ставку, то народ бы начал платить — зачем искать себе на задницу приключения ?!!!
+
0
Pir1
Pir1
6 декабря 2012, 01:28
#
Спасибо, про отдельный учет ЦБ был не в курсе. В остальном остаюсь при своем мнении.
+
+18
Adonis
Adonis
4 декабря 2012, 17:07
#
Уважаемый автор, мягко говоря лукавит, а грубо говоря заранее рыдает о скоропостижной кончине налоговых ям. Кои он и ему подобные успешно обслуживали годами. Не плачьте Игорь, поцарювали и хватит, надо и о стране подумать немного.
+
+2
Александр Камарали
Александр Камарали
4 декабря 2012, 20:01
Киев
#
Ну зачем же сразу всех под одну гребенку. Операции с ценными бумагами это не только налоговые ямы. С их помощью можно делать и полезные для бизнеса операции. Например привлекать долгосрочное финансирование или получать отсрочку платежа…
+
0
Игорь  Когут
Игорь Когут
4 декабря 2012, 20:44
Харьков
#
Вы ведь в курсе, что тема «налоговых ям» для избранных? Я почему-то думаю, что в курсе.
Так вот могу Вас уверить, что к этой теме не имею никакого отношения. Прописка не та :)
Вам ли не знать, кто у нас царюет :)
А Вы, конечно, о стране думайте и о народе тоже. :)
+
+3
Adonis
Adonis
5 декабря 2012, 18:48
#
Здравствуйте уважаемый Игорь. Представьте себе, что именно о стране и народе. Вам ли не знать, что «Программные предприятия » отчисляют в бюджет, в отличии от «партизан». Ну согласитесь…
+
0
Игорь  Когут
Игорь Когут
5 декабря 2012, 19:08
Харьков
#
Так партизан во все времена власти не любили. Что при немцах, что при «демократах», а тем более в нынешние времена. Так насколько я понимаю и наслышан, их уже если и не истребили, так добивают остатки. И не без вашей помощи. Ну согласитесь…
+
0
Adonis
Adonis
6 декабря 2012, 23:17
#
Да уж, зачистка произошла масштабная. Сегодня вбит последний гвоздь (11284-11285). С Нового года милости просим в параллельную реальность. В ответе мне скиньте мыло, я Вам дам своё, пригодится.

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд