ВХОД
Вернуться
Как возникла почтовая марка и одно из самых дорогих хобби в мире
Фото: shutterstock.com

Как возникла почтовая марка и одно из самых дорогих хобби в мире

В первой половине XIX века мировая торговля пошла на взлёт и это резко увеличило количество почтовой корреспонденции. Письма в те времена доставлялась в основном за счет получателя. Значительная часть корреспонденции оставалась неврученной: получатели просто отказывались ее оплачивать. Это приводило к большим потерям почтовой службы.

С середины 30-х годов XIX века в некоторых странах использовались конверты, на которые ставились специальные штемпеля, заверявшие, что корреспонденция оплачена при отправлении. Но в целом, проблемы это не решило и изобретение Роуленда Хилла, который предложил наклеивать на конверт специальный знак оплаты корреспонденции, защищенный от подделки, было поистине революционным. Так впервые в 1840 году в Англии появилась почтовая марка – «Черный Пенни».

Новшество, благодаря своей простоте и практичности, стремительно распространилось и в течение 15-20 лет уже практически все государства и администрации заморских колоний широко использовали почтовые марки как средства оплаты самой разнообразной почтовой корреспонденции от простых почтовых карточек (открыток), до денежных переводов.

Так возникло одно из самых интересных и дорогостоящих увлечений человечества – коллекционирование почтовых марок — филателия.

Создание почтовой марки и ее функции

Введение в обращение почтовых марок — многогранный процесс, требующий множества согласований и методического научного подхода. Нужно обеспечить защиту марки от подделки, проконтролировать качество и количество изготавливаемых марок. Требуется провести анализ объемов и характера корреспонденции в разных регионах, провести единообразие методологии тарифообразования и логистики для своевременной доставки почты и ее сохранности.

Такие задачи стояли перед почтовыми администрациями всех стран и в 1874 году это привело к созданию международного почтового союза с штаб-квартирой в Берне, который в дальнейшем был переименован в ВПС – Всемирный Почтовый Союз.

Почтовая марка, несмотря на свои скромные размеры, не является только знаком почтовой оплаты. Она выполняет информационную функцию, рекламируя свое государство на международной арене, начиная с уровня личного общения до уровня межгосударственных отношений и является визитной карточкой страны наравне с государственными символами независимости. Вот почему выпуску почтовых миниатюр с самого начала придавалось большое значение и уделялось пристальное внимание.

Помимо своих прямых функций, почтовая марка несет в себе еще и богатейшую информацию, повествуя о стране ее выпустившей. Здесь важнейшие события и даты в ее истории, выдающиеся деятели страны, рассказы о богатствах ее природы и достижениях ее общества. Она не обходит стороной ни одно важное событие и порой служит еще и в воспитательно-патриотических целях и в целях благотворительности. Не зря, большинство тоталитарных и диктаторских режимов, в первую очередь, старались активно использовать почтовые марки в своих целях.

Бизнес на филателии

Сегодня филателия — это не только зона интеллектуального досуга, инструмент самообразования, расширения кругозора и показатель уровня развития общества. Нельзя не отметить также и значительную значимость почтовых марок как инструмента сохранения и приращения капитала.

Вложение свободного капитала с целью получения прибыли уже давно стало целой наукой со своими законами и спецификой, важной отраслью как экономики в целом, так и в плоскости индивидуальной деятельности. Большинство инвесторов идут проторенными дорожками – размещение средств в банках на депозиты, вложения в золото, ценные бумаги, землю и подобное. Такие инвестиции стандартны, в этом их плюс, но и минус — так как эти инвестиции получаются коллективными и таят в себе проблемы глобальных ошибок и перегрева экономики, что приводит периодически к серьезным проблемам и крахам. Да и уровень доходности стандартных инструментов колеблется в нормах обычной доходности на капитал. А как известно, в тех областях вложений, где меньше конкуренция – всегда доходность выше и кроме этого, любые вложения должны быть диверсифицированы, в том числе и нетрадиционными (альтернативными) инвестициями. Поэтому на Западе очень популярны коллекционирование вин, монет, предметов старины и та же филателия.

Неудивительно, ведь филателия один из самых надежных способов капитализации. История изобилует массой случаев, когда это хобби обращалось в финансовый успех. Наглядным примером многогранности филателии является как раз первая марка мира, о которой уже шла речь в самом начале. Свое название она получила от цвета и номинала (Номинал – обозначенная на ней самой цена продажи в почтовых отделениях). Сегодня в научно-историческом аспекте филателия описывает ее достаточно глубоко и всесторонне:

  1. Марка выпускалась на протяжении нескольких лет и для ее производства использовались 11 основных печатных форм.
  2. Лист марок состоял из 240 штук, причем каждая марка может быть строго идентифицирована по своему положению в листе – ряды и столбцы марок пронумерованы буквами латинского алфавита, которые указаны в нижних квадратах рисунка марки.
  3. Всего было отпечатано 286 700 листов, т.е. 68 808 000 марок.

Сколько можно заработать на марках

Сегодня специалисты описывают почти 2 500 разновидностей (характерных отличий) «Черного Пенни», и это не считая большого разнообразия также изученных и описанных штемпелей гашений этой марки и прочих филателистических аспектов.

А с финансовой стороны история марки представляет собой кривую постоянного роста цены. Так, с одного пенни в 1840 году (тогда по соотношению к курсу рубля это составляло 4 коп.) к 2000 году чистая (негашеная) марка котировалась в каталогах в 3 500 фунтов стерлингов, а к своему 150-летию ее оценка достигла уже 10 000(!) фунтов стерлингов.

Динамика цен на гашеные (прошедшие почту и проштемпелеванные) марки иная. Причина проста — гашеная марка с точки зрения государства выполнила свою платежную функцию – ее использовали для оплаты почтового тарифа и ее ценность теперь целиком находится лишь в сфере коллекционеров. Но даже при этом, стоимость гашеной марки в хорошем состоянии в 2000 году находилась на уровне 190 фунтов стерлингов, а к 2010 году достигла отметки 275.

Старейшая филателистическая фирма мира Stanley Gibbons квартблок (сцепку из 4-х марок 2х2) таких негашеных (чистых) марок оценивает в 140 000 фунтов стерлингов.

Однако здесь в ценообразовании существенно отражается филателистические особенности рынка. Так выглядит сегодня самая долгая история почтовой марки мира – история интересная, и далеко еще не самая успешная с финансовой точки зрения. Совместно с порталом «Минфин» мы продолжим знакомить читателей с увлекательным миром филателии.

Михаил Крамаренко, Алексей Козырев

Опубликовано на minfin.com.ua 27 марта 2015, 15:40 Источник: Минфин
Следить за новыми комментариями

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд