ВХОД
Вернуться
Prometheus: как онлайн-образование влияет на мировую экономику

Prometheus: как онлайн-образование влияет на мировую экономику

В Украине заработала первая украинская образовательная платформа онлайн-курсов Prometheus. Ее основателями стали молодые украинские ученые — Иван Примаченко, аспирант Киевского национального университета имени Т. Шевченко и Алексей Молчановский, преподаватель «Киевского политехнического института».

За несколько месяцев существования, проект привлек к себе интерес десятков тысяч украинцев, которые уже зарегистрировались на прохождение бесплатных онлайн-курсов. По словам создателей Prometheus, среди слушателей лекций — жители разных украинских городов, студенты разных возрастных категорий – от выпускников школ до людей средних лет.

Prometheus предоставляет не только бесплатную возможность получать дополнительные знания от топовых преподавателей на родном языке, но и зовет университеты, организации и компании приобщиться к общественной инициативе распространения курсов на этой платформе.

На сегодняшний день на платформе доступны курсы:

  • «История Украины: от Второй мировой войны до современности»,
  • «Финансовый менеджмент»,
  • «Основы программирования»,
  • «Разработка и анализ алгоритмов»,
  • «Введение в бизнес-аналитики»,
  • «Психология стресса и способы борьбы с ним»,
  • «Теория ограничений и процессы мышления как мощный подход к управлению бизнесом»,
  • «Коммуникационные инструменты для построения репутации», «Основы информационной безопасности»,
  • «Защита прав потребителей: теория и практика».

С недавнего времени появились также курсы по подготовке к Внешнему независимому оцениванию. Лекторами программ являются преподаватели ведущих украинских ВУЗов.

«Минфин» пообщался с одним из основателей Prometheus, Иваном Примаченко, узнал о планах и целях проекта, а также поговорил о проблемах современного высшего образования в Украине:

О том, что вдохновило

Дистанционное образование — это как книгопечатание. Образовательные онлайн-платформы помогают людям получать качественные знания, и цена этих знаний — ничтожна. Эта революция меняет судьбы целых стран так же, как в свое время изобретение книгопечатания повлияло на развитие Европы, а за тем и всего мира. Если мы сейчас упустим этот момент, когда настолько мощная технология входить в нашу жизнь, то, о каком качестве образования украинцев в целом мы сможем говорить через 10-15 лет?

Я следил за опытом создания онлайн-курсов еще с момента стенфордского эксперимента в 2011 году. Тогда же я сам зарегистрировался на их курс истории и достаточно легко его прошел, учитывая, что к тому времени я уже был магистром истории. Меня стал интересовать вопрос: можно ли, пройдя курсы в сети, получить принципиально новые знания? У меня давно было желание научиться программированию, но этот процесс невозможно освоить самостоятельно. Прослушав первый соответствующий онлайн-курс Гарвардского университета, я действительно освоил базовое программирование и смог перейти на другой уровень обучения в этой области. Таким образом, мне стало понятно, что качественные онлайн-курсы — это не просто игрушка или модный тренд, а механизм, который позволяет людям получать новые знания и применять их в работе. Стало очевидно, что такая вещь необходима и в Украине.

Изначально это был пилотный проект первых массовых курсов, который мы запустили в КНУ Т. Шевченко. В КНУ он стал популярным, к проекту приобщились более 9 тысяч слушателей. Несмотря на это, мы поняли, что платформу нужно расширять, и она должна быть независимой. Вместе с Алексеем Молчановским – сооснователем проекта, мы запустили Prometheus в октябре 2014 года. 

Было много сомнений, зачем нужны украинские массовые онлайн-курсы, когда есть западные. Но стоит понимать, что у национальных платформ есть принципиальные преимущества — они устраняют языковой барьер и базируются на национальной специфике. Ну не один из существующих иностранных проектов не станет создавать курсы по истории Украины, украинскому праву, не будет создавать курс иностранных языков для украинцев.

С момента старта проекта за 3 месяца у нас уже более 50 тысяч зарегистрированных пользователей. Мы рассчитывали на значительно более скромные цифры, однако людям это действительно интересно. Наш проект волонтерский и огромное количество людей по собственной инициативе нам бесплатно помогают, начиная от настройки почтового сервера, до более сложных технических проблем. 

 Мы хотим создавать курсы по всем направлениям, начиная от английского языка, заканчивая медициной. Но, естественно, в первую очередь, мы ориентируемся на предметы, к которым проявляется наибольший интерес – создание и развитие собственного бизнеса, IT, иностранные языки.

Как это работает?

Все говорят, что мы украинская Coursera, но это не так.  Мы больше похожи на edX, потому что мы nonprofit. Наша цель — не прибыль, а онлайн-эволюция украинского образования. Опыт, например, Гарвардского университета, Массачусетского технологического института США показал, что такое сочетание работает — массовый онлайн-курс частично заменяет лекции, типичные задания заменяются интерактивными в сети, вопросы студентов обсуждаются на форумах, однако преподаватели проводят также и семинары, которые нельзя перенести в интернет, финальный контроль студентов также проводится во время реального присутствия. Такой формат обучения показал фантастические результаты в США — эффективность обучения выросла до 35%. 

Дистанционное обучение позволит усовершенствовать образование, а главное - сделать его доступным для каждого, независимо от места проживания, возраста, достатка и состояния здоровья.

Следуя рекомендациям коллег и студентов, мы ищем не просто преподавателей, нам важно, чтобы они были интересными лекторами. Изначально мы думали, что найти педагога, который как и мы будет работать бесплатно, на волонтерских началах, ни копейки не получая за это, будет очень тяжело. На данный момент у нас очередь из преподавателей. Однако, мы пока просто физически не способны так быстро готовить и монтировать видеоматериал. 

Об образовании принято говорить как о работе, но в конечном итоге образование — это определенная миссия. Преподаватели не получают денежные вознаграждения, мы сразу об этом их предупреждаем. Почему многие соглашаются? Вот представьте, к примеру, у нас есть курс Финансового менеджмента — самый первый курс который мы запустили и на нем зарегистрировались более 20 тысяч человек. Преподаватель Киево-Могилянской бизнес-школы ведет этот курс от силы у 50 студентов ежегодно. Ну а теперь можно посчитать, сколько ему лет понадобиться, для того, чтобы прочитать этот курс такому количеству слушателей. И тут человек может наблюдать как он, фактически, один способен изменить ситуацию по знанию его предмета во всей стране. Это очень вдохновляет. Такой опыт — это также признание и известность. Преподаватель, которого слушает такое количество людей, может заслужить уважение и благодарность десятков тысяч студентов. 

При успешном окончании курса, слушатели получают сертификаты. В ближайшие месяцы мы планируем начать выдачу верифицированных сертификатов. 

Дипломы о высшем образовании в Украине настолько обесценились, что работодатель при приеме на работу часто даже не смотрит на диплом кандидата, даже если тот закончил самый престижный ВУЗ. Мы не стремимся к государственной аккредитации, ибо это будет еще одна бумажка. ВУЗы ценятся не потому, что они выдают диплом государственного образца, а потому что у них есть определенная репутация и хорошие преподаватели. И мы стремимся к этому. Мы хотим делать качественные курсы. Наши усилия полностью направлены на репутацию, а по поводу сертификации — мы считаем, что это второстепенное.

Миссия онлайн-образования

Бизнес много лет сталкивается с проблемой некачественного образования, которое получают выпускники. Всех приходится переучивать на рабочих местах. Мы предлагаем определенное решение этой проблемы. Складывая цепочки курсов, мы даем студентам знания, которые необходимы в работе в определенных компаниях. Если бизнес окажет поддержку нашей инициативе, он будут иметь возможность готовить себе, таким образом, квалифицированных сотрудников. 

Есть такой термин, как теневое образование. Это доступные ресурсы, которые позволяют получать знания вне ВУЗов или школ. Люди по всему миру все больше черпают информацию из онлайн-курсов, видео-лекций, электронных учебников, и все меньше из формальных институций. Экономическая ситуация очень быстро меняется и мы вынуждены приспосабливаться. Именно ресурсы дистанционного образования позволяют людям быстро осваивать новые специальности, познавать новые отрасли. Благодаря «дистанционке» всемирный рынок труда становиться более гибким, к экономическому развитию приобщаются люди, которым ранее это было недоступно. 

Онлайн-образование не сможет заменить классическое, но сумеет на него повлиять. Есть много людей, которым нужно физическое общение с преподавателем, но это, как правило, это не самые яркие студенты, а потеря 5% самых ярких студентов может закончиться катастрофически для системы образования каждой страны. 

 До появления онлайн-курсов классическое образование было подвержено проклятию отсутствия масштабированности, особенно в странах «третьего мира». Теперь система образования будет очень сильно меняться. Глобальные образовательные проекты в сети будут постепенно вытеснять слабые ВУЗы. Классический пример – магистерская программа в Технологическом институте Джорджии позволяет в 7 раз дешевле получить их обычный диплом, если вы обучались в формате массовых открытых онлайн-лекций. Так если есть возможность за 6-7 тысяч долларов получить диплом магистра в области IT в одном из топовых университетов США, то зачем платить большие деньги за диплом магистра в украинском ВУЗе? 

Проблема современного образования

Мы сейчас везде сталкиваемся с программированием, оно присутствует почти в каждой профессиональной сфере. Его полезно изучать, как базовую дисциплину. Программирование не зря называют письменностью 21 столетия. Пару веков назад далеко не каждый мог читать и писать, но постепенно эти навыки стали обязательными для людей, которые стремятся быть адекватными членами общества. То же самое, многие считают, рано или поздно произойдет и с программированием.

Если говорить о чем-то новом, то я большой сторонник такой западной дисциплины, как critical thinking [критическое мышление — ред.]. Многие считают, что можно как-то самостоятельно научиться эффективно думать, но это не так, над этим нужно работать. Critical thinking учит правильно мыслить. Эта дисциплина есть фактически в каждом университете США, я думаю, она необходима и в Украине. 

У многих современных украинских выпускников проблемы с общим пониманием картины мира — экономической, исторической, политической, международных отношений. В прошлом году это был самый главный вызов, с которым не справилась украинская система образования.

Как люди, которые знают, например, что такое авторитаризм и тоталитарный режим, могут поддерживать политику Путина? Нет, это вопрос просто рациональный, дело не в политических взглядах. Человек должен знать мировую историю и знать, чем все это заканчивается всегда — исключений еще не было в истории. Как человек, знающий хотя бы основы основ международного права, мог поддерживать аннексию Крыма? Как люди могут поддерживать выплаты валютных кредитов по курсу 8 гривен за доллар? Вот как человек, знающий экономику, может не понимать, к чему это могло бы привести, если бы закон не был ветирован президентом? Суть в том, что это была инициатива парламента, о какой квалификации народных депутатов можно вообще говорить? 

В украинских ВУЗах изучают все то, что необходимо: философию, логику, историю, экономику, социологию, психологию, то есть людям дают базовые знания, но проблема не в людях, а проблема в том, что университеты не очень качественно это делают. Нужно просто улучшить качество преподавания базовых предметов. 

С помощью онлайн-образования вы можете получить доступ к знаниям, общаться с лучшими преподавателями мира, не вставая со своего рабочего места. Мне кажется, что любой настоящий студент или просто человек, который хочет по-настоящему чему-то научиться, просто обязан воспользоваться этим шансом.

Беседовала Кристина Болотова

Опубликовано на minfin.com.ua 20 февраля 2015, 14:34 Источник: Минфин
Следить за новыми комментариями

Комментарии (5)

+
0
Irrinas
Irrinas
21 февраля 2015, 10:31
#
В стране очень много людей с двумя высшими образованиями, а уж дипломы о высшем почти у каждого. А ГДЕ РАБОТАТЬ???? Ученые! Создайте лучше новые технологии на рабочих местах. Донбас « встал», все кричали -«это дотационный регион». А теперь нам говорят, что ВВП упал ниже плинтуса из-за Донбаса?!!! Хоть где-нибудь в стране возродили завод, фабрику??? Целый год-говорильня! Ученых и обученых-ТЬМА! Дайте РАБОТУ!!!
+
0
TomJones
TomJones
21 февраля 2015, 11:20
Kiev
#
Толку от ученого, если его разработки некому внедрять.

Кто создает рабочие места? Бизнес.
Кто внедряет научные разработки? Бизнес.
Кто вкладывает в страну инвестиции? Бизнес.

Ученых у нас переизбыток — стране нужны бизнесмены.
+
+6
a1ter
a1ter
23 февраля 2015, 08:47
#
Бизнесменов у нас достаточно, но пока с коррупцией не покончено, никто серьезными инвестициями заниматься не будет.
+
0
Александр Скакунов
Александр Скакунов
9 июля 2015, 18:51
Львов
#
Да, оцифровать старые-добрые советские лекции мало. Знания нужно научить применять. То есть сначала «зачем» и только потом «как».

Этим кстати занимается проект ЯсноТВ ( ru.yasno.tv/ )
+
0
Александр Скакунов
Александр Скакунов
9 июля 2015, 18:52
Львов
#
И ещё, вот эта фраза не выдерживает никакой критики: «Нужно просто улучшить качество преподавания базовых предметов».

Это как сказать «хватит быть больными и слабыми, нужно просто стать здоровыми и сильными».

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
окно закроется через 20 секунд