Советует адвокат АО «Адвокатская контора «Скляренко и партнеры» Елена Перцова:
Как правильно оформить покупку дома?
«Операции с недвижимостью — трудоемкий процесс, требующий не только денежных средств, но и времени, терпения и юридической грамотности. Итак, что необходимо знать продавцам и покупателям недвижимости перед заключением сделки? Для начала стоит отметить, что бремя подготовки документов для продажи недвижимости ложится на плечи продавца. Как правило, такая подготовка занимает от одного до трех месяцев и включает в себя следующее:
1) в БТИ заказывается технический паспорт и извлечение из реестра прав собственности. Этот процесс занимает не менее трех недель и в среднем обходится в 300-400 грн. Также следует учесть, что оба документа действительны лишь три месяца, так что «запастись» ими на будущее не выйдет;
2) если собственниками квартиры/дома являются несовершеннолетние или же они там зарегистрированы, без разрешения опекунского совета не обойтись. Для получения такого разрешения потребуется до трех месяцев. Что касается его стоимости, то официально разрешение выдается бесплатно, однако на практике опекунщики могут попросить сделать символический благотворительный взнос;
3) в ЖЭКе необходимо заказать бесплатную справку третьей формы о зарегистрированных в объекте недвижимости жильцах. Несмотря на то, что официально такая справка действует три недели, большинство нотариусов требуют «свежий» документ (от двух до семи дней). По этой причине целесообразно заказать справку перед самой сделкой;
4) также в ЖЭКе следует запросить бесплатную справку об отсутствии задолженности по квартплате. Аналогичные справки должны выдать Киевэнерго и Укртелеком;
5) необходимо позаботиться об оценке недвижимости у независимого сертифицированного эксперта, поскольку на сегодняшний день нотариус не имеет права удостоверить сделку без такой оценки. Стоимость оценки зависит от объекта и колеблется в пределах 500-10 тыс. грн.
Поскольку весь вышеизложенный процесс занимает уйму времени и нервов, продавцы нередко обращаются за помощью к риэлторам, которые берут на себя всю бумажную волокиту. Такой комфорт обойдется недешево — риэлторы могут взять от нескольких тысяч гривен до десяти процентов от стоимости недвижимости. Вместе с тем, риэлторы, как правило, сопровождают весь процесс подготовки документов и отвечают за все нюансы сделки.
Без посторонней помощи продавец может оформить у нотариуса разрешение супруга/супруги на продажу имущества — такое разрешение нужно получить при наличии зарегистрированного брака (еще плюс 150-300 грн). Аналогичные действия требуются и со стороны покупателя.
Дополнительно придется выложить 200-400 грн за два извлечения из реестров обременений. Данные извлечения являются обязательными и свидетельствуют об отсутствии каких-либо запретов на продажу имущества.
Когда весь вышеперечисленный пакет документов собран, можно приступать к оформлению сделки у нотариуса, не забыв при этом оригинал правоустанавливающего документа на квартиру/дом, а также паспорт и оригинал идентификационного номера, как продавца, так и покупателя.
При заключении сделки важно обратить внимание на госпошлину и налоги:
- госпошлина составляет 1% (стороны платят по договоренности, как правило, пополам);
— 1% в Пенсионный фонд оплачивает покупатель;
— 0% или 5% налога с доходов физических лиц платит продавец (нулевая ставка предусмотрена для близких родственников).
Стоит подчеркнуть, что данные платежи осуществляются с привязкой к вышеупомянутой оценке объекта недвижимости.
Когда договор наконец-то заключен, деньги получены и налоги уплачены, продавец может вздохнуть с облегчением — эстафета с оформлением документов переходит к покупателю.
Любому покупателю недвижимости следует помнить основное правило — покупатель становится полноценным собственником квартиры или дома не с момента заключения договора с продавцом, а с момента регистрации своего права собственности в БТИ. Таким образом, сразу после заключения сделки целесообразно обратиться в БТИ с соответствующим заявлением. В результате покупатель может в течение недели-двух зарегистрироваться в качестве владельца объекта недвижимости, о чем БТИ выдаст ему извлечение из реестра прав собственности».
Рубрику ведет Елена Куцая
Комментарии - 7
-Это же и есть основные документы права на собственность-Почему это они действительны только три месяца?
Технический паспорт-есть документ здания (недвижимости)-Ему то чего не верить?
Выписка из реестра на право владения-документ подтверждающий право владения субъекта-все проверяется нотариусом элементарно-зайдя в базу…
Что касается технического паспорта, то никто не может гарантировать, что за три месяца продавец не проведет перепланировку. По этой причине это документ и действует так мало.
Ну это только начало.