Минфин - Курсы валют Украины

Установить
26 октября 2012, 9:35 Читати українською

Как правильно оформить покупку дома?

Советует адвокат АО «Адвокатская контора «Скляренко и партнеры» Елена Перцова:

Как правильно оформить покупку дома?
Фото с сайта: informi.ru
Елена Перцова
Елена Перцова
 

«Операции с недвижимостью — трудоемкий процесс, требующий не только денежных средств, но и времени, терпения и юридической грамотности. Итак, что необходимо знать продавцам и покупателям недвижимости перед заключением сделки? Для начала стоит отметить, что бремя подготовки документов для продажи недвижимости  ложится на плечи продавца. Как правило, такая подготовка занимает от одного до трех месяцев и включает в себя следующее:

1) в БТИ заказывается технический паспорт и извлечение из реестра прав собственности. Этот процесс занимает не менее трех недель и в среднем обходится в 300-400 грн. Также следует учесть, что оба документа действительны лишь три месяца, так что «запастись» ими на будущее не выйдет;

2) если собственниками квартиры/дома являются несовершеннолетние или же они там зарегистрированы, без разрешения опекунского совета не обойтись. Для получения такого разрешения потребуется до трех месяцев. Что касается его стоимости, то официально разрешение выдается бесплатно, однако на практике опекунщики могут попросить сделать символический благотворительный взнос;

3) в ЖЭКе необходимо заказать бесплатную справку третьей формы о зарегистрированных в объекте недвижимости жильцах. Несмотря на то, что официально такая справка действует три недели, большинство нотариусов требуют «свежий» документ (от двух до семи дней). По этой причине целесообразно заказать справку перед самой сделкой;

4) также в ЖЭКе следует запросить бесплатную справку об отсутствии задолженности по квартплате. Аналогичные справки должны выдать Киевэнерго и Укртелеком;

 5) необходимо позаботиться об оценке недвижимости у независимого сертифицированного эксперта, поскольку на сегодняшний день нотариус не имеет права удостоверить сделку без такой оценки. Стоимость оценки зависит от объекта и колеблется в пределах 500-10 тыс. грн.  

Поскольку весь вышеизложенный процесс занимает уйму времени и нервов, продавцы нередко обращаются за помощью к риэлторам, которые берут на себя всю бумажную волокиту. Такой комфорт обойдется недешево — риэлторы могут взять от нескольких тысяч гривен до десяти процентов от стоимости недвижимости. Вместе с тем, риэлторы, как правило, сопровождают весь процесс подготовки документов и отвечают за все нюансы сделки.

Без посторонней помощи продавец может оформить у нотариуса разрешение супруга/супруги на продажу имущества — такое разрешение нужно получить при наличии зарегистрированного брака (еще плюс 150-300 грн). Аналогичные действия требуются и со стороны покупателя.

Дополнительно придется выложить 200-400 грн за два извлечения из реестров обременений. Данные извлечения являются обязательными и свидетельствуют об отсутствии каких-либо запретов на продажу имущества.

Когда весь вышеперечисленный пакет документов собран, можно приступать к оформлению сделки у нотариуса, не забыв при этом оригинал правоустанавливающего документа на квартиру/дом, а также паспорт и оригинал идентификационного номера, как продавца, так и покупателя.

При заключении сделки важно обратить внимание на госпошлину и налоги:

-  госпошлина составляет 1% (стороны платят по договоренности, как правило, пополам);

— 1% в Пенсионный фонд оплачивает покупатель;

— 0% или 5% налога с доходов физических лиц платит продавец (нулевая ставка предусмотрена для близких родственников).

Стоит подчеркнуть, что данные платежи осуществляются с привязкой к вышеупомянутой оценке объекта недвижимости.

Когда договор наконец-то заключен, деньги получены и налоги уплачены, продавец может вздохнуть с облегчением — эстафета с оформлением документов переходит к покупателю.

Любому покупателю недвижимости следует помнить основное правило — покупатель становится полноценным собственником квартиры или дома не с момента заключения договора с продавцом, а с момента регистрации своего права собственности в БТИ. Таким образом, сразу после заключения сделки целесообразно обратиться в БТИ с соответствующим заявлением. В результате покупатель может в течение недели-двух зарегистрироваться в качестве владельца объекта недвижимости, о чем БТИ выдаст ему извлечение из реестра прав собственности». 

Рубрику ведет Елена Куцая

Комментарии - 7

+
+6
gricyk5
gricyk5
27 октября 2012, 12:03
#
1) в БТИ заказывается технический паспорт и извлечение из реестра прав собственности. Этот процесс занимает не менее трех недель и в среднем обходится в 300-400 грн. Также следует учесть, что оба документа действительны лишь три месяца, так что «запастись» ими на будущее не выйдет;
-Это же и есть основные документы права на собственность-Почему это они действительны только три месяца?
+
0
Pertsova
Pertsova
27 октября 2012, 14:04
#
Иногда бывают ситуации, при которых арест на квартиру не отображается в реестре прав собственности, доступ к которому имеет нотариус. Зачастую речь идет об аресте имущества в уголовном деле (например, имущество арестовано постановлением следователя и это постановление направлено в БТИ). В таком случае нотариус путем проверки извлечения из реестра БТИ должен убедиться, что объект «чистый». А документ, подтверждающий этот факт, должен быть «свежим».
+
0
gricyk5
gricyk5
27 октября 2012, 23:16
#
Для этого существует реестр обременений.Кроме того нотариусы (державные)-имеют доступ к этому реестру.Вот оценка объекта продажи имеет срок-6 месяцев… Я полагаю статья имеет некоторые изъяны…
Технический паспорт-есть документ здания (недвижимости)-Ему то чего не верить?
Выписка из реестра на право владения-документ подтверждающий право владения субъекта-все проверяется нотариусом элементарно-зайдя в базу…
+
+6
Pertsova
Pertsova
28 октября 2012, 13:29
#
Постановление об аресте недвижимого имущества в рамках уголовного дела в реестре обременений отображается лишь тогда, когда следователь направляет его государственному исполнителю. На практике никто этого не делает – все направляется непосредственно в БТИ. Таким образом, только извлечение из БТИ может подтвердить, что имущество не арестовано. Конечно, логичней все регистрировать в реестре обременений (для того, по идее, он и создан). Но, повторюсь, это не всегда работает. В моей практике уже были случаи, когда нотариус предварительно проверял реестр обременений, все было в порядке, а вот извлечение БТИ показывало, что существует арест следователя. А теперь представьте, что сделка будет осуществлена. Что потом делать покупателю? Когда он обратится в БТИ с заявлением о регистрации своего права собственности, ему будет отказано по причине ареста имущества.
Что касается технического паспорта, то никто не может гарантировать, что за три месяца продавец не проведет перепланировку. По этой причине это документ и действует так мало.
+
0
gricyk5
gricyk5
28 октября 2012, 17:20
#
Значит из выше сказанного следует-технический паспорт и право собственности-Филькина грамота а не документы…
+
0
clavka11
clavka11
28 октября 2012, 17:30
#
Получение технического паспорта в БТИ заняло три дня, обошлось 475 гр.
Ну это только начало.
+
0
clavka11
clavka11
28 октября 2012, 17:37
#
Все расходы по оформлению дома, взял на себя покупатель и был счастлив, что наконец то смог найти покупателя. С 2008г пытался продать. Опустил цену на дом с 50000у.е до 15000у.е, поэтому и продал.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться