ВХОД
Вернуться
29 мая 2012, 18:26
Японский стиль общения или позитивный язык
Фото с сайта konctanciya.info

Японский стиль общения или позитивный язык

Японская кухня, чайные церемонии, оригами, икебана, айкидо и прочие элементы японской культуры становятся все более популярными.

И мы с удовольствием принимаем их, в нашу жизнь. Мы кушаем суши, пьем саке, дарим друг другу фигурки нэцкэ, хотя не умеем отличить японские иероглифы от китайских. Но есть у японцев отличительная черта, — это, безусловно, необыкновенная вежливость!

Часто приходится слышать и читать восторженные отзывы о корректности японцев: тебе там никогда не нагрубят и даже не подадут вида, что недовольны; перед тобой всегда извинятся, даже если ты не прав.

Секрет такой вежливости состоит в том, что в Японии всегда используют позитивный метод общения, который заключается в трёх простых правилах.

1 правило: Никогда не говорить слово «НЕТ»

Например, если спрашиваешь в японском магазине «У вас есть мясо?», вам всегда ответят «Да, у нас есть рыба».

Любой нормальный человек удивится: «Странно я же спрашиваю мясо, а мне предлагают рыбу».

А кому из нас нравится слышать слово «нет»? С раннего детства мы слышим это пресловутое «нет» и прочие запреты. «Мама, можно я пойду гулять? — Нет, сиди, делай уроки». «Мама, можно я пойду на дискотеку? — Нет, тебе еще рано».

А вот если бы мама сказала «Можешь, конечно, пойти погулять, только давай я проверю, как ты сделал домашнее задание» или «На дискотеку можно, ждем тебя к ужину в 9». И неважно, что в первом случае тебе придется уныло плестись к своему письменному столу и делать уроки, а во втором возможно дискотека начинается только в 10 и нет смысла собираться. Но ведь создается впечатление, что мама меня понимает, она мне доверяет, а я все равно умнее и хитрее .

Так что же такого делают японцы, чего не делала мама? Японцы никогда не отказывают, а предлагают альтернативу из того, что у них имеется. Они дают человеку выбор, этим показывая, что не все так плохо!

Поэтому, старайтесь избегать слова «нет» и частицы «не» в своей речи.

Негативная формулировка Позитивная формулировка

Вы не против, если? Давайте обсудим сначала А, потом — Б

Не могли бы вы подсказать? Скажите, пожалуйста.

Насколько я помню, мы договаривались обсуждать контракты на оборудование и обслуживание отдельно, не так ли?

Насколько я помню, мы договаривались обсуждать контракты на оборудование и обслуживание отдельно, это верно?
Не задумывались ли вы о том?.. Вы сталкивались с тем, что?

Скажите, а вы не замечали, что?.. Вы замечали, что?

Не хотели бы вы попробовать этот вариант? Вы хотели бы попробовать именно этот вариант или вариант А?

Вам это понравилось, не так ли? Что вам в этом больше всего понравилось?

И прекратите говорить «Вы не могли бы…» — обязательно найдется кто-то, кто ответит «Нет, не мог бы» .

2 правило: Любая информация нейтральна, все зависит от того, как к ней к ней относится

Правильно подобранное слово в нужный момент — это как скальпель хирурга, который может вылечить человека, а может оставить инвалидом. Ведь в словах заключена огромная сила. Именно слова определяют наше поведение, наше отношение к другим людям, наше настроение и самооценку. Вот представьте, вы только что познакомились с хорошим человеком. Как изменится ваше отношение к нему, если кто-то скажет: «Он шпион». А если скажет по-другому: «Он разведчик». В первом случае вы уже почти начали презирать человека, а во втором — прониклись к нему большим уважением.

Этот принцип ярко описан в притче о Страшном сне:

Один восточный властелин увидел сон: будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его и озабоченно сказал: «Повелитель, я вынужден сообщить тебе, что ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить несчастного в тюрьму и призвать другого толкователя. Тот, выслушав сон, сказал: «Я счастлив сообщить тебе, что ты переживешь всех своих родных!». Властелин был обрадован и щедро вознаградил толкователя.

Придворные очень удивились: «Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой предшественник». На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Очень многое зависит не от того, что сказать, а от того, как сказать».

3 правило: Позитивный настрой

Как видите, легко использовать позитивный язык может тот, кто позитивно настроен. А позитивно настроиться можно при помощи приема «рефрейминг». Сам термин произошел от английского слова «Frame» (рамка). Почему рамка, спросят самые логичные из вас? А потому, что смысл любого события зависит лишь от того, в какую рамку мы его вставим. Меняется рамка — меняется смысл. Когда меняется смысл, реакция и поведение тоже изменяются.

Так вот, этот прием позволяет изменить смысл любого события в зависимости от того, с какой точки зрения оценим. Т.е., описывая ситуацию другими словами, мы меняем отношение человека (и себя в том числе) к ней.

Каждый столичный житель сталкивался с таким явлением как автомобильная пробка. И конечно, кто не испытывал по этому поводу целый арсенал негативных эмоций начиная от легкого расстройства и заканчивая яростным гневом. Но, независимо от того, что ты чувствуешь, пробка рассасываться быстрее не станет. Так имеет ли смысл тратить свои драгоценные нервные клетки на негативные эмоции? А если посмотреть на ситуацию другими глазами, вставить ее в другую рамку, то можно найти позитив и в этой ситуации. И тогда обязательно придет хорошая идея о том, как вынести пользу из этого.

Например: «Ничего страшного, пока я могу спокойно почитать (послушать) книгу/ послушать музыку/ новости/ отдохнуть от компьютера». А если никакая идея не приходит сразу, попробуйте использовать приставку «ЗАТО». Тогда получится «ЗАТО пока все работают, я могу спокойно почитать/ послушать музыку». Чувствуете разницу?

Рефрейминг можно применять в том случае, если мы будем понимать, что в нашей жизни все события условно можно разделить на два типа: приятные (как подарки) и … полезные (как чеснок). И тогда в любой ситуации, даже в самой критической, можно увидеть пользу!

Негативная ситуация. Рефрейминг. Рефрейминг с помощью ЗАТО.

Лифт не работает! Мне придется подниматься на 5 этаж пешком! Какая замечательная возможность сделать зарядку для ног! Зато я, наконец, посмотрю, как выглядит мой подъезд.

Я сломала каблук в туфлях! Прекрасный повод купить себе новые туфли! Зато новые туфли будут более модные, чем эти
Начальник дал срочное задание. Придется остаться после работы Расширение моих обязанностей — это хорошая возможность для карьерного роста Зато у меня больше шансов на повышение оклада, чем у моих коллег.

Забыл(а) кошелек дома. Если кошелек остался дома, значит, его точно никто из сумки не вытащит Зато сэкономлю сегодня на проезде в метро (в метро действительно пускают, если ты кошелек забыл, я проверяла).

Меня раздражает, когда мои коллеги сплетничают Это прекрасный источник бесплатной рекламы! Буду знать, к кому обращаться в случае необходимости Зато я теперь понимаю, как сплетни выглядят со стороны, и не буду никому подавать такой пример.

Снова нужно идти к стоматологу Как хорошо, что оплачивает страховая компания, а не я сам Зато у меня будут красивые зубы.

Конечно же, каждому из вас выбирать самостоятельно, КАК и с КЕМ разговаривать. Тут главное — помнить, что системой управляет тот, кто проявляет наибольшую гибкость, т. е. тот, у кого в запасе большее количество вариантов поведения.

Опубликовано на minfin.com.ua 29 мая 2012, 18:26 Источник: Нoroshienovosti
Следить за новыми комментариями

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд