Считаете ли вы реальными макроэкономические прогнозы, на основании которых правительство разрабатывало проект бюджета-2010?
Каждая десятая гривна доходов бюджета-2010 будет тратиться на уплату процентов по госдолгу
Я бы не советовал отталкиваться от макропрогнозов. Ключевой вопрос — это сбалансированность бюджета. Если при подготовке бюджета закладывают в модель макропрогноза дефицит 3%, прекрасно понимая, что такой дефицит нереален, то макропрогнозы отходят на второй план. Они ничего не значат.
Хорошо, тогда какой дефицит госбюджета вы ожидаете в этом году?
Учитывая нарастающий дефицит Пенсионного фонда, по-прежнему дотационные цены на газ на внутреннем рынке, а также растущие соцвыплаты при сохранении статус-кво, дефицит госбюджета-2010 составит 150 млрд. грн.
Это больше реального значения дефицита бюджета-2009 (по данным правительства, обнародованным в конце прошлой недели, он составил 19,9 млрд. грн.)?
По моим данным, бюджет-2009 сведен с дефицитом 101 млрд. грн. Правда, это не весь фактический дефицит. В него еще следует включить государственные гарантии на сумму более 18 млрд. грн. А также 9 млрд. грн. прироста не возмещенного правительством в прошлом году налога на добавленную стоимость. В результате мы получим объем дефицита, близкий к 130 млрд. грн. Но дефицит бюджета-2010 все равно будет больше — это максимальная величина за всю историю независимой Украины. Ранее свыше 12% ВВП дефицит госбюджета страны был только в 1993 году.
Так как в 2009 году правительство для покрытия дефицита бюджета разместило долговые бумаги (ОВГЗ) на очень большую сумму и под ставки 20-30% годовых, в 2010-м Украину ждут большие выплаты по госдолгу. Могли бы вы их оценить?
Всего правительству придется выплатить по своим внутренним и внешним обязательствам 55 млрд. грн. При этом на погашение основного долга придется потратить 33 млрд., на проценты — 22 млрд. грн.
Сколько придется отдать из бюджета для выплат в I квартале?
В январе-марте график выплат благоприятен: нагрузка со стороны госдолга в этот период времени минимальна. Всего на погашение основной суммы долга и процентов придется потратить, по моим подсчетам, 5,7 млрд. грн.
С ноября прошлого года Украина начала выплачивать проценты по стабилизационному кредиту Международного валютного фонда. Сколько правительство и Нацбанк должны перечислить МВФ в этом году?
На процентные выплаты по кредитам Международного валютного фонда и Всемирного банка в 2010-м придется направить 2,9 млрд. грн. Это очень дешевые ресурсы, тем не менее основная часть дефицита бюджета-2009 была покрыта за счет дорогих внутренних заимствований, ставки по которым колебались в диапазоне 20-30%. 40 млрд. дефицита было профинансировано за счет денег МВФ и Всемирного банка, а 48 млрд. — за счет внутренних займов. Столь большие заимствования привели к тому, что, по моим подсчетам, каждая десятая гривня доходов бюджета текущего года пойдет на выплаты только процентов по госдолгу.
Как вы считаете, в таких условиях правительству стоит поднимать вопрос о реструктуризации своих долговых обязательств? Например, в переговорах с МВФ?
Этот вопрос имеет право на существование, и, скорее всего, он будет поднят. Но при одном условии: в экономике страны начнется «лечение». Я не думаю, что Валютный фонд продолжит политику латания дыр украинского бюджета. Эту функцию должно наконец-то взять на себя правительство. Деньги МВФ сейчас нужны Украине: дай Бог, внутренний долговой рынок поглотит рефинансирование госдолга, но что делать с текущим дефицитом? Больше денег брать негде.
Сейчас расходная часть бюджета-2010 выполняется в режиме ручного управления, согласно Бюджетному кодексу. Хватает ли займов правительства на финансирование дефицита бюджета или Кабмин уже сокращает расходы?
Есть информация, что уже есть задержка с выплатой зарплаты у некоторых министерств. Речь идет не о прямых зарплатах. Например, министерство сделало заказ, но после проделанной работы оно его не оплатило.
Как вы считаете, какими могут быть реальные доходы бюджета-2010?
На уровне номинальных доходов 2008 года — то есть около 186 млрд. грн. В то время как правительство заложило в проект бюджета 218 млрд. грн.
Каким путем следует идти правительству: урезать расходы или, может быть, попытаться найти дополнительные источники доходов? Как вы считаете, последний вариант существует?
Существует, но не в тех объемах, которые давали основания идти таким путем. Он не решает проблемы. Кроме того, экономика и так поражена. Украинские предприятия держат в оффшорных зонах весомую часть средств. Но этот путь малоэффективен по понятным причинам. Недавно я оценивал соотношение прошлогодних бюджетных расходов и номинального ВВП Украины и вышел на гигантскую цифру — 55%. Так где правильный выход — в повышении налогов до 55% или в сокращении расходов? Кстати, еще один показательный факт: недавно я оценивал прошлогодние расходы Пенсионного фонда — 20% ВВП. По этому показателю украинский Пенсионный фонд — мировой рекордсмен.
Как вы считаете, есть резон правительству инициировать законопроекты, повышающие налоги или сборы?
Я уже говорил, что решение нужно искать в плоскости расходов, а не доходов. Но некоторые решения, например о повышении акциза на бензин и другие топливные материалы, возможны. Эти средства зачисляются в спецфонд бюджета и могут быть использованы для инвестирования в инфраструктуру, строительство мостов и т. д., таким образом поддерживая украинскую экономику, давая ей источник для роста.
Какие еще методы «лечения» бюджета вы предлагаете?
Они все лежат на поверхности и достаточно несложные. Например, отменить специальные пенсии. Надо прекратить дележ пенсионеров на «сорта». Во-вторых, необходимо прекратить дотации стоимости газа для богатых людей и таким образом раздувать дефицит НАК «Нафтогаз Украины». В-третьих, нужно предоставить местным властям инструментарий по наполнению бюджета: это в первую очередь налог на недвижимость. Его ставку могут определять сами местные власти.
Как вы считаете, может ли правительство позволить себе заложить в проект бюджета-2010 расходы на повышение соцстандартов, которые были утверждены парламентом в прошлом году (прожиточный минимум для трудоспособного населения и минимальная зарплата должны возрасти с 744 до 922 грн. до 1 декабря 2010 года)?
В таком виде — разумеется, нет. Правительство должно индексировать размер минимальной зарплаты и пенсии на уровень инфляции (в декабре 2009 года к декабрю 2008-го — 12,3%.). Такое повышение соцстандартов не приведет к увеличению всей тарифной сетки и чрезмерным расходам бюджета. Пораженная экономика не может обеспечить всем улучшение жизни. Но удержать реальный уровень для тех, кто на черте (граница малообеспеченности), — обязанность правительства.
По данным Министерства финансов Украины, поступления в госказну в 2009 году составили 225,3 млрд. грн. (более $28 млрд.), что на 2,7% меньше, чем в 2008-м. Расходы составили 242,4 млрд. грн. — на 0,4% меньше в сравнении с 2008 годом. Дефицит украинского бюджета в 2009 году составил 19,9 млрд. грн., в то время как в 2008-м этот показатель был 12,5 млрд.
Планировалось, что доходы Украины в прошлом году составят 239,2 млрд. грн., а расходы — 267,7 млрд. Предельный дефицит был определен в размере 31,2 млрд. грн.
Комментарии - 6