Почему «Укрпочту» нельзя пускать на банковский рынок, в своем блоге на НВ написала исполнительный директор Независимой ассоциации банков Украины Елена Коробкова. «Минфин» приводит сокращенный вариант статьи.
В случае принятия спецзакона, стабильно убыточное государственное предприятие Укрпочта получит право открывать и обслуживать счета физических и юридических лиц, в том числе депозитные, проводить расчеты, выпускать платежные карты и многое другое. Почему этого нельзя допустить?
1. Финансовый мониторинг
Спецзаконопроект №6601 позволит государственному гиганту Укрпочте, располагающему 11,5 тыс. отделений по всей стране, проводить полноценные безналичные расчеты по счетам. Переводить безналичные средства в наличные и наоборот. И все это без надлежащего контроля со стороны НБУ, а именно такого, какой осуществляется в банках.
Сегодня Укрпочта является субъектом первичного финансового мониторинга, как учреждение, проводящее денежные переводы без открытия счета. Но законопроект № 6601 существенно расширяет горизонты финансовой деятельности для госструктуры, а значит, поверхностной идентификации клиента будет уже недостаточно.
Появление слабо контролируемого предприятия, которое возьмет на себя выполнение функций банковского учреждения, может негативно отобразиться на отношении международных органов и повышению соответствующих рисков при оценке деятельности Украины в рамках выполнения международных требований в вопросах противодействия легализации доходов и финансированию терроризма.
Поскольку законодательная трансформация Укрпочты в банк не предполагает получения банковской лицензии, Нацбанк не будет иметь права контроля деятельности данной госструктуры в режиме онлайн, как это происходит в банках. Соответственно заблокировать подозрительный платеж тут и сейчас, регулятор также не сможет.
Отсутствие жестких фильтров со стороны государства может привести к массовым нарушениям в проведении банковских операций и непреднамеренным сбоям в системе финмониторинга, что усложнит борьбу с коррупцией и вывод экономики из тени.
Читайте также: Почему банки боятся конкурировать с «Укрпочтой»
2. Валютный контроль
Да, мы идем путем постепенной валютной либерализации, но к открытому рынку капитала нам еще очень далеко. Поскольку Укрпочта сейчас и даже после того, как приобретет функции банка, не будет в полном объеме регулироваться НБУ, выполнение требований, например, по ограничению на операции по текущему счету, роль которого вполне может выполнять почтовый счет, будут необязательными.
То же касается лимитов на покупку валюты в кассе и ограничений на снятие депозитов в иностранной валюте, и много другого.
3. Защита вкладов
Согласно спецзакону № 6601, для ведения банковской деятельности Укрпочте не нужна банковская лицензия. Данная госструктура также не обязана быть членом Фонда гарантирования вкладов физических лиц и платить регулярные взносы, которыми обеспечивается выплата гарантированных государством депозитов населения в размере 200 тыс. грн. Возникает вопрос, кто будет гарантировать возврат украинцам вкладов в Укрпочту и в каком объеме.
4. Требования защиты к банковским кассам
Ни для кого не секрет, что на обеспечение защиты своих кассовых узлов банки тратят миллионы и миллиарды, начиная от специализированных бронированных стекол, кабин, сейфов и заканчивая покупкой дорогостоящего специализированного оборудования для проверки и перерасчета денег. Все это обеспечивает не только сохранность денег, доверенных банку, но и безопасность самого кассира.
Есть ли все это в Укрпочты? Учитывая, что менеджмент госструктуры неоднократно заявлял, что 80% их отделений не оснащены банально даже компьютером, очень в этом сомневаюсь. В то же время получения права открывать депозитные счета предполагает существенный рост оборота наличных, сохранность которых в этом свете выглядит сомнительной.
5. Источник финансирования трансформации Укрпочты в банк
Изначально говорилось о том, что Укрпочта планирует потратить $38 млн на закупку 2,5 тыс. банкоматов, а еще $111 млн будет направлено на IT-обеспечение. В целом, пятилетняя программа модернизации Укрпочты предполагала расходы в $507 млн.
При этом, предприятие уже несколько лет убыточное. В 2016-м году его чистый убыток составил 188 млн. грн. За первое полугодие 2017 – эта сумма уже выросла до 238 млн. грн. Соответственно, возникает вопрос, за счет чего будет воплощаться каприз госпредприятия почтовой связи стать банком? Надеюсь, для новых финансовых экспериментов государства не придется снова лезть в карман налогоплательщиков.
Если Укрпочту законодательно по функционалу, по регулированию и ответственности приравняют к банкам, — этих рисков возможно избежать. Для этого нужны локальные изменения в действующее законодательство для полноценной синхронизации требований при предоставлении аналогичных услуг.
В то же время, есть реальные пути решения задачи – не ломая действующую структуру финансового контроля. Укрпочта может активно сотрудничать с банками в качестве агента предоставления услуг через свою разветвленную сеть.