Понятно, что банкам это не нравится. Они предлагают «почтальонам» ограничиться статусом агента. Но такой вариант не устраивает «Укрпочту».
Кто и почему недоволен в этой ситуации, и какие аргументы приводят стороны, – разбирался «Минфин».
Против почти все
Против «Укрпочты» единым фронтом уже выступили ассоциации НАБУ и ЕБА, Целевая команда реформ финсектора и даже банковский регулятор. Идея, из-за которой разгорелся такой серьезный спор, в целом довольно проста. Она описана в законопроекте №6601 от 21 июня этого года, авторами которого являются депутаты Виталий Курило (БПП), Сергей Рыбалка («Радикальная партия»), Андрей Река, Максим Поляков и Денис Дзензерский (все – «Народный фронт»).
Основной посыл документа – позволить «Укрпочте» открывать и обслуживать почтовые счета (по сути, это полные аналоги банковских счетов, как физических, так и юридических лиц), привлекать депозиты, эмитировать платежные карты, открывать корсчета в НБУ и других банках, а также проводить РКО и валютообмен.
Банкиров смущает то, что наряду с расширенным финансовым функционалом, «Укрпочту» собираются освободить от большинства требований, которые обязаны выполнять все банки, согласно законам «О банках и банковской деятельности» и «О системе гарантирования вкладов физических лиц».
«Законопроект вообще не предусматривает участия «Укрпочты» в системе гарантирования вкладов. Банки должны неукоснительно выполнять экономические нормативы, включая обязательную идентификацию клиентов, представление регулярной отчетности в НБУ и необходимость прохождения проверок регулятора с вероятностью применения к ним мер воздействия. Минимальный размер уставного капитала для нового банка должен составлять не менее 500 млн грн. «Укрпочту» эти правила не коснутся» — говорится в заявлении Независимой ассоциации банков Украины.
По словам главы Совета НАБУ Романа Шпека, банкиров возмущает именно это: «Укрпочте» дают доступ к 12 миллионам неохваченных банками клиентов (жителей сел и небольших городов, куда банкам заходить не выгодно, зато отделение почты есть практически по умолчанию) и еще и сильно облегчают ей задачу, давая по сравнению с банками большое регуляторное преимущество. Такой подход явно не пойдет на пользу конкуренции на рынке банковских услуг.
Еще один весомый аргумент против – и без того чрезмерное присутствие государства на банковском рынке. После национализации ПриватБанка Минфин стал здесь бесспорным монополистом. По итогам 1 квартала 2017 года активы подконтрольных ему банков превышали 50% по банковской системе.
Что смущает в этой истории Нацбанк – так это уровень рисков, которые хочет взять на себя «Укрпочта». Второй момент – необходимость защиты вкладчиков. Ведь вероятность банкротства госмонополии никто не отменял.
«Если закон примут, «Укрпочте» понадобятся серьезные капитальные инвестиции на покупку оборудования, обучение персонала и проч. Учитывая, что по данным отчетности за 2016 год, компания была убыточной, все эти затраты будут покрыты из госбюджета. В пояснительной записке к законопроекту сказано, что принятие документа не требует дополнительных затрат. По мнению НБУ, это не соответствует действительности» — отмечал в письме к председателю финкомитета Рады и одному из инициаторов «закона «Укрпочты» Сергею Рыбалке и.о. главы НБУ Яков Смолий.
Время для дискуссий
На все это у «Укрпочты» есть свои возражения. В компании подчеркивают, что не собираются конкурировать с банками напрямую, и не хотят вести рисковую деятельность. И, главное, там не понимают, почему банки не хотят видеть «Укрпочту» в сегменте, где сами они работать точно не будут.
По словам главы компании Игоря Смилянского, «Укрпочта» не возражает против внесения изменений в законопроект и готова работать на банковском рынке при равных условиях.
«Мы готовы выполнять все нормативы НБУ за исключением тех, которые касаются кредитного риска — мы не собираемся кредитовать» — рассказывал в интервью глава «Укрпочты».
По его словам, компания действительно будет предлагать клиентам безналичные платежи, открывать текущие и депозитные счета. Но ничего зазорного в такой конкуренции он не видит. К примеру, в сегменте платежей с банками уже конкурируют все финтех-компании. Однако их никто не собирается прогонять с рынка. «К тому же – добавляет Смилянский – они конкурируют с банками в городах, а Укрпочта в основном находится в селах».
Аргумент о «еще одном огромном госбанке» глава корпорации считает несостоятельным по этой же причине. Мол, «Укрпочта» намерена зайти на тот участок рынка, где банки отсутствуют в принципе.
Хранить привлеченные от граждан средства «Укрпочта» собирается исключительно в банках, что сильно снизит связанные с этим риски. Критерии выбора таких банков можно оговорить отдельно. Это могут быть только государственные финучреждения, либо банки, рекомендованные регулятором.
Амбициозный агент
По словам главы «Укрпочты», главные противники закона 6601 – «два госбанка, которые считают, что это их рынок». О ком говорит Смилянский, догадаться нетрудно. Ощадбанк и недавно национализированный Приват давно дерутся друг с другом за розничный рынок. Пускать в эту борьбу еще одну госструктуру они явно не хотят, сотрудничать с ней – тоже. Во всяком случае, не на паритетных началах.
«В данном случае достаточным механизмом сотрудничества будет агентская схема. Например, Ощадбанк уже давно ведет переговоры с «Укрпочтой», чтобы разместить POS-терминалы в ее отделениях. Благодаря этому клиенты смогут снимать средства и проводить безналичные платежи в самых отдаленных уголках нашей страны. В таком случае нашему партнеру нет необходимости дополнительно инвестировать в построение и сопровождение процессинговой системы, покупку и сервис оборудования и т.д.» — отмечают в Ощадбанке.
В Нацбанке также согласны, что «Укрпочте» не стоит углубляться в банковскую деятельность. Тем более, что она уже работает в агентском формате – первым ее партнером стал польский Идея Банк. С помощью почтовиков он намеревался увеличить свой кредитный портфель на 2 млрд грн уже до конца этого года.
«В кредитовании сейчас активно работают и небанковские финансовые учреждения. За последние несколько месяцев мы наблюдаем рост объемов рынка более чем в 1,5 раза. Учитывая потребности и специфику клиентской аудитории «Укрпочты», мы разработали отдельное кредитное предложение, которое соответствует требованиям клиентов в возрасте до 75 лет» — поясняет директор по развитию бизнеса Идея Банка Владимир Малый.
Но в самой «Укрпочте» оценивают этот проект скептически. По словам Игоря Смилянского, в компании не понимают, почему должны делиться информацией о клиентах с банками, если ее можно продавать. Вторая проблема состоит в том, что «симбиоз» почты и финучреждения не решает одну из основных заявленных «Укрпочтой» задач – добиться роста безналичных платежей.
«Банки поставили свои терминалы у нас, мы им выдаем наличку. В чем моя мотивация проводить безналичные расчеты? Я получаю комиссию за наличные, которые я выдал. Я заинтересован максимально отдать весь кэш, а потом принимать коммунальные платежи за наличные» — пояснял Смилянский в интервью Лиге.
Чтобы подтвердить бессмысленность работы по агентской схеме, «Укрпочта» даже провела расчеты, которые говорят о том, что для банков подобная система убыточна. Почему такой анализ не был проведен еще до начала проекта с Идея Банком Смилянский не уточняет. Но на сотрудничество с «Укрпочтой» без особого энтузиазма смотрят и другие участники банковского рынка.
По словам и.о. директора по развитию розничного бизнеса Альфа-Банка Алексея Пузняка, к подобным проектам финучреждения обычно относятся с опаской. Альфа-Банк, тем не менее, тоже рассматривал вариант с продажами своих кредитных продуктов через «Укрпочту», но оценивал при этом потенциальные объемы этого канала гораздо скромнее Идея Банка – всего в 100 млн грн до конца года.
«Надо понять публику, которая будет идти через данный канал продаж. Настоящая же проблема – это время. Любая организация масштаба «Укрпочты» будет не очень быстрой в принятии решений и движении. Все остальные вопросы – решаемы при должном внимании со стороны всех участников проекта» — говорит Пузняк.
Сейчас то самое «должное внимание», которого было в избытке весной, когда «Укрпочта» (80% отделений которой не имели даже компьютеров) только начинала говорить о своих амбициозных планах, понемногу рассеялось. На первый план вышли, с одной стороны, защита банками своих позиций. С другой – попытка агрессивной экспансии «Укрпочты», причем не без помощи админресурса. Кто победит в этой борьбе и попадут ли в число триумфаторов «12 миллионов клиентов, оторванных от банковских услуг», покажет голосование за законопроект 6601 уже этой осенью.
Ольга Терещенко