«Минфин» поинтересовался у «большой тройки» украинских операторов – Киевстар, Vodafone, Lifecell – каковы их планы развития в этом направлении.

Лидер направления развития финансовых сервисов Vodafone Ukraine Дмитрий Коваль

Новый правила предполагают, что оператор мобильной связи в партнерстве с финансовым институтом – финансовой компанией или банком – сможет предоставлять абонентам финансовые услуги с использованием денег на мобильном счету.

Рынок давно готов к широкому распространению мобильных платежей. Уровень проникновения смартфонов в Украине сегодня приблизился к европейскому уровню — 42% клиентов Vodafone используют для связи смартфоны. Этап, на котором телефон нужен только для связи с миром, уже пройден. Для абонентов Vodafone оплата с мобильного счета уже возможна с помощью приложения Vodafone Pay. Это первый в Украине универсальный мобильный цифровой кошелек. Сервис позволяет оплачивать различные товары и услуги со смартфона, пополнять мобильные счета абонентов любого оператора и переводить деньги. При этом финансовые услуги оказывает наш партнер – финансовая компания. 

Факторы, сдерживающие развитие рынка мобильных платежей:

  • задержка с принятием нового закона об электронных деньгах, который разрешает финансовым компаниям эмиссию электронных денег наравне с банками;
  • сложность процедуры согласования правил для электронных денег;  
  • недоверие людей старшего возраста к электронным способам расчетов;
  • отсутствие инфраструктуры приема платежей за пределами областных и районных центров;
  • отсутствие единого стандарта платежных квитанций за коммунальные услуги

Факторы, стимулирующие развитие рынка мобильных платежей: 

  • рост количества смартфонов, а также популяризация различных цифровых сервисов;
  • внедрение электронных билетов: в общественном транспорте, кино, театрах и т.д.;  
  • развитие покрытия 3G (в июне Vodafone запустил 3G сети почти в 300 населенных пунктах, большая часть из которых – села), а также возможный запуск 4G в 2018 году;  
  • удобство и быстрота электронных расчетов; 
  • дороговизна микротранзакций для банков, что, по сути, дает зеленый свет операторам мобильной связи, для которых стоимость такой операции может обойтись значительно дешевле.

Начальник управления мобильной коммерции Киевстар Леся Запорожец

Киевстар с 2013 года предоставляет услугу «Мобильные деньги». Это – инструмент, благодаря которому все абоненты предоплаченной связи в удобной для них форме (интернет, приложение для смартфонов  «Мобильные деньги», СМС), могут оплатить различные товары или услуги, используя для этого свой мобильный счет.

В ассортименте «Мобильных денег» более 2000 сервисов: оплата коммунальных услуг, домашнего интернета, театральные билеты, услуги онлайн-магазинов и др. Наши финансовые партнеры в этом проекте -  ФК Контрактовый Дом и ГлобалМани. Обе компании действуют на основании лицензий НБУ на перевод денег, в том числе – с использованием электронных денег. Киевстар предоставляет исключительно телекоммуникационные услуги.

За 2015 — 2016 год, количество клиентов, которые используют «Мобильные деньги», увеличилось с 650 тысяч до 1,5 млн. В прошлом году они осуществили свыше 2,5 млн транзакций.

Киевстар в 2016 году, через свою дочернюю структуру (ФК СтарМани), получил лицензию НБУ. Она позволяет СтарМани переводить деньги населения, получать платежи в пользу третьих лиц, а также принимать платежи через терминалы.

В начале июля 2017 года Кабмин принял изменения в постановление, разрешающее мобильным операторам возвращать клиентам деньги со счетов. Дальше абоненты могут их использовать по своему усмотрению, включая проведение электронных платежей.

По сути, мобильный счет может функционировать как электронный кошелек. Механизм расчетов выглядит так: абонент, желающий купить какой-либо товар или услугу с мобильного счета, может запросить оператора вернуть неиспользованные деньги на его электронный кошелек. После этого он может оплатить товар или услугу электронными деньгами.

Мобильные платежи станут незаменимы, когда потребуется осуществить безналичную оплату, а банковской карты под рукой нет. Аудитория услуги – клиенты, которые не хотят платить картой, не помнят реквизитов или не хотят «светить» номер карты в интернете.

Кроме того, есть потребительский сегмент, который пока что «незабанкирован» -  не располагает счетами в банках и, соответственно, банковскими картами. Эта проблема особенно актуальна для жителей сел и небольших городов. Решить ее можно с помощью мобильных финансовых услуг.

Мобильные платежи надежно защищены от хакерских атак. Вопросы безопасности услуг – на постоянном контроле специалистов компании. Киевстар – один из немногих операторов Украины, который не пострадал в результате недавней вирусной атаки. Все информационные системы и сеть компании работали и продолжают работать в штатном режиме,

Киевстар позитивно оценивает перспективы развития услуг мобильной финансовой коммерции (MFS) в Украине. Мы основываемся на данных мирового рынка MFS который растет на 10% ежегодно и составляет 1/3 от всего объема e-сommerce. Оборот денег через услуги MFS в мире к 2019 году вырастет до $693 млрд. В Украине, согласно данным НБУ, до 70% составляют наличные платежи. Поэтому в нашей стране – большое поле для развития транзакционного бизнеса.

Lifeсell

Компания запустила еще в 2008 году один из первых подобных проектов — Mobile Parking. Он позволяет оплачивать парковку деньгами с мобильного счета. Глобальный проект мобильных платежей мы начали разрабатывать и готовить к запуску в 2014 году, но через два года приостановили инициативу.

Свою первую кредитную услугу lifecell предоставил клиентам еще в 2009 году. С тех пор мы несколько раз совершенствовали сервисы кредитования и предоставляли их различные версии нашим клиентам, изучая при этом их потребности и запросы.

К концу 2017 года lifecell намерена предоставлять услугу мобильных денег. Она позволит абонентам оплачивать различные услуги с мобильного на различных торговых площадках. Мы планируем, что платежными сервисами lifecell можно будет управлять непосредственно с мобильного счета без зачисления денег на банковские карты. А в скором будущем мы предложим мобильный кошелек, связывающий мобильный счет клиента с его банковской картой.

Сложность реализации подобной идеи заключается в оперативном обновлении существующих платформ и нового программного обеспечения. Это касается как телеком-компаний, так и финансовых учреждений.

По прогнозам исследовательской компании TrendForce, мировой рынок мобильных платежей достигнет $780 млрд в 2017 году. Это на 25,8% больше, чем по итогам 2016 года.

Существует множество успешных примеров мобильных платежей. В Турции, например, основное понимание мобильных платежей связано с так называемым «прямым выставлением счетов». Другими словами, инфраструктура биллинга мобильного оператора напрямую связана с торговцами, которые продают товары и услуги через онлайн-платформы. Это означает, что клиент может совершить платеж, используя при этом мобильный телефон. Данная услуга — одна из основных достоинств турецкой модели, так как она позволяет населению, которое не пользуется банковскими услугами, иметь доступ к электронному способу оплаты.

Эксперты украинского финансового сектора также оптимистично относятся к развитию рынка мобильных платежей. К примеру, Офис эффективного регулирования прогнозирует, что уже через два года мобильными финансовыми услугами будут пользоваться как минимум 15% абонентов. А это около 7,9 млн украинцев.

Lifecell также искренне верит в развитие этого направления. Как только будут гармонизированы сервисные платформы операторов и партнеров – финансовых учреждений, услуга начнет пользоваться спросом у клиентов и станет хорошей альтернативой банковской карте.

У мобильных платежей есть много преимуществ:

  • уровень восприятия мобильных телефонов людьми сегодня настолько высок, что постепенно гаджеты стали ежедневной необходимостью
  • они позволяют осуществлять безналичные платежи даже тем людям, у которых нет банковского счета или платежной карты
  • это отличный инструмент для мелких торговцев, для которых традиционные способы получения безналичных платежей слишком дороги
  • это хорошее решение для микроплатежей, где необходима экономическая эффективность, скорость транзакции и широкое признание

При этом мобильные платежи не нуждаются в какой-либо специальной инфраструктуре. Операторы мобильной связи могут полностью управлять мобильными платежами, сотрудничая с финансовыми партнерами. Инвестиции потребуются для некоторых новых конкретных продуктов, которые могут заставить операторов внести некоторые обновления или внедрить новые технологии (как программное обеспечение, так и аппаратное).