Ставки в долларах сейчас очень низкие. Банкам на самом деле не нужны доллары. Ведь если они их будут брать, то надо будет куда-то девать эти ресурсы. Поэтому банки максимально снижают ставки по долларовым депозитам, а на гривну – оставляют высокими. В результате люди больше вкладывают в гривне, чем в долларах.
Чтобы мотивировать клиентов нести в банки гривны на депозит, банкиры используют жадность. Вам устанавливают такую ставку, которая «перебивает» потенциальную девальвацию, ожидаемую Национальным банком или аналитиками банков. И вы, как человек рациональный, как человек жадный, будете вкладывать в гривне.
Очень важной во взаимодействии с банками является способность ждать. Тот, кто в 2009 году положил свои средства на гривневый депозит, и с 2009-го по 2014-го продержал их на ставке 20-25%, которые были тогда на рынке, более чем вдвое увеличил свои средства. И это при том, что гривна оставалась стабильной. Если смотреть на долгосрочные перспективы, то можно убедиться, что гривневые депозиты нивелируют риск девальвации.
И это не последний шанс заработать. Если бы кто-то год назад вложил под 20% и больше, он бы сейчас заработал. Если бы успел принести в ПриватБанк, когда там было 10% в долларах – в декабре после национализации, он бы заработал.
За полгода мы потеряли меньше гривны на курсе. В то же время даже если посмотрим на наш прогноз на конец этого года – 29 грн/$ – это потеря меньше, чем 10%. Так что гривна при ставке 15% «перебивает» любые прогнозы.
Если человек не верит, то аргументы не будут иметь никакого значения. Потому что вера – это понятие иррациональное. Поэтому люди должны просто убедиться в течение некоторого времени, что банковская система надежна, ведь банки – работают. Люди просто должны смотреть на ставки.
Если они видят банк, ставки у которого намного больше, чем в среднем по рынку, то это ненадежный банк. Потому что ему очень сильно нужны деньги.
Когда мы смотрели на надежность банков три года назад, то видели очень много таких банков, которые выделялись из общей статистики. Если же посмотреть сейчас, то таких банков уже нет.
Итак, вера или неверие – это просто вопрос времени. Люди сами убедятся, что банки начинают работать и кредитовать. Тогда доверие к этим финучреждениям восстановится.
Можно привести еще один рациональный аргумент – банковская система была очищена. Все банки, которые надо было вывести с рынка, были с рынка выведены.