Покой нам только снится
По информации участников торгов, в среду кроме аукциона НБУ провел еще и выкуп валюты через механизм «запроса лучшего курса». Но детали неизвестны. В таких операциях участвуют только 20 избранных банков, которые обязаны соблюдать банковскую и коммерческую тайну. Подтвердить или опровергнуть проведение выкупа валюты может только сам НБУ. Регулятор этой информацией не делился.
«Минфин» разобрался с последними событиями на валютном рынке и попытался сделать прогноз развития событий на этой неделе.
Скрытые угрозы для гривны
Основной проблемой для валютного межбанка остаются низкие объемы торгов и его зависимость от очень ограниченного числа крупных банков-операторов.
После национализации Приватбанка валютный межбанк фактически разделился на три основные группы: 1) госбанки; 2) «дочки» иностранных банковских групп (российские и отдельно — прочие иностранцы); 3) банки с отечественным капиталом. Все они ведут разнонаправленную валютную политику на межбанке.
Госбанки (Приватбанк, Ощадбанк, Укрэксимбанк и Укргазбанк) постоянно активны и очень часто выступают основными продавцами валюты. С «дочками» иностранных банков все сложнее. Они достаточно разношерстные по составу и интересам клиентов. Но в последнее время большинство из них замечены на ситуативной скупке валюты.
К крупнейшим (западным) иностранным игрокам на украинском валютном межбанке можно отнести Райффайзен Банк Аваль, UKRSIBBANK, Креди Агриколь банк, Ситибанк, ОТП банк и ING банк. Именно в этих финучреждениях обслуживаются основные украинские «дочки» западных компаний. Многие из них импортируют свою продукцию и, соответственно, скупают валюту для оплаты контрактов. Среди клиентов этих банков также крупные сельхозпроизводители и часть металлургов, поставляющих валюту на межбанк. Особняком в группе «иностранцев» стоят банки с российскими корнями. Часть из них периодически продает большие объемы валюты (ПИБ, Сбербанк, ВТБ), чтобы поддержать свою гривневую ликвидность или обеспечить хозяйственные операции своей клиентуры.
Банки с отечественным капиталом, в зависимости от направленности своих клиентов, ведут абсолютно разную валютную политику. Среди них выделяются наиболее крупные участники торгов (ПУМБ, Диамант, Пивденный, Кредит Днепр, Таскомбанк, Мегабанк, МИБ). Есть еще группа относительно небольших украинских банков, активно работающих на рынке в «две стороны» (Глобус, Банк ¾, Альянс, Банк инвестиций и сбережений и еще несколько финучреждений). Если добавить к этому еще и сам Нацбанк — вот и весь валютный рынок страны.
Внешнеэкономические показатели Украины (а значит — и клиентов банков) пока оставляют желать лучшего. Негативных факторов масса: отрицательное сальдо платежного баланса, сырьевая экономика, слабый рост экспорта, «невозмещенность» потерь по экспортной выручке по странам СНГ, незначительный рост экспорта в страны ЕС и развивающиеся страны, потери экспортного потенциала из-за АТО, зависимость по импортируемым энергоносителям и т.д. Поэтому украинский валютный межбанк остается очень зависимым от действий вышеперечисленных условных банковских групп. И если в какой-то день «звезды становятся не так», перекосы между спросом и предложением вызывают значительные курсовые колебания. Нацбанк пытается тушить эти пожары, но не всегда оперативно и прогнозируемо. Его сдерживают низкий объем ЗВР и обязательства по их наращиванию перед МВФ.
Периодическая несогласованность действий различных государственных структур по управлению финансовыми потоками в банковской системе и на счетах Госказначейства.
Классическим примером такой ситуации можно назвать почти одномоментный выброс Минфином в конце декабря прошлого года средств по возмещению НДС (более 16 млрд гривен), а также других бюджетных вливаний в банковскую систему. К этому стоит добавить решение Кабмина по увеличению минимальной зарплаты до 3200 гривен. Последнее оказалось полной неожиданностью для НБУ и даже вынудило его пересмотреть прогнозные показатели по денежным агрегатам, инфляции и т.д. Это привело к моментальному росту курса в конце года до уровня почти в 28 гривен на межбанке и почти до 29 гривен на наличном рынке. Сейчас чиновники декларируют большую согласованность в этих вопросах, но жизнь покажет. Особенно этот вопрос актуален в свете национализации Приватбанка. Доля госсектора в банковской системе резко увеличилась. Значит и цена ошибок и несогласованности основных государственных игроков на валютном и банковском рынках вырастет.
Период сезонных работ у аграриев еще не наступил. Суммы возмещения НДС, полученные ими в конце прошлого года, позволяют компаниям не торопиться с продажей своей продукции на экспорт и выжидать оптимальных цен на международном рынке. Это правильно с точки зрения собственников агрокомпаний, но плохо для валютного рынка: поступления валюты от аграрного сектора в январе-феврале падают. При этом импортеры энергоносителей в зимний период активно скупают валюту. Перекрыть образовавшийся дефицит одним металлургам не под силу. Отсюда перекосы на рынке: спрос растет, предложение остается низким. Как следствие — девальвация гривны. «Пожары» вынужден гасить НБУ, но его возможности очень ограничены.
Фонд гарантирования продолжает выплачивать вкладчикам банков-банкротов (в том числе по обязательствам нового «клиента» — банка Платинум), а социальные выплаты растут. Это приводит к появлению излишков гривны на руках у населения. Часть ее выплескивается на наличный валютный рынок. Это может подтянуть котировки наличной валюты вверх, а затем, за счет растущей разницы между наличным и безналичным валютным рынками, приведет к спекулятивной раскачке межбанка.
Единственным, но достаточно весомым сдерживающим фактором роста курса наличного доллара — является рост цен на коммуналку, продукты питания и транспорт, которые быстро «вымывают» у граждан любой излишек гривны. Благодаря этому давление на курс снижается. У большинства населения просто физически не хватает денег на активную скупку валюты. Но попытки спекулятивных атак на гривну исключать нельзя.
Что спасает гривну от обвала
Снижение остатков на корсчетах банков в конце прошлой недели до 36,755 млрд гривен связывает руки спекулянтам, даже несмотря на введенное НБУ послабление на валютном рынке. С 9 февраля регулятор увеличил возможности банков по скупке валюты на валютную позицию в 5 раз — с 0,1% до 0,5% от регулятивного капитала;
Приближение дней бюджетных и налоговых платежей для украинских компаний. Они вынуждены начинать накопление гривневых ресурсов. Это снижает возможности импортеров по скупке валюты и стимулирует часть экспортеров заводить и продавать выручку;
Возможные позитивные новости по предоставлению нового транша МВФ в феврале. Учитывая, что в ближайшие дни украинского вопроса в повестке заседаний руководства МВФ нет, вероятность оперативного решения этой проблемы достаточно низкая. Но такое развитие событий сбрасывать полностью со счетов нельзя.Тем более, что наши чиновники, как всегда излучают оптимизм.
Что ждет валютный рынок на этой неделе
Низкая ликвидность в банковской системе не позволит доллару активно расти за счет спекулятивной раскачки рынка. А приближение дней бюджетных проплат «свяжет» аппетиты покупателей валюты к концу недели. Это дает шанс гривне удержать свои позиции в пределах коридора 26,95-27,30.
Тем не менее, Нацбанк будет вынужден вмешиваться в ход торгов и проводить интервенции. Причина все та же — низкий объем рынка и его зависимость от крупных игроков. Сглаживать курсовые перекосы и противостоять спекулятивным атакам в этом случае может только НБУ. Как показывает практика последних интервенций Нацбанка, для выравнивания ситуации регулятору достаточно своевременно выходить на рынок с интервенцией в пределах заявленного объема до $30-50 млн, с реальным заключением сделок на сумму до $16-30 млн.
Низкая платежеспособность населения будет сдерживать спрос на наличном валютном рынке на этой неделе. Хотя и повальной массовой сдачи долларов и евро «Минфин» тоже не ожидает. Причина — ментальность украинцев. Обычно они сдают валюту только в том случае, когда гривневые запасы уже заканчиваются. Учитывая, что многие получают до 15 числа аванс — средства в гривне у граждан будут. А вот к концу месяца, когда гривны уже нет, а затраты на жизнь остаются высокими — многим приходится сдавать валютные заначки. Это не исключает волатильность котировок и периодическое продолжение попыток раскачки наличного курса на этой неделе в пределах до 27,80-28 гривен. Но, скорее всего, наличный доллар сохранит свои котировки в пределах 27,35-27,60 гривен.
Значительного роста объемов операций на межбанке в начале недели «Минфин» не ожидает. В понедельник и вторник объем операций вряд ли будет превышать $220-260 млн при совершении до 470-500 сделок. Начиная со среды активность на межбанке начнет расти — объем торгов составит $235-300 млн при совершении до 510-580 сделок, а в пятницу — традиционно снизится до $190-210 млн при количестве сделок до 430-460. Основными игроками на торгах на этой неделе останутся госбанки, ПУМБ, Диамант, Пивденный, дочки иностранных банков и НБУ. От оперативности Нацбанка при проведении валютных аукционов будет в конечном итоге зависеть, какой курс мы увидим к концу недели на межбанке.