На новой должности он будет курировать финансово-административный блок. До прихода в НБУ он 13 лет работал в Райффайзен Банке Аваль

Что это за человек, какие у него взгляды и чем он занимался в HR-отделе НБУ? «Минфин» нашел прошлогоднее интервью Борисенко порталу hubs и выбрал из него самое интересное. 

Работа в Нацбанке

Когда заходишь в НБУ, чувствуешь, что в организации долго не было изменений, которые ей очень нужны. Здесь много можно поменять. Я вижу свою способность, возможность и желание это сделать, используя опыт «Аваля». НБУ – это банк банков. Я хочу изменить представление о Нацбанке и его персонале. 

Мы быстро собираем команду, которая должна изменить НБУ. И эти изменения уже потихоньку становятся необратимыми. Мы уже не можем вернуться к структуре НБУ, которая была полгода назад [в 2014 году — ред.].

Поверьте, изменения у нас идут очень быстро. В Райффайзен Банке Аваль мы этот процесс проходили 5 лет. В НБУ поставили себе план пройти за год. И это при том, что здесь, в отличие от корпоративного бизнеса, много операционных, технологических проблем и бюрократических проволочек.

Персонал в НБУ

В коммерческих банках приходится бороться с огромной текучкой кадров. Это — одна крайность. В НБУ — другая крайность, текучки почти нет. 20 лет назад в Нацбанк пришли молодые 30-летние специалисты и остались навсегда. Замещения персонала, движения, вливания свежей крови практически не было. Было на рынке плохо, в НБУ текучесть была нулевая, было на рынке хорошо – тоже никто не уходил.

Мы заинтересованы, чтобы у нас персонал долго работал. Но я не уверен, что мы хотим, чтобы он работал у нас до конца жизни. Хочется, чтобы в Нацбанке получали опыт и через какое-то время уходили в рынок, чтобы применить его, развивая банковскую систему. Раньше сотрудник НБУ не был интересен рынку. Он не видел, как процессы происходят там, был замкнут в каком-то своем пространстве. Мы хотим создать такие условия и дать опыт, за который рынок будет бороться.

Средний возраст персонала — 45 лет. Нам нужно омолаживать коллектив, давать возможность приходить в него людям от 30 до 40 лет. Когда пришел в Нацбанк, меня удивила достаточно высокая доля мужчин. Для банковской индустрии в целом это несвойственно.

Идеальный кандидат

Возраст директоров департаментов и выше 35+ лет. Начальники управлений и ниже — от 30 до 40 лет. Английский, пятилетний опыт работы по своему функциональному направлению в крупной компании; лидер изменений; нетерпимость к рутине и бюрократии; может изменить внутренний процесс коммуникации; готов внедрять новые технологичные решения; понимает, как работают современные технологии, обеспечивающие горизонтальные взаимодействия внутри организации. Они должны иметь опыт работы в организации, которая уже построила то, что в НБУ нам только придется построить.

Мотивация у тех, кто хочет работать в Нацбанке — это профессиональный вызов, за ним идут патриотизм и возможность отдать свой опыт банку банков. Практически каждый кандидат говорит, что НБУ – это совершенно другой уровень.

Коррупция 

Давайте откровенно, в Киеве за те деньги, на которые сейчас предлагаются в НБУ, честно прожить невозможно. Мы хотим быть честными. Я все-таки думаю, что где-то местами коррупция все еще в НБУ осталась, мы хотим ее искоренить.

Как? Нельзя принимать решения на миллионы или даже сотни миллионов гривен и получать зарплату в 5 000 гривен. Во-первых, должна быть достойная компенсация. Во-вторых, контроль со стороны организации. Нужно так отладить процессы, чтобы построение коррупционных схем стало невозможным, переходить на коллегиальные решения.

Сокращения

У нас происходит централизация процессов, мы массу функций забираем с территориальных управлений на четыре центральные управления (хабы). Планируется четыре точки: Киев, Одесса, Днепропетровск и Львов. 

Сейчас [апрель 2015 года — ред.]. в центральном аппарате работают около 1600 сотрудников, из них 1400 — в трех корпусах на Институтской. К концу года планируем сократить 25% персонала. Больше пострадают территориальные управления и структурные подразделения. Там численность персонала сократится вдвое. Сокращения центрального аппарата – этап №2. Нам для начала нужно тут так построить процессы, чтобы быть полностью готовыми принять функции территориальных управлений.

В результате сокращений персонала в Нацбанке, численность его сотрудников в 2015 году уменьшилась с 11,5 до 5,3 тыс. человек. В начале августа этого года НБУ объявил новый этап сокращений — до 2,5 тыс. сотрудников в течение 2,5 лет.