У каждого несостоятельного банка — тысячи вкладчиков. Могут ли они рассчитывать на полную компенсацию потерь? 2 марта 2015 года Верховная Рада приняла закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности связанных с банком лиц». Банки часто проводят рискованные операции со связанными лицами, скрывая информацию об этом. Эти махинации осуществляются опосредованно и выявить весь круг вовлеченных в мошенническую схему лиц крайне сложно. Поэтому целью принятия закона было предоставить НБУ и карающим органам инструмент для борьбы с правонарушениями в банковской сфере, а также механизм возмещения ущерба пострадавшим.
Закон применил к банкам дополнительные ограничения, расширив перечень связанных лиц. Формулировки в законе нечеткие, поэтому список может получиться обширным. В него могут попасть как непрямой владелец крупных долей банка, так и рядовой сотрудник учреждения. Самое главное в законе: кредиторы имеют право предъявить претензии не только к банку, но и к связанным лицам. Если из-за каких-то действий (бездействия) банку нанесен ущерб, а связанные лица получили выгоду, то они несут солидарную ответственность. (В подобных действиях Фонд гарантирования вкладов обвинил менеджмент «Михайловского» — «Минфин»). Для упрощения работы правоохранителей, НБУ дали право раскрывать банковскую тайну, содержащую информацию о связанных лицах.
До вступления закона в силу кредиторам было очень сложно взыскать имущество собственников банка. Сейчас права Фонда гарантирования расширены. Распродав имущество банка, он может выставить требования о возмещении ущерба к получившим выгоду связанным лицам. Но есть проблема: банки не спешат предоставлять информацию о всех связанных лицах. Как же использовать весь потенциал, предоставленный законом? Многое зависит от активной позиции Фонда гарантирования вкладов. Он имеет достаточно широкие полномочия по проверке финансово-хозяйственной деятельности банка, признанного неплатежеспособным. В частности – по выявлению договоров, приведших банк к такому состоянию. В случае их обнаружения, представителю Фонда необходимо обратиться в суд с иском о возврате перечисленных по ним средств. Исковые требования обосновывать следует ничтожностью заключенных сделок.
Также Фонд и Нацбанк могут подавать заявления об открытии уголовных производств. Но этого мало. Реальность такова, что огромное количество обращений остаются без внимания, а досудебное следствие фактически не проводится. Это может быть откровенным саботажем следователей, а иногда им просто банально не хватает информации и знаний в той же банковской сфере. В полицию надлежит обращаться в случае совершения преступления, предусмотренного ст. 367 Уголовного кодекса: служебная халатность. Например, руководитель банка заключил соглашение, которое привело к невозможности выполнить обязательства перед кредиторами. Санкция второй части этой статьи — до пяти лет лишения свободы. Если во время следствия будем установлено, что к таким договорам имеют отношение связанные лица – пригодится статья 218-1 Уголовного кодекса: доведение банка до неплатежеспособности. Топ-менеджеры банка, а также прямые или опосредованные владельцы могут «получить» до пяти лет. В этом случае заявление подается в налоговую милицию.
Обманутые вкладчики также не должны стоять в стороне. Им следует обращаться с гражданскими исками о возмещении ущерба ко всем фигурантам таких уголовных производств, включая связанных лиц банка. Шанс вернуть украденные деньги появляется лишь в случае скоординированных действий всех заинтересованных. Самыми активными должны быть клиенты банков. Что им нужно делать? Постоянно направлять жалобы, заявления, запросы. В НБУ, Фонд гарантирования вкладов, полицию и налоговую милицию.