Валерия Гонтарева считает Украину жертвой внешнеэкономической конъюнктуры. На это же намекали и некоторые читатели «Минфина». Падают цены на нефть, а значит и на металл. Из-за этого в стране дорожает доллар. Ничего поделать с этим в НБУ не могут. Поэтому рекомендуют всем смириться.
Но действительно ли нефтяные котировки влияют на украинский межбанк? «Минфин» взял курсы гривны за последние два месяца, перевел их в доллары (точнее в центы) и наложил это все на нефтяные котировки за тот же период.
Выходит, что гривна таки реагирует на цену нефти. Но как попало. Прямой зависимости здесь нет, но общая тенденция выдерживается. Что логично.
Украина не добывает нефть, а наоборот потребляет ее. Спрос на нефтепродукты относительно стабилен и ограничен. Поэтому большого сокращения/увеличения потребности в валюте у нефтяных импортеров при изменении цены на один-два доллара быть не могло.
Другое дело – зависимость курса от мировых цен на металлургию и агропродукцию. Сырьевые котировки взаимосвязаны. Дешевеет нефть, дешевеет и другое сырье. Металл и зерно - основа наших валютных поступлений. По данным НБУ, мировой индекс цены стали CRUspi в прошлом году по сравнению с 2014-м сократился на 32,4%, а индекс товаров продовольствия FAO упал на 17,9%. Цены на украинскую металлопродукцию в долларах снизились на 39,1%. Общее подспорье для девальвации в этом.
То есть валюты в страну поступает явно недостаточно. В феврале дневной межбанк лишь дважды преодолевал отметку в $400 млн. В марте таких дней уже было пять. Но в целом прирост небольшой. Средние торги по февралю – 317,56 млн долларов, по марту – 374,57 млн. Увеличение слишком маленькое, чтобы пенять при этом на мировые рынки.
Снижение цен на нефть, сталь и агропродукцию – тенденция давняя. И связано все это с общим замедлением мировой экономики. Такой потребности в сырьевых товарах, как раньше, ни у развитых, ни у развивающихся страну уже нет. А чем экспортоориентированная экономика может поддержать своего производителя? Конечно, девальвацией нацвалюты.
Нечто подобное делает и Россия, где графики нефти и рубля почти идентичны:
Влияние нефтяных котировок на российскую валюту настолько большое, что рубль даже по инерции продолжил дорожать, хотя и котировки Brent пошли вниз. Но надолго этого эффекта не хватило. И графики снова приближаются к привычному зеркальному состоянию.