Теоретически валюту можно было переслать кому угодно. Но в этом не было никакого смысла. «Клиентов информировали о постановлении Нацбанка №365 от 16 сентября 2013 года. Инициировать перевод родственнику или кому угодно они могли. Но получателю в любом случае зачисляли гривну» — рассказывает Елена Деркач из департамента развития розничного бизнеса ОТП Банка.
Пополнить валютный счет можно было только лично. Для этого НБУ предусмотрел три варианта: внесение наличных; зачисление процентов по валютному депозиту; перевод между валютными счетами одного владельца.
На переводы из-за границы это правило не распространялось. Деньги как зачислялись, так и зачисляются на счет получателя в валюте перевода. Единственное ограничение здесь действовало до лета 2014 года. Если перевод превышал эквивалент в 150 000 гривен, он подлежал обязательной продаже.
Единственным вариантом для валютного перевода между физлицами был договор дарения. Как рассказывает начальник отдела сбережений и депозитов UniCredit Bank Ирина Стрепетова, именно такую схему банки предлагали клиентам, желающим переслать валюту на банковский счет другого лица. Но пользовались ею немногие, ведь нотариальное оформление сделки сильно увеличивало конечную стоимость операции.
Спрос на валютные переводы между физлицами до ограничений был. По подсчетам операционного директора Альфа-Банка, Елены Лукьянчук, в 2013 году только в ее учреждении ежедневно было 2-3 таких платежа в день. Это не значит, что сейчас операционная нагрузка на банки по таким транзакциям вернется на прежний уровень. Нацбанк все равно сильно ограничивает валютные переводы внутри страны, санкционировав обмен валютой только между родственниками.
Для этого регулятор еще в феврале четко определил круг лиц, подпадающих под это понятие. Сейчас перевести валюту можно на банковский счет только ближайших родственников. Круг ограничивается двоюродными братьями/сестрами (и соответственно племянниками) и правнуками/прадедами.
Кроме переводов от прямых родственников, НБУ разрешил зачисления валюты на текущий счет физлица, если это деньги, полученные по решению суда или других госорганов или доходы от операций с ценными бумагами иностранных эмитентов.
Оценивать возможные объемы спроса на эти переводы банкиры не берутся. Но говорят, что любое послабление, которое поможет сократить количество наличных операций в валюте – однозначно хороший знак для курса гривны. По крайней мере, количество конвертаций, а значит и спрос на наличную валюту, сократится.