Вчера банкиры и представители финансовых компаний на конференции FinSales («Минфин» — ее соорганизатор) обсуждали эффективность продаж и привлечение новых клиентов. Самые прибыльные сегменты рынка. Новые подходы к аудитории. Кросс-продажи. Каждый из докладчиков говорил о сдержанном оптимизме. Мол, время сложное, но работать и зарабатывать вполне реально. Нужно просто понять, чего хочет современный потребитель.

Самое интересное началось когда в перерыве между докладами дело дошло до панельной дискуссии и вопросов из зала. Поговорить о самых востребованных финансовых продуктах в этом и следующем году на сцену пригласили Елену Сутормину из компании «Арсенал Страхование», Ивана Истомина из Payforce, Андрея Малахова из «Идея Банка» и Валерия Сероштана из Renome-Smart.

Они много говорили о современных технологиях и онлайн-банкинге. О том, как важен индивидуальный подход к клиенту, и ключевой роли лояльности к бренду. А усилить ее может только высокий уровень сервиса.

Размеренный ход дискуссии нарушил вопрос из зала. Один из слушателей конференции внезапно напророчил банкам превращение в ненужный хлам. Он сказал, что банки стремительно превращаются в «канализацию». Они не видят стремительно наступающей угрозы, которая лишит их работы. Речь о новейших технологиях, о которых так много говорилось на конференции.

«Что для вас Uber?» — так звучал его вопрос к присутствующим банкирам.

Все согласились, что сервис такси Uber — это серьезный конкурент для украинских банков. И не зря его считают примером того, как технологии уничтожают инфраструктуру традиционного бизнеса. Такие сервисы дают клиенту выбор с помощью приложения на смартфоне.

Но приход Uber на украинский рынок – это хорошо, потому что конкуренция на отечественном рынке достигнет невиданных ранее высот. Что для потребителей однозначный плюс. Участники разговора единогласно признали, что «уберизация» — это круто. Но на этом дискуссия не закончилась.

Застрельщик продолжил. По его убеждению, Uber – это только переходная стадия. Дальше для банков (в первую очередь) все будет куда хуже. И все они рискуют превратиться в «обычную канализацию». Уже сейчас они предлагают клиентам одни и те же сервисы. Цены различаются минимально. Остальные условия – тоже. А все разговоры о «силе бренда», «лояльности клиентов», «доверии» — не более, чем фикция, которая нужна не клиентам, а только самим банкирам.

Омнибокс. Нейронные сети. Машинное обучение. Компьютер, который обыгрывает человека в Го. Биткоины. Софт может заменить человека. Уже сегодня он самостоятельно и без человеческой помощи оказывает услуги. Машины заменяют собой целые банковские отделения. Все это — прямые угрозы для банкиров. 

Да, банки продолжают зарабатывать и привлекать новых клиентов. Но это инерция. Идеология финансовых потоков будущего меняется уже сейчас. Рано или поздно они станут чем-то понятным и само собой разумеющимся для всех без исключения потребителей. И тогда банковский сотрудник потеряет ценность. Сейчас он носитель особого знания. Но с развитием технологий в этом знании не будет необходимости.

Финансовые потоки будут существовать и без помощи человека, а значит и банков, которые в конечном итоге станут выполнять функцию своеобразных канализационных стен. Все остальное – от вентилей, до систем слива будет управляться искусственным интеллектом.

Uber – это отправная точка. А дальше человек полностью останется один на один против машины. И даже если он неоспоримый чемпион по Го, победить в этой схватке шансов не так уж и много.

А что банкиры? Они согласились, что нужно меняться.